Основы философии

вера, по Ю., произошла от страха людей за свое “земное” будущее. Ю. остро

критиковал церковь. В основе этики Ю . - концепция неизменной человеч.

природы. Ч-к по Ю.- существо слабое, подверженное ошибкам и капризам

ассоциаций; образование приносит ему не знания, но привычки. Ю. считал, что

моральн. оценки проистекают из чувства удовольствия. От этого гедонистич.

принципа Ю. перешел к утилитаризму, но в поисках мотивов, к-рые заставили

бы людей следовать требованиям “обществ. блага”, обратился к альтруистич.

чувству общечеловеч. “симпатии”, к-рое призвано умерить крайности

индивидуализма. Эстетика Ю. сводилась к психологии художеств. восприятия;

прекрасное он преимущ. толковал как эмоц. реакцию субъекта на факт практич.

целесообразности объекта.

*31. Историко-филос. становл. кат. “материя” и ее методолог. знач.

Мир явл. материальным. Он сост. из разл. предметов и процессов, которые

превр. друг в друга, возник. и исчез., отражаются в сознании, существуя

независимо от него. Ни один из этих предметов, взятый сам по себе, не м.

быть отождествлен с материей, но все их многообразие, включая их связи,

составляет мат. дейст-сть. В домарксовском материализме материя часто

поним. как нечто существующее наряду с вещами, как некот. телесность,

праматерия, из кот. возникают и в кот. исчезают конкр. вещи. Диалект. мат-м

развивает иное представление о субстанциональности материи, рассматривая ее

как бесконечно развивающееся многообразие единого мат. мира. С этой точки

зрения материя сущ. только в многообразии конкретных объектов, через них, а

не наряду с ними. Категория материи является фундаментальным философским

понятием. Диалектико-материалистич. определение этого понятия было дано

Лениным в книге “Мат-м и эмпириокр-м”: “Материя есть ф. категория для

обозначения объ. реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая

копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя

независимо от них.” В этом определении выделено 2 осн. признака: 1) материя

сущ. независ. от сознания; 2) она копируется, фотографируется, отображается

ощущениями. 1я х-ка озн. признание первичности материи по отн. к сознанию,

вторая - признание принципиальной познаваемости мат. мира. Т.о. опр.

материи предстает как сжатая, свернутая формулировка материалистического

решения ОВФ. Сл., оно сразу позволяет провести разграничительные линии

между материализмом, с одной стороны, и идеализмом и агностицизмом - с

другой. Вместе с тем ленинское определение материи заключает в себе и такое

содержание, которое отличает диалектическое понимание мира от

метафизического. В этом определении отсутствуют ссылки на конкретные

свойства и виды материи, нет перечисления каких-либо ее конкретных

характеристик. В традиции материализма были и другие определения. Напр.,

многие материалисты 18-19 в определили материю как совокупность неделимых

корпускул (атомов), из которых построен мир. Но Ленин дает совершенно иное

определение материи. На каждом этапе познания и практики ч-к осваивает

только некоторые фрагменты и аспекты неисчерпаемого в своем многообразии

мира. Поэтому бессмысленно определять материю через перечисление ее

известных видов и форм, если учесть, что последующее развитие познания и

практики будет приводить к открытию новых, неизвестных ранее свойств, видов

и форм материи. Несостоятельны также попытки определить материю,

рассматривая некоторые ее виды в качестве своеобразных “первокирпичиков”

мироздания. Здесь заранее предполагается, что такие “п.” вечны, неизменны и

не возник. ни из каких других объектов (если же они возникают из какого-то

предшествующего состояния материи, то тогда они уже не могут

рассматриваться в кач. последнего основания мат. мира). Таким образом,

остается только один способ определить материю - выделить такой предельно

общий признак, который характеризует любые виды материи независимо от того,

познаны они уже или еще только будут познаны в будущем. Таким общим

признаком является свойство "быть объективной реальностью, существовать вне

нашего сознания". Определяя материю посредством этого признака,

диалектический материализм неявно предполагает бесконечное развитие материи

и ее неисчерпаемость.

42.Практика-специф.чел-ский способ отн-я к миру. Роль п. в позн-ии.

Истина - адекв. отраж. объекта познающим субъектом, воспроизводящим

реальность такой, какой она есть сама по себе, вне и независимо от

сознания. Истина ограниченна, т.к. отражает объект не целиком, а в

известных пределах, кот. постоянно изменяются и развиваются. Критерий

истины заключается в практике. Некот. положение является истинным, если

можно доказать, применимо ли оно в конкретной ситуации. Нельзя забывать,

что практика не может полностью подтвердить или опровергнуть то или иное

высказывание. Практика постоянно развивается, сл. расширяются и границы той

или иной истины. Практика многогранна - от эмпирич. опыта до строжайшего

научного эксперимента. В процессе развития истинного знания, наука и

практика все больше выступают в неразрывном единстве. В сфере реальн. отн-я

людей к миру - к прир., о-ву, к другим людям - формируются исходные стимулы

развития всех форм чел. культуры. Создаваемые в культуре, в матер. пр-ве, в

регуляции отношений между людьми в о-ве, и в сфере науки, иск-ва, ф.

способы деятельности возникают как ответ на опред. проблемы и задачи, связ.

