низ).На определенном этапе развития предмета противоположности начинают
друг другу не соответствовать, сталкиваться между собой, взаимоисключать
друг друга и приходят в состояние борьбы. Момент взаимодействия
противоположностей – противоречие . Противоречие – это корень всякого
движения и жизненности.
Закон взаимосвязи единства и борьбы противоположностей. Данный закон
является центральным законом в системе диалектических законов. В силу того,
что этот закон отражает первопричины развития (источник) этот закон имеет
три элемента.. 1) борьба противоположностей. 2) единство. 3) связь единства
и борьбы противоположностей. Борьба противоположностей. Противоречие
является самым очевидным элементом. Противоречие – это органическая связь
противоположностей. Или естественная связь различий. Чем существенне
различия, тем сильнее, динамичнее и глубже противоречие. Противоречие носит
всеобщий характер. По сути дела любая связь есть противоречие, по этому по
выражению Гегеля: «Мир соткан из противоречий; Миром правит противоречие».
Из противоречий складываются процессы, Вторая сторона закона связана с
понятием единства, Единство в развитии выступает в качестве его цели и
смысле. Единство выступает в качестве самой глубокой причины развития В
марксисткой ф-фии внешний источник развития — это борьба
противоположностей. единство — непосредственное взаимодействие между
противоположностями. Третьим элементом этого закон является связь между
единством и борьбой противоположностей.
Категории отрицания и отрицания отрицания. Закон отрицания отрицания.
Отрицание – такая связь старого и нового в процессе развития, когда новое
возникает на базе старого под влиянием свойственных ему внутренних
противоречий, преодолевает его и при этом сохраняет в той или иной степени,
некоторые положительные черты, присущие старому.
Связь старого и нового характеризует преемственность. Всякое старое
включается в новое при том условии, если оно соответствует новым,
изменившимся условиям. Но повторение в новом, некоторых черт и
особенностей старого не обязательно имеет место сразу после смены старого
новым. Оно может происходить и через 2, 3, 4 и более отрицаний .Ведь новое
не всегда остается новым, со временем оно устаревает и поэтому отрицается
другим явлением. По отношению к первому отрицанию данное отрицание является
отрицанием отрицания.
Изменения, происходящие с явлениями, носят как прогрессивный, так и
регрессивный характер. Прогрессивное развитие того или иного явления
зачастую бывает связанно с регрессом некоторых, составляющих его элементов
(пр. переход от рабовладения к феодализму – прогресс, но в области духовной
культуры наблюдался известный регресс, связанный с господством церкви).
Регрессивные изменения могут выступать и как определенный этап развития.
Живые организмы возникают, совершенствуются, а затем постепенно стареют и
гибнут. Сущность закона. Закон отрицания отрицания показывает связь старого
и нового в процессе развития, которая состоит в том, что новое качество
отбрасывает старое и вместе с тем включает в себя, в преобразованном
виде, некоторые черты, стороны старого. Данный закон носит противоречивый
характер, показывает направленность развития предмета (явления).
Уильям Оккам (1285-1349)
Английский философ-схоласт логик и церковно политический писатель гл
представитель номинализма14 в Принцип Окамма (бритвы) понятия не сводимые к
опытному знанию должны удаляться из науки! С 1328 жил Мюнхене выступал как
идеолог императорской власти против притязаний папы на светскую
власть.(крест пох пример)
Серен Кьеркегор (1813-55)
Дат теолог философ и писатель. Попыталься противопоставить «объективизму»
диалектике Гегеля субективную диалектику личности проходяшей по КЬЕР три
стадии на пути к богу эстетическую этическую и религиозную .отстаивал тезис
о реальности христианства лишь для избранных которые могут реализовать свою
свободу .Оказал влияние на развитие датской литер Осн сочинения ; «Или-
или» «страх т трепет « стадии жизненного пути».
Эдмунд Гуссерль (1859-1939)
Немецкий философ идеалист основатель феноменологии ,.Стремился превратить
философию в «строгую науку» постредством феноменологического метода
«логические исследования» в дальнейшем обратился к идее «жизненного мира»
сближалься с философией мира (начальный социально культ опут человечества.
