исходно капитала, в руках все большего числа соб-ков через акции, совм.
предпр.. Наиб. перед. страны мира сегодня переживают 1 этап становл. ком-ма
в марк. поним.
ПЛЕХАНОВ и его "группа освобождения труда" поставили свой задачей перевести
на русск. язык главные произведения М.и Э. для распростр-я их в России.
Плеханов создал ряд своих филос. работ, к-рые не развивали, а
пропагандировали, разъясняли Марксистскую теорию. Плеханов отстаивает
взгляды: 1. Материализм - филос. учение, против-ное идеализму. 2. Матер.
понимание истории: те же понятия общ. бытия, общ. сознания, базис,
надстройка, пр. силы,.... 3. Наиб. острая проблема: роль личности в
истории. Борется с 2-мя фронтами: субъективистами-народниками и с
фатализмом либе- ралов (чел-к не волен в своих действиях). Ставит ?: - кого
след. считать выдающейся л-тью? - при каких обстоятельствах она
выдвигается? - какую она может сыграль роль в истории? - берет в кач.
примера конкр. полит. деятелей (Наполеона). Л-ть по Плеханову не может по
своему произволу передвигать часы истории, она только накладывает отпечаток
на ход истории. Россия явл. специфич. гос-вом, под европейские мерки не
м.б. подведена. Стремился показать, что доктрина Маркса не м.б. при-енена
здесь так, как в Европе. Гл. неприязнь его к Ленину: Ленин слишком упрощал
преобразование России. Пытался увидеть развитие общ-ва в его объективных
формах, независимых от воли и побуждений отдельных лиц, Н-ти такую форму
орг-ции общ-ва (партию)
И. Я. Франко Философские идеи.
Франко стал одним из организаторов рев.-дем. партии, симпатизировал
социалистам. Исследовал проблемы добра и зла, смысла жизни, личности и
коллектива. Наука в историческом процессе видит определенные закон-ти, а не
капризы и прихоти отдельных истор. деятелей. Возникн. письма стало
основанием и главным усл. для регистрации и накопления фактов в науках.
Появ. группы людей, профес. занимающихся научными иссл-ми. Ф. отметил, что
с конца 15 в. начинается эпоха культ. переворотов: изобретены порох,
книгопечатанье, открыта Америка, морские пути в Индию. Книги стали
доступными и небогатым людям, поэтому в интелектуальную работу включались
новые люди. Наука- познание законов и сил природы, появляющихся
повсеместно. Народы тогда смогут достичь счастья и свободы, когда все будут
учеными работниками. Наука: 1)физич-кие или естеств. науки 2) науки о самом
чел., т.е. антропологические науки.Высшей наукой Ф счит. этику. Франко
трезво и взвешенно смотрел на проблему нац. освобождения, обретения нац.
самостоятельности.
КИРИЕВСКИЙ. Философские идеи
cлавянофилол в Росси 19 века.
Славянофилы представители политич. и идеалистич. философского течения рус.
общ. мысли 19 в. С. полагали, что Россия имеет особый самобытный путь
исторического развития, отличный от европ. стран. В противоположность им –
Западники. С. интересовала славянская религия Православие,
противопоставляли ее католицизму. Либералы, не революционеры. Три лозунга
для России: - православие; - самодержавие; - народность (общинная жизнь).
Кириевский И. В. - Моск. Ун-т., Берлинский Ун-т. Издавал ж. "Европеец",
когда запретили - "Москвитянин". Его фил. сочетает в себе религиозность,
мистицизм, патриотизм. Гносиолозия: 2 формы познания: - отвлеченно-
рациональная (господств. в Зап. Евр., критикует ее); - живая (характерна
для России, связана с православной религией). Об-во. опред. религией.
Одобряет не сопротивление злу, осутствие классового расслоения ,
миролюбивая политика.
ХОМЯКОВ . Философские идеи cлавянофилол в Росси 19 века.
Славянофилы представители политич. и идеалистич. философского течения рус.
общ. мысли 19 в. С. полагали, что Россия имеет особый самобытный путь
исторического развития, отличный от европ. стран. В противоположность им –
Западники. С. интересовала славянская религия Православие,
противопоставляли ее католицизму. Либералы, не революционеры. Три лозунга
для России: - православие; - самодержавие; - народность (общинная жизнь).
Хомяков А. С. сдал экстерном экзамены в Мос. ун-т на степень кандидата
матем. наук. Онтология: мир явлений возникает из свободы воли, волящего
разума бога. История: истор. чел-ва должна рассматриваться из - восточная:
теизм (1 бог), почитание духовного начала в провосл. христ. религии. одного
начала, на основе той или иной религ. теории. 2 формы религии: - кушинская
западная: магия, натурализм, пантеизм, поклонение вещам, язычество(воплощ.
в католицизме) - иранская Гносиология: рационалист(мир познается синтезом
всех духовных сил человека, не от разума, а от веры). Соц.-полит.
воззрения: сторонник феодального социализма (идеализированный общинный
строй, отмена крепостного права). Пролетаризация отрицательное явление.
Ф. Ницше. Философское учение
Немецкий философ. "По ту сторону добра и зла", "Сумерки кумиров (богов)".
Первый период жизни был под влиянием Шопенгауэра и Вагнера. Появляются идеи
об философском отражении действительности и изменении жизни посредством ис-
ва. Взял от Шопенгауэра: искать в философии не самоуспокоения, а истины:
для чего я живу, как я стал тем, чем я есть; чему учит меня жизнь; почему я
страдаю ? Религия отвлекает людей от этих вопросов. Не признает абсолютных
понятий о добре и зле. Мечта о "сверхчел." , он должен прийти на смену
нынешнему чел-ку и бытие его достижимо в земной жизни. Отсюда образы:
человек - это мост, канат над пропастью, что натянут между животным и
сверхчеловеком. Сверхчеловек - человек, который поймет свое призвание и
справится с силами, которые он сам вызвал (у Ницше впервые появляется идея
о том, что современный человек не готов к тому, чтобы справится с силами,
которые он сам вызвал к жизни). Этика. Сверхчеловек лишен морали в
достижении своих целей. Он выше ее. У Ницше часто звучит мысль "Бог умер",
которой он освобождает людей от бога. Нигилизм: Ницше проповедует грядущий
апокалипсис. Исчез смысл жизни. Но жить ни во что не веря нельзя (старого
бога нет). Если нет веры - движение наугад. Свобода. Отсутствие закона не
равно наличию свободы. Свободный человек сознательно накладывает на себя
новые ограничения, желая жить, выжить, дать жизнь другим. Свободный человек
- имеющий власть над собой. Культ героя, ибо тот кто поднимется выше всех
рядовых людей, тот станет сверхчеловеком. Цель истории не создать как можно
больше людей, а создать как можно больше худ., фил., ..., единичных
экземпляров. Гуманизм. Никто не считал его гуманистом, т.к. Н. не любил
говорить о счастье. Отрицал сострадание как главное орудие упадка. "За
пределами добра и зла".
Ж.-П. Сартра. Экзистенциализм
Экзистенциализм - фил. индивидуальное бытие человека. Человека окружает
природное или божественное бытие. В наст. время экзистенциалисты
разделились на религиозное и атеистическое течения. Э. - это бытие в себе,
оно не познаваемо. Единственное, чем должна заниматься философия, - это
индивидуальный человек. Фил. - форма индивидуального, а не общественного
сознания. Свобода человека - это свобода от об-ва, а не свобода в об-ве.
Познание заменяется интуицией, просветлением.
Жан-Поль Сартр(1905-1980) - франц. фил.-экз. и литератор.
"Тошнота","Стена". В произведениях акцентирует внимание на основных
категориях экзист., в контексте человеческой жизни: скука, страх,
существование. Из всех фил. систем, экзистенциализм самая гуманная., т.к.
взгляды экзистенциалистов ведут к правде, делают сознание человека
самостоятельным, разоблачают ложь о счастье. Гуманизм экзист. выражается в
трех формах бытия: Бытие в себе - связано с бессознательным. - бытие для
себя чел. начинает понимать, что его жизнь ничто по сравнению с плотной
массивностью бытия. - бытие для другого - бытие, которое связывает людей
друг с другом. Свобода человека неотчуждаема и неистребима. Специфичность
чел. сознания в том, что он вначале существует, а потом проявляет свою
сущность.
М Хайдеггера и А.Тоффлера).
Философия техники в зап. Европе 20 в.
Изв. разл. топологии цивилизаций, выделяющие иногда несколько десятков
типов цивилизаций или аналогичных образований. Наиб. крупномасштабной явл.
цивил. топология Тофлера. (конц. постиндустриального об-ва) Т. видит
непоср. связь в изменении образа техники и обр. жизни: техника обусл. тип
об-ва и тип культуры, причем это влияние имеет волнообр. х-р. 3 осн.
цивилизации, возник. в ходе глобальных социотехнологич. рев-ций.
1 рев-ция- аграрно-ремесленная. Результат – возникн. исторически первой
цив. Основа пр-ва: землед. и ремесл. технологии. Переход к оседлости,
появл. разл. форм собств., возникн. первых госуд.
2 рев-ция индустриальная. (XVII - нач. XIX в., в нек. странах - позднее.)
Рез. – возн. индустр. и урбанистич. цив. Складываются разл. хоз-ва,
ориентированные на индивид. – груп. инициативу.
3 рев-ция, (на наших глазах) – информац.-компьютерная. Процесс
информатизации всех сфер жизни общ-ва. В основе: особые технологич. cистемы
(информац. технология). Конечный рез. - создание новой информац. цив. Все
претерпевает изменения: материальное производство и мировоззрение, быт и
образование, общение и искусство. Все отчетливее проступают контуры новой
цивилизации - информационного общества. Оно не является альтернативой
капитализму или социализму. Хайдегер: ввел понятие техники как движущей
силы новоевр. истории.
Досократовский период ф-фии.
Досократовский период характерен тем, что ф-фия была космологической.
Отсутствуют литературные источники за этот период. Данные о периоде
излагаются в учениях Платона, Аристотеля, и др. Греческая ф-фия начинается
с произведений Гомера, написанных в художественной форме, где боги и люди
высказывают свои мысли. Гессиод. Первым поставил вопрос об основе
мироздания, о первопричинах мира, об его структуре, основе, и формах
действительности. Он считал основой мироздания – хаос. А человек с помощью
каких – то сил или богов этот хаос упорядочил. Основными формами
действительности являются: жизненная энергия, земля. Он разделил
действительность на: 1) действительность, излучающая свет 2) тьма. Милет –
город (6 в. до н.э.) – первая в истории образовательная школа (первый
университет, где проводили первые занятия по изысканию ф-фии). Основателем
её был Фалес Милесский. Данная школа была основана на передовых знаниях
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8