с воспроизводством чел. сущ-я в окр. реальном мире. Ограничная связь видов

чел. социально-культур. деят-сти с практикой в системе культуры заключается

в том, что все эти виды деят-сти имеют выход на практику, обогащают ее

возможности. Важнейшим каналом воздействия на практику косвенно связанных с

ней видов обществ. деят-сти явл. разв-е их с пом. самого ч-ка, его

способностей, направляемых им в ходе практически-преобразовательн. действия

во внешний мир. Структура: эл-ты процесса труда по Марксу: ч-к с его

целями, знаниями и навыками, осуществл. ч-ком операции целесообр. деят-сти;

объекты, включенные в ходе этих операций в опред. взаимодействия. Объекты

расчленяются по своим ф-ям на предмет труда, средства труда и продукты

труда. Труд как преобр. ч-ком в-ва природы предполагает взаимодействие всех

этих эл-тов. Формы: матер. производств. деят-сть, практически-

преобразовательн. деят-сть, социальн. практич. деятельность (социальн.,

классовая борьба, революции и т.п.), технич. деят-сть (наука, НТР и т.п.).

53. Философское понятие культуры. Культура и цивилизация

Совокупность матер. и дух. ценностей, а также способов их созидания, умение

использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к

поколению и составляет культуру. Культура - все созданное человеком;

совокупность созданных и создаваемых человеком ценностей; качественная

характеристика уровня развития о-ва. Ценность - факт культуры, и она

социальна по своей сути. Огромный пласт из этих культурных ценностей и

вообще существенную форму их выражения составляет система символов.

Стержень культурных ценностей - понятие нравственности. Там, где есть

человек, его деят-сть, отношения между людьми, там имеется и культура.

Культура: материальная и духовная (не противопоставлять!). Цивилизация =

окультуренная природа + средства окультуривания + человек, усвоивший эту

культуру, способный жить и действовать в окультуренной среде своего

обитания + обществ. отношения (формы социальной организации культуры),

обеспечивающие сущ-е Ц. и ее продолжение. Ц. - социокультурное образование.

Не Ц., а К. - единственный критерий социального развития общества.

Многообразными способами включается культура в движение истории. Она выраж.

личностную сторону деятельности ч-ка в обществе, выполн. F трансляции

опыта, знаний, рез-тов чел. деят-сти. Нов. идеи включаются затем в историч.

процесс, внося в него новые элементы. Любое изобретение человека может

превратиться в фактор историч. развития и начать оказывать на него

воздействие. Пример - изобретение ядерн. оружия, которое с момента своего

изобретения начало влиять на ход научно-технического прогресса. Для

устранения этой страшной угрозы были созданы различные комитеты во многих

странах мира.Так создание научно-технич. мысли вошло в социальную жизнь,

оказывая влияние на протекающие в обществе социальн., экономич. и политич.

процессы. Но не все, что было рождено человеческой мыслью вошло в обществ.

жизнь, в культуру, стало моментом историч. процесса. Многие изобретения не

были реализованы по различным причинам, напр. изобрет. Ползуновым в 18 веке

паровой машины (Россия не была к этому готова); работы в обл. генетики

советских ученых. В ходе обществ. историч. процесса из тех "предложений",

кот. идут со стороны культуры, данным о-вом осуществляется "социальн.

отбор" этих предложений и то, каким он будет от текущ. состояния разв-я о-

ва.

54. Строение и динамика научных знаний

Для науч. знания хар-но наличие 2 уровней: эмпирич. и теоретич. Для

эмпирич. знания хар-на фактофиксирующая деятельность. Теор. знание - это

сущностное знание, осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков. На

эмпир. уровне выдел. 2 подуровня: наблюдений и эмпирич. знаний. Теория -

это обобщение практики, опыта или наблюдений. Теор. уровень имеет 2

подуровня: 1) частн. теор. модели и законы; 2) развитая теория. Пытаться

решить поставленную проблему можно 2 путями: искать нужн. информацию или

самост. иследовать ее с помощью наблюдений, экспериментов и теор. мышления.

Наблюдение и эксперимент - важнейш. методы иссл-я в науч. знании. Науч.

обобщения часто используют ряд особых логических приемов: 1) прием

универсализации, который состоит в том, что общие моменты и свойства

наблюдаемые в ограниченном множестве экспериментов, распростр. на все

возможные случаи. 2) прием идеализации - указываюся условия, при кот.

описываемые в законах процессы происходят в чистом виде, т.е. так, как в

самой действительности они происходить не могут. 3) прием концептуализации

- в формулировку законов вводятся понятия, заимствованные из других теорий,

и получивщие в них достаточно точный смысл и значение. Эмпир. и теор.

уровни связаны, предполагают друг друга, хотя исторически эмпирическое

предшествовало теоретическому. В процессе науч. познания применяется

мысленный эксперимент, когда ученый в уме оперирует образами и понятиями,

мысленно создает нужные условия. Эксперимент двусторонен: с одной стороны

он позволяет проверить и подтвердить гипотезу, с другой стороны он дает

данные для новых гипотез. Теория - это высшая, обоснованная, логически

непротиворечивая система научного знания, дающая целостный взгляд на

существенные свойства, закономерности, и.т.д. Теория - развивающаяся

система верных, проверенных практикой научных знаний. Сердцевину научной

теории составляют входящие в нее законы. Многообразию форм современного

теоретического знания соответствует и многообразие типов теорий, а также

многообразие их классификаций. Различают описательные, математизированные,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты