самосознания -логика художественных форм. Культура - имманентная логика
создания сознанием своих предметов. «Только мышление способно создавать
то, что может быть обозначено как бытие». Ф-я - метод объяснения
единства культуры(приоритет логики). Сознание редуцируется к мышлению.
Пауль Наторп. Предмет - психология. «Всеобщая психология»,
«Введение к психологии согласно критическому методу».
Сознание как процесс и единство, соотношение объективного и
субъективного- соотношение формы и содержания. Задача философии
-исследование субъективности и ее связи с другими субъективированными
науками. Связь психологии и др. Наук. Любая наука - продукт активной
деятельности субъекта. Сущность субъекта психологии вклюяает возможность
ее связи. Структура сознания - 3 уровня. 1. Нечто, что
осознано(содержание) 2. Некто, кто осознает(Я) 3. Отношение между Я и
содержанием. Сознание - т.о. единство субъекта, содержания и их связи.
Т.о. первоначальное Я - беспредметно, т.к. не находится на уровне
содержания. Оно формально, только по мере своего развития, субъект
получает свое содержание. Функции сознания - представление, мышление,.
Воля, чувство, желание и т.д. Сознание - единство во множестве своих
функций, функциональное единство. Но оно неочевидно - его надо доказать.
Сознание - формальный аспект(субъективный), содержательный-
объективный. Содержание- каждый раз внутренне имеет активный характер.
Вопрос о соотношении формы и содержания показывает динамику развития
сознания, как формы так исодержания. Соотношение формы и содержания
проявляется в процессе объективации(конструирования действительности) и
субъективации(реконструкции). О. - прогресс, С. - регресс. Цель
объективации - найти единство сознания. С.- многообразие сознания.
Объективность зависит от контекста знания. Презентация и репрезентация -
структура сознания и ее генезис. Функция презентации - ощущение,
репрезентация - представление, потом мышление. Отношение содержание и
формы определяет формы познания, кроме мышления. Субъект.-объект.
Отношения определяют взаимодействие психологии с другими науками.
Психологический субъект содержит в себе не только форму. Но и
содержание, кот. может стать содержанием других наук. Наторп -
панпсихист, сознание - все. Всеобщность сознания - основа единства
культуры.
Эрнст Кассирер. Германия.
«Познание и действительность», «Философия символических форм», «Опыт о
человеке».
Этапы:1. Теория познания 2.-Построение феноменологии культуры(теория
символа и символических форм) 3.- Антропология - человек в культуре,
способность к символическому мышлению.
1. Проблема познания и условий возможности объективного знания. -
особенность человеческого мышления - произведение функциональных
понятий. Ф.п.- спонтанная синтетическая активность сознания по
установлению отношений между своими элементами. Оно образует
посредством акта сравнения независимо гот самого сравниваемого. Фун-я
сгознания - сопоставить наличное с прошедшим- синтез. Теория понятий -
теория чистых функциональных отношений. Ф.п.- выражает единство
всеобщего и особенного. Сфера действенности ф.п.- математическая
область наук о природе. Система наук - логика, математика, физика,
химия, биология.
Культура - производное от деятельности сознания. В системе культуры
основанием служит символическое понятие - цель - объяснить единство
культуры. Символ выражает активную деятельность сознания. С.-
связывание в единство многообразного(организация чувств. впечатлений
под опред. углом зрения)
Культура-1. Миф 2. Язык 3. Наука 4. Религия 5. Искусство – каждый из
видов образуется в результате специфической деятельности сознания. Они
- символические формы, виды объективации духа, имеют генетическую
взаимосвязь. Функции сознания – Выражение(миф), Представление(язык),
Значение(наука). Изучение развития сознания в соответствии с его
функциями – феноменология. Каждая из этих форм проходит 3 стадии
развития = 1. Чувственное 2. Рассудочное 3. Разумное понятие.
Человек есть существо символическое - система символической
деятельности как априорная форма сознания. Культура – буфер между
бытием человека и действительностью.
20. Эмпириокритицизм. Германия.
Э. – разновидность позитивизма, широкое распространение получил от Маха,
возник в связи с кризисом классической механической физики и общим кризисом
естествознания. Главные представители: Рихард Авенариус, Эрнст Мах, Анри
Пуанкаре, Пьер Дюген.
Рихард Авенариус (1843-1896): индуктивист. 1876 – журнал «Трехмесячник
научной философии» вместе Вундтом, «Философия как мышление о мире по
принципу наименьшей траты сил». 1888 – 1890 – двухтомник «Критика чистого
опыта», 1891 – «Человеческое понятие о мире». А. – попытка построить
философию как строгую науку на манер позитивных наук о природе. Ввел термин
«эмпириокритицизм». «Чистый опыт» – опыт в самом широком смысле слова, не
имеет определенных характеристик. Опыт – среда, ставшая предпосылкой
утверждения. Утверждение есть опыт, содержание утверждения – испытанное.
Невербализованный опыт – это противоречие в определении, опыт есть любое
множество опытных утверждений, служащих материалом для критики. Критика
есть исследование опытных условий. «Критика чистого опыта»: вывод –
необходимо возвращение к естественному понятию мира; цель – преодолеть
релятивизм (как историзм), выработать универсальную концепцию мира.
Естественная концепция мира: 1. Существуют индивиды 2. Есть элементы
окружающей среды. 3. Между ними и друг другом есть множество отношений.
Опыт есть непрерывная цепь жизненных реакций организма на среду. Критика
имеет дело с данными языкового поведения людей. Критика – это
метафилософия. Чистый опыт – нет различия между физическим и психическим,
«вещью» и «мыслью». Есть только элементы среды и их характеристики. Все
есть опыт. А. биологизирует познание. Наличие представления указывает на
адаптацию организма к среде. Нет различия между феноменом и ноуменом.
Основной принцип – экономия мышления – 1. Техника адаптации к среде 2.
Очистка культурной среды от ненужных продуктов мышления (спиритуализм,
материализм). Вред интроекции – разделение опыта на внешний и внутренний,
душу и тело, Я и мир (против трансцендентального идеализма). Избегание
солипсизма посредством трактовки теоретической и практической деятельности
как модификаций деятельности центральной нервной системы. А. критиковали:
1. Вундт за материализм 3. Гуссерль за психологизм, 3. Ленин за идеализм.
Эрнст Мах (1837-1916): открестился от «гипертрофированной терминологии А.».
М. как ученый, а не как философ. Интересовался эпистемологией, чтобы
освободить науку от метафизических препятствий. М – преподаватель физики и
философии, физик. 1883 – «Механика. Историко-критический очерк ее
развития». 1900 – «Анализ ощущений и отношение физического к психическому».
1896 – «Научно-популярные лекции», 1905 – «Познание и заблуждение». В
«Механике» содержится логическая критика осн. понятий классической механики
– массы, силы, инерции; раскрывается логическая несостоятельность
представлений об абсолютном пространстве и времени. Вместо объяснения
физических явлений посредством их отнесения к абсолютному пространству и
времени М выдвигает принцип: все что происходит в мире должно объясняться
взаимодействием тел (использован Эйнштейном). Сам М рассматривает его как
методологическое требование к науке быть чисто описательной. Попытка
подвести теоретический базис под требование «описательной» физики и
сформулировать основные методологические принципы новой неклассической
физики: 1. Принцип экономии мышления 2. Идеал чисто описательной науки. М
независимо от А понимал познание как процесс прогрессивной адаптации к
среде, чем также биологизировал познание. Я есть комплекс воспоминаний,
связанных с определенным телом. Ощущение есть факт, способ приспособления
организма к среде. Познание есть эволюция вида, память выше индивида.
Адаптация к среде структурирует опыт, вычленяя относительно стабильные
элементы. Основа знания – ощущения. Научный идеал: создать максимально
возможную и полную ориентацию развитой во всех отношениях чувственности.
Объем знания определяется сферой опыта. Познание – это адаптация как
представление сферы опыта как целого. Расширение сферы опыта – необходима
модификация способа представления. Проблема адаптации – преодоление
приобретенной привычки адаптивным усилием (в случае расширения сферы опыта
или слияния нескольких) и разногласия между мыслями. Разрешение проблемы
есть посредством гипотезы. Значение гипотезы – расширение сферы опыта.
Гипотеза – усовершенствование инстинктивного мышления, техника адаптации.
Проверка гипотезы – наблюдения. Адаптация мыслей друг к друга
(высказываний) есть теория. Наблюдение и теория не существуют отдельно.
Основной метод науки – метод вариаций: эксперимент дает знание о отн.
зависимости или независимости элементов опыта. Наука – представление о
межфеноменальной зависимости, развитая наука заменяет концепт «причины и
следствия» на функцию, т.к. первый неточен; вместо субстанции берется связь
или отношение. Задача науки – искать константы в естественных явлениях,
способ их связи и взаимозависимости. Требование полноты и ясности – не
нужен повторный опыт(экономия мышления). Язык – инструмент экономии,
фальсификационизм есть требование принципиальной проверяемости теорий как
критерий их научности. Принцип дополнительности – невозможность полноты
отдельно взятой теории, признание возможности использования нескольких для
раскрытия одного и того же явления.
Анри Пуанкаре (1854 – 1912). Теория умеренного конвенционализма. 1902 –
«Наука и гипотеза». 1905 – «Ценности науки». Наука есть набор правил, имеет
конвенциональный характер, но правила проверяются опытом, прогностичностью.
Наука – язык, на котором говорится о фактах. Факт возникает только в
пределах той или иной теории. Любая теория должна при всякой возможности и
как можно чаще подвергаться верификации. Отказ от несостоятельных гипотез
является прогрессом науки. Нет априорных знаний.
17. Социологические взгляды Конта. Франция.
Социология – позитивная наука об обществе, «социальная физика». Учение об
обществе должно следовать главному принципу позитивного метода – давать
«описательное обобщение» наблюдаемых явлений, а не искать скрытых
механизмов и первопричин общественного развития. Социальная жизнь есть
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10