логическое и интуитивное. Логика имеет своим предметом физиологию идей.
Логические идеи стоят как слова без мыслей- логика занимается мертвым
телом науки о мышлении. Метафизика - это динамика науки. Но метафизические
идеи как мысли без слов.
Лог. мыслитель -схоластик- уничтожает живую природу, чтобы на ее
место поставить автомат. Ему противостоит созерцающий поэт -
мистический макрополит. Он ненавидит правила и жесткие формы. Для него
жизнь - дикая, царствующая в природе сила, кот. все одушевлено. Нет
омертвляющих законов, всюду царит произвол, спонтанная
производительная сила и развитие - динамика.
Высший принцип философии - парадокс, кот. нацеливает поэта на
исследование мира, где постояно происходит притягивание-отталкивание,
понимание-непонимание. Это осн. стимул нашей познавательной
деятельности. Здесь мистическое не тождественно сверхестественному.
Мистический дух проявляется в диалектике противоположностей,
высшим принципом кот. явл. парадокс. Романтики боролись с
систематичностью науки, кот. абсолютизируя закономерность, устраняет
противоречия и делает мир застывшим, лишенным жизненной силы.
Подлинная философская система должна возвести бессистемность в
систему. Абсолютным является произвол и бесконечность проявлений
предметов - бесконечность истины и принципиальная открытость
философии. Новалис - попытки найти единый принцип бытия равен попыткам
отыскать квадратуру круга. Принцип бессистемности привел к тому, что
романтики не оставили после себя больших работ. Было множество не
оформленных и непроясненных идей, разбросанных по различным статьям.
Все происходит из духа, он доминирует в качестве абсолютного
властвующего начала. Все что есть рождается от контакта духов.
Философия - это магия и искусство. «Мир - результат взаимодействия Я
и Божественного». Новалис стремился к эстетическому синтезу всего
знания на основе выработки всеобъемлющего научного образа мира, его
символического языка. Главное в синтезе знания - идея единого
мироздания и проникающего его во всем принципа магического
превращения, единства всех исторических эпох, единства истории и мифа,
сказки и были, реальности и сновидения.
9. Немецкая философия 19 века. Общая характеристика.
В первой пол. 19 века характерно доминирование школы Гегеля(см.
Шопенгауэра). В 1831 году Гегель умер - распад его школы, выход на первый
план других.
Школа , сосуществовавшая с немецким идеализмом - немецкий
романтизм(80-е г. 18 века- 30-е г. 19 века) - быстро доходят до
публики, филос-е публицисты. Но значимости школы гегеля и вообще нем.
Идеализма не полуила. После Гегеля - младогегельянцы и старо-
гегельянцы(Бруно Бауэр). Предмет размежевания - проблемы соц. порядка
и гос-ва. Наиболее радикальные младогегельянцы - марксизм 50-60-е
года. 50-е годы - интерес к философии пропал. На первое место выходит
позитивизм. Вновь интерес к философии пробуждается в связи с работами
философов. 1865- Отто Либман, механицист - «Назад к Канту». После -
Лотце, Вундт, Дильтей, Неокантианство.
Одновременно с магистральной линией - иррационализм. 1819 - «Мир
как воля и представление», Шопенгауэр. Известность получила в 50-е
годы. - концепция Ницше - 70-е годы «Философия жизни».
Неокантианство - Марбургская и Баденская школы - 70-е г. 19в. -
сер. 10-х г. 20 в. Коген, Наторп - Виндельбанд,. Риккерт.
Проблематика: проблема познания и смысла существования(теория
ценности).
Философия жизни - обозначает не школу, а скорее течение - Ницше,
Дильтей (академизация), Зиммель, в нач.20 века условно примкнул
Шпенглер.
80-90-е годы - расцвет отредактированного позитивизма -
эмпириокритицизм - Э. Мах, Р. Авенариус. Возникла в связи со сменой
научных парадигм. Ставили вопросы о иной связи фил. и науки. Новый
способ развенчания метафизики - явление является предметом познания
благодаря явленным способностям человека(ощущение). Только
опредмеченная наукой фил-я может стать позитивизмом - необх.
пересмотреть ощущение. Физиология является главенствующей в этом
анализе. Мы сможем сказать что есть опыт. В 1916 году стараниями Маха
организовался т.н. Венский кружок.
6.Французская философия 19века. Франция.
События революций показали негативный момент разума, обратную сторону
Просвещения, и дальнейшее развитие мысли было обусловлено реакцией на
эти события м освещавший их идеал Просвещения. За лозунгами свободы,
равенства и братства шло рабство и разобщение. Реакционные течения
стремились подорвать веры в идеал просветительства и в веру в разум,
т.к. в реальной жизни эти идеалы были дискредитированы. Особенно четко
проявились два течения: спиритуализм и традиционализм.
Спиритуализм во Франции I пол. 19 века.
Спиритуализм. Он сложился под воздействием - развития фр. Сенсуализма
(Кондильяк «Идеологи»)( «Идеологи» - физиология определяет человека, а не
разум. Сводили мышление к физиологическим отправлениям организма.
Развенчивали миф о разуме. Разум стал идолом. На фр. Материализм - Дидро,
Ламетри, Гельвеций, Гольдбах. Кондильяк довел это до логического конца).
Мен де Беран(1766-1824) - более широко смотрел на проблему - первый
представитель волюнтаризма, современник Шопенгауэра. Исходил из
Фихте(деятельного Я).Активность сознания. Оно не tabula rasa. Не-Я есть в
первую очередь собственное тело, т.о. исходным пунктом философия должна
быть рефлексия на преодоление собственной телесности. Внутренний опыт дает
форму, а рефлексия/сопротивление дает содержание. Т.о. отделив психологию
от философии Мен де Беран строит псевдо картезианскую философию. В
основании лежит не cogito-sum, а воля. Волю т.е. существую. Т.о. внутренний
опыт составляет основу науки о Духе. Принцип ее - самопознание волящей
личности. Т.о. Он не мог отойти от моральной проблематики, к кот. подходил
через религию. Воля - принципиальный момент его гносеологической системы.
Говорит об активности сознания. В воле мы переживаем как нашу собственную
активность так и то сопротивление которое оказывает нам окружающая среда.
Личность должна стремится к преодолению этого сопротивления.
Последователи - Ампер - магнетизм рассматривал как мистическое
явление. Это сила одухотворяет человека и природу. Приспосабливал
идеи Мен де Беран к естествознанию.
Жофруа , В. Кузен - первый пропагандист НКФ во Фр., Спиритуализм для Ж. и
К. был учением,. Разрабатывающим психологическими средствами проблемы
познания. Как философский термин спиритуализм был введен Кузеном.
Антипозитивизм, несводимость человека к природе, интерес к эстетике и
морали, свободе личности. Программа спиритуализма: Философия не может и не
должна быть поглощена наукой. Человек -предмет философии- отличен от
прочего природного наличием свободы, рефлексии. Необходимо структуры и
границ научного знания. Делая акцент на трансцендентности Бога, оспаривал
тождество конечного с бесконечным в романтизме. Человек - Дух, в свободной
духовной активности продуцирует смысл вещей.
Традиционализм. Жозеф де Местр , Сен-Мартен. Французский мистицизм I
пол. 19 века.
Реакция на политические события. 2) Исходя из кант. дуализма пытались
произвести линию м. естеств. и метаф., понять и закрепить ее в виде
рассуждений о противоположности м. наукой( природа) и историей
(человек). Сие указывает на несводимость их форм и методов анализа. Это
позволяет рассматривать историю как деятельность человека. Стремились
думать, что человеческий мир есть проявление божеств. стороны в
человеке и дело в том как человек проявляет свою божественную. Они были
публицисты. Революция - наказание Божье, посланное неверующему
человеку. Неверие, порожденное Просвещением, должно быть искорено.
Способ исторического видения д.б. одухотворен идеей божества, верой.
Это повлияло на Реставрацию. В повседневных поступках человек должен
ориентироваться на веру и на прошлое. Разрушение этих связей повергает
человечество в хаос.
Философский смысл: история или знание о человеке не имеет ничего общего
с природой - реакция взгляда на человека как естественное существо.
Человек не есть тело, как боговдохновленное существо он отличается от
природы.
Тут идея выделения исторических наук в особую область= историческая
школа в Германии 30-40гг. = «гуманитарное знание». Его принцип
сформулировал В. Дильтей в 70-80гг.
Философский романтизм. История развития. Основные представители. Германия.
Романтизм. В основном связан с Германией. Четкого определения не имеет.
Расматривается в психологическом контексте как определенная модальность
Духа - мятежность. Идеализация средневековья _ обращенность на рыцарский
образ = романтическая литература. «Буря и натиск».
«Роман» - повествование, включающее несколько сюжетных линий, множество
персонажей - явление, связанное с опред. мировоззрением. К нему относились
не только литераторы. В сравнении с Просвещением разные векторы - золотое
время позади, в прошлом : либо античный мир, либо раннее средневековье.
Большинство видели идеал в Средневековье, когда человек был свободен в
волеизъявлении под знаком рыцарства. Вектор прогресса был силен до
Революции. Литература 18 века характеризуется романт. Видением мира-
«странствия».
В конце 18 нач. 19 века романтизм осознаетсякак философское мировоззрение,
не школа и не традиция.
Рассмотрение мира, истории в перспективе их динамики. Идея развития,
движения - основная хар-ка мира. Движение как в пространстве так и во
времени. Мир в его многообразии и единстве.
Универсальность рассмотрения культуры. К.- как целостное явление. В этом
смысле отдельные области искусства д. рассматриваться как слитые воедино,
сквозь призму универсальности. Мир воспринимается как целостное явление
именно в искусстве. Человек не выделяется из мира как особенное существо,
неразличимость мира природы и мира культуры. Полагаемого Гоббсом разделения
философии - природа, человек, общество - здесь нет. Наоборот намечается
поиск их органического единства. Требование универсального метода. Отсюда
антипатии романтиков к философскому инстументарию анализа, систематизации.
Романтики считали, что только мета-научным способом можно осознать мир как
нечто целостное. Требование размыть границы философии и естествознания,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10