Ответы на вопросы по западноевропейской философии 19 века философского факультета СПбГУ
Вопросы:
1. Классическая философия и модернизм.?
2. Общая характеристика британской философии 19 века. См., 3, 4, 5, 18,
19.
3. Шотландская философия «здравого смысла».
4. Английское неогегельянство.
5. Абсолютный идеализм Фрэнсиса Брэдли.
6. Французская философия 19века. -
7. Спиритуализм во Франции I пол. 19 века. -
8. Французский мистицизм I пол. 19 века. -
9. Немецкая философия 19 века. Общая характеристика.
10. Философский романтизм. История развития. Основные представители.
11. Философские взгляды Фридриха Шлегеля.
12. Магический идеализм Новалиса.
13. Диалектика и общая герменевтика Шлеймахера.
14. Основные этапы развития позитивизма.
15. Закон трех стадий развития духа О. Конта.
16. Классификация наук Контом.
17. Социологические взгляды Конта.
18. Логика позитивного исследования Д. Милля.
19. Эволюционизм Г. Спенсера.
20. Эмпириокритицизм. Общая характеристика. Основные представители.
21. Волюнтаризм А. Шопенгауэра.
22. Закон достаточного основания Шопенгауэра.
23. Детерминизм и проблема свободы у Шопенгауэра.
24. Экзистенциальная диалектика Кьеркегора.
25. Диалектика отчаяния Кьеркегора.
26. Этика и религия в учении Кьеркегора.
27. Общая характеристика философии жизни.
28. Искусство как способ постижения мира у раннего Ницше.
29. Дионисическое и апполоническое начало мира у Ницше.
30. Космологическое понимание морали у Ницше.
31. Сверхчеловек.
32. Воля к власти.
33. Идея вечного возвращения.
34. Проблема нигилизма у Ницше.
35. «Объективизация» жизни у В. Дильтея.
36. Понятие бытия и переживания у Дильтея.
37. Критика историзма у Дильтея.
38. Интуитивизм А. Бергсона.
39. Философия культуры Г. Зиммеля.
40. Морфология культуры О. Шпенглера.
41. Общая характеристика неокантианства. Проблематика исследований и
этапы развития.
42. Логика науки Марбургской школы.
43. Философия культуры и философия истории Баденской школы.
44. Ценность как предмет философии Баденской школы неокантианства.
18.Логика позитивного исследования Д. Милля.
Джон Стюарт Миль 1806-1873. Англия.
В юности был под влиянием английского утилитаризма, либерализма,
утопического социализма. Читал Конта. Стремление быть реформатором
мира. Затем понял, что счастье других, прогресс человечества,
искусства могут быть объективно достойными целями если они есть цели
сами по себе, а не как средства.
Трактат «О свободе» - защита прав личности.
«Система рассудочной и индуктивной логики» - 1843 - образцовое
пособие по индуктивной логике, содержит индуктивистскую трактовку
логики как общей методологии наук. Отрицание априоризма. Опыт как
единственный источник знания. Предметом знания являются наши
ощущения. Под позитивные исследования попадают науки о духе,
психология, социология, этика, экономика и политика.
Логика есть наука о доказательстве, т.е. о корректном выведении одних
положений из других. Всякая истина и всякая ошибка гнездятся в
предложениях, пропозициях. Аргументы - цепочки пропозиций, если
истины предпосылки, то истины и следствия. Всякий вывод есть вывод от
одного частного к другому частному, т.к. базируются на опыте, где
дано только частное. Общая пропозиция - прием для сохранения в
памяти частного. Дедуктивные или демонстративные(доказательные) -
индуктивные науки. Силлогизм бесплоден, т.к. он не увеличивает наших
познаний.
Индукция - обобщение опыта, ментальная операция вывода из знания об
одном или многих случаях знания обо всех подобных, похожих на
предыдущие при обстоятельствах считающихся существенными. Отличия
существенных обстоятельств от несущественных: первые - связанные
неизменным законом.
4 индуктивных метода: Методы согласия, различия, сопутствующих
изменений, остатков.
Гарантия достоверности вывода - единообразие природного процесса.
Аксиома индукции - вселенной управляют законы, будущее похоже на
прошлое. Индуктивные принципы - единообразие природы и каузальность -
ценность индуктивного принципа. Но этот принцип не априорен -
обобщение основанное на предыдущих обобщениях.
19.Эволюционизм Герберта Спенсера (1820 - 1903). Англия.
Влияние - Конта, хотя С. и отрицал свою зависимость от него, Юм,
Милль, кантианство, Шеллинг и шотландская школа. «Начала философии».
Вопрошание об основаниях и пределах наук, защита автономии философии.
Философия - максимально обобщенное знание законов явлений. Отличается
от частных наук только количественно, степенью обобщенности знания.
Мир делится на познаваемое и непознаваемое. Наука способна познавать
лишь сходство, различие и др. отношения между чувств. восприятиями,
но не может проникнуть в их сущность. Непознаваемое - первоначальная
причина, в признании кот. сходятся наука и религия. Теория познания -
различие предмета и ощущения,. Но изменению предмета соотв. изменение
ощущения.. С. соед. Эмпиризм с априоризмом(физиолог. закрепленный
опыт предков).
Особенность позитивизма - учение о всеобщей эволюции, базирующееся на
мех. интерпрет. Бэра, геолог. концепция Лайеля, закона о сохранении и
превращении энергии, Чарльзе Дарвине.
Эволюция - непрерывное перераспределение телесных частиц и их
движения, протекающего в направлении к соединению(интеграции)их самих
и дезинтеграции движения. Это понимание эволюции распространяется на
все явления. Эволюционизм - описание наблюдаемых фактов.
1852- «гипотеза развития», 1855- «основания психологии», 1862-
«основные начала».
Бытие непознаваемо в его последней сущности. Знание научное
относительно. Задача науки - расширение познания относительного. Два
полюса мысли- позитивный и негативный- наука и религия.
Философское обобщение консолидирует последние обобщения частных наук.
Наука - частично, фил-я полностью унифицированное познание.
Нет ничего постоянного, все в изменении. Самый общий принцип-
закон общего изменения- закон эволюции.
Термин эволюция - 1857(Дарвин- происхождение видов- 1859). Закон
эволюции вселенной. Х-ки: 1.Переход от менее связанной формы к более
связанной. 2. Переход от гомогенного состояния к гетерогенному. 3.
Переход от неопределенного к определенному.
Эволюция- интеграция материи, сопровождаемая рассеивание движения;
материя переходит от неопределенной и не связанной гомогенности к
определенной и связанной гетерогенности, тогда как сохраненное
движение претерпевает синхронную трансформацию. Эволюция вселенной
есть необходимый процесс. Эволюция человека может закончится только с
установлений величайшего совершенства и полнейшего счастья. Оптимизм
С.- вселенная прогрессирует развивается к лучшему. Все подчиняется
закону эволюции. Законы эволюции-1. Интеграция вещества 2. Разложение
в геом. Прогрессии. 3.всеобщая дифференциация 4. Вс. Структурная
дифференциация 5. Круговорот процессов, их ритмичность. 6.Тенденция к
всеобщему равновесию и покою.
- теория организма: Общество как единый организм, но в отличии от
билог. Организма общество есть не конкретное целое, а дискретное
целое. Метод - индукция социологии. Статика и динамика социума.
3.Шотландская философия «здравого смысла». Англия.
Философия «здравого смысла» возникла в 60-80 годы 18 века и получила
распространение в нач. 19. Сформировалась в полемике со скептицизмом
Юма и сенсуалисткую философией Беркли. Основатель- Томас Рид(1710-
1796).
Философия находясь в пределах антиномии рац-ть - эмпирия никогда не
могла бы найти компромисс. Попытка решения приводила к замкнутому
кругу - мыможем построить схему того, как мы познаем, но из этой схемы
невозможно доказать адекватность познанного. Получалась или доктрина
Беркли или фр. Материализм, подверженный скепсису Юма. Но поскольку мы
познаем , постольку наше знание играет определенную роль, т.е. Здравый
смысл вне его рационалистической интерпретации. Т.о. философия должна
соотносится с обыденным сознанием,. А теор. инструментарий с обыденным
смыслом. Рид предложил ряд постулатов «здравого смысла»:1. Существует
все что я сознаю, но думать,. Что я не могу обмануться невозможно. 2.
Опознаваемые мной мысли относятся существу, называемому Я. 3. То, что
я отчетливо вспоминаю действительно имело место - наша личность
тождественна, а ее существование непрерывно пока я могу вспоминать. 4.
Воспринимаемые вещи существуют так, как мы их воспринимаем. 5. Мы
обладаем властью над нашими действиями и нашей волей. 6. Естественная
способность нас не обманывает - подобные нам существа одарены
сознанием в той же степени, что и мы. 7. Мы считаемся с человеческим
свидетельством о фактах и с чел. авторитетом в познании. 8. Общества
можно предвидеть с той же степенью вероятности. 9. Среди явлений
природы то, что произойдет будет походить на уже происшедшее.
Это компромисс между рац-мом и эмпиризмом - признается относительность
знания. Здравый смысл, по Риду, это уровень суждения, присущий людям
,с кот. мы общаемся. Т.е. это связь объединяющая людей, среда
коммуникации(конвенционализм, интерсубъективность?). Эти идеи
воспринял позитивизм - конвенциональность языка исследования предмета
-А. Пуанкаре. Основанием непреложных для «здравого смысла» истин
служит непосредственная внутр. достоверность, заложенная в
человеческой природе Богом. Общепринятые убеждения - фундамент науки,
морали и религии. Вера утверждается как основание философии. Ш. ш.
Выдвигает основанные на врожденном «общем чувстве» доводы в пользу
бытия Бога, души и целесообразности всего сущего. Посредством таких же
доводов утверждается материальный мир. Уверенность, что материальный
мир существует независимо от сознания - один из фундаментальных
законов познания. Акцент на признании самоочевидности религиозных
истин и нравственных норм, коренящихся в моральном чувстве.
Основатель- Томас Рид(1710-1796). Против скептицизма Юма и всей линии
британского эмпиризма и сенсуализма, утверждавших опытное
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10