Шпаргалка по философии

науке как социальном институте, в котором действуют определенные социальные

группы и организации. главным объединяющим началом общества ученых являются

единый стиль мышления, признание данным обществом определенных

фундаментальных теорий и методов исследования. Эти положения, объединяющие

сообщество ученых Кун назвал парадигмой. “Под парадигмой, -- писал Кун – я

подразумеваю признанные всеми научные достижения, которые в течение

определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и

их решения”. Из этих моделей, по мнению Куна возникают конкретные традиции

того или иного направления в исследовании. Парадигмы имеют как

позновательную так и нормативную функции.Парадигмы, по словам Куна являются

источником методов, проблемных ситуаций, стандартов решения проблем,

принятых в тех или иных сообществах ученых. Более низким уровнем

организации научного познания, по сравнению с парадигмой, является научная

теория. Каждая теория создается в рамках той или иной парадигмы. Позднее

Кун называет парадигмы дисциплинарными матрицами. Они дисциплинарны, потому

что принуждают ученых к определенному поведению, стилю мышления, а матрицы

– потому что стоят из упорядоченых элементов различного рода. Развитие

науки Кун представляет как скачкообразный, революционный процесс, сущность

которого выражается в смене парадигм. Развитие науки какой-то период идет в

рамках данной парадигмы: происходит накапливание эмпирического материала,

обработка данных, совершенствуются методики исследований и т.д. Этот период

развития знания Кун назвал нормалоьной наукой. Постепенно эти рациональные

основания углубляются, и новая парадигма завоевывает в сообществе все

большее количество сторонников пока не произойдет смена научной парадигмы.

К. Поппера, Философия науки

К Поппер (1902), англ философ и социолог. До 1937 г работал в Вене, в 1937

- 1945 в Новой Зеландии, с 1946 до сер 70-х – проф Лондонской школы

экономики и полит наук. Основоположник критического рационализма. Он

исходил из предпосылки, что законы науки не выражаются аналитическими

суждениями и в тоже время не сводимы к наблюдениям. Науке, по мнению К

Поппера, нужен принцип –фальификации, т.е. не подтверждение на истинность,

а опровержение неистинности. Фальсификация по Попперу, это принципиальная

опровержимость Принцип фальсификации используется Поппером как

разграничительная линия в отделении научного знания от ненаучного. Поппер

утверждал, что истинным можно считать такое высказывание, которое не

опровергнуто опытом. Если найдены условия, при которых хотя бы некоторые

базисные “ высказывания” (теории, гипотезы) ложны, то данная теория,

гипотеза опровержима. Когда же опытное опровержение гипотезы отсутствует,

то она может считаться истинной, или, по крайней мере, оправданной. С т.зр.

Поппера, научное знание не сводимо к опытному, эмпирическому. Эмпирическое

знание – это только один уровень научного знания. Наряду с ним, существует

и другой – теоретический. Эмпирический и теоретический уровни органически

связаны м/у собой. Т.о., Поппер утверждает взгляд на науку как на

постоянный динамический процесс, в котором непрерывно происходят какие то

изменения. Причем, развитие научного знания по Попперу не следует

представлять как прогрессивный процесс, т.е. процесс добавления, накопления

новых истинных знаний. Научные теории независимы друг от друга. Они в своем

развитии не дополняют а развивают друг друга. В науке постоянно происходит

процесс перестроек теории. В области социальной философии Поппер выступил с

критикой марксизма и историзма. Он отрицает объективные законы

общественного развития и возможность социального прогнозирования.

Аврелий Августин Блаженный (354-430) - крупнейший средневековый философ. Он

оказал сильнейшее влияние на всю западноевропейскую жизнь средневековья.

Родина Августина - город Тагаст (современный Алжирв , 33 года принял

христианство. Был великолепным логиком, что позволило ему стать выдающимся

философом. Сущность его философии в трех работах: «Исповедь, «О святой

троице», «О граде божьем». В мире постоянно идет борьба между царством

божьим и царством дьявола.Олицетворение царства божьего–христианская

церковь, этого было достаточно, чтобы его церковь объявила святым.

Центральный пункт философской системы Августина - Бог.Бог–высшая сущность.

Он существует независимо от всего остального, мир существует благодаря

божественной воле. Бог создал этот мир и постоянно все контролирует.

Счастье человека–в познании бога, инструмент познания–душа. Душа состоит из

разума и воли. Разум помогает понять добро и зло, что еще не делает

человека добродетельным. Выбор между добром и злом делает воля. Величие

бога в том, что он дал человеку волю, и он обладает свободой выбора, в

который бог не может вмешаться. Значит бог не имеет отношения ко злу.

Бог–абсолютное добро, абсолютного зла нет. Зло–отсутствие добра. Чем дальше

человек от бога, тем больше зла. В своих произведениях Августин много

внимания уделял проблеме греха божественного. Бог сотворил Адама и Еву

свободными, но они впали в грех, вкусив запретного плода и нарушив запрет

Бога. Свободная воля постоянно толкает человека на путь греха. Августин

противопоставляет государство и церковь. Если государство - это царство

греха и основано только на любви к самому себе, то церковь основана на

самоотверженной любви к Богу. смысл и цель философии августина- победу

христианства во всемирном

Н.А. Бердяев(1874–1948)–философ и публицист. В начале своего творчества

примыкал к «легальному марксизму», а позже, став активным противником

учения К. Маркса, был членом религиозно-философского общества, выступал в

сборниках «Проблемы идеализма», «Вехи» и др. В Париже основал и

редактировал русский религиозно-философский журнал «Путь». Особой чертой

его творчества была страсть к философской публицистике, имевшей чаще всего

характер проповеди;. Бердяев высказал очень важные и глубокие мысли по

вопросам метафизики, гносеологии, историософии, антропологии, но главным в

его творчестве были все же этические искания.

Существует вечная человечность в божестве и божество в человеке. Суть

человека исковеркана тем, что он отвернулся от Бога, и один от другого. Не

признавал философию объективной, общезначимой, научной. Фил. - личное

восприятие мира (как и у Соловьева). Философия - раскрытие общего в

конкретном. Мир не бессмысленен, он лишь находится в бессмысленном

состоянии. Главная фил. идея - идея свободы. Три вида свободы: один из них-

свобода абсолютного (бог мог и не сотворить мир)

Три главные периода развития об-ва: дохристианский , христианский (этика

искупления), религиозное обновление мира (этика творчества) Миром движет

бог, красота и совесть. Гуманизм, наука, материализм, атеизм - вот звенья

одной цепи, удерживающие человека в рабстве у этого мира.

П.А.Флоренский(1882–1937)–религиозный философ, ученый-энциклопедист.

Обладал блестящими дарованиями и изумительной ученостью в самых различных

областях. Закончив математическое отделение Московского университета,

поступил в Московскую духовную академию, читал лекции по философии. Его

диссертация «Столп и утверждение истины(Опыт православной теодицеи в 12

письмах)» обратила на себя всеобщее внимание. Здесь он изложил свои идеи не

от своего имени, а как выражение церковной незыблемой истины. Хотя

Флоренский блестяще знал западную философию, он искал для себя опору в

православном сознании и развивал свои философские взгляды в пределах

религиозного сознания. Космология у Флоренского развертывается в систему

философии и облекается богословскими данными. Решая проблему всеединства,

Флоренский с большой силой подчеркнул живое единство Космоса как тайну

природного бытия.

С.Н. Булгаков(1871–1944) был философом-богословом. В молодости испытал

влияние марксизма, но впоследствии резко его отверг(сб. «От марксизма к

идеализму»). Духовный кризис, обративший его к религии, не позволил ему

ограничиться «чистой философией». Это свидетельствует о его зорком уме, ибо

философия всегда занята проблемами Абсолюта, т.е. всегда соприкасается с

богословием, и поэтому «чистой философии» быть не может. Углубив темы

космологии, философское творчество Булгакова повлияло на развитие русской

философии. В «Свете Невечернем» он связал проблемы космологии с религиозной

тематикой. Восприняв от Вл. Соловьева идею философии всеединства, Булгаков

развивает учение о Софии–Премудрости Божией–как предвечно сущей в

божественном замысле мировой душе, женственной по своему существу,

вместившей Божественную любовь и излучающей ее в мир. По Булгакову, София

имеет действенный характер–одновременно небесный, божественный, и тварно-

человеческий. Человек, сотворенный по образу и подобию Божьему, как муж и

жена в любви, восстанавливает единство мира и полноту образа Божьего-'.

Ленин (1870-1924)

считал, что марксизм состоит из 3 частей: Философии, политэкономии,

социальнополит теории. Особую актуальность философские вопросы приобретают

в годы застоя. В работе (Л) рассм. вопросы

теории познания, связывает их с развитием естествознания. Но даже в этих

отдельных вопросах он требует видеть столкновение классов, партийных

классовых интересов. Он оценивает любую идеалистическую и религиозную мысль

как политическую реакцию. С этого начиналась идеологизация и политизация Ф.

После смерти (Л) произошла канонизация марксизма и догматизация его

принципов. Развитие Ф стало уделом отдельных личностей и съездов партии.

Сталин взял на себя право единственного и неповторимого толкователя

марксизма. Борьба против идеализма была возведена в ранг гос. политики.

НЕОПЛАТОНИЗМ направление античной философии, сыгравшее роль связующего

звена между древней и средневековой философией. Первоисточник этой

философии – учение Платона (ок. 427–347 до н.э.), дополненное

заимствованиями из Аристотеля (ок. 384–322 до н.э.) и стоиков, однако

непосредственным основателем неоплатонизма явился Плотин (205–270 н.э.),

труды которого были приведены в порядок и изданы его учеником Порфирием

(ум. ок. 305).

В Эннеадах Плотин предлагает концепцию Вселенной, образованной четырьмя

иерархическими уровнями, низший из которых представляет собой чувственно

воспринимаемый мир. Этот мир не является поистине реальным или

умопостигаемым, поскольку первоматерия, лежащая в его основе, соединяется с

небытием и злом, и вещи чувственного мира едва превосходят подлинностью

изменчивые отражения тех настоящих реальностей, которые можно встретить

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты