Русская религиозная философия XIX - XX веков (Контрольная)

Русская религиозная философия XIX - XX веков (Контрольная)

[pic]

КАЛУЖСКИЙ КОММУНАЛЬНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ

МИНСТРОЙ РОССИИ

ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

Контрольная работа № I вариант № 8

по предмету “Философия “

по теме: “Русская религиозная философия XIX - XX веков.”

курс 3 группа ЗБ31-У шифр Б-96-128

работа выслана в техникум 7 июня 1997 года

Фамилия Карасев

Имя Андрей

Отчество Викторович

Домашний адрес: г. Калуга, пер. Литейный, д.7, кв. 92

Оценка _______________ Дата _____________

Подпись преподавателя ________________________

Контрольная работа предъявляется при сдаче экзамена.

Оглавление :

1. Формирование русской религиозной философии: славянофильское учение о

мессианской роли русского народа и соборности.

2 . Философия всеединства В. С. Соловьева: онтология и гносеология.

3. Проблема веры и разума в православном религиозном антиинтеллектуализме

(Л. Шестов, С. Булгаков, П. Флоренский, С. Франк).

Формирование русской религиозной философии: славянофильское учение о

мессианской роли русского народа и соборности.

Философская мысль в России начинает зарождаться в ХI в. под влиянием

процесса христианизации. В это время Киевский митрополит Илларион создает

знаменитое «Слово о законе и благодати», в котором развивает богословско-

историческую концепцию, обосновывающую включенность «русской земли» в

общемировой процесс торжества божественного света. Дальнейшее развитие

русской философской мысли проходило в русле развития нравственно-

практических наставлений и обоснования особого предназначения православия

Руси для развития мировой цивилизации. Наиболее характерным, в этом смысле,

является созданное во времена правления Василия III учение игумена

Елиазаровского монастыря Филофея о «Москве как третьем Риме».

Оригинальные поиски русской философской мысли продолжались на

протяжении ХVI - ХVIII вв. Эти поиски проходили в атмосфере противоборства

двух тенденций. Первая акцентировала внимание на самобытности русской

мысли и связывала эту самобытность с неповторимым своеобразием русской

духовной жизни. Вторая же тенденция выражала стремление вписать Россию в

процесс развития Европейской культуры. Представители этой тенденции

считали, что поскольку Россия встала на путь развития позже других стран

Европы, то она должна учиться у Запада и пройти тот же исторический путь.

Наиболее четкое теоретическое и общественно-политическое оформление эти

две тенденции получили в 40 - 60-х гг. ХIХ в. Первую тенденцию представляли

славянофилы, а вторую - западники. Идеологию западников поддерживали такие

авторитетные мыслители и общественные деятели как В. Г. Белинский, Н. Г.

Чернышевский, А. И. Герцен .

СЛАВЯНОФИЛЬСТВО

Славянофильство как одно из главных направлений политической и

философской мысли ХIХ в. оставило заметный след в духовной истории страны.

Славянофилы создали социологическую и философскую концепции, в которых

придали своеобразную форму русскому национальному самосознанию. Они

поставили проблемы России и Запада, особого пути России, общины и

государства, положили основание русской религиозно-идеалистической

философии второй половины XIX в.

Главная фокусирующая задача славянофильства заключена в поисках места

культуры русского народа в системе культур Запада и Востока. В ответ на

нигилизм Чаадаева и космополитизм западников славянофилы утверждали, что

русская история, социальные структуры, быт, национальное сознание, т. е.

вся культура, не должны подводиться под другие, неадекватные ей модели. Она

обладает собственными жизненными ценностями и собственными перспективами.

Немало пищи для размышлений русского человека о своем национальном

достоинстве давала и область политических отношений, сложившихся после

смерти Петра I. Превращение дома Романовых в немецкую династию,

бироновщина, гольш-тинцы, откровенные симпатии Петра III и Павла I к

пруссачеству, подчинение ими внешней политики династическим интересам,

офранцуживание дворянства - таковы факты свидетельствующие о существовании

многих причин, болезненно затрагивающих русское национальное чувство.

Сильное возбуждение чувства национальности у многих европейских народов

было вызвано наполеоновскими войнами. Для России в этом смысле решающее

значение имела война 1812 г., которая всколыхнула народную энергию и

заставила передовых людей того времени по-новому взглянуть на историческую

роль русского народа и международное значение России. С этого времени

понятие «народность» прочно входит в русскую литературу и общественную

мысль.

Конечно, перечисленные выше факты не могут толковаться как система или

идеология славянофильского типа. Но они заключают в себе много моментов,

послуживших известной почвой, на которую опирались славянофилы при

выработке своей историко-социологической концепции и особенно своего

взгляда на историю России. Идеология славянофильства претерпела известную

эволюцию. На 30-е и начало 40-х годов падает становление политической и

философско-социологической теории старших представителей славянофильства -

А. С. Хомякова и И. В. Киреевского, заложивших основы этого учения. Они

сохраняют руководящее положение в кружке вплоть до 60-х годов. В 40-е и 50-

е годы славянофилы оформляются в группу единомышленников, ставшую

значительной силой в идейной борьбе. В это время вокруг Хомякова и И.

Киреевского объединяются братья Аксаковы, Самарин, П. Киреевский, Кошелев

и другие менее влиятельные лица. После крестьянской реформы 1861 г.,

которая по-новому поставила все общественные вопросы, славянофильство

переживает упадок и постепенно утрачивает былую общественную значимость. В

качестве главных деятелей пореформенного славянофильства наряду с И.

Аксаковым, Самариным и Кошелевым выступают новые деятели: Ап. Григорьев, П.

Я. Данилевский, Н. Н. Страхов, К. Н. Леонтьев. К ним примыкает Ф. М.

Достоевский и отчасти Вл. Соловьев.

Первоначальную философскую подготовку лидеры славянофильства Хомяков и

И. Киреевский получили в кружке московских любомудров. Идеализм

Шеллинга соответствовал их образу мышления, сложившемуся в результате

религиозного домашнего воспитания. Позже ими была использована

«философия откровения» для обоснования примата веры над знанием и

несостоятельности рационального мышления. Система позднего Шеллинга и

сочинения византийских богословов составили главные теоретические

источники философии славянофилов.

Славянофильство оставило следы не только в консервативных и религиозно-

идеалистических учениях второй половины ХIХ в. По крайней мере, три пункта

историко-социологической концепции славянофилов были использованы и

получили - иное звучание в идеологи и русской революционной демократии

второй половины ХIХ в., а именно: община как социально-эконо-мическая форма

народного бытия, особый путь России - идея, возникшая из факта ее

отсталости, и отрицание государственности, явившее собой форму протеста

против самодержавного деспотизма.

Славянофилы опирались на «самобытников», на православно-русское

направление в общественной мысли России. В основе их философского учения

лежала идея о мессианской роли русского народа, о его религиозной и

культурной самобытности и даже исключительности. Исходный тезис учения

славянофилов состоит в утверждении решающей роли православия для развития

всей мировой цивилизации. По мнению А.С. Хомякова, именно православие

сформировало «те исконно русские начала, тот «русский дух», который создал

русскую землю в ее бесконечном объеме».

А. С. ХОМЯКОВ

Алексей Степанович Хомяков (1804 - 1860) был, по определению Герцена,

«Ильей Муромцем славянофильства». Он происходил из семьи богатого тульского

помещика, в которой поддерживался старый патриархальный быт и глубокая

религиозность. В семье из поколения в поколение передавался культ царя

Алексея Михайловича, у которого служил сокольничьим дальний предок. Хомяков

с раннего детства воспитывался в духе набожности; верноподданичества и

сословных традиций. дворянства. Вместе с тем в родительском доме он

получил отличное образование: овладел несколькими иностранными языками, под

руководством профессоров Московского университета изучал философию,

историю, математику и другие науки. А позже окончил университет кандидатом

по математическому отделению.

В начале 20-х годов Хомяков познакомился с Веневитиновым и сблизился с

кружком «любомудров», особенно с братьями Киреевскими и Кошелевым. В

Петербурге Хомяков встречался со многими декабристами, сотрудничал в

«Полярной звезде». Ему даже были известны замыслы революционно

настроенного офицерства, однако политическое брожение накануне восстания

декабристов не затронуло будущего славянофила. В спорах с членами тайного

общества Хомяков доказывал неосуществимость их планов и в принципе

отвергал возможность революционного переустройства России, а позже

восстание 14 декабря 1825 г. назвал «заговором юнцов», не понявших духа.

В начале 1825 г. Хомяков оставил военную службу и уехал за границу. В

письмах к друзьям в Россию он высказывал неприязнь к европейскому образу

жизни и восхищался славянскими странами, где принимали его как «брата и

единоверца». По возвращении на родину Хомяков вошел в литературные круги

Москвы и Петербурга, опубликовал ряд стихотворений и поэму «Ермак». После

кратковременного возвращения на военную службу во время турецкой войны в

1829 г. Хомяков окончательно вышел в отставку и поселился в подмосковном

имении, проводя зимние месяцы в Москве. Здесь, в Москве, он и развернул

бурную деятельность по сколачиванию кружка своих единомышленников,

названного вскоре славянофильским.

На протяжении всей своей последующей жизни Хомяков сотрудничал в

различных периодических изданиях, преимущественно славянофильского

направления, выступал со статьями по вопросам крестьянской реформы,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты