Шпаргалка по философии

познания. На основе чего мы знаем о своем сознании? Наше сознание также

неуловимо как и материя. Это тоже агрекат каких-то качеств, принадлежащих

неизвестно чему. Человек переживает разные состояния, но субстанционального

начала не существует. Познать самого себя нельзя, потому что мы всегда за

кадром. Что мы есть вообще в целом обьяснить самому себе не дано.

Впечатления о себе нанизываются как на штангу и дают некое представление.

Есть впечатления и идеи. Юм критиковали теорию общественного договора. Юм

считал что власть это результат насилия одной группы людей над другими. Юм

отказывается признать исходную данность религии. Произведение:

"Естественная история религии". Эволюция религиозного сознания:

идолопоклонство, фетишизм, политеизм, монотеизм. Причина возникновения

религии в страхе и надежде людей.

Волюнтаризм Шопенгауэра .

Шопенгауэр пытался конкурировать с Гегелем и назначал часы лекций

одновременно с ним, но студенты шли на лекции Гегеля, несмотря на то что

лекции читал хуже. Он написал книгу “Мир как воля и представление”. При

жизни она издавалась дважды, но не имела успеха. Только после смерти он

стал наиболее читаемым мыслителем и Гегель ему не соперник. Шопенгауэр

отталкивается от Канта от его “вещи в себе”. С т зр Канта воля -- это вещь

в себе, но в отличии от других вещей в себе, она раскрывается, становится

доступной человеку, ибо выражением человека является его телесное

поведение, которое подвержено воли человека и по Шопенгауэру все вещи это

есть выражение воли. Мир выражение мировой воли, которая в своей сущности

зла. Шопенгауэр яркий пессимист, его основная идея: жизнь людей – сплошное

страдание, сплошная боль, человек не на что не может надеяться, отсюда его

желание урезать свои желания и принять буддизм. Он одним из первых принял

Нирвану, учение о постепенном отказе от желаний. Но в действительности он

любил хорошо поесть и развлечься.

В.С. Соловьева.

В.С Соловьев (1853 - 1900) – крупнейший русский философ, заложивший основы

русской религиозной философии. Он пытался создать целостную

мировозренческую систему, которая связала бы воедино запросы религиозной и

социальной жизни человека. Основой такого мировозрения по Соловьеву, должно

стать христианство. Особенность подхода Соловьева в том, что он ратовал за

объединение всех христианских конфессий (православия, католицизма и

протестантизма). Другая его особенность в том, что он пытался включить в

христианское мировозрение новейшее достижение естествознания, истории и

философии, создать синтез религии и науки.

Центральная идея его философии – идея всеединства. По его учению, сущее

есть единое, всеобъемлющее. Низший и высший уровень бытия взаимосвязаны,

т.к. низшее обнаруживает свое тяготение к высшему, а каждое высшее вбирает

в себя низшее.Всеединство – это единство творца и творения. Бог по С

“космический разум”, “ особая организующая сила, действующая в мире”.

Идеальное общество мыслилось Соловьевым как всеобъемлющая церковно-

государственная организация, синтез вселенской церкви и всемирной монархии

под эгидой католического Рима.

Субъектом философии есть единичное "я" как познающее. Гносиология. Истина

заключается в том что она есть, т.е. что она не может быть сведена к акту

нашего ощущения, ни к акту мышления, она независима от того ощущаем ли мы

ее, мыслим ли мы ее. Истина - абсолютная ценность, она в единстве с богом.

Истиное знание является результатом эмпирического, рационального,

мистического познания в их взаимосвязи.Учение о природе чел.: в человеке

существует 2 начала: производящее(то что создал сам человек),

произведенное(созданное богом).

Бенедикт Спиноза.(материалист) - (1632 - 1677). Основная цель фил. -

завоевание господства над внешней природой и соверш. челов. природы.

Развивая эти идеи предшественников он дополнил их учением о свободе.

С. учил, что сущ лишь одна субстанция - природа, кот является причиной

самой себя. Прир. является с одной стороны природой творящей, а с др. -

природой сотворенной. Как природа творящая она есть субстанция, или, что

тоже самое - бог. Отождествляя прир и бога, С. отрицает сущ.

сверхприродного существа, растворяет бога в природе и тем самым

обосновывает материалист. понимание природы.

Обосновывает важное различие между сущностью и существованием. В единичных,

преходящих вещах сущн. не совп. с существ., но в вечной и бесконечной

субстанции из сущности с необходимостью следует ее существование. От субст.

следует отличать мир кон. вещей, или совок. модусов. Модус это то, что сущ.

не само по себе , а в другом. Субст - едина, ее сущность исключает всякое

множество. Модусов же бесконечное множество. Они относятся к субст как

бесчисленные точки, лежащие на прямой относятся к самой прямой.

Прир. сущ. сама по себе, независимо от ума и вне ума. Бесконечный ум мог бы

постигать беск субст. во всех ее видах и аспектах. Но наш ум не бесконечен.

Поэтому он постигает сущ. субстанции как бесконечную лишь в 2 аспектах: как

протяжение и как мышление (атрибуты субстанции).

Чел как предмет познания, не составл никакого исключения. Чел. есть

существо, кот. модус протяжения - тело, соотв модус мышления - душа. В

любом случае человек - часть природы.

Г.В. Лейбниц (1646 - 1716)

Развивает учение о бытии в форме учения о субстанции. Декарт свел

материальность к протяжению. Л. полагал, что из протяжения могут быть

выведены лищь геометр, но не физ св-ва тел: их движение, действие,

сопротивление... Поэтому необходимо предполагать в субст такие св-ва, из

кот могли бы быть выведены основные физ хар-ки тел. То, что вещи обладают

собств. действием приводит Л. к выводу, что вещи в сущности силы. Любая

вещь - субстанция, следов. число субст. бесконечно. Каждая субст. или сила

есть единица бытия или монада. Монада - духовная единица бытия, духовный

атом. Число является внешним выражением духовной сущности монады, Благодря

мон. материя обл. способностью вечного самодвижения. Каждая мон

одновременно - форма и материя, ибо любое мат тело обладает опед формой.

Форма - нематериальна и представляет целесообразно действующую силу, а тело

- это механ. сила. Поэтому прир. нельзя объяснять только з-нами механики,

необходимо ввести понятие о цели. Монада есть сразу и основание всех своих

действий и их цель.

Понятие развития у Л. очень широко. В природе все нах. в развитии. Развитие

есть лишь изменение первонач. форм путем бесконечно малых изменений (нет ни

происхождения ни уничтожения). Отрицает возм скачков или разрывов

непрерывности в развитии. Движ сила развития. Сознание присуще лишь

существу, наделенному спос. самосознания - человеку. Т.к. способность

представл. присуща всем мон, Л. делает вывод о том, что прир. одушевлена.

Мон.Л. не только подобие атома, но и подобие микроорганизма - это “сжатая

вселенная”. Центр понятие теории Л. - понятие о “малых пецепциях”, т.е о

бескон малых разностях между ступенями развив сознания. Отсюда Л. выводит,

что всякое настоящее сост мон. всегда: 1. чревато будущи и 2. обременено

всем ее прошлым. Буд. мон. заключено только в ней самой, и развитие может

состоять только в последов. развертывании ее нач. состояния.

БЕРКЛИ.

СУБЪЕКТИВНЫЕ ИДЕАЛИСТЫ Доказывает абсолютность вторичных качеств

и субъективность первичныхкачеств. Вывод: вещи - комплексы наших

ощущений. Нет ничего выше нашего сознания. Создал иерархию существования:

существовать - быть воспринятым данным субъектом; существовать

на основе возможности восприятия; существовать на основе восприятия

другими людьми; существование в восприятии Бога. Переход от

субъективного идеализма к объективному. Раюоты: "Опыт новой теории зрения

Альберт Камю 1913-1960

Иррационалистическая философия. Наиболее крупным представителем был Альберт

Камю (1913-1960 Франция). поставил вопрос о смысле жизни, о судьбе чел, о

выборе личной ответственности. Исходный пункт экз Ф-изолированный, одинокий

индивид, все интересы которого сосредоточены на нем же самом, на его

собственном ненадежном и бренном существовании. Экз проблемы- это такие

проблемы, которые возникают из самого факта существования человека. Имеет

значение только его собственное существование. Страх-это исходное

переживание, лежащее в основе всего существования. Это страх перед

смертью.Человек должен жить в согласии с судьбой - призванием действовать

без надежды на успех. Ставит ребром вопрос о самоубийстве.

КАРЛ ЯСПЕРС(1883-1969)

Экзистенциализм - Философия существования. Иррационалистическая фил.

Наиболее крупные представители: К Ясперс. стал складываться после 1 мир

войны (обстановка озлобления и уныния) Нов волна - Франция времен окупации

и после 2 мир войны.

Э. поставили вопос о смысле жизни, о судьбе чел, о выборе и личной

ответственности. поставил вопрос о смысле жизни, о судьбе чел, о выборе

личной ответственности. Исходный пункт экз Ф-изолированный, одинокий

индивид, все интересы которого сосредоточены на нем же самом, на его

собственном ненадежном и бренном существовании. Экз проблемы- это такие

проблемы, которые возникают из самого факта существования человека. Имеет

значение только его собственное существование.

Ясперс полагает, что чел сущ раскрывается лишь в “пограничных ситуации” -

страдание, борьба, смерть.Наука же это попыткалюдей обезопасить себя перед

необходимостью человека выбтрать межде добром и злом жизнью и смертью

отвечать на эти вопросы. Он утверждал что мышление по своему смыслу

радикально отличается от научного. Философия не ставит перед собой задачу

овладение миром он ближе стоит к искусству.Если наука бореться за истину то

филос открываеться только тому кто хочет сам .

Философия –это аналог веры, но на интеллектуальном уровне соединение веры и

убеждения .Вера дает надежду философия осознания ее.

Т. Куна. Концепция смены научных парадигм

Тамас Кун (1922) амер историк и философ, один из лидеров исторической школы

в методологии и философии науки, проф Принстонского университета. Он

считает, что не следует представлять науку как собрание истинных или ложных

идей, высказываний, теорий, развивающихся по своим собственным законам –

законам познания. В науке действует человек-ученый как субъект научной

деятельности. Он подчеркивал, что научное познание осуществляется

сообществом ученых профессионалов, действующих по неписаным правилам,

которые регулируют их взаимоотношения. Т.о., Кун исходит из представления о

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты