Шпора по философии

происхождения всего сущего; 2)мировой закoн. С помощью этого понятия можно

дать универсальный ответ на вопрос о происхождении и существовании всего

сущего. Иероглиф дао - дорога + голова идущего человека. Дао - дорога, по

которой ходят люди.Благодаря дао рождаются и уходят в небытие предметы. Дао

первично. Это источник всего, а не просто путь. Дао одновременно

материально и нематериально, но в тоже время материально и духовно. Душа

есть у всего сущего. Дао разделяется на вечное (связанное с небытием) и

материальное (связ. с бытием). Дао - единство противоположностей -это и

гармония и дисгармония. Дао - мировой закон, закон для правителей. Дао

можно увидеть только умственным взором.

18. Философия и этика Конфуция.

Конфуций (551-479до н.э.) - кит. филос., из бедной семьи. В 3 года остался

сиротой. Начал учебу в 15 лет. В 19 женился. В 22 основал

общеобразовательную школу (язык, политика, дисциплина). Путешеств. по

Китаю. В 50 основал философскую школу (поведение, музыка, математика,

стрельба из лука) - 3 тыс. учеников. Его учение объемное, последовательное.

Книга "Лунь Юй" (Мысли и размышления) - основной учебник, по которому

готовились чиновники для сдачи экзаменов на соответствующую должность на

протяжении около 2 тыс. лет. В его учении 3 основных эл-та: 1) учение о

небе и духах; 2) учение об общ-ве; 3) этика.(1) имеется 2 начала всего

сущего: янь - мужское, светлое, небо; инь - темное, женское, земля, война,

ложь. Все сущее комбинация этих 2 начал. Довольно успешно проводил гадание.

Созвездия - иероглифы, по которым можно читать судьбу, пользуясь "Книгой

перемен"(с пом. гексаграмм). Небо включает в себя 3 элемента (судьба, рок,

дао(путь)) . Главный грех - неверие в волю неба. (2) Его интересует

взаимоотношения людей в об-ве. При устройстве об-ва главный принцип -

любовь к ближнему, человеколюбие (жиэнь). Чего не желаешь себе - не желай

другому.Все ли об-ва способны к этому? Управлять страной надо на основе

правил поведения (ли), регулирующих отношения между подданными и

правителями, старшими и младшими. Благородные - получили знания, ценят

небо, старших, обладают нравственной силой, стремяться к самопожертвованию.

Низкие - к удовлетворению своих потребностей. Проводит параллель м-ду

социальными и семейными отношениями (государь - сын неба, отец и мать для

народа). Вести гос. дела может только мудрый человек. Для хорошего

функционирования гос-ва необходимо: 1.Много продовольствия." 2.оружия.

3.почитание правителей. В случае тяжелых времен -уменьшить оружие, потом -

продовольствие, но почитание правителей - нельзя ослабить. (3) Нравственно-

эстетическое учение - главное в его теории. Высшая справедливость от неба

(янь). Человек не может судить справедлив ли поступок. Смысл жизни -

познать небо, познать свое предназначение (дао). Все несчастия от того, что

мы не можем познать дао и реализовать его. Все зависит от того чего больше

в человеке: янь - благородный (следует долгу, требователен к себе, живет в

согласии со всеми, но идет своим путем, идет на смерть ради других, чтит

мудрых, управляет людьми), инь - низкий. Свои мысли оставил в виде "Бесед"

с учениками. Этика. "Исправление имен". Все изменяется. Нужно заботиться о

том, чтобы в об-ве все оставалось неизменным.

19. Философы Др. Греции: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

Милет- город Др. Греции. "Семь мудрецов" Древней Греции Фалес Милетский,

Питтак Митиленский, Биант из Приены, Салон из Афин, Клебул Линдийский,

Мисой Кинейский, Килон. Первая фил. школа Эллады, а тем самым и Европы была

Милетская школа, которая возникла однако в Малой Азии. Появл. тематика

происхожден. живого и челов. Пытаются объяснить мир из него самого -

процесс отживания религии - мифологич. объяснен. мира. Основателем ее

считается Фалес (625-547): астроном, геометр, гос. деятель. "О началах", "О

солнцестоянии", "О равнорденствии", "О морской астрономии". Фалес верил в

мифических богов, но не считал их творцами природы. Ф. выделяет воду как

проматерию, универсальное в-во. Но это не просто вода, а вода "разумная",

божественная. Земля - плоский диск, погруженный в воду. Душа вещественна,

активная (по отношению к телу), чувственная часть. Тело - водная сфера.

Предсказал солнечное затмение, условно разделил астрономический год на 365

дней, говорил о пространстве и времени. Собирал знания и пыт. их

упорядочить: геометр.: в равнобедр. треуг. углы при осн. равны; треуг.,

впис. в окружн., опир. на диаметр - прямоуг.; услов. подоб. треуг.

Анаксимандр (610-540). Мыслитель, географ, естествоиспытатель. "О природе"

- трактат, включающий разделы по космологии(вся вселенная), метерологии (о

природных явлениях), космогония (ближайшие светила). Именно Анаксимандр

расширил понятие начала всего сущего до понятия апейрон. Апейрон вечен, его

никто не сотворил. Он вращается выявляет противоположные стороны (влажное -

сухое, холодное - теплое). В центре движения апейрона складывается Земля.

Далее она окружается водой, воздухом, огнем. Апейрон вечен, а все что он

производит смертно. Смертность мат. бытия - эсхатология. Рассуждения о

природе мирозданья - человек произошел от животных другого вида. Когда-то

на земле было много влаги, грязи. Появились первые животные с чешуей и

шипами. Потом эти существа вышли на сушу. Из этих жиавотных вышли др.

животные -современные виды. Анаксимен(7-6 вв). Изуч. астрономич. явлен.,

кот. как и др. природн. явлен. пытался объясн. естеств. образом. Как и др.

первоначалом мира счит. определ. вид материи. Апейрон св-во воздуха и он

первоначален. Все произошло из воздуха через сгущение и движение.

Разрежение (сгущение) воздуха вызывает нагревание (охлаждение). Земля

неподвижна, все остальное движется вокруг Земли. Боги тоже из воздуха, они

его продукт.

20.ДИАЛЕКТИКА ГЕРАКЛИТА ЭФЕССКОГО.

Гераклит (540-480). Принадлежал к царско-жреческому роду. Но в Эфессе

власть царей была уже свергнута. За Г. остались лишь некоторые ф-ции жреца,

которые он передал брату. Жил одиноко и бедно. "О природе": о Вселенной, о

гос-ве, о боге. У Г. мифологии больше, а научности меньше, чем у милетских

философов. Его труды понять не легко. Не возражает против существования

богов, но не они создали мир. Мир вообще не создан никем. Объясн. грозы,

молнии, гром, солнечн. свет естеств. образом (гром - столкновение ветров и

туч). Понятие о логосе (слове) - это не любое слово, а лишь разумное. Логос-

закон всего сущего - универсальный закон. Все возникает по предопределению

судьбы Логоса. Онтология Гераклида- Вечный огонь - бог- из него возникает

мир чувственно постигаемых вещей. Предание формы вещам- дело Логоса. Г.

употребляет термин логос как сущность всех вещей. Огонь характ. подвижность

становления, вещь - определенная стабильность. Истинная цена стабильности -

смерть. Гибель с целью появления новой жизни. Все появляется из огня и в

огне умирает. Рассматривает 3 варианта образования мира из огня: - из огня

возникло море, море стало семенем мирообразования; - огонь - воздух - вода

- земля; огонь - все живое; -смерть земли - рождение воды; -смерть воды

аождение воздуха; -смерть воздуха - рождение огня; и обратно. Космос,

возникший из огня, не вечен. Космос сгорает. Душа - единство

противоположностей. Чем больше в ней огня, тем душа лучше. Пути очищения

души - музыка, усиленное обучение, обуздание страстей. Этика. Люди от

природы равны, но они не равны фактически. Т.к. большинство живет не по

логосу, а по своему разумению. Они во власти своих желаний. Но желания

людей таковы, что людям не сталобы лучше от их исполнения. Диалектика Г.-

Центральный з-н - з-н взаимосбегания противоположностей. Это роковой з-н

его можно постичь, но уйти от него нельзя. Живое переходит в мертвое и

наоборот. Мы живем смертью одних, а умираем жизнью других (едим мясо.

растет яблоко). В борьбе противоположносей не может одна победить другую,

они обе падут. Смерть- основа для новой жизни. Гносеология Г. Низшее,

высшее знание. Чувственное познание, познание Логосом. Познание- сложный .

тонкий процесс. Имея уши можно не слышать, а чтобы слышать - нужно знать,

что слышать. Цель познания - познание логоса. Смысл - найти в себе логос.

21.Нумералогия и мистика ПИФАГОРа (5-4 вв).

П. первый назвал себя философом. Пифагор из острова Самоса. Учился 22 года

у египетских жрецов. В 525г. Египет был завоеван персами. В качестве

пленника П. был отправлен в Вавилон. Но и там получил возмлжность учиться

(12 лет). Затем в Индии. Создал свой союз на юге Италии Принимались лица

обоего пола (только свободные), выдержавшие многолетнюю проверку умств. и

нравств. качеств. 2 ступени: акусматики (послушники) усваивали знания

догматически и математики (ученые) занимались более сложными вопросами,

которые преподавали с обоснованием. Союз- закрытая организация, учение

тайное. Подъем до восхода солнца. Мнемонические (набор приемов, позволяющих

запомнить нужные факты) упражнения, встречали у моря восход Солнца.

Гимнастика, труд, вечером совместное купание, ужин, возлияния богам. Общее

чтение, перед сном - отчет о прожитом дне. Клятва о сохранении тайны и

отказ от критики Пифагора. В основе союза - учение о нравственных принципах

поведения: победа над страстями, подчинение старшим, дружба и товарищество,

подчинение Пифагору. Число основа всего сущего Каждая цифра имеет

определенное значение. 1-бог- она неделима, присуща всем, но сама в себе

ничего не содержит. 2- качество делимости. 3- начало - середина - конец.

Все в природе, в чем есть середина - троично. Весь космос должен сводиться

к числу 10. 1+2+3+4(основн. числа) =10. Он представляет хор: каждая

планета, двигаясь по элипсу, воспроизводит звук определенной высоты, все

вместе звучит как 10. П. верит в переселение душ: новорожденый ребенок

имеет в себе душу родителей и передает ее своим детям. П. впервые употребил

термин "философия" как любовь к мудрости. Начало мира: боединение огня,

воды, земли, огня. - Соединение предельного (оформленной материи) и

беспредельного(неоформл. мат.) - число 1 выступает началом, причиной мира,

является тождеством целостности мира - 2 - понятие того, что имеет начало,

середину, конец. - 10 - совершенство, божество. П.-математик - т.Пифагора,

явление несоизмеримости. П.-астроном - открытие косого положения зодиака,

определение продолжительности "великого года" (планеты занимают одинаковое

положение друг относительно друга).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты