России начала XX века. Родился 16 июля 1871 г. в городе Ливны
Орловской губернии. По признанию философа, глубинные интуиции
творчества были навеяны ему еще в детстве — жизнью с русской
природой и церковными службами в бедном храме родного городка.
Отец Б. был провинциальным священником. Закончив
четырехклассное духовное училище в Ливнах, Б. в 1884 г.
поступает в Орловскую духовную семинарию. Но уже в первых
классах семинарии его постиг тяжелый мировоззренческий кризис,
который закончился утратой религиозной веры на долгие годы
(вплоть до 30-летнего возраста). Летом 1887 г., незадолго до
окончания семинарии, когда начальство прочило способного
ученика в студенты духовной академии, Б. прекращает учебу и
поступает в Елецкую гимназию, а по окончании ее в 1890 г. — в
Московский университет, на юридический факультет. В
студенческие годы начинается его увлечение марксизмом. По
окончании Московского университета в 1894 г. Б. был оставлен
на факультете для подготовки к профессорскому званию. 1896 г.
датируется его первая книга «О рынках при капиталистическом
производстве», написанная с марксистских позиций. Успешно сдав
магистерский экзамен, Б. в 1898 г. отправляется в Германию —
родину социал-демократии и марксизма — для работы над
диссертацией, задача которой была применить основные положения
марксизма к земледелию. Б. приобретает известность в социал-
демократических кругах, знакомится с Г. В. Плехановым,
встречается — по его рекомендации — с К. Каутским, А. Бебелем,
В. Либкнехтом, пишет ряд статей по политической экономии.
Однако в Германии у Б. началось быстрое разочарование в
марксизме, наступил очередной кризис мироощущения. Б.
возвращается на родину «потерявшим почву» и с надломленной
верой в прежние идеалы. К изумлению и негодованию своих
единомышленников по социал-демократическому движению
совершается поворот Б. от марксизма к идеализму, который нашел
свое выражение в ряде статей, написанных в период 1900—1903
гг., объединенных в сборнике «От марксизма к идеализму»
(1903). Существенные причины, повлиявшие на обращение Б. к
религиозной вере и идеализму: значительное духовное
воздействие творчества Ф. М. Достоевского и Вл. С. Соловьева,
личное общение с Л. Н. Толстым, «чудесная встреча» с
«Сикстинской Мадонной», пережитая им в Дрездене. Поворот от
марксизма к идеализму означал новую эпоху в жизни Б. — он
сознательно и всецело переходит на позиции религиозного
миропонимания. В 1901 г. Б. защитил магистерскую диссертацию
«Капитализм и земледелие», в которой выразил несогласие с тем,
что положения Маркса оправдываются в сельскохозяйственном
производстве, и был назначен профессором Киевского
политехнического института по кафедре политэкономии.
Популярность приносит ему цикл лекций о А. П. Чехове и статьи,
вошедшие впоследствии в сборник «Тихие думы» (1918). В 1906 г.
Б. возвратился в Москву приват-доцентом университета, затем
получает кафедру в Коммерческом институте. В том же году он
участвует в создании Союза христианской политики. Не приняв
революцию 1905 г., он приходит к мысли о создании
христианского освободительного движения. В 1907 г. Б.
избирается во вторую Государственную Думу как беспартийный
«христианский социалист», но Дума не оправдала его надежд и,
четыре месяца заседаний окончательно в ней разочаровали. В
1905 г. Б. был одним из инициаторов создания московского
Религиозно-философского общества памяти Вл. Соловьева, которое
кроме него, посещали также Н. А. Бердяев, В. Ф. Эрн, Е. Н.
Трубецкой, С. Л. Франк и другие известные философы, искавшие
спасения России на путях нравственно-религиозного обновления.
В 1910 г. Б. вместе с единомышленниками организует
книгоиздательство «Путь», где публикуются наиболее
значительные его произведения, созданные в этот период — «Два
града» (1911) и «Философия хозяйства» (1912), за которое он
получает в Московском университете степень доктора
политической экономии. В то же время он пишет ряд
публицистических статей, самая значительная из которых
«Героизм и подвижничество» была помещена в сборнике «Вехи»
(1909). Книга «Свет невечерний» (1917) завершает этот период
творчества мыслителя. Когда началась первая мировая война, Б.
увидел в этом событии не только крах «мещанской культуры»
Европы, но и возможность осуществления мессианского
предназначения России. Этому вопросу был посвящен его доклад
«Русские думы», прочитанный 6 октября 1914 г. на заседании
московского РФО, а также книга «Война и русское самосознание»
(1915). В отличие от Бердяева, Франка, П. Б. Струве и ряда
других философов, приветствовавших Февральскую революцию, Б.
воспринял ее как гибель того, что было для него самым дорогим
в русской жизни. Свое отношение к революции он выразил в
работах «Христианство и социализм» (1917), «На пиру богов.
Современные диалоги» (1921) и др. События Февральской и
Октябрьской революций вызвали у философа тревожные
предчувствия личной судьбы, «Страшного Суда раньше смерти»,
«истления заживо», которыми он делится с В. В. Розановым в
письме от 12 декабря 1917 г. В этот сложный для себя период Б.
принимает решение стать священником, решение, которое он
вынашивал по крайней мере десятилетие. Этому способствовало
устранение серьезного для него препятствия — союза православия
с самодержавием. 11 июня 1918 года в Даниловом монастыре
состоялось рукоположение Булгакова в дьяконы, а через две
недели — в храме кладбища Св. Духа — в иереи. Б. становится
отцом Сергием — так он отныне пожелал быть именуемым. За
принятие священства Б. исключается из числа профессоров
университета, уезжает в Крым, где в это время находилась его
семья, становится профессором политэкономии и богословия в
Симферопольском университете. Здесь он пишет работы «Трагедия
философии» и «Философия имени». По существу, с этого времени
начинается богословский период творчества мыслителя.
В начале 1923 г. Б. высылается за границу. Через
Константинополь он попадает в Прагу, куда его пригласили на кафедру
церковного права Русского юридического факультета. Из Праги он
отправляется в Париж, где в 1925 г. был основан Русский православный
богословский институт, впоследствии переименованный в академию. С самого
его основания и до конца своих дней Б. являлся его бессменным деканом и
профессором богословия. Наступает расцвет богословского творчества
мыслителя. Им создается целый ряд богословских сочинений — «Святые Петр и
Иоанн»(1927), «Купина неопалимая»(1928), «Друг жениха» (1928), «Лествица
Иаковля» (1929), «Икона и иконопочитание» (1931), большая трилогия «О
богочеловечестве», куда вошли «Агнец Божий» (1933), «Утешитель» (1936) и
«Невеста Агнца» (1938), и др. В этих работах видное место принадлежало
учению о Софии, Премудрости Божией. Именно это учение Б. вызвало обвинение
его в ереси, которое было предъявлено, почти одновременно, как со стороны
Московской патриархии — митрополитом московским Сергием, так и зарубежной
Православной церковью, епископами из состава карловацкого собора. Б. в
своих докладах по поводу обоих обвинений выразил протест против именования
своих взглядов ересью. Свободу бо-гословствования он считал одним из
преимуществ православия и сожалел о непонимании этого. В годы эмиграции Б.
много сил и времени отдал развитию экуменичегого движения, сближению
православия с другими христианскими вероучениями, принимал участие в
Русском христианском студенческом движении. В 1934 и 1936гг. он совершает
поездки в США, где читает циклы лекций в Нью-Йорке, Чикаго, Бостоне и
других городах, произносит проповеди в епископальных (англиканских)
храмах. Отличавшийся неустанной богословской и общественной деятельностью,
о. Сергий, однако, никогда не имел собственного храма, а всегда или
«сослужил» архиереям или настоятелям, или имел лишь случайные службы. В
последние годы жизни Б. тяжело болел (в 1939 г. у него был обнаружен рак
горла), перенес две операции, но продолжал активно работать, хотя это
стоило ему больших усилий. Написал «Софиологию смерти» (1939), записывал и
раздавал свои проповеди. Умер Б. 13 июля 1944 г. от кровоизлияния в мозг.
Похоронен недалеко от Парижа, на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа.
ЭРН Владимир Францевич (1882—1917) — религиозный философ,
историк философии, публицист. Родился 5 (17) августа 1882 г. в Тифлисе.
Отец Гавриил Андреевич Арефьев, отчим, усыновивший его, Э. Франц Карлович,
шведско-немецкого происхождения, лютеранин, после окончания медицинского
факультета Дерптского университета работал в Тифлисском аптечном
управлении; мать Ольга Павловна Райская, полурусская, полуполька,
православная. Со времени учебы во 2-й Тифлисской гимназии
Э. связан тесной дружбой с П. А. Флоренским и А. В. Ельчаниновым, с
которыми организовал гимназический литературно-философский кружок. В
1900—1904 гг. изучает философию в Московском университете. Оставлен при
кафедре всеобщей истории, позже становится доцентом, а затем профессором
университета.
Комплекс идей, развиваемых Э. в его работах, сложился достаточно
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10