рано. Прежде всего следует отметить постоянное внимание Э. к
Платону и платонизму. Возникнув в гимназические годы, оно получило
новый импульс во время слушания университетских лекций С. Н.
Трубецкого.
Исследование традиции онтологизма платонического типа в
отечественной и итальянской философии станет главным историко-
философским делом Э. Платонизм и платонизированный аристотелизм,
прочитанные в ключе восточно-христианского умозрения, являются
источниками и его собственных философских построений. Другим таким
источником стали взгляды славянофилов, Ф. М. Достоевского, а также
идеи В. С. Соловьева, не в последнюю очередь поэтическое
творчество последнего. Существенной чертой Э. как мыслителя и
общественного деятеля является пристальное внимание к проблематике
первоначального христианства, которая соотносится им с проблемами
церковного обновления в России.
В кругу «младших» символистов Э. обсуждает проблематику петербургских
Религиозно-философских собраний 1901—1903 гг., последовательно отстаивая
святоотеческое понимание обожения плоти. Именно эта доктрина в полемике с
Д. С. Мережковским осмысляется Э. в социальном ключе в его первой
опубликованной работе «Христианское отношение к собственности». Понимание
проблемы «плоти», «христианства и мира» как центральных для современного
религиозного сознания, констатация раздробленности и упадка официальной
церковной жизни — ведущие темы работ Э. этого периода, публикуемых в
журналах «Живая жизнь», «Вопросы религии», «Век», «Церковное обновление»,
в сборнике «Религия и жизнь». В феврале 1905 г. Э. вместе с В. П.
Свенцицким становится во главе «Христианского братства борьбы». С позиций
христианского социализма он публикует «Семь свобод», «Как нужно жить
христианам?» (обе в 1906г.), «Пастырь нового типа» (1907) и др.,
противостоит черносотенным настроениям, критикует старообрядчество, ведет
полемику с деятелями «нового религиозного сознания». Говоря о дружеских и
творческих связях Э., следует отметить дружбу с Вяч. И. Ивановым;
последние годы Э. жил в московской квартире Иванова на Зубовском бульваре.
В ноябре 1906 г. Э. участвует в основании московского Религиозно-
философского общества памяти В. С. Соловьева, а в марте 1907 г. —
в создании при нем Вольного богословского университета. Вместе с
Булгаковым, Рачинским, Е. Н. Трубецким, Н. А. Бердяевым Э. входит
в редакцию организованного в конце 1910 г. в Москве издательства
«Путь». В серии докладов, лекций, статей этого периода,
посвященных христианскому пониманию прогресса, философии Р.
Декарта, Ф. Бэкона, Д. Беркли, И. Канта, У. Джемса и др., Э.
стремится последовательно изложить свою философскую, концепцию,
сложившуюся в общих чертах уже в 1905— 1906 гг. Кристаллизации
философских взглядов Э. способствует полемика с авторами
неокантианского журнала «Логос» и особенно с С. Л. Франком.
В 1911 г. Э. включает свои важнейшие статьи в сборник «Борьба за
Логос». В «Богословском вестнике» печатается написанная в Риме
крупная работа «Природа мысли», где наиболее полно представлена
софиология Э. Одновременно философ создает ряд работ, где излагает
свое понимание специфики отечественной философии; наиболее
значительна из них книга «Григорий Саввич Сковорода. Жизнь и
учение» (М., 1912), вызвавшая большое количество крайне
разноречивых откликов. Новоевропейскому рационализму,
схематизирующему, по Э., реальность и человека, философ
противопоставляет «логизм», — опирающееся на античную и восточно-
христианскую метафизику учение о Логосе как истоке бытия и
мышления. Доктрина Э. предполагает противопоставление не двух
христианских культур — Востока и Запада, — но двух познавательных
начал, «рацио» и «логоса». Католицизм так же «динамичен» и
«логичен», как и православие, в котором Э. подчеркивает более
черты вселенского христианства, чем национальной русской веры.
Весной 1911 г. Э. командирован историко-филологическим факультетом
Московского университета в Италию, где до 1913 г. изучает
итальянскую философию. В 1914 г. он заканчивает магистерскую
диссертацию «Розмини и его теория знания», а в 1916 г. докторскую
— «Философия Джоберти» (защитить ее Э. не успел), переводит «Пир»
Данте. Откликами на события первой мировой войны являются
многочисленные статьи Э., собранные в сборнике «Меч и крест.
Статьи о современных событиях» (М., 1915), а также брошюра «Время
славянофильствует. Война, Германия, Европа и Россия» (М., 1915).
Военный конфликт он рассматривает как реализацию противостояния
начал «логоса» и «рацио». В 1916 г. Э. избирается членом
Московского психологического общества. Он собирается работать над
книгой о философии имени, пишет задуманную еще на студенческой
скамье книгу о Платоне, но не успевает ее завершить .
Э. скончался 29 апреля 1917 г. в Москве. Похоронен на Новодевичьем
кладбище.
ГЛОССАРИЙ
А
АБСОЛЮТ (лат. absolutus - безусловный) - понятие алистической
философии для обозначения вечного, бесконечного, безусловного, совершенного
и неизменного субъекта, к-рый „самодостаточен", не зависит ни от чего
другого, сам по себе содержит все существующее и творит его.
АБСОЛЮТНАЯ И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА - категории диалектического
материализма, характеризующие процесс развития познания и раскрывающие
соотношение между:
1) тем, что уже познано, и тем, что будет познано в дальнейшем процессе
развития науки;
2) тем, что в составе нашего знания может быть изменено, уточнено,
опровергнуто в ходе дальнейшего развития науки, и тем, что останется
неопровержимым.
АБСТРАКТНОЕ И КОНКРЕТНОЕ. А. (лат. abstractio- отвлечение) - сторона,
часть целого, одностороннее, простое, неразвитое; К. (лат. concretus
-сгущенный, сросшийся) - многостороннее, сложное, развитое, целостное. В
истории философии до Гегеля К. понималось гл. обр. как чувственно данное
многообразие единичных вещей и явлений, А. - как характеристика
исключительно продуктов мышления(Абстракция).
АБСТРАКЦИЯ (от лат. термина abstractio – отвлечение ) - одна из
сторон, форм познания, заключающаяся в мысленном отвлечении от ряда свойств
предметов и отношений между ними и выделении, вычленении к.-л. свойства или
отношения.
АЛОГИЗМ (греч. а - отрицание и logos - разум) - отрицание или резкое
преуменьшение роли логического мышления как средства достижений истины;
противопоставление логике интуиции, религиозной веры, откровения.
АЛЬТЕРНАТИВА (лат. altemus - попеременный) - необходимость выбора
между двумя или несколькими взаимоисключающими возможностями.
Б
БОГ — фантастический образ сверхъестественного всемогущего
существа, якобы сотворившего мир и управляющего им; в иудаизме - Яхве, в
исламе — Аллах, в христианстве — святая троица (бог-отец, бог-сын и бог-дух
святой) и т. д. Представления о Б. составляют основу современных форм
религии.
БУДДИЗМ - религия, проповедующая избавление от страданий путем
отказа от желаний и достижение „высшего просветления" - нирваны. Зародился
в Индии в 6-5 вв. до н. э. как одно из мн. еретических учений этического
плана.
БЫТ - одна из осн. сфер жизни об-ва, непосредственно связанная с
воспроизводством самого человека; материальная и культурная среда, в к-рой
происходит удовлетворение его потребностей в пище, одежде, жилище, отдыхе,
развлечениях, поддержании здоровья и т. д.
БЫТИЕ 1. Философское понятие, обознача-ющее существующий независимо
от сознания объективный мир, мате-рию. В применении к об-ву употребляется
термин „общественное Б.". Рассматривая материальность мира и его Б. как
понятия тождественные, диалектический материализм отвергает идеалистическое
представление о Б. как существующем до материи или независимо от нее, а
также идеалистические попытки вывести Б. из акта сознания. 2. Наиболее
общее и абстрактное понятие, обозначающее существование ч.-л. вообще. В
этом случае Б. Следует отличать от реальности, существования,
действительности и т.д., как более конкретных и глубоких характеристик
объективных процессов и явлений.
В
ВЕХОВСТВО - одно из характерных идеологических течений в России,
политическое движение которого оформлялось в период развитого в стране
демократического и пролетарского движения.
ВЕЧНАЯ ИСТИНА - термин, означающий неопровержимость истин в процессе
развития познания. В этом отношении В. и. аналогична абсолютной. Однако в
процессе познания человек имеет дело преимущественно с относительными
истинами, содержащими в себе лишь зерна абсолютных истин.
ВЕЧНОСТЬ - бесконечная длительность времени существования мира,
обусловленная несотворимостью и неуничтожимостью материи, ее
субстанциальностью, материальным единством мира. В. присуща лишь всей
материи в целом; каждое конкретное образование в мире является преходящим
во времени. В. не сводится к неограниченному однородному существованию
материи в одних и тех же состояниях либо к бесконечной последовательности
круговоротов, она включает в себя постоянные качественные превращения
материи и возникновение новых состояний.
ВЕЩЬ - часть материального мира, имеющая относительно самостоятельное
существование. Одна В. от др. отличается своей качественной определенностью
(Качество). Важной гносеологической и специально-научной проблемой является
проблема тождества и различия вещей между собой, а также отличия В. от
объекта и предмета.
„ВЕЩЬ В СЕБЕ" И „ВЕЩЬ ДЛЯ НАС" — философские термины, означающие:
первый - вещи как они существуют сами по себе, независимо от нас и нашего
познания; второй - вещи как они раскрываются человеком в процессе познания.
ВООБРАЖЕНИЕ - способность создавать новые чувственные или мыслительные
образы в человеческом сознании на основе преобразования подученных от
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10