Карсавин Лев Платонович (1882-1952)
Рус религ философ и историк брат Там Платоновны Карсавиной рус
актрисабалета вице през корол академии танцев в Лондоне . В августе 1922 г.
арестован и приговорен к высылке за границу без права возвращения.
Освобожден незадолго до высылки. Выслан в ноябре 1922 г. вместе с группой
из сорока пяти деятелей науки и культуры (Н. Бердяев, С. Булгаков, и
членами их семей. В 1927 г., не приняв предложения преподавать в Оксфорде,
принял приглашение Литовского университета. переводом в Вильнюс (1940) в
Вильнюсском университете. В марте 1950 г. приговорен к десяти годам
исправительно-трудовых лагерей. Умер в заключении 1952 г. Помимо книг на
русском языке "О личности" (1929), "Поэма о смерти" (1931), Карсавин
опубликовал на литовском "Теорию истории" "О совершенстве", "Дух и тело",
стал появляться в печати лишь в 1980-е годы.
Сущность познания.Суби объ познания.
Познание – это процесс проникновения мысли в объект. Познавательной мыслью
(целью) этого процесса является постижение истины. Познание – это процесс
отражения действительности в сознание человека.
Гносеология (гносио - знания, логос - мышление) - теория познания. Учение о
познании. Центральное понятие - субъект и объект познания. Субъект -
человек, осуществляющий познавательную деятельность. Объект - то, на что
направлена познавательная д-ть. Чувственное дает мироощущение, а
рациональное дает миропонимание.
Чувственное познание (при помощи чувств) 3 формы:
-ощущение-чувств. образ, в котором воспроизводится одно свойств (кислый);
-Восприятие- чувстр. образ, в котором воспроизводится несколько свойств
(кислый и круглый) ;
-Представление-воспроятие при отсутствии контакта. Рациональное познание
(при помощи понятий, суждений, умозаключений): 1) Понятие – это форма
мысли, в которой отражаются общие, существенные свойства, связи и отношения
действительности. 2) Суждение – это такая форма мысли, в которой
посредством связи утверждается (или отрицается) что-либо о чем-либо. 3)
Умозаключение – это форма мысли в виде рассуждения, в ходе которого из
одного или нескольких суждений именуемых посылками выводится новое
суждение, которое наз заключением.
Движение как способ сущ материи.
Существуют различные подходы к понятию движения.Материализм: движение – это
изменение вообще; способ существования материи..Субъективный идеализм:
движение осуществляется в ощущениях, в мыслях, в сознании.Объективный
идеализм: “движение – это рост, изменение, уничтожение, возникновение,
прохождение, гибель и т.д.
Формы движения материи.
Различают несколько форм движения материи, которые были выделены на основе
классификации наук:
механическое – пространственное перемещение тел;
физическое – перемещение атомов, молекул;
химическое – различные химические реакции;
биологическое – обмен веществ;
социальное – общество (мышление, сознание).
Все формы движения материи между собой взаимосвязаны. Особенности
взаимосвязи:
движение не исчезает бесследно, а наблюдается переход одной формы материи в
другую;
Проблема сознания в фил. Язык и мышление.
Сознание, высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной
действительности. Оно представляет собой единствопсихических процессов,
участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного
бытия. С самого рождения человек попадает в мир предметов, созданный
предыдущим покалением. Любое ощущение или чувство является частью сознания
так как обладает значением и смыслом. Однако сознание не есть только
знание или языковое мышление. С другой стороны нельзя оттождествлять
сознание и психику, т.к. не все психические процессы включаются в данный
момент в сознание. Оно возникло в общественно-производственной деятельности
человека и непрерывно связано с языком. Сознание существует в 2-х формах-
общественном и индивидуальном. Сознание формируется деятельностью, чтобы
потом влиять на эту деятельность, определяя и регулируя ее.
Мышление. Это активный процесс познавательной деятельности сознания. Мышл
опирается на результаты чувств познания и дает обобщ-е знание. Сторонники
деалектического матер-ма: Мыш-е – это целенаправленное, и обобщенное
отражение в сознании человека существенных свойств и отношений
действительности. Мышл осуществляется в трех формах. 1) Понятие – это форма
мысли, в которой отражаются общие, существенные свойства, связи и отношения
действительности. 2) Суждение – это такая форма мысли, в которой
посредством связи утверждается (или отрицается) что-либо о чем-либо. 3)
Умозаключение – это форма мысли в виде рассуждения, в ходе которого из
одного или нескольких суждений именуемых посылками выводится новое
суждение, которое наз заключением.
Язык Принципиальное отличие мышления от чувственного познания в том, что
оно неразрывно связано с языком, системой знаков. Знак – это материальный
предмет который служит в процессе мышления и общения людей представлением
другого предмета. Искус языки создаются не просто для замены естественных.
У них разные цели. (Эсперанто).Естественные языки складываются в процессе
коммуникативной деятельности и служат средством общения, передачи
информации, выражения эмоций и мироощущений. Отсюда их многогранность,
многоплановость, многозначность и гибкость.. Символические языки математики
и др точных наук преследуют не только цель сокращения записи. Это можно
делать и при помощи стенографии. Главное в том, что формулами можно
проводить операции, получать из них новые формулы и соотношения. Попытки
построить универсальный искус яз, обречены. Любой самый богатый по своим
возможностям искус яз не способен отразить в себе противоречивую сущность
реальности и быть во всех отношениях адекватным заменителем естественного
языка.
Бытие материя природа.
Понятие материи является основной категорией в философии, оно означает
сущность мира, признание объективной реальности, существование независимо
от сознания человека.
Греческие философы (Фалес, Анаксимен, пришли к выводу, что существует
материал, из которого состоят все вещи (это позднее было названо
субстанцией).
Фалес считал, что все состоит из воды; Анаксимен – из воздуха; Гераклит –
из огня; Демокрит – все состоит из атомов и пустоты; Пифагор – из чисел
(материалисты).
Платон – в основе мира лежат идеи, которые он признавал кирпичиками
материального мира, но наделял их не физическими, а геометрическими
свойствами.
Философы считали, что субстанцию мира или основу чувственно воспринимаемого
мира составляют конкретные элементы, и в этом заключается физический подход
к пониманию материи.
В связи с революцией в естествознании в конце 19 – начале 20 вв. появляется
философский подход к пониманию материи: материя – это философская
категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в
ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими
ощущениями, существуя независимо от них.
В философском понятии материи можно выделить 3 аспекта:
логический – материя как философская категория;онтологический – (онтология
– учение о бытии; бытие – единство объективной и субъективной реальности) –
материя как объективная реальность;
гносеологический – (гносеология – теория познания) – материю можно познать
через копирование, фотографирование, отображение;
заключительная формулировка: материя может существовать независимо от наших
ощущений.
Бытие - филос.категория, кот.фиксирует сущ-ие и взаимосвязь предметов и
явлений (людей, состояний, идей, мира в целом).
Онтология – учение о бытии, раздел философии, изучающий фундамент.
принципы, наиболее общие сущности и категории сущего. Бытие – самое широкое
(абстрактное) понятие, термин “быть” означает существовать. Признание факта
существования многообраз-х вещей окружающего мира, природы и общ-ва, самого
чел. Природа
Вопрос о понятие природы является открытым, т.е. не существует
однозначного определения природы. В этой связи можно заключить, что понятие
природы является научно – ф-кой проблемой, - часто, в литературе понятие
природы отождествляется с понятием материи, что не правильно. Многие ученые
утверждают, что природа это очень сложное образование и находящаяся в
постоянном развитии, т.е. природа не является метафизическим, постоянным
существом. – третий подход заключается в том, что природа определяется как
сверхъестественное, в этой связи многие отождествляют природу с самим
Богом. С точки зрения последних научных данных Природа – это совокупность
естественных, физико-биологических, биопсихических процессов и явлений.
Определенная часть психических процессов является составной частью природы.
Существует и земное понятие природы. В данном случае природа есть
непосредственно физико-биологические условия и среда существования
человека.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8