Ответы на вопросы по западноевропейской философии 19 века философского факультета СПбГУ

логическое и интуитивное. Логика имеет своим предметом физиологию идей.

Логические идеи стоят как слова без мыслей- логика занимается мертвым

телом науки о мышлении. Метафизика - это динамика науки. Но метафизические

идеи как мысли без слов.

Лог. мыслитель -схоластик- уничтожает живую природу, чтобы на ее

место поставить автомат. Ему противостоит созерцающий поэт -

мистический макрополит. Он ненавидит правила и жесткие формы. Для него

жизнь - дикая, царствующая в природе сила, кот. все одушевлено. Нет

омертвляющих законов, всюду царит произвол, спонтанная

производительная сила и развитие - динамика.

Высший принцип философии - парадокс, кот. нацеливает поэта на

исследование мира, где постояно происходит притягивание-отталкивание,

понимание-непонимание. Это осн. стимул нашей познавательной

деятельности. Здесь мистическое не тождественно сверхестественному.

Мистический дух проявляется в диалектике противоположностей,

высшим принципом кот. явл. парадокс. Романтики боролись с

систематичностью науки, кот. абсолютизируя закономерность, устраняет

противоречия и делает мир застывшим, лишенным жизненной силы.

Подлинная философская система должна возвести бессистемность в

систему. Абсолютным является произвол и бесконечность проявлений

предметов - бесконечность истины и принципиальная открытость

философии. Новалис - попытки найти единый принцип бытия равен попыткам

отыскать квадратуру круга. Принцип бессистемности привел к тому, что

романтики не оставили после себя больших работ. Было множество не

оформленных и непроясненных идей, разбросанных по различным статьям.

Все происходит из духа, он доминирует в качестве абсолютного

властвующего начала. Все что есть рождается от контакта духов.

Философия - это магия и искусство. «Мир - результат взаимодействия Я

и Божественного». Новалис стремился к эстетическому синтезу всего

знания на основе выработки всеобъемлющего научного образа мира, его

символического языка. Главное в синтезе знания - идея единого

мироздания и проникающего его во всем принципа магического

превращения, единства всех исторических эпох, единства истории и мифа,

сказки и были, реальности и сновидения.

9. Немецкая философия 19 века. Общая характеристика.

В первой пол. 19 века характерно доминирование школы Гегеля(см.

Шопенгауэра). В 1831 году Гегель умер - распад его школы, выход на первый

план других.

Школа , сосуществовавшая с немецким идеализмом - немецкий

романтизм(80-е г. 18 века- 30-е г. 19 века) - быстро доходят до

публики, филос-е публицисты. Но значимости школы гегеля и вообще нем.

Идеализма не полуила. После Гегеля - младогегельянцы и старо-

гегельянцы(Бруно Бауэр). Предмет размежевания - проблемы соц. порядка

и гос-ва. Наиболее радикальные младогегельянцы - марксизм 50-60-е

года. 50-е годы - интерес к философии пропал. На первое место выходит

позитивизм. Вновь интерес к философии пробуждается в связи с работами

философов. 1865- Отто Либман, механицист - «Назад к Канту». После -

Лотце, Вундт, Дильтей, Неокантианство.

Одновременно с магистральной линией - иррационализм. 1819 - «Мир

как воля и представление», Шопенгауэр. Известность получила в 50-е

годы. - концепция Ницше - 70-е годы «Философия жизни».

Неокантианство - Марбургская и Баденская школы - 70-е г. 19в. -

сер. 10-х г. 20 в. Коген, Наторп - Виндельбанд,. Риккерт.

Проблематика: проблема познания и смысла существования(теория

ценности).

Философия жизни - обозначает не школу, а скорее течение - Ницше,

Дильтей (академизация), Зиммель, в нач.20 века условно примкнул

Шпенглер.

80-90-е годы - расцвет отредактированного позитивизма -

эмпириокритицизм - Э. Мах, Р. Авенариус. Возникла в связи со сменой

научных парадигм. Ставили вопросы о иной связи фил. и науки. Новый

способ развенчания метафизики - явление является предметом познания

благодаря явленным способностям человека(ощущение). Только

опредмеченная наукой фил-я может стать позитивизмом - необх.

пересмотреть ощущение. Физиология является главенствующей в этом

анализе. Мы сможем сказать что есть опыт. В 1916 году стараниями Маха

организовался т.н. Венский кружок.

6.Французская философия 19века. Франция.

События революций показали негативный момент разума, обратную сторону

Просвещения, и дальнейшее развитие мысли было обусловлено реакцией на

эти события м освещавший их идеал Просвещения. За лозунгами свободы,

равенства и братства шло рабство и разобщение. Реакционные течения

стремились подорвать веры в идеал просветительства и в веру в разум,

т.к. в реальной жизни эти идеалы были дискредитированы. Особенно четко

проявились два течения: спиритуализм и традиционализм.

Спиритуализм во Франции I пол. 19 века.

Спиритуализм. Он сложился под воздействием - развития фр. Сенсуализма

(Кондильяк «Идеологи»)( «Идеологи» - физиология определяет человека, а не

разум. Сводили мышление к физиологическим отправлениям организма.

Развенчивали миф о разуме. Разум стал идолом. На фр. Материализм - Дидро,

Ламетри, Гельвеций, Гольдбах. Кондильяк довел это до логического конца).

Мен де Беран(1766-1824) - более широко смотрел на проблему - первый

представитель волюнтаризма, современник Шопенгауэра. Исходил из

Фихте(деятельного Я).Активность сознания. Оно не tabula rasa. Не-Я есть в

первую очередь собственное тело, т.о. исходным пунктом философия должна

быть рефлексия на преодоление собственной телесности. Внутренний опыт дает

форму, а рефлексия/сопротивление дает содержание. Т.о. отделив психологию

от философии Мен де Беран строит псевдо картезианскую философию. В

основании лежит не cogito-sum, а воля. Волю т.е. существую. Т.о. внутренний

опыт составляет основу науки о Духе. Принцип ее - самопознание волящей

личности. Т.о. Он не мог отойти от моральной проблематики, к кот. подходил

через религию. Воля - принципиальный момент его гносеологической системы.

Говорит об активности сознания. В воле мы переживаем как нашу собственную

активность так и то сопротивление которое оказывает нам окружающая среда.

Личность должна стремится к преодолению этого сопротивления.

Последователи - Ампер - магнетизм рассматривал как мистическое

явление. Это сила одухотворяет человека и природу. Приспосабливал

идеи Мен де Беран к естествознанию.

Жофруа , В. Кузен - первый пропагандист НКФ во Фр., Спиритуализм для Ж. и

К. был учением,. Разрабатывающим психологическими средствами проблемы

познания. Как философский термин спиритуализм был введен Кузеном.

Антипозитивизм, несводимость человека к природе, интерес к эстетике и

морали, свободе личности. Программа спиритуализма: Философия не может и не

должна быть поглощена наукой. Человек -предмет философии- отличен от

прочего природного наличием свободы, рефлексии. Необходимо структуры и

границ научного знания. Делая акцент на трансцендентности Бога, оспаривал

тождество конечного с бесконечным в романтизме. Человек - Дух, в свободной

духовной активности продуцирует смысл вещей.

Традиционализм. Жозеф де Местр , Сен-Мартен. Французский мистицизм I

пол. 19 века.

Реакция на политические события. 2) Исходя из кант. дуализма пытались

произвести линию м. естеств. и метаф., понять и закрепить ее в виде

рассуждений о противоположности м. наукой( природа) и историей

(человек). Сие указывает на несводимость их форм и методов анализа. Это

позволяет рассматривать историю как деятельность человека. Стремились

думать, что человеческий мир есть проявление божеств. стороны в

человеке и дело в том как человек проявляет свою божественную. Они были

публицисты. Революция - наказание Божье, посланное неверующему

человеку. Неверие, порожденное Просвещением, должно быть искорено.

Способ исторического видения д.б. одухотворен идеей божества, верой.

Это повлияло на Реставрацию. В повседневных поступках человек должен

ориентироваться на веру и на прошлое. Разрушение этих связей повергает

человечество в хаос.

Философский смысл: история или знание о человеке не имеет ничего общего

с природой - реакция взгляда на человека как естественное существо.

Человек не есть тело, как боговдохновленное существо он отличается от

природы.

Тут идея выделения исторических наук в особую область= историческая

школа в Германии 30-40гг. = «гуманитарное знание». Его принцип

сформулировал В. Дильтей в 70-80гг.

Философский романтизм. История развития. Основные представители. Германия.

Романтизм. В основном связан с Германией. Четкого определения не имеет.

Расматривается в психологическом контексте как определенная модальность

Духа - мятежность. Идеализация средневековья _ обращенность на рыцарский

образ = романтическая литература. «Буря и натиск».

«Роман» - повествование, включающее несколько сюжетных линий, множество

персонажей - явление, связанное с опред. мировоззрением. К нему относились

не только литераторы. В сравнении с Просвещением разные векторы - золотое

время позади, в прошлом : либо античный мир, либо раннее средневековье.

Большинство видели идеал в Средневековье, когда человек был свободен в

волеизъявлении под знаком рыцарства. Вектор прогресса был силен до

Революции. Литература 18 века характеризуется романт. Видением мира-

«странствия».

В конце 18 нач. 19 века романтизм осознаетсякак философское мировоззрение,

не школа и не традиция.

Рассмотрение мира, истории в перспективе их динамики. Идея развития,

движения - основная хар-ка мира. Движение как в пространстве так и во

времени. Мир в его многообразии и единстве.

Универсальность рассмотрения культуры. К.- как целостное явление. В этом

смысле отдельные области искусства д. рассматриваться как слитые воедино,

сквозь призму универсальности. Мир воспринимается как целостное явление

именно в искусстве. Человек не выделяется из мира как особенное существо,

неразличимость мира природы и мира культуры. Полагаемого Гоббсом разделения

философии - природа, человек, общество - здесь нет. Наоборот намечается

поиск их органического единства. Требование универсального метода. Отсюда

антипатии романтиков к философскому инстументарию анализа, систематизации.

Романтики считали, что только мета-научным способом можно осознать мир как

нечто целостное. Требование размыть границы философии и естествознания,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты