и бесконечного. Его миссия быть проводником бесконечного. Это
достигается посредством превосхождения собственной конечности, существа
- ограниченности разума. Метод - ирония. Она стоит по ту сторону любого
знания и действия, той или иной формы выражения человеческого духа,
неспособной исчерпать его самого. Ирония есть избегание себя, искусство
развоплощения. Ирония как активность познающего разума.
Трансцендентальный субъект - творец всего сущего. Романтики
рассматривают его как демиурга, независимого от морали.
Трансцендентальная редукция переделана в метод художественного
творчества - «иронию». Бесконечная рефлексия, создание образов
сознания, имеющих смысл только как база для создания художником нового.
Эстетическая рефлексия в принципе не имеет результата. Сам процесс
рефлексии самоценен. Романтики яростно против диалектического сознания.
Задача - разрушить примитивные, житейские воззрения, побудить человека
к творчеству. Игра воображения и рассудка полностью отделена от
этической субстанции. Эстетический субъект теряет свою
субстанциальность. Отказ от себя и идея двойника. Многие романтики
кончали сумасшествием.
13. Диалектика и общая герменевтика Фридрих Даниил Эрнст
Шлеймахера(1768-1834). Германия.
«Рассуждения о религии»- 1779, «Монологи»- 1800 и т.д.
Предтеча философской герменевтики. Создает «Общую герменевтику» не
ограниченную в своем применении только к текстам. Любой текст требует
диалектического понимания: важно каким языком пользуется автор и каковы
его собственные особенности. Язык составляет грамматику, особенности
автора - психологию. Понимание текста , исходя из духовного понимания
автора . Психологический момент Ш. определяет как особый способ
мышления и чувствования. 2 метода герменевтики: 1. Грамматический. 2.
Психологический. Однако понимание не является простым суммированием
этих двух аспектов. Оно должно пройти три ступени: 1. Повседневная,
проходит бессознательно. 2. Обобщенный опыт специальной герменевтики,
напр., религиозной. 3. Высшая форма - искусство - в основе лежит факт,
что язык и мышление в некоторый момент взаимно определяют и
ограничивают друг друга, в результате чего получается некоторая
конструкция которая и подлежит толкованию. Основанием герменевтических
процедур является герменевтический круг: « Понимание целого должно
исходить из части, понимание части должно исходить из целого.». В этом
диалектическом замыкании себя самого на промзведении и рождается
понимание. Познание начинается с целого,. Целое имеет приоритет перед
частным, но потом отношение меняется - целое и частное уравнивается.
Также должны быть уравнены позиции толкования и толкуемого - нужно
вжиться в чужую эпоху. Понимание этого и дает целое. Текст должен
включаться в горизонт всего творчества автора. Проникновение в
произведение происходит постепенно. Грамматическое истолкование -
связанно с искусством находит смысл с помощью языка, носит внешний,
объективный характер. Психологическое истолкование - Дает возможность
исследовать субъективные моменты речи автора, его внутреннюю сущность.
Эти два истолкования взаимосвязаны: первое определяет рамки
исследования, второе выявляет заключенный в этих рамках смысл. Первое
формально, второе содержательно. 7 правил истолкования: 1.
Психологическое истолкование должно начинаться с общего обзора
произведения. 2. Нужно использовать герменевтический круг. 3.
Необходимо понять стиль автора. 4.Понимание стиля может быть достигнуто
только приблизительно. 5. Необходимо уравнивание позиций автора и
исследователя. 6. Необходимо использовать индуктивный и сравнительный
метод. 7. Понимание идеи произведения складывается из понимания
адресата произведения и материала произведения.
Для Ш. диалектика - искусство. Интерес к нему - со2 пол. 19века.
Помимо простой техники понимания и истолкования, она осваивает саму
интерпретативную структуру, характеризующую понимание как таковое.
Понимание частного и элементарного следует из понимания целого. Необходимо,
чтобы текст, интерпретируемое и интерпретатор, принадлежали одному
горизонту. Проблема стоит в удержании тотальности объекта понимания, в
целостности операции понимания,обхватывающей и субъект и объект. Два ее
свойства: 1- необходимое предзнание целостности интерпретативного действа.
2- необходимость принадлежности действия и понимания к более широкому
горизонту. Переводы Ш. Платона.
Религия - отношение человека со всеобщим. Религия - интуиция и чувство
бесконечного. Бесконечное, оставившее след в человеке, и есть интуиция.
Религиозное чувство - форма тотальной зависимости конечного человека от
всеобщего как бесконечного. Ш.- убеждение в приоритете для познания
внутр. чувства, логической непостижимости высшего начала - Бога.
Философия как синтез конечного и бесконечного, осуществляемый
творческой силой духа.
Несколько отличен от романтиков, хотя принадлежит этому течению.
Разделял взгляды Шлегеля., Новалиса, но по своему настрою был религиозным
человеком. Оставил после себя много трудов. Стал известен в Германии
благодаря работе: «Речи о религии. Обращение к людям образованным, но
презирающим ее.» В нее вошли два монолога. Шлейермахер был протестантским
теологом, но в книге выходит за рамки теологического языка и пытается
объяснить философским языком суть религии. Ш. был действующим священником ,
хотел восстановить утраченную связь между религиозностью и духовностью,
т.к. считал что вне религии человек индивидуализируется и теряет свою
человечность. Человек может быть человеком только в сообществе,
человечестве. Преподавал в Берлине в одно время с Гегелем - диалектику.
39.Философия культуры Г. Зиммеля(1858-1918) Последний представитель
фс. Жизни. Германия.
Увлеченность Ницше, позитивизмом. Близок к неокантианству. Не был
связан с академической философией. Но на закате жизни высказался в
пользу релятивизма. Интерес к Канту, Гете.
Феноменология жизни: Интерес к социальным проблемам. «Социальная
дифференциация». Интерес к проблемам культуры сквозь призму
эволюции жизни, которая достигает зрелости в самой культуре. Тезис:
теоретическое и явленное само по себе в культуре не существует.
Задача - адекватно воспроизвести явленность культуры-
«Жизневоззрение», «Созерцание жизни».
Открытие индивидуального закона, рассмотрение культурно
образующих составных современной эпохи.
Но в понимании жизни у З. нет ницшеанского декаданса. Вечное
возвращение привязывается к явленности этой жизни. Взгляды Ницше
соединились с ранним Гегелем.
Жизнь иррациональна, самодостаточна - внеценностна. Факты жизни -
труд, творчество, которые становятся ценностями лишь когда они
рассматриваются с точки зрения определенных идеалов, помещаются в
культурный контекст. Дух, жизнь образуют культуру путем
саморефлексии. Культура - результат духовной и практической
деятельности человека. Как таковая она уловима лишь в определенном
контексте. Сами по себе ценности важны для развития культуры, но не
являются ее основанием. Ее основание - сама жизнь, Дух. В этом
конфликт не только совр. явленности жизни, но и сама «трагедия жизни»
в аспекте ее явленности. Культура - поздний уровень объективации
жизни. Явленность подталкивает к осмыслению соц. форм культуры -
общества.
Общество не есть цельный монолитный организм, а единое целое,
состоящее из множества соц. групп, слоев, кот. состоят из индивидов.
Т.о. конфликт любой культуры трагически отзывается в осмыслении
существования каждым индивидом. Трагедия - мироощущение с сознанием
собств. неповторимости и причастности к обществу. Трагедия З.
отличается от Ф.Н. стремлением соединить метафизику с теологией.
Трагедия - конфликт между восприятием мира как Я и как того, где для
меня нет места. Это действ. причина развития рефлексии и культуры в
целом - попытка воспроизвести один и тот же предмет с разных сторон,
целостный взгляд. Итог: Основа развития культуры - ее конфликт,
который связан с трагическим сознанием бытия, укорененном в природе
«индивидуального закона».
Феноменология Зиммеля - ф. Юма, Канта, но не Гуссерля.
«Фундаментальные проблемы философии»(1910)- Зиммель выделяет помимо
субъективного и объективного «третье царство» идей и «четвертое»
долженствования. Проблему истории он ставит в кантовских терминах как
проблему условий, отстаивая автономию и правомерность историко-
социальных наук от естествознания. Но он полагает, что условия познания
объективируются в опыте. Возможности истории раскрываются из самой
истории и изменяются вместе с ней. Они продукты собственно людей,
подчиненных ей и осуществляющих ее. Исторический факт - продукт
интерпретации того или иного события, самой истории тем или иным
историком, который является носителем определенных ценностей, через
установления отношения к которым то или иное данное получает свою
значимость. Изучение предполагает психологическое вживание как
понимание и воспроизведение духовной жизни. Тождество познающего
субъекта и познаваемого объекта делает возможным историческое познание,
но не гарантирует его ценности. Социология - дескриптивная наука,
поэтому позитивное отношение к обществу не может вскрыть его природы.
Необходимо вживание, интерпретация тех или иных данных в свете
ценностных категорий, кот. не вечны и не абсолютны. История понимает
факты и единичные события, а социология описывает формы их объединения,
«формы ассоциации». Социология формальна, дать ей ее содержание может
лишь философия истории. Однако и это проблематично, т.к. жизненный мир
относителен, соотв. нетрансцендируем.
Субъект индивидуален и бытиен. Бытие человека и бытие
общества изоморфны. Внутренняя потенция личности вызывает ее развитие.
Образуется система несмешивающихся миров. Культура имеет материальные и
духовные формы, и вопрос в том, что первично, смысла не имеет. Они
координированы их эманацией из общего центра. Жизнь отливается в формы
культуры в соответствии с определенной заданностью.
Взаимообусловленность жизни и культуры. Образец - структура обществнных
отношений. Изменение духовных отношений вслед за экономическим базисом.
"Конфликт современной культуры". Центральная точка всей системе мира,
из которой разворачиваются миры - точка, где смешиваются сущее и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10