Основы философии

делает невозможным формулировку единого критерия. Большинство же авторов

счит. возможным сформулировать единый общесоциологический критерий об.п.

Однако уже при самой формулировке такого критерия налицо существ.

расхождения. Одна часть ученых утверждает, что общесоциологическим

критерием о.п. явл. производственные силы о-ва. Серьезным аргументом в

пользу данной позиции является то, что сама история чел-ва начинается с

изготовления орудий труда и сущ. благодаря преемственности в развитии

производственных сил. Недостатком этого критерия является то, что оценка

произв. сил в статике предполагает учет их количества, характера,

достигнутого уровня развития и связанной с ним производ-сти труда,

способности к росту, что важно при сопоставлении различных стран и ступеней

исторического развития. Если в качестве критерия прогресса берется развитие

производственных сил, оценка их в динамике, то это предполагает сопост. уже

не с т.зр. большей или меньшей развитости произв. сил, а с точки зрения

хода, быстроты их развития. Но в таком случае возникает вопрос, какой

период должен браться для сопоставления. Другая часть авторов, учитывая те

затруднения, которые возникают при использовании рассмотренного выше

критерия, счит., что все трудности будут преодолены, если взять в кач.

общесоциологич. критерия о.п. способ производства матер. благ. Веским

аргументом в пользу такой позиции является то, что фундаментом о.п. явл.

развитие способа производства в целом, что при учете состояния и роста

производств.сил, а также хар-ра производств. отношений можно гораздо полнее

показать прогрессивный хар-р одной формации по отн. к другой. Не отрицая

того, что переход от одного способа пр-ва к другому, более прогрессивному,

лежит в основе прогресса в целом ряде других областей, оппоненты

рассматриваемой т.зр. почти всегда отмечают, что при этом остается не

решенным гл. вопрос: как определить саму прогрессивность этого нового

способа производства. Третья группа авторов предлагает взять в кач.

общесоциологич. критерия и степень развития производственных сил, и степень

свобод в обществе. Этот двуединый критерий о.п. с первого взгляда подкупает

тем, что учитываются в единстве отн-я человека к природе и к обществу, к

ест. и обществ. силам. Однако недост. этой позиции закл. не только во

внутр. несогласованности элементов предлагаемого критерия, но и в ее

нацеленности на анализ антагонистич. формы о.п. Четвертая группа авторов,

справедливо считая, что чел. о-во - это прежде всего развивающееся

сообщество людей, выдвиг. в кач. общесоциологич. критерия о.п. разв-е

самого человека. Ход чел. истории действит. свидетельствует о развитии

людей, составляющих чел. о-во, их обществ. и индивид. сил, способностей,

задатков. Материалистич. подход к единству истории вкл. в себя признание

единства мир. и. Единство и. закладывается в самой реальной жизни, в

способе ее матер. обеспечения с пом. трудовой деятельности и используемых

ею материальных средств труда. Труд - вечное условие чел. жизни. Мат.

основа ист. процесса есть одновременно и основа его единства. Если

различные культуры и цивилизации развиваются как самост. и внутренне

замкнутые образования, то никаких общих законов, ист. закономерностей быть

не может. Формы проявления единства ист. процесса. Установление многообр.

связей между странами: экономич., культурных => рост городов, консолидация

народностей. С развитием капит. отношений все больше стран вовлекаются в

механизм кап. экономики. Эк. и культурное развитие тесно связ. с развитием

науки и техники. В этом взаимосвязанном мире соц. значимые события сразу

становятся достоянием всех, интересы и судьбы народов тесно переплетаются.

Т.о. в ходе истории меняются формы выражения ее внутр. единства, старые

формы накладываются на новые. Причины и факторы многообразия истории.

Многообразие истории существует во времени и пространстве. Во времени - это

разл. этапы исторического развития, формации и эпохи. В пространстве - это

наличное реальное многообразие социальн. жизни, осн. источник которого -

неравномерность ист. развития.

43. О-во как предмет ф. Материалист. и идеалист.понимание истории.

Чел. о-во - это высшая ступень развития живых систем, главные эл-ты кот.

люди, формы их совместн. деят-сти, прежде всего труд, продукты труда, разл.

формы собственности и вековая борьба за нее, политика и гос-во,

совокупность разл. институтов, утонченная сфера духа. Жизн. основа потока

обществ. жизни - труд. Объединение людей в целостную систему происходит

независ. от их воли: естеств. факт рождения с неизб. включает ч-ка в

обществ. жизнь. Законы развития о-ва - это объективн., существ., необход.,

повторяющиеся связи явлений общ. жизни, хар-ие основную направленность соц.

развития от низшего к высшему. Развитие: с увеличением матер. и дух. благ

возрастают и потребности ч-ка. Специфика обществ. законов: 1) возникли

вместе с возникновением о-ва и сл. невечны; 2) законы природы происходят, а

законы развития о-ва делаются и проявляются в совокупной сознательной

деятельности людей; 3) носят более сложный характер; 4) так же как и в

природе в обществе закономерное (общее) действует через единичное,

индивидуальное, случайное, в органическом единстве с ним. На каждом этапе

развития действуют и общие законы, характеризующие устойчивое в истории, и

специфические, проявляющиеся только в ограниченном историческом времени или

пространстве. Закономерности в обществе : 1) М. Вебер (субъ. идеализм):

абсолютизировал неповторимость историч. событий и на этой основе отверг

наличие какой-либо закономерности в обществе. Но если в о-ве нет

объективной тенденции, то невозм. прогнозирование событий, сл. теряет смысл

и цели социальное бытие. 2) Марксизм: в о-ве имеют место объективная

необходимость, причинная обусловленность и повторяемость, но сущ.

особенности обществ. законов. Чел-во всегда должно будет корректировать

линию своего поведения, считаясь с законами жив. и нежив. природы. Свобода

- это деятельность на основе познанной необходимости. Необходимость

отражает нечто устойчивое, упорядоченное, что и отражается в законах

сохранения. Свобода отражает развитие, появл. нового, разнообразного, новых

возможностей. Необходимость выражает наличное, показывает, каков мир есть,

а свобода отражает будущее - каким мир должен быть. Развитие общества и

есть постоянный процесс перехода необходимости в свободу. Гегель: мировая

история - процесс возрастания свободы. Свобода многолика, но сущность ее

одна - наличие разнообразных возможностей, следовательно она - наибольшая

ценность. Маркс: лишь при условии обретении социальной свободы начинается

развитие человеческих сил, которое является самоцелью. О.Шпенглер и

А.Тойнби не признавали сущ-я единой истории чел-ва, разрывали ее на

множество самост. потоков, а в качестве исходных посылок истории принимали

духовные ценности или религиозные системы. Шпенглер: каждая культура живет,

подчиняясь особым, только ей присущим принципам и ценностям, и проходит

периоды возникновения, расцвета, старения и гибели, а история в целом

представляет собой сосуществование и смену разл. культур. Тойнби: обнаружил

в истории множество локальных цивилизаций, каждая из кот. создается творч.

меньшинством и также проходит ряд этапов своего жизненного цикла вплоть до

дезинтеграции; в будущем возможно достижение единства чел-ва, но лишь в

сфере духа, на осн. религии. Эпоха становления капиталистических отношений,

обнаружив пестрое многообразие истории, стимулировала вместе с тем поиск

скрытого за многообразием единства. К этому побуждало прежде всего развитие

экон. связей, процесс, связанный с построением единого капит. рынка.

Идеалистическая трактовка единства истории. На признании единства истории

были построены ф.-историч. концепции Гегеля, Фурье. Г.: единству истории

придавал "мировой дух", кот. воплощался в духе различных народов; Ф.: идея

единства истории служила обоснованию новой высшей цивилизации, кот. придет

на смену существующей. Материалистич. подход к единству истории вкл. в себя

признание единства мир. и. Единство и. закладывается в самой реальной

жизни, в способе ее матер. обеспечения с пом. трудовой деятельности и

используемых ею матер. средств труда. Труд - вечное условие чел. жизни.

Мат. основа ист. процесса есть одновременно и основа его единства. Если

различные культуры и цивилизации развиваются как самост. и внутренне

замкнутые образования, то никаких общих законов, ист. закономерностей быть

не может. Формы проявления единства ист. процесса. Установление многообр.

связей между странами: экономич., культурных => рост городов, консолидация

народностей. С развитием капит. отношений все больше стран вовлекаются в

механизм кап. экономики. Эк. и культурное развитие тесно связ. с развитием

науки и техники. В этом взаимосвязанном мире соц. значимые события сразу

становятся достоянием всех, интересы и судьбы народов тесно переплетаются.

Т.о. в ходе истории меняются формы выражения ее внутр. единства, старые

формы накладываются на новые. Причины и факторы многообразия истории.

Многообразие истории существует во времени и пространстве. Во времени - это

разл. этапы исторического развития, формации и эпохи. В пространстве - это

наличное реальное многообразие социальн. жизни, осн. источник которого -

неравномерность ист. развития.

45. Развитие общества как ест.-историч. процесс. Базис и надстройка

Уже Аристотель указывал, что ч-ка побуждает к действию интерес. Эта

проблема играла огромную роль в размышленях философов 17-19 в. Любой ч-к

живет не сам по себе, он связан с другими людьми, поэтому он как частица

класса, обществ. группы он связан сдругими людьми одинак. условиями

существования, сходным образом жизни и общностью интересов. В этом и

поисходит сведение интересов индивида к интересам общества. Гегель:

"Интересы" двигают жизнью народов". Интерес существует объективно,

независиво от того, осознан он или нет. Без учета всех интересов общества

оно не смогло бы понять путей своего развития.

Субъект ист. процесса - личность, действ. сознательно и ответственная за

свои действия. Группа тж. может быть субъектом, если у нее имеются общие

интересы, цели действия, т.е. если она представляет собой целостность. Т.е.

в данном случае группу можно рассматривать как социальн. субъект, в кач-ве

кот. могут выступать та или иная соц. группа, народ, чел-во. Основные соц.

субъектами исторического процесса явл. обществ. классы. Борьба классов была

движ. силой общ. развития на определенной его стадии. Роль соц. субъекта

могут играть тж и такие историч. общности, как народности и нации, когда

они обретают самосознание и сплачиваются во имя определенной цели, но нации

всегда возглавляются классами, кот. и в этом случае остаются осн. движ.

силами и субъектами ист. процесса. В совр. мире проблема субъекта ист.

процесса приобретает новые смысловые грани. В наше время правомерно ставить

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты