Русская религиозная философия конца XIX- начала XX вв. \Вл. Соловьев, Н. Бердяев, В. Розанов, С. Булгаков\

рано. Прежде всего следует отметить постоянное внимание Э. к

Платону и платонизму. Возникнув в гимназические годы, оно получило

новый импульс во время слушания университетских лекций С. Н.

Трубецкого.

Исследование традиции онтологизма платонического типа в

отечественной и итальянской философии станет главным историко-

философским делом Э. Платонизм и платонизированный аристотелизм,

прочитанные в ключе восточно-христианского умозрения, являются

источниками и его собственных философских построений. Другим таким

источником стали взгляды славянофилов, Ф. М. Достоевского, а также

идеи В. С. Соловьева, не в последнюю очередь поэтическое

творчество последнего. Существенной чертой Э. как мыслителя и

общественного деятеля является пристальное внимание к проблематике

первоначального христианства, которая соотносится им с проблемами

церковного обновления в России.

В кругу «младших» символистов Э. обсуждает проблематику петербургских

Религиозно-философских собраний 1901—1903 гг., последовательно отстаивая

святоотеческое понимание обожения плоти. Именно эта доктрина в полемике с

Д. С. Мережковским осмысляется Э. в социальном ключе в его первой

опубликованной работе «Христианское отношение к собственности». Понимание

проблемы «плоти», «христианства и мира» как центральных для современного

религиозного сознания, констатация раздробленности и упадка официальной

церковной жизни — ведущие темы работ Э. этого периода, публикуемых в

журналах «Живая жизнь», «Вопросы религии», «Век», «Церковное обновление»,

в сборнике «Религия и жизнь». В феврале 1905 г. Э. вместе с В. П.

Свенцицким становится во главе «Христианского братства борьбы». С позиций

христианского социализма он публикует «Семь свобод», «Как нужно жить

христианам?» (обе в 1906г.), «Пастырь нового типа» (1907) и др.,

противостоит черносотенным настроениям, критикует старообрядчество, ведет

полемику с деятелями «нового религиозного сознания». Говоря о дружеских и

творческих связях Э., следует отметить дружбу с Вяч. И. Ивановым;

последние годы Э. жил в московской квартире Иванова на Зубовском бульваре.

В ноябре 1906 г. Э. участвует в основании московского Религиозно-

философского общества памяти В. С. Соловьева, а в марте 1907 г. —

в создании при нем Вольного богословского университета. Вместе с

Булгаковым, Рачинским, Е. Н. Трубецким, Н. А. Бердяевым Э. входит

в редакцию организованного в конце 1910 г. в Москве издательства

«Путь». В серии докладов, лекций, статей этого периода,

посвященных христианскому пониманию прогресса, философии Р.

Декарта, Ф. Бэкона, Д. Беркли, И. Канта, У. Джемса и др., Э.

стремится последовательно изложить свою философскую, концепцию,

сложившуюся в общих чертах уже в 1905— 1906 гг. Кристаллизации

философских взглядов Э. способствует полемика с авторами

неокантианского журнала «Логос» и особенно с С. Л. Франком.

В 1911 г. Э. включает свои важнейшие статьи в сборник «Борьба за

Логос». В «Богословском вестнике» печатается написанная в Риме

крупная работа «Природа мысли», где наиболее полно представлена

софиология Э. Одновременно философ создает ряд работ, где излагает

свое понимание специфики отечественной философии; наиболее

значительна из них книга «Григорий Саввич Сковорода. Жизнь и

учение» (М., 1912), вызвавшая большое количество крайне

разноречивых откликов. Новоевропейскому рационализму,

схематизирующему, по Э., реальность и человека, философ

противопоставляет «логизм», — опирающееся на античную и восточно-

христианскую метафизику учение о Логосе как истоке бытия и

мышления. Доктрина Э. предполагает противопоставление не двух

христианских культур — Востока и Запада, — но двух познавательных

начал, «рацио» и «логоса». Католицизм так же «динамичен» и

«логичен», как и православие, в котором Э. подчеркивает более

черты вселенского христианства, чем национальной русской веры.

Весной 1911 г. Э. командирован историко-филологическим факультетом

Московского университета в Италию, где до 1913 г. изучает

итальянскую философию. В 1914 г. он заканчивает магистерскую

диссертацию «Розмини и его теория знания», а в 1916 г. докторскую

— «Философия Джоберти» (защитить ее Э. не успел), переводит «Пир»

Данте. Откликами на события первой мировой войны являются

многочисленные статьи Э., собранные в сборнике «Меч и крест.

Статьи о современных событиях» (М., 1915), а также брошюра «Время

славянофильствует. Война, Германия, Европа и Россия» (М., 1915).

Военный конфликт он рассматривает как реализацию противостояния

начал «логоса» и «рацио». В 1916 г. Э. избирается членом

Московского психологического общества. Он собирается работать над

книгой о философии имени, пишет задуманную еще на студенческой

скамье книгу о Платоне, но не успевает ее завершить .

Э. скончался 29 апреля 1917 г. в Москве. Похоронен на Новодевичьем

кладбище.

ГЛОССАРИЙ

А

АБСОЛЮТ (лат. absolutus - безусловный) - понятие алистической

философии для обозначения вечного, бесконечного, безусловного, совершенного

и неизменного субъекта, к-рый „самодостаточен", не зависит ни от чего

другого, сам по себе содержит все существующее и творит его.

АБСОЛЮТНАЯ И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА - категории диалектического

материализма, характеризующие процесс развития познания и раскрывающие

соотношение между:

1) тем, что уже познано, и тем, что будет познано в дальнейшем процессе

развития науки;

2) тем, что в составе нашего знания может быть изменено, уточнено,

опровергнуто в ходе дальнейшего развития науки, и тем, что останется

неопровержимым.

АБСТРАКТНОЕ И КОНКРЕТНОЕ. А. (лат. abstractio- отвлечение) - сторона,

часть целого, одностороннее, простое, неразвитое; К. (лат. concretus

-сгущенный, сросшийся) - многостороннее, сложное, развитое, целостное. В

истории философии до Гегеля К. понималось гл. обр. как чувственно данное

многообразие единичных вещей и явлений, А. - как характеристика

исключительно продуктов мышления(Абстракция).

АБСТРАКЦИЯ (от лат. термина abstractio – отвлечение ) - одна из

сторон, форм познания, заключающаяся в мысленном отвлечении от ряда свойств

предметов и отношений между ними и выделении, вычленении к.-л. свойства или

отношения.

АЛОГИЗМ (греч. а - отрицание и logos - разум) - отрицание или резкое

преуменьшение роли логического мышления как средства достижений истины;

противопоставление логике интуиции, религиозной веры, откровения.

АЛЬТЕРНАТИВА (лат. altemus - попеременный) - необходимость выбора

между двумя или несколькими взаимоисключающими возможностями.

Б

БОГ — фантастический образ сверхъестественного всемогущего

существа, якобы сотворившего мир и управляющего им; в иудаизме - Яхве, в

исламе — Аллах, в христианстве — святая троица (бог-отец, бог-сын и бог-дух

святой) и т. д. Представления о Б. составляют основу современных форм

религии.

БУДДИЗМ - религия, проповедующая избавление от страданий путем

отказа от желаний и достижение „высшего просветления" - нирваны. Зародился

в Индии в 6-5 вв. до н. э. как одно из мн. еретических учений этического

плана.

БЫТ - одна из осн. сфер жизни об-ва, непосредственно связанная с

воспроизводством самого человека; материальная и культурная среда, в к-рой

происходит удовлетворение его потребностей в пище, одежде, жилище, отдыхе,

развлечениях, поддержании здоровья и т. д.

БЫТИЕ 1. Философское понятие, обознача-ющее существующий независимо

от сознания объективный мир, мате-рию. В применении к об-ву употребляется

термин „общественное Б.". Рассматривая материальность мира и его Б. как

понятия тождественные, диалектический материализм отвергает идеалистическое

представление о Б. как существующем до материи или независимо от нее, а

также идеалистические попытки вывести Б. из акта сознания. 2. Наиболее

общее и абстрактное понятие, обозначающее существование ч.-л. вообще. В

этом случае Б. Следует отличать от реальности, существования,

действительности и т.д., как более конкретных и глубоких характеристик

объективных процессов и явлений.

В

ВЕХОВСТВО - одно из характерных идеологических течений в России,

политическое движение которого оформлялось в период развитого в стране

демократического и пролетарского движения.

ВЕЧНАЯ ИСТИНА - термин, означающий неопровержимость истин в процессе

развития познания. В этом отношении В. и. аналогична абсолютной. Однако в

процессе познания человек имеет дело преимущественно с относительными

истинами, содержащими в себе лишь зерна абсолютных истин.

ВЕЧНОСТЬ - бесконечная длительность времени существования мира,

обусловленная несотворимостью и неуничтожимостью материи, ее

субстанциальностью, материальным единством мира. В. присуща лишь всей

материи в целом; каждое конкретное образование в мире является преходящим

во времени. В. не сводится к неограниченному однородному существованию

материи в одних и тех же состояниях либо к бесконечной последовательности

круговоротов, она включает в себя постоянные качественные превращения

материи и возникновение новых состояний.

ВЕЩЬ - часть материального мира, имеющая относительно самостоятельное

существование. Одна В. от др. отличается своей качественной определенностью

(Качество). Важной гносеологической и специально-научной проблемой является

проблема тождества и различия вещей между собой, а также отличия В. от

объекта и предмета.

„ВЕЩЬ В СЕБЕ" И „ВЕЩЬ ДЛЯ НАС" — философские термины, означающие:

первый - вещи как они существуют сами по себе, независимо от нас и нашего

познания; второй - вещи как они раскрываются человеком в процессе познания.

ВООБРАЖЕНИЕ - способность создавать новые чувственные или мыслительные

образы в человеческом сознании на основе преобразования подученных от

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты