Русская религиозная философия конца XIX- начала XX вв. \Вл. Соловьев, Н. Бердяев, В. Розанов, С. Булгаков\

Русская религиозная философия конца XIX- начала XX вв. \Вл. Соловьев, Н. Бердяев, В. Розанов, С. Булгаков\

БЕЛОРУССКАЯ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТЕХНИЧЕСКАЯ

АКАДЕМИЯ

Р Е Ф Е Р А Т

ПО ФИЛОСОФИИ

РУССКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ

КОНЦА ХIХ – НАЧАЛА ХХ вв.

Вл. СОЛОВЬЕВ, Н. БЕРДЯЕВ, В. РОЗАНОВ, С. БУЛГАКОВ

Студента МТФ группы 104218

Грицаенко Д.В.

г. Минск – 1999 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . 1

1. Новое религиозное сознание . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . 2

1.

2. Религиозно – философские собрания . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . 2

3. Духовный Ренессанс начала ХХ века. Его сущность и социальный

смысл . . . 3

4. Теоретическая философия Вл. Соловьева . . . . . . . .

. . . . . . . . . . 6

5. Религиозно – философская проблематика Вл. Соловьева . . .

. . . . . . . 8

6. Биографическая справка . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . 13

Глоссарий . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . 19

Литература . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . 23

ВВЕДЕНИЕ

Значительную роль и влияние в развитии мировой философии на рубеже

XIX - XX в.в. оказали работы выдающихся русских философов В. Розанова, Д.

Мережковского, Н. Бердяева, Вл. Соловьева, С. Булгакова и др. Русской

религиозной философии XX века современные философы отводят совершенно

уникальную роль, что обусловлено несколькими причинами. Во-первых, в рамках

этой философии ими были подведены мировоззренческие итоги многовековой

истории развития России. Во-вторых, религиозная философия этого периода

явилась последним ответом на происходящий исторический разлом Российской

империи. В-третьих, философия в России начала века формировалась в борьбе

с большевистской идеологией и потому пальма первенства в этом, несомненно,

принадлежит наиболее достойным ее представителям.

Будучи продуктом отражения социально-исторической реальности,

русская религиозная философия ХХ века представляла собой такую картину

мира, в которой социальная революция была трансформирована в эсхатологию, а

новая эпоха была воспринята ими как всемирно-историческая трагедия и

неудача истории.

Волею исторических событий большая часть русских философов была

вынуждена эмигрировать, но не все ее главные представители стали идеологами

эмиграции и ее активными философами. Взгляды Бердяева, Булгакова и Шестова

именно в эмиграции приобрели свое окончательное завершение.

Преодоление кризиса, в котором оказались философский теизм и

славянофильство, стало главным делом религиозного философа Вл. Соловьева.

Его система явилась новым этапом в эволюции религиозной философии,

последователи которой попытались сделать ее идеологически активной уже в

начале столетия. В основе деятельности Соловьева лежали следующие

кардинальные устремления: осуществить под знаком «всеединства»

«гармонический синтез религии, науки и философии»; объединить рациональный,

эмпирический и мистический виды познания; представить историю как процесс

«богочеловеческий»; указать пути социального обновления и активизации.

Обоснование Соловьевым историософских конструкций с позиций религиозного

объективного идеализма сочеталось с либеральным характером его общественно-

политических взглядов. Вл. Соловьев, модернизировавший традиционную

проблематику русской идеалистической философии, при жизни не был популярен

среди русской интеллигенции.

Русская религиозная философия XX в. формировалась не только в тесной

связи с прежними религиозно-идеалистическими течениями в России, в

интенсивном общении с современными ей отечественными школами идеализма, но

также пыталась опереться на достижения многовековой идеалистической

традиции европейской мысли, используя идеи Платона и патристики, немецкого

классического идеализма, Шопенгауэра, Ницше, Джемса, неокантианства и

феноменологии. В XX в. русский религиозный идеализм дорос до лидирующих

школ новейшего идеализма Германии, Англии, Франции, США и других стран

Запада, а в чем-то и перерос их, предложив общественному сознанию различные

варианты экзистенциализма (Шестов, Бердяев), философии всеединства

(Булгаков, Флоренский, Франк), пансексуализма (Розанов), многочисленные

версии религиозного модернизма, «социального» христианства .

Глубина и резкость поворотов истории, невиданное ускорение темпов

исторической жизни, безусловно, содействовали особенно интенсивному

стремлению осмыслить на фоне крушения одной и начала другой эпохи

небывалость и «талантливость» времени. Было бы ошибкой считать, что

достижения русской религиозной философии XX в. не имеют, хотя бы в какой-то

степени, прогрессивное и конструктивное значение.

1. «НОВОЕ РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ».

Новейший религиозный идеализм в России конца XIX — начала XX в.,

вместе с общественной деятельностью его главных представителей, получил в

советской и зарубежной историографии несколько определений: «новое

религиозное сознание», «богоискательство», «веховство», «духовный ренессанс

начала XX века». Исторически первым (до первой русской революции) возникло

понятие «новое религиозное сознание», обозначившее лидирующую группу

религиозных идеалистов (Мережковский, Бердяев, Розанов, Булгаков и др.).

После революции 1905—1907 гг. получило распространение понятие

«богоискательство», широко использовавшееся публицистикой для обозначения

писаний религиозных философов в России того времени.

«Новое религиозное сознание» лишь у истоков несло на себе печать

замкнутости и кружковщины. Очень скоро оно стало воспринимать себя не как

связанное с какими-либо университетско - академическими потребностями и

кругами, не как философскую школу или направление, а в качестве выразителя

духовного состояния общества, его самочувствия и самосознания, его здоровья

и болезни одновременно.

Разными путями приходили к «духовному ренессансу» его многочисленные

и непохожие друг на друга представители. «Новое религиозное сознание»

объединило в себе людей, пришедших, во-первых, от неославянофильства и

консерватизма (В. Розанов), во-вторых, от декадентства и мелкобуржуазной

революционности (Д. Мережковский, Н. Минский, Д. Философов), в-третьих, от

«легального марксизма», неокантианства и буржуазно-демократического

либерализма (С. Булгаков, Н. Бердяев, С. Франк).

«Новое религиозное сознание», или богоискательство,— сложное и

противоречивое образование не только потому, что в него входили люди,

стоявшие на различных социально-политических позициях и выражавшие интересы

разнородных социальных групп и сословий эксплуататорской России, но и

потому, что это течение с момента своего зарождения до упадка проделало

определенную внутреннюю эволюцию. Вначале Мережковский и Розанов возглавили

соответственно левый и правый социально-политические фланги «нового

религиозного сознания». Вакуум в центре вскоре (к 1905 г.) заполнили бывшие

«легальные марксисты» Булгаков, Бердяев, Франк и др.

Рассматриваемое религиозно-философское течение с самого начала было

явлением одновременно буржуазного и помещичьего сознания. Оно было

буржуазным в том смысле, что отражало определенные религиозно-

реформаторские настроения мелкой буржуазии и заключало в себе отдельные

идеи анархизма и либерального народничества. Их представителем и

выразителем в религиозной публицистике явился Д. Мережковский. Помещичьим,

«докапиталистическим» это течение было постольку, поскольку к нему

принадлежал В. Розанов, откровенный защитник самодержавия, консерватор

патриархально-феодального типа.

В дальнейшем социально-политическое и классовое представительство

«нового религиозного сознания» было осложнено вхождением в него довольно

влиятельной группы либерально-буржуазных мыслителей (Булгаков, Бердяев и

др.), которые самим вхождением в это течение мировоззренчески и

идеологически завершили переход с неокантианско - ревизионистских и

буржуазно-демократических позиций периода их принадлежности к «легальному

марксизму» второй половины 90-х годов к религиозной философии и кадетскому

либерализму.

2. РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЕ СОБРАНИЯ

Первыми крупными представителями богоискательства были Мережковский

и Розанов. Их деятельность по пропаганде религиозно-модернистских идей

началась с конца 90-х годов, сначала на квартире Мережковских и в различных

литературно-художественных салонах Петербурга, а затем на «религиозно-

философских собраниях», официально открытых в конце 1901 г. Несмотря на то

что работа собраний контролировалась синодом, они дали возможность светским

религиозным философам и богословам высказать свои претензии к официальному

православию и свои предложения по поводу той, как они полагали, явно

неудовлетворительной роли церкви, которую она играла в резко изменившихся

условиях общественной жизни России. Цель собраний состояла, по замыслу их

инициаторов, в том, чтобы сделать церковь главным инструментом ослабления

классовой борьбы, «крайностей» самодержавия, основной социальной

(«культурно-исторической») силой, долженствующей объединить и «примирить»

вокруг себя все общественные слои и классы, ибо, по утверждению их

участников, «возрождение России может совершиться на религиозной почве» .

После закрытия религиозно-философских собраний активность их

участников сконцентрировалась вокруг журнала «Новый путь», который взял на

себя функции пропаганды религиозной философии, борьбы с позитивизмом,

материализмом и идеями социализма. «…Не следует забывать,—писал в 1904 году

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты