познания. На основе чего мы знаем о своем сознании? Наше сознание также
неуловимо как и материя. Это тоже агрекат каких-то качеств, принадлежащих
неизвестно чему. Человек переживает разные состояния, но субстанционального
начала не существует. Познать самого себя нельзя, потому что мы всегда за
кадром. Что мы есть вообще в целом обьяснить самому себе не дано.
Впечатления о себе нанизываются как на штангу и дают некое представление.
Есть впечатления и идеи. Юм критиковали теорию общественного договора. Юм
считал что власть это результат насилия одной группы людей над другими. Юм
отказывается признать исходную данность религии. Произведение:
"Естественная история религии". Эволюция религиозного сознания:
идолопоклонство, фетишизм, политеизм, монотеизм. Причина возникновения
религии в страхе и надежде людей.
Волюнтаризм Шопенгауэра .
Шопенгауэр пытался конкурировать с Гегелем и назначал часы лекций
одновременно с ним, но студенты шли на лекции Гегеля, несмотря на то что
лекции читал хуже. Он написал книгу “Мир как воля и представление”. При
жизни она издавалась дважды, но не имела успеха. Только после смерти он
стал наиболее читаемым мыслителем и Гегель ему не соперник. Шопенгауэр
отталкивается от Канта от его “вещи в себе”. С т зр Канта воля -- это вещь
в себе, но в отличии от других вещей в себе, она раскрывается, становится
доступной человеку, ибо выражением человека является его телесное
поведение, которое подвержено воли человека и по Шопенгауэру все вещи это
есть выражение воли. Мир выражение мировой воли, которая в своей сущности
зла. Шопенгауэр яркий пессимист, его основная идея: жизнь людей – сплошное
страдание, сплошная боль, человек не на что не может надеяться, отсюда его
желание урезать свои желания и принять буддизм. Он одним из первых принял
Нирвану, учение о постепенном отказе от желаний. Но в действительности он
любил хорошо поесть и развлечься.
В.С. Соловьева.
В.С Соловьев (1853 - 1900) – крупнейший русский философ, заложивший основы
русской религиозной философии. Он пытался создать целостную
мировозренческую систему, которая связала бы воедино запросы религиозной и
социальной жизни человека. Основой такого мировозрения по Соловьеву, должно
стать христианство. Особенность подхода Соловьева в том, что он ратовал за
объединение всех христианских конфессий (православия, католицизма и
протестантизма). Другая его особенность в том, что он пытался включить в
христианское мировозрение новейшее достижение естествознания, истории и
философии, создать синтез религии и науки.
Центральная идея его философии – идея всеединства. По его учению, сущее
есть единое, всеобъемлющее. Низший и высший уровень бытия взаимосвязаны,
т.к. низшее обнаруживает свое тяготение к высшему, а каждое высшее вбирает
в себя низшее.Всеединство – это единство творца и творения. Бог по С
“космический разум”, “ особая организующая сила, действующая в мире”.
Идеальное общество мыслилось Соловьевым как всеобъемлющая церковно-
государственная организация, синтез вселенской церкви и всемирной монархии
под эгидой католического Рима.
Субъектом философии есть единичное "я" как познающее. Гносиология. Истина
заключается в том что она есть, т.е. что она не может быть сведена к акту
нашего ощущения, ни к акту мышления, она независима от того ощущаем ли мы
ее, мыслим ли мы ее. Истина - абсолютная ценность, она в единстве с богом.
Истиное знание является результатом эмпирического, рационального,
мистического познания в их взаимосвязи.Учение о природе чел.: в человеке
существует 2 начала: производящее(то что создал сам человек),
произведенное(созданное богом).
Бенедикт Спиноза.(материалист) - (1632 - 1677). Основная цель фил. -
завоевание господства над внешней природой и соверш. челов. природы.
Развивая эти идеи предшественников он дополнил их учением о свободе.
С. учил, что сущ лишь одна субстанция - природа, кот является причиной
самой себя. Прир. является с одной стороны природой творящей, а с др. -
природой сотворенной. Как природа творящая она есть субстанция, или, что
тоже самое - бог. Отождествляя прир и бога, С. отрицает сущ.
сверхприродного существа, растворяет бога в природе и тем самым
обосновывает материалист. понимание природы.
Обосновывает важное различие между сущностью и существованием. В единичных,
преходящих вещах сущн. не совп. с существ., но в вечной и бесконечной
субстанции из сущности с необходимостью следует ее существование. От субст.
следует отличать мир кон. вещей, или совок. модусов. Модус это то, что сущ.
не само по себе , а в другом. Субст - едина, ее сущность исключает всякое
множество. Модусов же бесконечное множество. Они относятся к субст как
бесчисленные точки, лежащие на прямой относятся к самой прямой.
Прир. сущ. сама по себе, независимо от ума и вне ума. Бесконечный ум мог бы
постигать беск субст. во всех ее видах и аспектах. Но наш ум не бесконечен.
Поэтому он постигает сущ. субстанции как бесконечную лишь в 2 аспектах: как
протяжение и как мышление (атрибуты субстанции).
Чел как предмет познания, не составл никакого исключения. Чел. есть
существо, кот. модус протяжения - тело, соотв модус мышления - душа. В
любом случае человек - часть природы.
Г.В. Лейбниц (1646 - 1716)
Развивает учение о бытии в форме учения о субстанции. Декарт свел
материальность к протяжению. Л. полагал, что из протяжения могут быть
выведены лищь геометр, но не физ св-ва тел: их движение, действие,
сопротивление... Поэтому необходимо предполагать в субст такие св-ва, из
кот могли бы быть выведены основные физ хар-ки тел. То, что вещи обладают
собств. действием приводит Л. к выводу, что вещи в сущности силы. Любая
вещь - субстанция, следов. число субст. бесконечно. Каждая субст. или сила
есть единица бытия или монада. Монада - духовная единица бытия, духовный
атом. Число является внешним выражением духовной сущности монады, Благодря
мон. материя обл. способностью вечного самодвижения. Каждая мон
одновременно - форма и материя, ибо любое мат тело обладает опед формой.
Форма - нематериальна и представляет целесообразно действующую силу, а тело
- это механ. сила. Поэтому прир. нельзя объяснять только з-нами механики,
необходимо ввести понятие о цели. Монада есть сразу и основание всех своих
действий и их цель.
Понятие развития у Л. очень широко. В природе все нах. в развитии. Развитие
есть лишь изменение первонач. форм путем бесконечно малых изменений (нет ни
происхождения ни уничтожения). Отрицает возм скачков или разрывов
непрерывности в развитии. Движ сила развития. Сознание присуще лишь
существу, наделенному спос. самосознания - человеку. Т.к. способность
представл. присуща всем мон, Л. делает вывод о том, что прир. одушевлена.
Мон.Л. не только подобие атома, но и подобие микроорганизма - это “сжатая
вселенная”. Центр понятие теории Л. - понятие о “малых пецепциях”, т.е о
бескон малых разностях между ступенями развив сознания. Отсюда Л. выводит,
что всякое настоящее сост мон. всегда: 1. чревато будущи и 2. обременено
всем ее прошлым. Буд. мон. заключено только в ней самой, и развитие может
состоять только в последов. развертывании ее нач. состояния.
БЕРКЛИ.
СУБЪЕКТИВНЫЕ ИДЕАЛИСТЫ Доказывает абсолютность вторичных качеств
и субъективность первичныхкачеств. Вывод: вещи - комплексы наших
ощущений. Нет ничего выше нашего сознания. Создал иерархию существования:
существовать - быть воспринятым данным субъектом; существовать
на основе возможности восприятия; существовать на основе восприятия
другими людьми; существование в восприятии Бога. Переход от
субъективного идеализма к объективному. Раюоты: "Опыт новой теории зрения
Альберт Камю 1913-1960
Иррационалистическая философия. Наиболее крупным представителем был Альберт
Камю (1913-1960 Франция). поставил вопрос о смысле жизни, о судьбе чел, о
выборе личной ответственности. Исходный пункт экз Ф-изолированный, одинокий
индивид, все интересы которого сосредоточены на нем же самом, на его
собственном ненадежном и бренном существовании. Экз проблемы- это такие
проблемы, которые возникают из самого факта существования человека. Имеет
значение только его собственное существование. Страх-это исходное
переживание, лежащее в основе всего существования. Это страх перед
смертью.Человек должен жить в согласии с судьбой - призванием действовать
без надежды на успех. Ставит ребром вопрос о самоубийстве.
КАРЛ ЯСПЕРС(1883-1969)
Экзистенциализм - Философия существования. Иррационалистическая фил.
Наиболее крупные представители: К Ясперс. стал складываться после 1 мир
войны (обстановка озлобления и уныния) Нов волна - Франция времен окупации
и после 2 мир войны.
Э. поставили вопос о смысле жизни, о судьбе чел, о выборе и личной
ответственности. поставил вопрос о смысле жизни, о судьбе чел, о выборе
личной ответственности. Исходный пункт экз Ф-изолированный, одинокий
индивид, все интересы которого сосредоточены на нем же самом, на его
собственном ненадежном и бренном существовании. Экз проблемы- это такие
проблемы, которые возникают из самого факта существования человека. Имеет
значение только его собственное существование.
Ясперс полагает, что чел сущ раскрывается лишь в “пограничных ситуации” -
страдание, борьба, смерть.Наука же это попыткалюдей обезопасить себя перед
необходимостью человека выбтрать межде добром и злом жизнью и смертью
отвечать на эти вопросы. Он утверждал что мышление по своему смыслу
радикально отличается от научного. Философия не ставит перед собой задачу
овладение миром он ближе стоит к искусству.Если наука бореться за истину то
филос открываеться только тому кто хочет сам .
Философия –это аналог веры, но на интеллектуальном уровне соединение веры и
убеждения .Вера дает надежду философия осознания ее.
Т. Куна. Концепция смены научных парадигм
Тамас Кун (1922) амер историк и философ, один из лидеров исторической школы
в методологии и философии науки, проф Принстонского университета. Он
считает, что не следует представлять науку как собрание истинных или ложных
идей, высказываний, теорий, развивающихся по своим собственным законам –
законам познания. В науке действует человек-ученый как субъект научной
деятельности. Он подчеркивал, что научное познание осуществляется
сообществом ученых профессионалов, действующих по неписаным правилам,
которые регулируют их взаимоотношения. Т.о., Кун исходит из представления о
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8