Шпаргалка по философии

лишь на более высоких уровнях. Отвращаясь от всего материального и восходя

на более высокие уровни, душа человека должна освободиться от этого

низменного мира. Следующий уровень – сфера Души. Эта всеобъемлющая Душа,

т.е. индивидуальные человеческие души, имеет две природы: нижняя

сосредоточена на чувственном мире, а высшая устремлена вверх, к Уму .Тем

самым Душа оказывается непосредственно связанной со следующим, более

высоким уровнем, Умом, содержащим в себе частные умы более низкого уровня.

Иными словами, Душа и ее содержание есть не что иное, как разместившиеся на

более низком уровне Ум и его содержание, где они делаются дробными и

множественными, обладая меньшей мощью и совершенством. На вершине иерархии,

безмерно высоко вознесенной над Умом, пребывает сверхреальность,

первопричина и конечная цель всего сущего, Единое – Благо. Совершенство

Единого настолько превосходит все следующее за ним, что мы не в состоянии

приписать Единому никакого атрибута. Даже называя его Единым или Благом, мы

не описываем его самого, но лишь соотносим Единое с оказываемыми им

воздействиями: Единое объединяет нас, и наша любовь обретает в нем свою

конечную цель. Учение обладает притягательной силой подлинной философии,

дающей вразумительное и стройное представление о реальности. Поскольку

неоплатонизм указывает жизненный путь, следуя которому душа достигает

счастья и совершенства, он предлагает человеку свою этику и образ жизни. на

протяжении всей истории человеческой мысли он оказывал глубокое, сильное и

разнообразное влияние.

Категории необходимости и случайности, их взаимодействие.

Изменения происходящие с предметами имеют свою причину , но одни изменения

Связаны с внутренней природой самого предмета, а другие изменения зависят

от внешних обстоятельств. Это лежит в основе различия категорий

необходимости и случайности.

Необходимость - это те свойства предмета, а также происходящие с ним

изменения, которые обусловлены внутренней природой самого предмета.

Случайность - это те свойства, изменения, которые обусловлены стечением

внешних, несущественных для предмета обстоятельств. Необходимость и

случайность взаимосвязаны между собой. Всякая необходимость пробивает себе

дорогу через массу случайностей. Случайность всегда, так или иначе,

связана с необходимостью, служит формой ее проявления. А необходимость

имеет своим дополнением случайность. Связь необходимости и случайности

проявляется в том, что одно и тоже событие случайное в одном отношении

выступает как необходимое, в другом. Пример: Засуха, погубившая растения -

случайность для них, но засуха - необходимое следствие метеорологических

условий. Существует несколько подходов необходимости и случайности.

Некоторые считают, что в мире все только необходимо, что случайности не

играют никакой роли - фатализм (все в мире заранее предопределено).

Противоположная точка зрения ощущает всякую необходимость и считает, что

случайности играют определенную роль.

Категории причина и следствие, их взаимосвязь.

Связи, существующие между предметами и явлениями - это связи причины и

следствия. То, что вызывает к жизни или видоизменяет какое-то явление

называется причиной, а то, что возникает под действием определенной причины

называется следствием.

Причинно-следственные связи разнообразны: главные и неглавные, существенные

и несущественные, внешние и внутренние, общие и ближайшие и т. д. Причинно-

следственные связи необходимо отличать от связей вообще.Нельзя путать

причинно-следственные связи со структурными связями. Под условием

понимаются те явления, которые хотя и не вызывают данного явления, но

делают возможным процесс его возникновения и оказывают определенное

влияние на темпы, скорость, масштабы этого процесса. Существуют различные

подходы к причинно-следственной связи: телеологический - это когда понятие

причины пытаются подменить понятием цели. религиозный, который стремится

отрицать причинно-следственную связь и на место естественных причин

поставить божественные, мистические силы. материалистический, признающий

существование причинно-следственных связей между явлениями.

Детерминизм является фундаментальным принципом философского учения о бытие

.термин детерминация с латыни определять отграничивать.детерминация это

учение о всеобщей обусловленности обьективных явлений. .определение

предмета через выявление его признаков отделяющих один предмет от другого.

Категории возможности и действительности, их взаимосвязь.

Существуют самые разнообразные изменения с предметами, но для того, чтобы

эти изменения возникли должны существовать реальные предпосылки. Момент,

предшествующий возникновению предмета, отражается категорией возможность.

Другой момент процесса развития, когда возможность появления какого-либо

предмета осуществляется - это есть действительность.

Действительность - то, что существует как наличное бытие в данный момент

времени. Различают абстрактные или формальные и реальные возможности.

Превращение возможности в действительность могут произойти в результате

случайного стечения обстоятельств - абстрактная возможность. Если условие

для превращения возможности в действительность вытекает из внутренней

природы существующего предмета, то такая возможность называется реальной.

Следует отличать абстрактную возможность от реальной возможности и

невозможности.

Категории содержания и формы, их взаимодействие.

Любое явление обладает как содержанием, так и формой. Содержание - это

совокупность элементов, составляющих данный предмет и свойственные ему

функции. Форма - это связи, существующие между элементами содержания, та

организация предмета, благодаря которой он выступает, как единое целое и

может выполнять свои функции. Содержание и форма взаимосвязаны между собой,

но они не всегда в одинаковой степени зависят друг от друга. Определяющая

роль во взаимоотношениях содержания и формы принадлежит содержанию. Форма

возникает и складывается под влиянием содержания. Форма может обладать

относительной самостоятельностью, т.е. она влияет на содержание.

Противоречие, существующее между содержанием и формой, может носить двоякий

характер: 1. если форма соответствует содержанию, то она создает условия

для его развития. 2. если форма не соответствует содержанию, то содержание

не может развиваться в полной мере, т.к. ему мешает старая форма.

Разрешение противоречия необходимо и это приводит к тому, что предмет

меняется качественно.

Категории явление и сущность, их взаимосвязь.

Сущность – это такая сторона предмета, которая определяет в данном

отношении взаимодействие его с другими предметами.

Явление – установление чувственно воспринимаемых свойств предмета, а также

раскрытие тех свойств, которые он проявляет при своем взаимодействии с

другими предметами.

Сущность и явление взаимосвязаны между собой. Через явления мы узнаем о

сущности ,а на основании сущности обьясняют и предсказывают явления. Нет

непроходимой грани между сущностью и явлением, но сущность и явление –это

не одно и тоже, это различные стороны одной вещи. Явление - это сущность,

проявившаяся во вне. Некоторые философы считают, что невозможно познать

сущность предмета, объявляя сущность «вещью в себе» и тем самым скатываются

на позиции агностицизма. Другие считают, что сущность вещей познать можно

и в процессе познания «вещь в себе» превращается в «вещь для нас».

Категории единичного и общего, их взаимосвязь.

Окружающий нас мир, предметы, явления неповторимы, своеобразны и

индивидуальны. Каждое явление, предмет характеризуется через понятия,

которые обладают как общими, так и единичными свойствами.

Особенности свойств предметов отражают категории: единичное и общее.

Единичное - черты, признаки, присущие только одному предмету и

отсутствующие у других предметов.

Общее - это то, что присуще не только данному предмету, но и другим

предметам.

Единичное и общее взаимосвязаны между собой и связь выражается категорией

особенного.

Особенное - это такие общие черты, свойственные индивидуальному предмету,

которые отличают его от некоторых других предметов.

Категории качество, количество, мера, скачок. Закон взаимного перехода.

Эволюция и революция.

Любой предмет и явление обладают как количеством, так и качеством.

Качество – свойство предмета - такие черты и особенности предмета,

которые характеризуют его способность взаимодействовать с другими

предметами.

структура предмета, которая связана со свойствами предмета (структура

предмета - то из чего состоит предмет, из каких элементов).

функции предмета, т.е. то, для чего предмет предназначен. место предмета в

определенном процессе, т.е. является он исходным пунктом или его

результатом, находится он в развитом или неразвитом состоянии.

Степенью той или иной качественной определенности является количество Связь

их проявляется в том, что количественные изменения не приводят к

качественным до определенного момента, которым является мера.

Мера - переход от одного качественного состояния к другому или единство

количества и качества. Сущ. и обратная зависимость: качественные изменения

приводят к количественным. И в том и в другом случае предмет меняет свое

состояние, т.к. происходит нарушение меры и совершается скачок. Скачок –

переход от одной меры к другой или от одного качественного состояния к

другому.

Скачки могут быть эволюционными и революционными. Эволюция – изменение

предмета, когда становятся другими несущественные для него свойства,

черты, закономерности и сохраняются его основные св-ва, закономерности,

структура. Революция - изменение предмета, которое коренным образом меняет

его структуру, его основные черты и закономерности и он превращается в

совершенно иной по своей структуре и закономерностям предмет.

Сущность закона. Проявляется в том, что количественные изменения по

достижению определенного момента приводят к качественным, а качественные

изменения приводят к определенным количественным изменениям. Данный закон

показывает механизм развития предмета.

Закон единства и борьбы противоположностей. Понятие противоположности и

противоречия.

Закон единства и борьбы противоположностей раскрывается через категории:

противоположность, противоречие, тождество, различие.

Противоположность – черты, стороны, признаки предмета, которые коренным

образом отличаются друг от друга и вместе с тем не могут сущ. друг без

друга, взаимно дополняют друг друга (день и ночь, добро и зло, верх и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты