лишь на более высоких уровнях. Отвращаясь от всего материального и восходя
на более высокие уровни, душа человека должна освободиться от этого
низменного мира. Следующий уровень – сфера Души. Эта всеобъемлющая Душа,
т.е. индивидуальные человеческие души, имеет две природы: нижняя
сосредоточена на чувственном мире, а высшая устремлена вверх, к Уму .Тем
самым Душа оказывается непосредственно связанной со следующим, более
высоким уровнем, Умом, содержащим в себе частные умы более низкого уровня.
Иными словами, Душа и ее содержание есть не что иное, как разместившиеся на
более низком уровне Ум и его содержание, где они делаются дробными и
множественными, обладая меньшей мощью и совершенством. На вершине иерархии,
безмерно высоко вознесенной над Умом, пребывает сверхреальность,
первопричина и конечная цель всего сущего, Единое – Благо. Совершенство
Единого настолько превосходит все следующее за ним, что мы не в состоянии
приписать Единому никакого атрибута. Даже называя его Единым или Благом, мы
не описываем его самого, но лишь соотносим Единое с оказываемыми им
воздействиями: Единое объединяет нас, и наша любовь обретает в нем свою
конечную цель. Учение обладает притягательной силой подлинной философии,
дающей вразумительное и стройное представление о реальности. Поскольку
неоплатонизм указывает жизненный путь, следуя которому душа достигает
счастья и совершенства, он предлагает человеку свою этику и образ жизни. на
протяжении всей истории человеческой мысли он оказывал глубокое, сильное и
разнообразное влияние.
Категории необходимости и случайности, их взаимодействие.
Изменения происходящие с предметами имеют свою причину , но одни изменения
Связаны с внутренней природой самого предмета, а другие изменения зависят
от внешних обстоятельств. Это лежит в основе различия категорий
необходимости и случайности.
Необходимость - это те свойства предмета, а также происходящие с ним
изменения, которые обусловлены внутренней природой самого предмета.
Случайность - это те свойства, изменения, которые обусловлены стечением
внешних, несущественных для предмета обстоятельств. Необходимость и
случайность взаимосвязаны между собой. Всякая необходимость пробивает себе
дорогу через массу случайностей. Случайность всегда, так или иначе,
связана с необходимостью, служит формой ее проявления. А необходимость
имеет своим дополнением случайность. Связь необходимости и случайности
проявляется в том, что одно и тоже событие случайное в одном отношении
выступает как необходимое, в другом. Пример: Засуха, погубившая растения -
случайность для них, но засуха - необходимое следствие метеорологических
условий. Существует несколько подходов необходимости и случайности.
Некоторые считают, что в мире все только необходимо, что случайности не
играют никакой роли - фатализм (все в мире заранее предопределено).
Противоположная точка зрения ощущает всякую необходимость и считает, что
случайности играют определенную роль.
Категории причина и следствие, их взаимосвязь.
Связи, существующие между предметами и явлениями - это связи причины и
следствия. То, что вызывает к жизни или видоизменяет какое-то явление
называется причиной, а то, что возникает под действием определенной причины
называется следствием.
Причинно-следственные связи разнообразны: главные и неглавные, существенные
и несущественные, внешние и внутренние, общие и ближайшие и т. д. Причинно-
следственные связи необходимо отличать от связей вообще.Нельзя путать
причинно-следственные связи со структурными связями. Под условием
понимаются те явления, которые хотя и не вызывают данного явления, но
делают возможным процесс его возникновения и оказывают определенное
влияние на темпы, скорость, масштабы этого процесса. Существуют различные
подходы к причинно-следственной связи: телеологический - это когда понятие
причины пытаются подменить понятием цели. религиозный, который стремится
отрицать причинно-следственную связь и на место естественных причин
поставить божественные, мистические силы. материалистический, признающий
существование причинно-следственных связей между явлениями.
Детерминизм является фундаментальным принципом философского учения о бытие
.термин детерминация с латыни определять отграничивать.детерминация это
учение о всеобщей обусловленности обьективных явлений. .определение
предмета через выявление его признаков отделяющих один предмет от другого.
Категории возможности и действительности, их взаимосвязь.
Существуют самые разнообразные изменения с предметами, но для того, чтобы
эти изменения возникли должны существовать реальные предпосылки. Момент,
предшествующий возникновению предмета, отражается категорией возможность.
Другой момент процесса развития, когда возможность появления какого-либо
предмета осуществляется - это есть действительность.
Действительность - то, что существует как наличное бытие в данный момент
времени. Различают абстрактные или формальные и реальные возможности.
Превращение возможности в действительность могут произойти в результате
случайного стечения обстоятельств - абстрактная возможность. Если условие
для превращения возможности в действительность вытекает из внутренней
природы существующего предмета, то такая возможность называется реальной.
Следует отличать абстрактную возможность от реальной возможности и
невозможности.
Категории содержания и формы, их взаимодействие.
Любое явление обладает как содержанием, так и формой. Содержание - это
совокупность элементов, составляющих данный предмет и свойственные ему
функции. Форма - это связи, существующие между элементами содержания, та
организация предмета, благодаря которой он выступает, как единое целое и
может выполнять свои функции. Содержание и форма взаимосвязаны между собой,
но они не всегда в одинаковой степени зависят друг от друга. Определяющая
роль во взаимоотношениях содержания и формы принадлежит содержанию. Форма
возникает и складывается под влиянием содержания. Форма может обладать
относительной самостоятельностью, т.е. она влияет на содержание.
Противоречие, существующее между содержанием и формой, может носить двоякий
характер: 1. если форма соответствует содержанию, то она создает условия
для его развития. 2. если форма не соответствует содержанию, то содержание
не может развиваться в полной мере, т.к. ему мешает старая форма.
Разрешение противоречия необходимо и это приводит к тому, что предмет
меняется качественно.
Категории явление и сущность, их взаимосвязь.
Сущность – это такая сторона предмета, которая определяет в данном
отношении взаимодействие его с другими предметами.
Явление – установление чувственно воспринимаемых свойств предмета, а также
раскрытие тех свойств, которые он проявляет при своем взаимодействии с
другими предметами.
Сущность и явление взаимосвязаны между собой. Через явления мы узнаем о
сущности ,а на основании сущности обьясняют и предсказывают явления. Нет
непроходимой грани между сущностью и явлением, но сущность и явление –это
не одно и тоже, это различные стороны одной вещи. Явление - это сущность,
проявившаяся во вне. Некоторые философы считают, что невозможно познать
сущность предмета, объявляя сущность «вещью в себе» и тем самым скатываются
на позиции агностицизма. Другие считают, что сущность вещей познать можно
и в процессе познания «вещь в себе» превращается в «вещь для нас».
Категории единичного и общего, их взаимосвязь.
Окружающий нас мир, предметы, явления неповторимы, своеобразны и
индивидуальны. Каждое явление, предмет характеризуется через понятия,
которые обладают как общими, так и единичными свойствами.
Особенности свойств предметов отражают категории: единичное и общее.
Единичное - черты, признаки, присущие только одному предмету и
отсутствующие у других предметов.
Общее - это то, что присуще не только данному предмету, но и другим
предметам.
Единичное и общее взаимосвязаны между собой и связь выражается категорией
особенного.
Особенное - это такие общие черты, свойственные индивидуальному предмету,
которые отличают его от некоторых других предметов.
Категории качество, количество, мера, скачок. Закон взаимного перехода.
Эволюция и революция.
Любой предмет и явление обладают как количеством, так и качеством.
Качество – свойство предмета - такие черты и особенности предмета,
которые характеризуют его способность взаимодействовать с другими
предметами.
структура предмета, которая связана со свойствами предмета (структура
предмета - то из чего состоит предмет, из каких элементов).
функции предмета, т.е. то, для чего предмет предназначен. место предмета в
определенном процессе, т.е. является он исходным пунктом или его
результатом, находится он в развитом или неразвитом состоянии.
Степенью той или иной качественной определенности является количество Связь
их проявляется в том, что количественные изменения не приводят к
качественным до определенного момента, которым является мера.
Мера - переход от одного качественного состояния к другому или единство
количества и качества. Сущ. и обратная зависимость: качественные изменения
приводят к количественным. И в том и в другом случае предмет меняет свое
состояние, т.к. происходит нарушение меры и совершается скачок. Скачок –
переход от одной меры к другой или от одного качественного состояния к
другому.
Скачки могут быть эволюционными и революционными. Эволюция – изменение
предмета, когда становятся другими несущественные для него свойства,
черты, закономерности и сохраняются его основные св-ва, закономерности,
структура. Революция - изменение предмета, которое коренным образом меняет
его структуру, его основные черты и закономерности и он превращается в
совершенно иной по своей структуре и закономерностям предмет.
Сущность закона. Проявляется в том, что количественные изменения по
достижению определенного момента приводят к качественным, а качественные
изменения приводят к определенным количественным изменениям. Данный закон
показывает механизм развития предмета.
Закон единства и борьбы противоположностей. Понятие противоположности и
противоречия.
Закон единства и борьбы противоположностей раскрывается через категории:
противоположность, противоречие, тождество, различие.
Противоположность – черты, стороны, признаки предмета, которые коренным
образом отличаются друг от друга и вместе с тем не могут сущ. друг без
друга, взаимно дополняют друг друга (день и ночь, добро и зло, верх и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8