Русская религиозная философия конца XIX- начала XX вв. \Вл. Соловьев, Н. Бердяев, В. Розанов, С. Булгаков\

России начала XX века. Родился 16 июля 1871 г. в городе Ливны

Орловской губернии. По признанию философа, глубинные интуиции

творчества были навеяны ему еще в детстве — жизнью с русской

природой и церковными службами в бедном храме родного городка.

Отец Б. был провинциальным священником. Закончив

четырехклассное духовное училище в Ливнах, Б. в 1884 г.

поступает в Орловскую духовную семинарию. Но уже в первых

классах семинарии его постиг тяжелый мировоззренческий кризис,

который закончился утратой религиозной веры на долгие годы

(вплоть до 30-летнего возраста). Летом 1887 г., незадолго до

окончания семинарии, когда начальство прочило способного

ученика в студенты духовной академии, Б. прекращает учебу и

поступает в Елецкую гимназию, а по окончании ее в 1890 г. — в

Московский университет, на юридический факультет. В

студенческие годы начинается его увлечение марксизмом. По

окончании Московского университета в 1894 г. Б. был оставлен

на факультете для подготовки к профессорскому званию. 1896 г.

датируется его первая книга «О рынках при капиталистическом

производстве», написанная с марксистских позиций. Успешно сдав

магистерский экзамен, Б. в 1898 г. отправляется в Германию —

родину социал-демократии и марксизма — для работы над

диссертацией, задача которой была применить основные положения

марксизма к земледелию. Б. приобретает известность в социал-

демократических кругах, знакомится с Г. В. Плехановым,

встречается — по его рекомендации — с К. Каутским, А. Бебелем,

В. Либкнехтом, пишет ряд статей по политической экономии.

Однако в Германии у Б. началось быстрое разочарование в

марксизме, наступил очередной кризис мироощущения. Б.

возвращается на родину «потерявшим почву» и с надломленной

верой в прежние идеалы. К изумлению и негодованию своих

единомышленников по социал-демократическому движению

совершается поворот Б. от марксизма к идеализму, который нашел

свое выражение в ряде статей, написанных в период 1900—1903

гг., объединенных в сборнике «От марксизма к идеализму»

(1903). Существенные причины, повлиявшие на обращение Б. к

религиозной вере и идеализму: значительное духовное

воздействие творчества Ф. М. Достоевского и Вл. С. Соловьева,

личное общение с Л. Н. Толстым, «чудесная встреча» с

«Сикстинской Мадонной», пережитая им в Дрездене. Поворот от

марксизма к идеализму означал новую эпоху в жизни Б. — он

сознательно и всецело переходит на позиции религиозного

миропонимания. В 1901 г. Б. защитил магистерскую диссертацию

«Капитализм и земледелие», в которой выразил несогласие с тем,

что положения Маркса оправдываются в сельскохозяйственном

производстве, и был назначен профессором Киевского

политехнического института по кафедре политэкономии.

Популярность приносит ему цикл лекций о А. П. Чехове и статьи,

вошедшие впоследствии в сборник «Тихие думы» (1918). В 1906 г.

Б. возвратился в Москву приват-доцентом университета, затем

получает кафедру в Коммерческом институте. В том же году он

участвует в создании Союза христианской политики. Не приняв

революцию 1905 г., он приходит к мысли о создании

христианского освободительного движения. В 1907 г. Б.

избирается во вторую Государственную Думу как беспартийный

«христианский социалист», но Дума не оправдала его надежд и,

четыре месяца заседаний окончательно в ней разочаровали. В

1905 г. Б. был одним из инициаторов создания московского

Религиозно-философского общества памяти Вл. Соловьева, которое

кроме него, посещали также Н. А. Бердяев, В. Ф. Эрн, Е. Н.

Трубецкой, С. Л. Франк и другие известные философы, искавшие

спасения России на путях нравственно-религиозного обновления.

В 1910 г. Б. вместе с единомышленниками организует

книгоиздательство «Путь», где публикуются наиболее

значительные его произведения, созданные в этот период — «Два

града» (1911) и «Философия хозяйства» (1912), за которое он

получает в Московском университете степень доктора

политической экономии. В то же время он пишет ряд

публицистических статей, самая значительная из которых

«Героизм и подвижничество» была помещена в сборнике «Вехи»

(1909). Книга «Свет невечерний» (1917) завершает этот период

творчества мыслителя. Когда началась первая мировая война, Б.

увидел в этом событии не только крах «мещанской культуры»

Европы, но и возможность осуществления мессианского

предназначения России. Этому вопросу был посвящен его доклад

«Русские думы», прочитанный 6 октября 1914 г. на заседании

московского РФО, а также книга «Война и русское самосознание»

(1915). В отличие от Бердяева, Франка, П. Б. Струве и ряда

других философов, приветствовавших Февральскую революцию, Б.

воспринял ее как гибель того, что было для него самым дорогим

в русской жизни. Свое отношение к революции он выразил в

работах «Христианство и социализм» (1917), «На пиру богов.

Современные диалоги» (1921) и др. События Февральской и

Октябрьской революций вызвали у философа тревожные

предчувствия личной судьбы, «Страшного Суда раньше смерти»,

«истления заживо», которыми он делится с В. В. Розановым в

письме от 12 декабря 1917 г. В этот сложный для себя период Б.

принимает решение стать священником, решение, которое он

вынашивал по крайней мере десятилетие. Этому способствовало

устранение серьезного для него препятствия — союза православия

с самодержавием. 11 июня 1918 года в Даниловом монастыре

состоялось рукоположение Булгакова в дьяконы, а через две

недели — в храме кладбища Св. Духа — в иереи. Б. становится

отцом Сергием — так он отныне пожелал быть именуемым. За

принятие священства Б. исключается из числа профессоров

университета, уезжает в Крым, где в это время находилась его

семья, становится профессором политэкономии и богословия в

Симферопольском университете. Здесь он пишет работы «Трагедия

философии» и «Философия имени». По существу, с этого времени

начинается богословский период творчества мыслителя.

В начале 1923 г. Б. высылается за границу. Через

Константинополь он попадает в Прагу, куда его пригласили на кафедру

церковного права Русского юридического факультета. Из Праги он

отправляется в Париж, где в 1925 г. был основан Русский православный

богословский институт, впоследствии переименованный в академию. С самого

его основания и до конца своих дней Б. являлся его бессменным деканом и

профессором богословия. Наступает расцвет богословского творчества

мыслителя. Им создается целый ряд богословских сочинений — «Святые Петр и

Иоанн»(1927), «Купина неопалимая»(1928), «Друг жениха» (1928), «Лествица

Иаковля» (1929), «Икона и иконопочитание» (1931), большая трилогия «О

богочеловечестве», куда вошли «Агнец Божий» (1933), «Утешитель» (1936) и

«Невеста Агнца» (1938), и др. В этих работах видное место принадлежало

учению о Софии, Премудрости Божией. Именно это учение Б. вызвало обвинение

его в ереси, которое было предъявлено, почти одновременно, как со стороны

Московской патриархии — митрополитом московским Сергием, так и зарубежной

Православной церковью, епископами из состава карловацкого собора. Б. в

своих докладах по поводу обоих обвинений выразил протест против именования

своих взглядов ересью. Свободу бо-гословствования он считал одним из

преимуществ православия и сожалел о непонимании этого. В годы эмиграции Б.

много сил и времени отдал развитию экуменичегого движения, сближению

православия с другими христианскими вероучениями, принимал участие в

Русском христианском студенческом движении. В 1934 и 1936гг. он совершает

поездки в США, где читает циклы лекций в Нью-Йорке, Чикаго, Бостоне и

других городах, произносит проповеди в епископальных (англиканских)

храмах. Отличавшийся неустанной богословской и общественной деятельностью,

о. Сергий, однако, никогда не имел собственного храма, а всегда или

«сослужил» архиереям или настоятелям, или имел лишь случайные службы. В

последние годы жизни Б. тяжело болел (в 1939 г. у него был обнаружен рак

горла), перенес две операции, но продолжал активно работать, хотя это

стоило ему больших усилий. Написал «Софиологию смерти» (1939), записывал и

раздавал свои проповеди. Умер Б. 13 июля 1944 г. от кровоизлияния в мозг.

Похоронен недалеко от Парижа, на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа.

ЭРН Владимир Францевич (1882—1917) — религиозный философ,

историк философии, публицист. Родился 5 (17) августа 1882 г. в Тифлисе.

Отец Гавриил Андреевич Арефьев, отчим, усыновивший его, Э. Франц Карлович,

шведско-немецкого происхождения, лютеранин, после окончания медицинского

факультета Дерптского университета работал в Тифлисском аптечном

управлении; мать Ольга Павловна Райская, полурусская, полуполька,

православная. Со времени учебы во 2-й Тифлисской гимназии

Э. связан тесной дружбой с П. А. Флоренским и А. В. Ельчаниновым, с

которыми организовал гимназический литературно-философский кружок. В

1900—1904 гг. изучает философию в Московском университете. Оставлен при

кафедре всеобщей истории, позже становится доцентом, а затем профессором

университета.

Комплекс идей, развиваемых Э. в его работах, сложился достаточно

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты