Ответы на вопросы по западноевропейской философии 19 века философского факультета СПбГУ

самосознания -логика художественных форм. Культура - имманентная логика

создания сознанием своих предметов. «Только мышление способно создавать

то, что может быть обозначено как бытие». Ф-я - метод объяснения

единства культуры(приоритет логики). Сознание редуцируется к мышлению.

Пауль Наторп. Предмет - психология. «Всеобщая психология»,

«Введение к психологии согласно критическому методу».

Сознание как процесс и единство, соотношение объективного и

субъективного- соотношение формы и содержания. Задача философии

-исследование субъективности и ее связи с другими субъективированными

науками. Связь психологии и др. Наук. Любая наука - продукт активной

деятельности субъекта. Сущность субъекта психологии вклюяает возможность

ее связи. Структура сознания - 3 уровня. 1. Нечто, что

осознано(содержание) 2. Некто, кто осознает(Я) 3. Отношение между Я и

содержанием. Сознание - т.о. единство субъекта, содержания и их связи.

Т.о. первоначальное Я - беспредметно, т.к. не находится на уровне

содержания. Оно формально, только по мере своего развития, субъект

получает свое содержание. Функции сознания - представление, мышление,.

Воля, чувство, желание и т.д. Сознание - единство во множестве своих

функций, функциональное единство. Но оно неочевидно - его надо доказать.

Сознание - формальный аспект(субъективный), содержательный-

объективный. Содержание- каждый раз внутренне имеет активный характер.

Вопрос о соотношении формы и содержания показывает динамику развития

сознания, как формы так исодержания. Соотношение формы и содержания

проявляется в процессе объективации(конструирования действительности) и

субъективации(реконструкции). О. - прогресс, С. - регресс. Цель

объективации - найти единство сознания. С.- многообразие сознания.

Объективность зависит от контекста знания. Презентация и репрезентация -

структура сознания и ее генезис. Функция презентации - ощущение,

репрезентация - представление, потом мышление. Отношение содержание и

формы определяет формы познания, кроме мышления. Субъект.-объект.

Отношения определяют взаимодействие психологии с другими науками.

Психологический субъект содержит в себе не только форму. Но и

содержание, кот. может стать содержанием других наук. Наторп -

панпсихист, сознание - все. Всеобщность сознания - основа единства

культуры.

Эрнст Кассирер. Германия.

«Познание и действительность», «Философия символических форм», «Опыт о

человеке».

Этапы:1. Теория познания 2.-Построение феноменологии культуры(теория

символа и символических форм) 3.- Антропология - человек в культуре,

способность к символическому мышлению.

1. Проблема познания и условий возможности объективного знания. -

особенность человеческого мышления - произведение функциональных

понятий. Ф.п.- спонтанная синтетическая активность сознания по

установлению отношений между своими элементами. Оно образует

посредством акта сравнения независимо гот самого сравниваемого. Фун-я

сгознания - сопоставить наличное с прошедшим- синтез. Теория понятий -

теория чистых функциональных отношений. Ф.п.- выражает единство

всеобщего и особенного. Сфера действенности ф.п.- математическая

область наук о природе. Система наук - логика, математика, физика,

химия, биология.

Культура - производное от деятельности сознания. В системе культуры

основанием служит символическое понятие - цель - объяснить единство

культуры. Символ выражает активную деятельность сознания. С.-

связывание в единство многообразного(организация чувств. впечатлений

под опред. углом зрения)

Культура-1. Миф 2. Язык 3. Наука 4. Религия 5. Искусство – каждый из

видов образуется в результате специфической деятельности сознания. Они

- символические формы, виды объективации духа, имеют генетическую

взаимосвязь. Функции сознания – Выражение(миф), Представление(язык),

Значение(наука). Изучение развития сознания в соответствии с его

функциями – феноменология. Каждая из этих форм проходит 3 стадии

развития = 1. Чувственное 2. Рассудочное 3. Разумное понятие.

Человек есть существо символическое - система символической

деятельности как априорная форма сознания. Культура – буфер между

бытием человека и действительностью.

20. Эмпириокритицизм. Германия.

Э. – разновидность позитивизма, широкое распространение получил от Маха,

возник в связи с кризисом классической механической физики и общим кризисом

естествознания. Главные представители: Рихард Авенариус, Эрнст Мах, Анри

Пуанкаре, Пьер Дюген.

Рихард Авенариус (1843-1896): индуктивист. 1876 – журнал «Трехмесячник

научной философии» вместе Вундтом, «Философия как мышление о мире по

принципу наименьшей траты сил». 1888 – 1890 – двухтомник «Критика чистого

опыта», 1891 – «Человеческое понятие о мире». А. – попытка построить

философию как строгую науку на манер позитивных наук о природе. Ввел термин

«эмпириокритицизм». «Чистый опыт» – опыт в самом широком смысле слова, не

имеет определенных характеристик. Опыт – среда, ставшая предпосылкой

утверждения. Утверждение есть опыт, содержание утверждения – испытанное.

Невербализованный опыт – это противоречие в определении, опыт есть любое

множество опытных утверждений, служащих материалом для критики. Критика

есть исследование опытных условий. «Критика чистого опыта»: вывод –

необходимо возвращение к естественному понятию мира; цель – преодолеть

релятивизм (как историзм), выработать универсальную концепцию мира.

Естественная концепция мира: 1. Существуют индивиды 2. Есть элементы

окружающей среды. 3. Между ними и друг другом есть множество отношений.

Опыт есть непрерывная цепь жизненных реакций организма на среду. Критика

имеет дело с данными языкового поведения людей. Критика – это

метафилософия. Чистый опыт – нет различия между физическим и психическим,

«вещью» и «мыслью». Есть только элементы среды и их характеристики. Все

есть опыт. А. биологизирует познание. Наличие представления указывает на

адаптацию организма к среде. Нет различия между феноменом и ноуменом.

Основной принцип – экономия мышления – 1. Техника адаптации к среде 2.

Очистка культурной среды от ненужных продуктов мышления (спиритуализм,

материализм). Вред интроекции – разделение опыта на внешний и внутренний,

душу и тело, Я и мир (против трансцендентального идеализма). Избегание

солипсизма посредством трактовки теоретической и практической деятельности

как модификаций деятельности центральной нервной системы. А. критиковали:

1. Вундт за материализм 3. Гуссерль за психологизм, 3. Ленин за идеализм.

Эрнст Мах (1837-1916): открестился от «гипертрофированной терминологии А.».

М. как ученый, а не как философ. Интересовался эпистемологией, чтобы

освободить науку от метафизических препятствий. М – преподаватель физики и

философии, физик. 1883 – «Механика. Историко-критический очерк ее

развития». 1900 – «Анализ ощущений и отношение физического к психическому».

1896 – «Научно-популярные лекции», 1905 – «Познание и заблуждение». В

«Механике» содержится логическая критика осн. понятий классической механики

– массы, силы, инерции; раскрывается логическая несостоятельность

представлений об абсолютном пространстве и времени. Вместо объяснения

физических явлений посредством их отнесения к абсолютному пространству и

времени М выдвигает принцип: все что происходит в мире должно объясняться

взаимодействием тел (использован Эйнштейном). Сам М рассматривает его как

методологическое требование к науке быть чисто описательной. Попытка

подвести теоретический базис под требование «описательной» физики и

сформулировать основные методологические принципы новой неклассической

физики: 1. Принцип экономии мышления 2. Идеал чисто описательной науки. М

независимо от А понимал познание как процесс прогрессивной адаптации к

среде, чем также биологизировал познание. Я есть комплекс воспоминаний,

связанных с определенным телом. Ощущение есть факт, способ приспособления

организма к среде. Познание есть эволюция вида, память выше индивида.

Адаптация к среде структурирует опыт, вычленяя относительно стабильные

элементы. Основа знания – ощущения. Научный идеал: создать максимально

возможную и полную ориентацию развитой во всех отношениях чувственности.

Объем знания определяется сферой опыта. Познание – это адаптация как

представление сферы опыта как целого. Расширение сферы опыта – необходима

модификация способа представления. Проблема адаптации – преодоление

приобретенной привычки адаптивным усилием (в случае расширения сферы опыта

или слияния нескольких) и разногласия между мыслями. Разрешение проблемы

есть посредством гипотезы. Значение гипотезы – расширение сферы опыта.

Гипотеза – усовершенствование инстинктивного мышления, техника адаптации.

Проверка гипотезы – наблюдения. Адаптация мыслей друг к друга

(высказываний) есть теория. Наблюдение и теория не существуют отдельно.

Основной метод науки – метод вариаций: эксперимент дает знание о отн.

зависимости или независимости элементов опыта. Наука – представление о

межфеноменальной зависимости, развитая наука заменяет концепт «причины и

следствия» на функцию, т.к. первый неточен; вместо субстанции берется связь

или отношение. Задача науки – искать константы в естественных явлениях,

способ их связи и взаимозависимости. Требование полноты и ясности – не

нужен повторный опыт(экономия мышления). Язык – инструмент экономии,

фальсификационизм есть требование принципиальной проверяемости теорий как

критерий их научности. Принцип дополнительности – невозможность полноты

отдельно взятой теории, признание возможности использования нескольких для

раскрытия одного и того же явления.

Анри Пуанкаре (1854 – 1912). Теория умеренного конвенционализма. 1902 –

«Наука и гипотеза». 1905 – «Ценности науки». Наука есть набор правил, имеет

конвенциональный характер, но правила проверяются опытом, прогностичностью.

Наука – язык, на котором говорится о фактах. Факт возникает только в

пределах той или иной теории. Любая теория должна при всякой возможности и

как можно чаще подвергаться верификации. Отказ от несостоятельных гипотез

является прогрессом науки. Нет априорных знаний.

17. Социологические взгляды Конта. Франция.

Социология – позитивная наука об обществе, «социальная физика». Учение об

обществе должно следовать главному принципу позитивного метода – давать

«описательное обобщение» наблюдаемых явлений, а не искать скрытых

механизмов и первопричин общественного развития. Социальная жизнь есть

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты