Ответы на вопросы по западноевропейской философии 19 века философского факультета СПбГУ

должное. В античности это идея единого, телесного, субстанционального,

божественного бытия, поэтому вся античность носит пластический

характер. В срвек. это понятие божества, теоцентризм, бог - и источник

действительности, и существо, требующее выполнения законов должного

(свободное повиновение). В Нов. Вр. это понятие природы: природа -

воплощение идеи бога; и сущее, и (воплощая волю бога) - должное; и

истина, и идеал; так возникает новый тип культуры. К концу Просвещения

на первый план выходит идея личного Эго. Мир - результат творческой

активности субъекта., 19 век - несчастный век, неспособный породить

всеобъемлющую идею. Субъект фикция, реально лишь общество. Требование

растворения личности в обществе. Центральным понятием становится

понятие жизни; она - критерий всех оценок. Это изменило эволюцию всей

культуры: раньше менялось содержание понятия жизни в поисках

наиадекватнейшего ее выражения, теперь же жизнь стремится полностью

воплотить себя, разрушая любую форму культуры. Борьба против формы как

таковой. Футуризм, кубизм и т.д. - разрушение любой законченности

формы, бесконечность. Прагматизм - тоже борьба с формой. Сама жизнь

определяет личность или истинность наших представлений. Даже в этике

ведется борьба с формой: в эротической культуре - борьба со всеми

устоявшимися нормами морали, устранение морали как аспекта культуры. Но

всякий аспект культуры, если рассматривать его эстетически, всегда

требует формы. Религия устраняется и заменяется мистикой (бесформенной

религией) для тех, кто не может совсем обойтись без веры. Зимм.

подчеркивает трагизм этих событий, ибо жизнь можно выразить лишь через

форму. Дезориентация современной культуры и ее уничтожение как таковой.

Культура как таковая - враг жизни.

40.Морфология культуры Освальда

Шпенглера(1880-1936). Германия.

Скандальная известность после первой мировой войны. «Закат

Европы»(1818)- самая большая теория европейского сознания того

периода - «Апокалипсис Европы».

Математик по образованию, увлекался Ницше. Ругали за достаточно

произвольный подбор и использование материала. Основа - различие

между пониманием действительности как природы и как истории, кот.

возводится в ранг метафизического. Эти понимания базируются на

разных гештальтах, представляющих действительность в виде той

или иной целостности: природы и истории. Феноменальность природы

базируется на принципе механической необходимости(становящееся

подчиненно ставшему), а истории на органической(подчиненность

ставшего становящемуся). Именно поэтому история не может быть

понята естественнонаучным методом, исходя из знания ее элементов,

структуры, способов ее внутреннего функционирования. Она не

расчленима. Критикует линеарную схему истории «Др. Мир -

Среднвек. -Н.в.». Она может быть понята лишь на «феноменальном»

уровне, посредством дескрипции ее форм(тех или иных цивилизаций)

и их компаративного анализа - отсюда морфология культур. Как

исходные данные эти формы не сводимы к чему то одному как и друг

к другу. Каждая цивилизация/культура самодостаточна и герметична.

Культура возникает тогда, когда из первоначального хаотического

состояния человечества возникает «великая душа» как некий образ,

идея в опред. местности в виде народов, языков, вероучений,

искусств, наук. Идея - изобилие внутр. потенций. Когда культура

полностью их расходует, осуществляется во внешнем она становится

цивилизацией. В ее пространстве мораль, философия, право несут

абсолютный смысл, но за ее пределами не имеют никакого смысла.

Релятивизм Шпенглера. Культура проходит два этапа развития -

собственно развитие культуры, внутренних возможностей.

Характеризутся как латентное развитие не направленное на

политическую сферу, само в себе. Но за достижением высшего

подъема следует кризис - преображение культуры в цивилизацию.

Здесь интерес к внешним моментам развития - техника, политика.

Проявляется как осознание своей мессианской роли, экспансия

цивилизации на других - цезаризм, имперализм. Отрыв от земли,

Жизнь сосредотачивается в городах. Отрыв от отчизны - городское

сознание космополитично. Это моральный и религиозный кризис.

Торжествуют эгалитарные тенденции, стремление к демократии и

социализму, политизация человека. Стремление цивилизовать другие

народы, донести «мировую культуру», подчинить их себе. Это все

является симптомом гибели Западной цивилизации.

История - закономерный круговорот, понятый физико-биологически -

закономероность конца. Фатализм. Слияние идеи круговорота и идеи

судьбы.

«Человечество» - зоологическая величина. Нет прогресса, нет

цели, единой истории, закона исторического развития. Есть лишь

существование отдельных замкнутых культур. Налично жизнь

существует в одной конкретной культуре, без взаимосвязей.

Спорадическая жизнь. «Морфология культуры» - всякая культура

переживает свои опред. Возрасты, как человек. Культуры

порождаются и умирают как целое. Они не претерпевают исторических

изменений в своем изолированном существовании. Нет ни конфликтов,

ни противоречий, ни прогресса, ни регресса. Это опред. форма

существования чел. зоолог. массы. Т.о. налицо редукция

культурного к биологическому, вульгаризация понимания истории и

культуры. Быстрое затухание скандального интереса.

Морфология культуры- культура существует не в мировом масштабе,

а в ограниченных ореолах и временах. То или иное состояние

культуры выражается «душой», «общественным сознанием».

Апполоническая душа - античность, магическая душа - возрождение,

фаустовская душа(поиск, стремление) - Новое время.

Формы культуры: китайская, вавилонская, египетская, индийская,

античная, западная, майя, арабская. Между существующими

культурами может идти внешний обмен, но в нем не может быть

заимствование и присвоение. Изолированность и самодостаточность,

собств. основа рождения, жизни и смерти - характеристики

культуры.

38. Интуитивизм А. Бергсона. Франция.

Отталкивался от эволюционной теории Спенсера.

Центральное понятие - «длительность» или «конкретное время», кот. явл.

внутр. подсознат. основой психического. Различные аспекты длительности -

память,, инстинкт, сознание, свобода, дух материя и интеллект.

Длительность, время или жизнь явл. мистическим демиургом действительности.

Орган постижения длительности - интуиция, «где акт познания совпадает с

актом, порождающем дйствит-ть» и «исчезает различие между тем, кто познает

и тем, что познается.» Интуитивизм как противопол. Разуму акт

непосредственного постижения, простейшей формой которого явл. инстинкт, а

внешнем проявлением - эстетическая способность.

Образец интуитивного познания - худ. творчество, свободное от утилитарных

целей. Художник благодаря эстет. Интуиции воспринимает реальность не в

трансформированном органами чувств виде, а во всем своеобразии ее

индивидуальных, первичных качеств.

Сознание хар-ет длительность, оно скрепляет прошлое и будущее настоящим.

Время - жизненный поток с элементом новизны в каждом из мгновений. Только

внутри меня есть процесс организации и взаимопроникновения, образующий

реально длящееся время. Длящаяся текучесть хар-ет сознание в модусе

свободы, вопреки детерминизму. Для сознания нет двух одинаковых событий. Я

есть единство в становлении. Мы свободны когда наши поступки выражают наше

личное начало. Сознание не есть вещь среди вещей. Протяженное время

противопоставлено конкретному времени. Внешняя реальность и

внутренняя(«Материя и память»1896). Чел. сознание не объяснимо мозговыми

функциями. Дополняет открытия психофизического свойства анализом трех

моментов: памятью, воспоминания и ощущения. Память тождественна сознанию.

Духовная память, будучи не зависимой от тела, нуждается в нем как в

механизме своего осуществления. Перцепция - действие нашего тела,

маневрирующего между образами объектов. Воспоминание ориентирует перцепцию

настоящего прошлым. Память соотносится с Духом, перцепция с телом. Свобода

сознания т.о. ограниченна перцепцией - но перцепция возвращается в жизн.

поток, оседая в памяти. Жизнь - рост Дух, посредством материальных сжатий.

Монист - Дух и материя - два полюса одного и того же.

«Творческая эволюция»1907- от анализа сознания к идее космологического

эволюционизма. Критикует мех. и теолог. Эволюционизм. Жизнь- не

механическое монотонное самоповторение, сохраняя, она перерастает себя.

Ограниченность механицизма и финализма преодолевается идеей творческой

эволюции. Жизнь - реальность четко отличаемая от грубой материи. Жизнь-

жизненный порыв, свободный и необратимый. Материя- момент остановки этого

порыва, его отражение, изначальное единство кот. распадается на множество

элементов. Нет вещей, есть только действия. Исток эволюции - взрыв. Только

человек сохранил способность эволюционировать.

Инстинкт- способность использовать и создавать органические, а интеллект -

неорганические инструменты. Это два разных решения одной и той же проблемы.

Инстинкт конкретен в обращении к вещи, разум к отношению между вещами.

Инстинкт повторяет, разум творит. Интеллект, абстрвгируясь, дробит

реальность на серию кадров. Не инстинкт ни разум не дают реальности. Но

разум, во возвратном движении к инстинкту, становится интуицией- ставший

бескорыстным инстинкт, способный рефлектировать по поводу собственного

объекта, неопределено наполнять его; и. - виденье Духа со стороны самого

Духа, действует изнутри Жизни, непосредственно как инстинкт и сознательно

как разум. Наука анализирует, метафизика интуирует. И- обнаруживается в

виде памяти и длительности, подтверждает нашу свободу проникновение в

жизненный порыв.

«Введение в метафизику» - 1903. Статическая и динамическая религия,

закрытое и открытое общество.

12.Магический идеализм Новалиса(1772-1801). Германия.

Настоящее имя - Фридрих фон Гарденберг.

«Лого-логические фрагменты»- 1798. Философия как идея все мистически

пронизывающая. Мистицизм как высший тип познания, т.к. синтезирует в себе

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты