Ответы на вопросы по западноевропейской философии 19 века философского факультета СПбГУ

конфликт между поэтом и Христианством. «Или - Или» - эссе,

посвященное Дон Жуану. Эстетическое непосредственно как эротическое.

Человек - синтез души и тела, диалектически осуществляемый в Духе.

Человек гетерогенен, но непосредственно не осознает противоречивость

своего бытия. Но при этом не лишен рефлексии. Все философские системы

- эстетические. Эстетическая непосредственность не осознает своего

противоречивого отношения к самой себе. Нет выбора. Отчаяние

бесконечного - воображение - приводит к растворению в

фантазматическом мире воображения, где воля, знание, Я существуют

лишь виртуально.

2. Этическая. Противоположена эстетической. Этическая устанавливает

выбор и самое себя. Этика - принцип экзистенциальной различенности. -

Поступок - выбор школы оценки бытия. Цель - непосредственное

действие. Человек как отношение духа и свободы открывается в

отчаянии. Синтез Духа - объединение свободы, страха и отчаяния.

Предпосылки существования познаются в выборе как постоянно

предшествующие категории «кач. скачка» и «мгновения». Мгновение как

полнота времени. Возможность духа выражается в индивидуальности как

страх и отчаяние. Кач. скачок -посредством поступка. Этик принижая

эст. Взгляд на непосредственность делае мгновенный выбор.

Мгновенность - представление единичного в его наличном бытии.

Действительность самости - внутр. действие, поднимающее индивидуум

до возможности быть мыслимым и в этом существовать. Этика - осознание

себя истинным человеком через отречение от объективного.

3. Религиозная - высшая форма жизни. Противоположена как эстетической

так и этической. Мгновение и вечночность.

Немотивированность веры - выбора нет , но нет и рабства.

Непосредственная свобода. Авраам - не требуется рефлексия своих

действий и т.д.

25. Диалектика отчаяния Кьеркегора. Дания.

26. Этика и религия в учении Кьеркегора.

Серен Кьеркегор (1813-1855)магистр. диссертация «О понятии иронии»-

1840. Время творчества К.- время распространения и критического

осмысления Гегеля. Его учение в значительной мере результат полемики с

Гегелем, Новалисом, Шлеймахером и Сен-Симоном. Антигегелевская

направленность - неприятие имманентности Бога. Шестов -«Безумный порыв

от Бога Философов к Богу Авраама, Исаака и Иакова. Главный источник К.-

слово Божие и протестанская догматика.

Экзистенциальная диалектика - диалектика качественная, диалектика

личностного бытия человека. Гегель - диалектика количественная,

диалектика внешнего. Категория экзестенциальной диалектики - страх,

отчаяние, тревога, свобода.

!843 - «Страх и трепет».1844-«Понятие страха» 1845-«Или - Или» 1846-

«Заключительное ненаучное послесловия к «Философским крохам»» -

обоснование религии с позиций экзистенциального фил-я. 1849- «Болезнь к

смерти».

Кьеркегор предложил экзистенциальную аналитику трех форм жизни:

эстетической, этической и религиозной.

Негативные состояния дух. жизни(страх, тревога, беспокойство,

досада) - решающая сила для обращения человека к Христианству.

Экстремальные состояния важны в той мере в какой в них способно

нравственно проявиться свобода человека, т.е. негативно по отношению к

психическому(любое проявление чел. психики принадлежит сущему, а не

божественному). Бог требует «непредметности» - свобода от внешнего.

Личность - постольку, поскольку ее свобода безусловно по отношению к

моральному выбору. Этике К. свойственно требование ясного осознания

личной ответственности за выбор и готовности противопоставить негат.

Состояния души всю тотальность своего Я, требование испытать реальность

собственной свободы и ощутить свои внутренние границы. Источник всего

истинно доброго в человеке есть Бог. Человеческое изначально греховно.

Отличие «рыцаря веры» от героя(романтического, демонического или

трагического) в том, что он - образец бесконечного самоотречения,. Что

есть основание религиозной веры. Героическое неуместно, поскольку речь

идет об отношении чел. и Бога. Ничего чел. не остается, т.к. Богу нужна

любовь человека целиком. Авраам отрекается от Исаака не перед людьми

или собой, но перед Богом(необх. отеческая привязанность к сыну иначе

это была бы не жертва). Страх потерять сына преодолевается любовью к

Богу. Молчание Авраама проистекает из невозможности передать опыт

встречи с Богом, т.е. объяснить мотивы своих поступков. Этическое и

является искушением, поэтому никто не одинок как «рыцарь веры».

Понятие первородного греха - источник отчаяния. Противопоставление

этической и религиозной точки зрения на грех: 1- грех есть зло, 2-

сознание вины явл. предпосылкой духовности, так ведет к осознанию

собственного бессилия через страх и отчаяние. Христианская этика -

моральная диалектика.

Противоположность греха - не добродетель, а вера. Вера - высшая

духовность. Трагическое самоосознание - единственно нравственное.

Тотальность отчаяния - следствие тотальности греховной природы

человека. Никто не свободен от отчаяния. 2 вида: осознанное и

неосознанное отчаяние. Ступени:

1. Эстетик - человек лишенный рефлексии и самосознания. Этически не

развит, естественен. массовый тип. Эстетизм - попытка человека

организовать свою жизнь основываясь на собственных силах.

Иллюзорность эстетизма, ибо Я, кот. обладает индивид в сфере

эстетического - просто возможность.

2. Отчаяние осознается - попытка выхода к духовности. Отчаяние-

слабость, не выводит в этическую сферу - желание избавится от

собственного Я, отождествление с другим. Отчаянное желание не быть

собой приводит к ситуации, когда спасать больше нечего. Отчаяние

- вызов или мужественное отчаяние - высшая ценность есть

непрерывность Я, что обеспечивается моральной ответственностью.

Моральная ответственность, взятая на себя, связывает внутр.

сущность и поведение в конкретную определенность, личность. Самое

насыщенная и интенсивная форма отчаяния. Приводит к гордыне. Оно

преувеличивает значение временного в ущерб возвышению до Бога.

Этическая рефлексия - только приближение к духовности.

3. Религиозное - осознанное - отчаяние. Это сила способная вырвать

человека из абсурдности его бытия. Только человеку, осознающему

свою виновность и слабость перед Богом, доступны вера, духовность

и нравственость.

41. Общая характеристика неокантианства. Проблематика исследований и

этапы развития. Германия.

1865- Отто Либман, механицист - «Назад к Канту». После - Лотце,

Вундт, Дильтей, Неокантианство. Неокантианство - Марбургская и

Баденская школы - 70-е г. 19в. - сер. 10-х г. 20 в. Коген,

Наторп - Виндельбанд,. Риккерт. Проблематика: проблема познания

и смысла существования(теория ценности). Расцвет 1890-1920гг. -

физиологическое направл. - Ланге, Гемгольц, психологическая,

реалистическая, но в строгом смысле - Марбугская школа(Коген,

Наторп, Кассирер) и Баденская школа(Виндельбанд, Рикерт).

Лозунг - «Назад к Канту». Неокантианство связано с кризисом

методологических оснований естествознания и исторических наук

19 века.

Н.- считало основным достижением кантовской философии

признание феноменальность мира коррелятом спонтанной активности

субъекта. Но полагала недостатком кантовской ф-фии понятие «вещи-в-

себе», понимая это как противоречие. Сводили «вещь-в-себе» к

предельному понятию опыта - негативному понятию совершенно

проблематичного нечто. Марбургская школа - вещь-в-себе как

задача(объект познания не дан, но задан как задается математической

функцией числовой ряд), Баденская школа - вещь-в-себе не имеет

смысла(«Бытие всякой действительности должно рассматриваться как бытие

в сознании»).

Отказ от кантовской вещи-в-себе привел к укоренению объекта в самом

мышлении. Активность мышления - источник сущностных определений самого

бытия, деятельность по конструированию культуры в целом. М.Ш. -

разрабатывала трансцедентальный метод как учение конструирование

мышлением объектов культуры(науки, этики, искусства, религии). Но

неокантианство отвергает субъективизм, понятой из односторонней

активности мышления. Б.Ш. - признание объективности ценностей, кот.,

хотя и не существуют, но значат. М.Ш. - признание Бога(Коген) или

Логоса(Наторп) как объективной основы бытия, мышления и нравственности.

Логика чистого познания М.Ш. и логика наук о культуре Б.Ш.

Х-ка- 1. Н.- берут у Канта теорию познания и этику, упраздняя категории

«бытие», «мир» и первую форму чувственного познания. 2. - За философией

остается ее методологическая функция, ею она ограничена. Абсолютизация

логической функции. 3.- Высокая оценка естествознания.

42. Логика науки Марбургской школы. Германия.

Основные черты: 1. Ориентация на систему, основанную на идее единства

сознания.

2. Тождество философии и метода.

3. Признак философского метода - принцип развития сознания.

Германн Коген(1842-1918)

«Система чистого познания»

Созерцание и мышление равноактивны - конституируют свой

предмет.

Содержание знания - активность мышления- плавильный тигель

созерцания. Развитие познания - становление предмета в процессе познания

- объективация процесса познания в его предмете. Познание бесконечно -

всегда остается проблематичное нечто, не редуцируемое к предмету.

Функция философии - методология науки.

Наука - сфера объективации познающего мышления, имеющего свои

законы.

Философия системы культуры

В основании три способности: 1. Чистое познание 2. Чистая воля

3. Чистое чувство.

Они организуют все структуры сознания. Соотв. - 3 сферы - наука,

этика, искусство.

Философия должна объяснять единство всех феноменов культуры и предложить

единый принцип их рассмотрения. Т.о. философия - охватывает

естествознание, этику и эстетику. В основе лежит совокупность наук о

природе(в основе - логика, потом математика), они переплетаются с

гуманитарными науками(воля) и науками о духе(эстетика). Философия -

наука, организующая их в структурное единство. На стадии этики логика

преобразуется в логику этических норм. Эстетическая стадия - стадия

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты