действительности впечатлений. В. возникает в трудовой деятельности
человека, к-рая без В. не могла бы быть целесообразной и плодотворной.
ВОСПРИЯТИЕ - чувственный образ внешних структурных характеристик
предметов и процессов материального мира, непосредственно воздействующих на
органы чувств. Субстратом В. являются ощущения, образующие непрерывный
комплекс в пространстве и во времени (в случае со зрительными и
осязательными В.) или только во времени (когда В. образуется посредством
изменения качества или интенсивности ощущений).
Г
ГОСУДАРСТВО - осн. институт политической системы классового об-ва,
осуществляющий управление об-вом, охрану его экономической и социальной
структуры: в классово антагонистических об-вах находится в руках
экономически господствующего класса (классов) и используется им прежде
всего для подавления своих социальных противников. пис дс^-лхплслил.
Д
ДИАЛЕКТИКА (греч. dialegomai -веду беседу, рассуждаю) - наука о
наиболее общих законах развития природы, об-ва и мышления.
ДОБРО И ЗЛО - морально-этические категории, в к-рых выражается
нравственна”" щенка поведения людей (групп, классов), а также общественных
явлений с определенных классовых позиций. Под Д. понимается то, что об-во
(данный класс) считает нравственным, достойным подражания. 3. имеет
противоположное значение: безнравственное, достойное осуждения. Для
метафизической трактовки этих категорий характерны поиски вечных и
неизменных оснований Д. и з.
ДОГМАТИЗМ (греч. dogma - мнение, учение, решение) — способ мышления,
оперирующий неизменными понятиями, формулами без учета новых данных
практики и науки, конкретных условий места и времени, т. е. игнорирующий
принцип творческого развития и конкретности истины.
Е
ЕРЕСИ (греч. hairesis — особое вероучение) - различные отклонения от
официального вероучения к.-л. религии, оппозиционные или враждебные ему.
Ж
ЖИЗНЬ — форма движения материи, качественно более высокая, чем физическая и
химическая формы, но включающая их в „снятом" виде. Реализуется в
индивидуальных биологических организмах и их совокупностях (популяциях,
видах и т. п.).
И
ИДЕАЛИЗМ - философское направление, противоположное материализму в
решении осн. вопроса философии. И. исходит из первичности духовного,
нематериального, и вторичности материального, что сближает его с догмами
религии о конечности мира во времени и пространстве и сотворенное его
богом. И. рассматривает сознание в отрыве от природы, в силу чего неизбежно
мистифицирует его и процесс познания и часто приходит к скептицизму и
агностицизму..
ИДЕОЛОГИЯ - совокупность общественных идей, теорий, взглядов, к-рые
отражают и оценивают социальную действительность с т. эр. интересов
определенных классов, разрабатываются, как правило, идейными
представителями этих классов и направлены на утверждение либо изменение,
преобразование существующих общественных отношений. В сфере И. различные
общественные классы осознают свои коренные интересы, место в об-ве,
отношение к др. классам, формулируют и обосновывают цели и программы своей
деятельности. Господствующей в данном об-ве является И. господствующего
класса, к-рый держит в своих руках средства материального и духовного
производства.
ИНДУИЗМ - совокупность религиозных представлений, обычаев, культовой
обрядности и социально-бытовых институтов, характерных для большинства
населения Индии. Корни И. восходят к древнеинд. религии - брахманизму;
генетическая связь с ним проявляется, напр., в том, что к наиболее
почитаемым И. божествам относится троица брахманизма: Брахма (созидатель),
Вишну (хранитель) и Шива (творец, хранитель и разрушитель одновременно).
ИСТИНА - верное, правильное отражение действительности в мысли,
критерием к-рого в конечном счете является практика. Характеристика
истинности относится именно к мыслям, а не к самим вещам и средствам их
языкового выражения.
К
КАТЕГОРИИ (греч. kategoria -высказывание, свидетельство) — формы
осознания в понятиях всеобщих способов отношения человека к миру,
отражающие наиболее общие и существенные свойства, законы природы, об-ва и
мышления. Истоки учения о К. уходят в далекое прошлое. Большая заслуга в
разработке философских К. принадлежит Аристотелю.
КАТОЛИЦИЗМ (греч. katholikos -вселенский) - разновидность христи
анства, распространенная гл. обр. в странах Зап. Европы и Лат. Америки.
Догматические особенности К.: признание исхождения святого духа не только
от бога-отца, но и от бога-сына, догматы о чистилище, о верховенстве
римского папы, как наместника Христа, о непогрешимости папы и т. д.
Культовые и канонические отличия К. от православия: безбрачие духовенства
(целибат), особо развитый ма-рианизм (культ богородицы) и т. д. Центр К. –
Ватикан.
КОНЦЕПТУАЛИЗМ - направление схоластической философии; представители -
Абеляр, Иоанн Солсберийский и др. В споре об универсалиях концептуалисты,
как и номиналисты (Номинализм), отвергая учение реализма {Реализм
средневековый), отрицали реальное существование общего независимо от
отдельных вещей, но в отличие от номиналистов признавали существование в
уме общих понятий, концептов как особой формы познания действительности.
КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ (греч. krite-rion - мерило для оценки ч.-л.) -средство
проверки того или иного утверждения, гипотезы, теоретического построения и
т. п. К. и. является общественная практика.
Л
ЛОГИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ - философская дисциплина, целью к-рой
является применение идей, методов и аппарата современной логики к научному
познанию. Л. н. п. изучает логическую структуру научных теорий, их
компонентов (определений, классификаций, понятий, законов и т. п.),
устанавливает логические связи между этими компонентами, рассматривает
вопрос о непротиворечивости и полнот теорий, о способах формирования
проверки научных гипотез, анализир) ет логические аспекты таких методов
научного познания, как обобщение, объяснение, абстракция, идеализация т. п.
ЛОГИКА ОТНОШЕНИЙ - разде математической логики, иэучающи отношения.
ЛОГИСТИКА - первоначально так назывались логические исчисления. Лейбниц
нередко говорил о математи- ческой логике как Л. Понимание Л. как
символической или математической ло- гики было закреплено на философском
конгрессе в Женеве в сентябре 1904 г.
М
МАТЕРИАЛИЗМ (лат. materialis -вещественный) - научное философское
направление, противоположное идеализму. Различают М. как стихийную
уверенность всех людей в объективном существовании внешнего мира и как
философское мировоззрение, представляющее собой научное углубление и
развитие т. зр. стихийного М. Философский М. утверждает первичность
материального и вторичность духовного, идеального, что означает извечность,
несотворенность мира, бесконечность его во времени и пространстве. Считая
сознание продуктом материи, М. рассматривает его как отражение внешнего
мира, утверждая т. обр. познаваемость природы.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ - система принципов, взглядов, ценностей, идеалов и
убеждений, определяющих направление деятельности и отношение к
действительности отдельного человека, социальной группы, класса или об-ва в
целом. М. складывается из элементов, принадлежащих ко всем формам
общественного сознания; большую роль в нем играют философские, научные,
политические, нравственные и эстетические взгляды. Научные знания,
включаясь в систему М., служат целям ориентации человека или группы в
окружающей социальной и природной реальности; кроме того, наука
рационализирует отношение человека к действительности, избавляя его от
предрассудков и заблуждений.
МОНАДА (греч. monas - единица) - философский термин, означающий
структурную, субстанциальную единицу бытия. По-разному интерпретируется в
тех или иных философских системах. У пифагорейцев, напр., М.
(математическая единица) - основа мира. У Николая Кузанского - единое
начало бытия, являющегося одухотворенной материей.
МОНИЗМ (греч. monos - один, единственный) - философское учение, к-рое
принимает за основу всего существующего одно начало. Материалисты началом,
основой мира считают материю. Идеалисты единым началом всех явлений считают
дух, идею и т. д. Наиболее последовательным направлением идеалистического
М. является философия Гегеля. Научный и последовательный материалистический
М. характерен для диалектического материализма, исходящего из того, что мир
по своей природе материален, что все явления в мире представляют собой
различные виды движущейся материи.
МОРАЛЬ (лат. mores - нравы) -одна из форм общественного сознания,
социальный институт, выполняющий функцию регулирования поведения людей во
всех без исключения областях общественной жизни. От др. форм регулирования
массовой деятельности (право, производственно-административный распорядок,
государственные декреты, народные традиции и т. п.) М. отличается способом
обоснования и осуществления своих требований.
МЫШЛЕНИЕ - активный процесс отражения объективного мира в понятиях,
суждениях, теориях и т. п., связанный с решением тех или иных задач, с
обобщением и способами опосредствованного познания действительности; высший
продукт особым образом организованной материи - мозга.
Н
НАРОД - в обычном смысле - население государства, страны; в строго
научном смысле это исторически изменяющаяся общность людей, включающая в
себя ту часть, те слои, те классы населения, к-рые по своему объективному
положению способны сообща участвовать в решении задач прогрессивного,
революционного развития данной страны в данный период.
НАЦИЯ (лат. nati'o - народ) - исторически сложившаяся форма общности
людей, к-рая приходит на смену народности. Н. свойственна прежде всего
общность материальных условий жизни:
территории и экономической жизни;
общность языка, известных черт национального характера, проявляющихся в
национальном своеобразии ее культуры. Н. - более широкая, чем народность,
форма общности, складывающаяся с возникновением и формированием
капиталистической формации.
НЕОКОНСЕРВАТИЗМ (греч. neos -новый, лат. conserve - охраняю, сохраняю)
- система социально-экономических и мировоззренческо-политических концеп-
ций, пытающихся идеологически обосновать притязания империалистических
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10