бог и природа. Две формы: -натуралистич. (стоики, Бруно) - одухотворение
природы, наделение бож. св-ми, растворение бога в природе -мистический
(Кузанский) -растворяет природу в боге. НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ (1401-1464) Род.
в Герм. г. Куза в семье зажиточного крестьянина. Центр. проблема его филос.
- соотн. бога и мира. Б - бесконечное единое начало и вместе с тем -
скрытая сущность всего. Ступени познания: 1)ощущения (смутные
представления); 2)рассудок (он может мыслить противоположности - идея о
том, что мир сост. и познается из (через) прот-ти. Способность мыслить
бесконечно - важн. св-во рассудка. Идея в том, что человек -высшее и
наиболее значительное бож. творение Осн. фил. идеи: 1) идея взаимосвязи
всех прир. явлений; 2) идея совпадения противоположностей; 3) учение о
бесконеч-ости Вселенной; 4) учение о чел-ке как микрокосме. Призывал к
веротерпимости. Один из первых повернул от чисто теологич. воззр. на мир к
натур.. воззрению. Мир бескон. Чел-к - бескон-е сущ-во, соединяет земное и
божеств. Идея пантеизма - идея, призванная утвердить прежде всего знание,
ущемить веру, показать возм-ти ч. разума.
Френсис Бекон. Эмпирическая философия
Ф.Б.(1561-1624) Основатель матер-ма и эксперим. науки нового времени. Из
семьи лорда хранителя печати. Избран в парламент. Обвинен во
взяточничестве, помилован, вернулся на гос. службу. "Новый органон" -
сборник статей по логике. Эмпиризм - не только наблюдение, но и опыт.
Родоначальник материализма: основа всего сущего - материя
(многокачественная, наделенная ощутительной деятельностью). Цель знания -
способность науки увеличивать власть человека над природой. Резко выступал
против схоластики. Наука должна быть рацион. переработкой фактов опыта.
Исключительное значение наук. Создал свою классификацию на основе памяти,
воображения, разума. Учение о 2 истинах: теологической и филосовской, их
предметы различны. Признает только науки, построенные на эксперементе и
опыте. Новые знания о природе можно получить лишь исследуя ее саму. Учение
о 4 принципах, связанных с наукой - материя, форма, движущая причина, цель.
В связи с тем, что был сторонником эмпирического знания, выработал 3
таблицы учета наблюдении: 1.Таблица позитивных инстанций: обзор всех
известных случаев в обл. изучаемого процесса. 2.Таблица негативных
инстанций. 3.Сравнение + вывод о том, что преволирует. Две части души -
чувственная и разумная. Общество: описал утопическое общество на острове
Новая Атлантида (идеализированное об-во, под руководством философов, без
воровства, но остались классы). Заслуга Б. в развитии фил. закл. в том, что
он 1) восстан. матер. традиции и произвел переоценку фил. учений прошлого,
возвысил ранний греч. матер-м. и вскрыл заблуждения идеализма 2) выработ.
собств. матер. понимание природы, положив в основу взгляд на материю как
сов-ть частиц, а на природу - как на сов-ть тел, наделенных разными кач-ми.
Т.Гоббс Эмпирическая философия.
(1588 - 1679) - в семье священника, Оксфорд, гувернер в аристократической
семье. "Левиофан", "Трактат о чел. природе", "О теле", "О чел.", "О
гражданине".
Эмпиризм - не только наблюдение, но и опыт.
Гносеология = эмпирическое Бэкона + рациональное Декарта. Истина: познание,
опирающееся на веру не может дать действительной истины..Материальное тело
первично, у мат. тела существуют атрибуты: движение, покой, цвет, но это
следствие мех. различия вещей. Об-во: основа общества - договор. Признает
монархию. Войны естественное состояние общества. Этика: стоит за
нравственные природные черты человека. Зло предмет отвращения, благо -
предмет стремлений чел. Благо и зло относительны. Геометрию прозглашает
главной наукой. Мир - подвержен з-нам мех. движения. Вера в бога - плод
воображения. Опыт дает только единичные знания.
И. Канта Философское учение.
И.Кант нем.философи ученый, родоначальник нем.классич.идеализма. Существуют
две формы познания: чувственность (способность к ощущениям), рассудок.
Чувственность дает возможность познавать явления. (Рассудок дает
возможность познавать мысленные представления. Кант вводит термины:
вещь для нас и вещь в себе. Вещь в себе непознаваема. Мы можем познать
мир явлений. 1)поступай так, что бы максима твоего поступка была нормой
для окружающих. 2)не делай др-м того чего бы тыне хотел получ-ть от них
3)всегда рассматр чел как цель но никогда как ср-во.
У Канта есть место и для Бога и для атома. Бог сотворил мир и продолжает
творить материю, в этом смысл сущ-ния мира. Бог создал такой мир, к-рый
можно понять, предсказать. Т.о. на данном этапе Кант пытается понять сущ-
щую картину мира.
Работы "Критика чистого разума ","Спос-ти суждения". Гл. в знании - логика,
принципами кот. руководствуемся при познании. Реальность была всегда, но
идея может изменить реальность, т.е. разум первичен по отн. к реальности.
Наше познание опирается на силу разума, но включает и веру. Познание
немыслимо без веры, без веры в истинность, правильность. Применяет
диалектику, в частности в учении об (противоречиях): напр. Бог сущ-ет и не
сущ-ет; Каждый индивид ставит перед собой задачи, сам распоряж. как себя
вести. В основе всей этики лежит понятие долга. Сторонник принципа "око за
око". Общество: Верховная власть народа, но он стоит за верховную власть
монарха, лишь бы он явл. нравств. чистым, цельным чел-ком.
Гегеля. Философ система
Дал философии язык науки - определенность и конкретность понятий. Философия
Г. – система объект. идеализма. Исходит из трех элементов: логическая
идея,природа,дух. Логическая идея в процессе развертывания проходит любые
стадии и категории, то вселяясь в природу - соединение логич. идеи и
материи. Природа в своем развитии порождает массу вещей и человека, в кот.
порождается дух, кот. развив-ся, развившись, становиться абсолютным духом.
кот. призван постичь абсол. идею. Дух достигает своего аппогея в искус-ве,
религии и философии. Через философию человек способен постичь абсолютный
дух. В основе всего лежит идея. Работы: "Наука логики", "Энцикопедия фил.
наук". С Гегеля начинается эпоха становления и распростр-я филос. языка,
кот. мы пользуемся сейчас - те категории, понятия ... Исходит при
построении картины мира из того, что: в мире господствует некот. закон,
логич. порядок. Идея первична, материя вторична. Познание начинается с
простейших понятий, с бытия.
3 стадии духа:
- субъективный (самопознание, разум отдельного ч-ка)
- объективный (сознание общества)
- абсолютный (абс. идея) - основа всего бытия.
Бог произвел абс.дух и от него идет развитие. Абс. дух сущ-ет, когда еще
ничего не было. Потом он отчуждает от себя природу, затем чел-к и общ-во.
Учение о бытии. Бытие проходит 3 стадии: тезис, антитезис, синтез. Учение о
сущности (признает познание сущности). Категории: сущность, сущ-ние, закон,
возможность, действие и т.д. Рассм. их как постижимые, познаваемые. Учение
о понятии. Понятие - начало всякой жизни. Гл. понтяие - абс. идея как
субстанция. 3 категории развития понятия: всеобщее, особенное, единичное.
Стремился к подчинению механики, физики, органики своей фил-ской с-ме.
Считал, что естеств. науки вторичны по отнош-ю к его фил-и. Абс. идея
отчуждает чел-ка. Отделяет мораль от нрав-ти. Нрав-ть - поведение в семье.
Л.Фейербаха Материалистическая философия.
Феербах с т.зр. филос. воззрений прошел сложный путь: назал с Гегельянства
(Гегель - его учитель), но быстро его преодалел и перешел на позиции
материализма. Исходным пунктом философии Ф. была критика идеалистического
понимания Гегелем человеческой сущности, сведение ее к самосознанию.
Заслугой Ф является подчеркивание связи идеализма с религией. Критикует
идеалистический характер гегелевской диалектики. Ф. просто отбросил
философию Гегеля и поэтому не увидел его дстижения - диалектики. Основное
содержание и смысл философии - отстаивание материализма. Характерная
особенность мат-ма Ф. - антропологизм, явившийся следствием исторических
условий предреволюционной Германии. Антропологизм Ф. проявляется в
выдвижении на первый план проблемы сущности человека. В теории познания Ф.:
эмпириcn и сенсуалист, выступал против агностицизма. Он пытался
характеризовать объект в связи с деятельностью субъекта, высказал догадки
об общественной природе человеческого познания и сознания и т.д. В
понимании истории еще целиком: идеализма. Работа: "К критике фил. Гегеля."
Чел неотделим от природы; мышление есть необходимое выражение присущей ему
биол, физиолог. деятельности.. Прир явл единственной реальностью, а чел ее
высшим продуктом. В чел и благодаря ему прир ощущает себя, созерцает себя,
мыслит о себе. Природа вечна
Маркса. Философия
Маркс создал самую влият материалист фил-кую концепцию.1)впервые объед
матери-м и диалектику . Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот,
их общ. бытие определяет их сознание. Общ. бытие - все матер., эк.
процессы, происход. в общ-ве. Общ. сознание - совок-ть всех форм коллект.
сознания (правовое, политич., морал. Общественный труд–солнце человека.
Разделение труда приводит к тому, что люди работают друг для друга,
обмениваются результатами своего труда. Все, что происходит в человеческом
обществе, вращается вокруг общественного труда.Маркс за
справедливость–каждому по труду; он считает, что капиталисты часть труда
рабочих присваивают безвозмездно, т.е. обманывают, эксплуатируют их.
Значит, рабочим надо объединяться, иначе им не отстоять свои
права.(Правсоюзы) я не согласен. Надо чтобы для нее созрели объективные,
материальные условия. Практика–критерии истины. Согласно Марксу, вопрос об
истинности познания–это вопрос практики. На практике человек убеждается в
ложности или истинности своих суждений. Из практики он узнает, что менее и
что более важно. Практика вынуждает отказываться от заблуждений и ведет
вперед к истине. Я согласен.
Центр. проблема - сущность и природа отчуждения. Происходит отчуждение
рабочего от продукта своего труда. Отчужденный труд - причина частной
собственности, возникновения зар. платы. Истор. отчужд. М. - Отчуждение
зародилось в архаич. об-ве: человек слит с природой. Возникает личная
собственность на орудия труда, Сущн, .коммунизма. Коммунизмом предполагает
преодаление отчуждения в борьбе по устранению бурж. частн. соб-ти.
Непонимание существа употребленных М и Э понятий : целью Октябрьской
революции в России стало как раз уничтожение частной собственности как
таковой, к чему ни Маркс, ни Энгельс пролетариев никогда не призывал. Соб-
ть остается частной, изменится лишь общ. х-р соб-ти, Путь рассредоточения
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8