конфликт между поэтом и Христианством. «Или - Или» - эссе,
посвященное Дон Жуану. Эстетическое непосредственно как эротическое.
Человек - синтез души и тела, диалектически осуществляемый в Духе.
Человек гетерогенен, но непосредственно не осознает противоречивость
своего бытия. Но при этом не лишен рефлексии. Все философские системы
- эстетические. Эстетическая непосредственность не осознает своего
противоречивого отношения к самой себе. Нет выбора. Отчаяние
бесконечного - воображение - приводит к растворению в
фантазматическом мире воображения, где воля, знание, Я существуют
лишь виртуально.
2. Этическая. Противоположена эстетической. Этическая устанавливает
выбор и самое себя. Этика - принцип экзистенциальной различенности. -
Поступок - выбор школы оценки бытия. Цель - непосредственное
действие. Человек как отношение духа и свободы открывается в
отчаянии. Синтез Духа - объединение свободы, страха и отчаяния.
Предпосылки существования познаются в выборе как постоянно
предшествующие категории «кач. скачка» и «мгновения». Мгновение как
полнота времени. Возможность духа выражается в индивидуальности как
страх и отчаяние. Кач. скачок -посредством поступка. Этик принижая
эст. Взгляд на непосредственность делае мгновенный выбор.
Мгновенность - представление единичного в его наличном бытии.
Действительность самости - внутр. действие, поднимающее индивидуум
до возможности быть мыслимым и в этом существовать. Этика - осознание
себя истинным человеком через отречение от объективного.
3. Религиозная - высшая форма жизни. Противоположена как эстетической
так и этической. Мгновение и вечночность.
Немотивированность веры - выбора нет , но нет и рабства.
Непосредственная свобода. Авраам - не требуется рефлексия своих
действий и т.д.
25. Диалектика отчаяния Кьеркегора. Дания.
26. Этика и религия в учении Кьеркегора.
Серен Кьеркегор (1813-1855)магистр. диссертация «О понятии иронии»-
1840. Время творчества К.- время распространения и критического
осмысления Гегеля. Его учение в значительной мере результат полемики с
Гегелем, Новалисом, Шлеймахером и Сен-Симоном. Антигегелевская
направленность - неприятие имманентности Бога. Шестов -«Безумный порыв
от Бога Философов к Богу Авраама, Исаака и Иакова. Главный источник К.-
слово Божие и протестанская догматика.
Экзистенциальная диалектика - диалектика качественная, диалектика
личностного бытия человека. Гегель - диалектика количественная,
диалектика внешнего. Категория экзестенциальной диалектики - страх,
отчаяние, тревога, свобода.
!843 - «Страх и трепет».1844-«Понятие страха» 1845-«Или - Или» 1846-
«Заключительное ненаучное послесловия к «Философским крохам»» -
обоснование религии с позиций экзистенциального фил-я. 1849- «Болезнь к
смерти».
Кьеркегор предложил экзистенциальную аналитику трех форм жизни:
эстетической, этической и религиозной.
Негативные состояния дух. жизни(страх, тревога, беспокойство,
досада) - решающая сила для обращения человека к Христианству.
Экстремальные состояния важны в той мере в какой в них способно
нравственно проявиться свобода человека, т.е. негативно по отношению к
психическому(любое проявление чел. психики принадлежит сущему, а не
божественному). Бог требует «непредметности» - свобода от внешнего.
Личность - постольку, поскольку ее свобода безусловно по отношению к
моральному выбору. Этике К. свойственно требование ясного осознания
личной ответственности за выбор и готовности противопоставить негат.
Состояния души всю тотальность своего Я, требование испытать реальность
собственной свободы и ощутить свои внутренние границы. Источник всего
истинно доброго в человеке есть Бог. Человеческое изначально греховно.
Отличие «рыцаря веры» от героя(романтического, демонического или
трагического) в том, что он - образец бесконечного самоотречения,. Что
есть основание религиозной веры. Героическое неуместно, поскольку речь
идет об отношении чел. и Бога. Ничего чел. не остается, т.к. Богу нужна
любовь человека целиком. Авраам отрекается от Исаака не перед людьми
или собой, но перед Богом(необх. отеческая привязанность к сыну иначе
это была бы не жертва). Страх потерять сына преодолевается любовью к
Богу. Молчание Авраама проистекает из невозможности передать опыт
встречи с Богом, т.е. объяснить мотивы своих поступков. Этическое и
является искушением, поэтому никто не одинок как «рыцарь веры».
Понятие первородного греха - источник отчаяния. Противопоставление
этической и религиозной точки зрения на грех: 1- грех есть зло, 2-
сознание вины явл. предпосылкой духовности, так ведет к осознанию
собственного бессилия через страх и отчаяние. Христианская этика -
моральная диалектика.
Противоположность греха - не добродетель, а вера. Вера - высшая
духовность. Трагическое самоосознание - единственно нравственное.
Тотальность отчаяния - следствие тотальности греховной природы
человека. Никто не свободен от отчаяния. 2 вида: осознанное и
неосознанное отчаяние. Ступени:
1. Эстетик - человек лишенный рефлексии и самосознания. Этически не
развит, естественен. массовый тип. Эстетизм - попытка человека
организовать свою жизнь основываясь на собственных силах.
Иллюзорность эстетизма, ибо Я, кот. обладает индивид в сфере
эстетического - просто возможность.
2. Отчаяние осознается - попытка выхода к духовности. Отчаяние-
слабость, не выводит в этическую сферу - желание избавится от
собственного Я, отождествление с другим. Отчаянное желание не быть
собой приводит к ситуации, когда спасать больше нечего. Отчаяние
- вызов или мужественное отчаяние - высшая ценность есть
непрерывность Я, что обеспечивается моральной ответственностью.
Моральная ответственность, взятая на себя, связывает внутр.
сущность и поведение в конкретную определенность, личность. Самое
насыщенная и интенсивная форма отчаяния. Приводит к гордыне. Оно
преувеличивает значение временного в ущерб возвышению до Бога.
Этическая рефлексия - только приближение к духовности.
3. Религиозное - осознанное - отчаяние. Это сила способная вырвать
человека из абсурдности его бытия. Только человеку, осознающему
свою виновность и слабость перед Богом, доступны вера, духовность
и нравственость.
41. Общая характеристика неокантианства. Проблематика исследований и
этапы развития. Германия.
1865- Отто Либман, механицист - «Назад к Канту». После - Лотце,
Вундт, Дильтей, Неокантианство. Неокантианство - Марбургская и
Баденская школы - 70-е г. 19в. - сер. 10-х г. 20 в. Коген,
Наторп - Виндельбанд,. Риккерт. Проблематика: проблема познания
и смысла существования(теория ценности). Расцвет 1890-1920гг. -
физиологическое направл. - Ланге, Гемгольц, психологическая,
реалистическая, но в строгом смысле - Марбугская школа(Коген,
Наторп, Кассирер) и Баденская школа(Виндельбанд, Рикерт).
Лозунг - «Назад к Канту». Неокантианство связано с кризисом
методологических оснований естествознания и исторических наук
19 века.
Н.- считало основным достижением кантовской философии
признание феноменальность мира коррелятом спонтанной активности
субъекта. Но полагала недостатком кантовской ф-фии понятие «вещи-в-
себе», понимая это как противоречие. Сводили «вещь-в-себе» к
предельному понятию опыта - негативному понятию совершенно
проблематичного нечто. Марбургская школа - вещь-в-себе как
задача(объект познания не дан, но задан как задается математической
функцией числовой ряд), Баденская школа - вещь-в-себе не имеет
смысла(«Бытие всякой действительности должно рассматриваться как бытие
в сознании»).
Отказ от кантовской вещи-в-себе привел к укоренению объекта в самом
мышлении. Активность мышления - источник сущностных определений самого
бытия, деятельность по конструированию культуры в целом. М.Ш. -
разрабатывала трансцедентальный метод как учение конструирование
мышлением объектов культуры(науки, этики, искусства, религии). Но
неокантианство отвергает субъективизм, понятой из односторонней
активности мышления. Б.Ш. - признание объективности ценностей, кот.,
хотя и не существуют, но значат. М.Ш. - признание Бога(Коген) или
Логоса(Наторп) как объективной основы бытия, мышления и нравственности.
Логика чистого познания М.Ш. и логика наук о культуре Б.Ш.
Х-ка- 1. Н.- берут у Канта теорию познания и этику, упраздняя категории
«бытие», «мир» и первую форму чувственного познания. 2. - За философией
остается ее методологическая функция, ею она ограничена. Абсолютизация
логической функции. 3.- Высокая оценка естествознания.
42. Логика науки Марбургской школы. Германия.
Основные черты: 1. Ориентация на систему, основанную на идее единства
сознания.
2. Тождество философии и метода.
3. Признак философского метода - принцип развития сознания.
Германн Коген(1842-1918)
«Система чистого познания»
Созерцание и мышление равноактивны - конституируют свой
предмет.
Содержание знания - активность мышления- плавильный тигель
созерцания. Развитие познания - становление предмета в процессе познания
- объективация процесса познания в его предмете. Познание бесконечно -
всегда остается проблематичное нечто, не редуцируемое к предмету.
Функция философии - методология науки.
Наука - сфера объективации познающего мышления, имеющего свои
законы.
Философия системы культуры
В основании три способности: 1. Чистое познание 2. Чистая воля
3. Чистое чувство.
Они организуют все структуры сознания. Соотв. - 3 сферы - наука,
этика, искусство.
Философия должна объяснять единство всех феноменов культуры и предложить
единый принцип их рассмотрения. Т.о. философия - охватывает
естествознание, этику и эстетику. В основе лежит совокупность наук о
природе(в основе - логика, потом математика), они переплетаются с
гуманитарными науками(воля) и науками о духе(эстетика). Философия -
наука, организующая их в структурное единство. На стадии этики логика
преобразуется в логику этических норм. Эстетическая стадия - стадия
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10