Шпора по философии

сторонник утилитаризма (учение о полезности) - добро то, что дает

удовольствие, увеличивает его.

Учение Локка направл. против рационализма Декарта и системы Лейбница.

39. Материализм и атеизим во Франции в XVIII веке.

Ламетри. (1709-1751)"Естественная история души", "Человек машина", "Человек

растение", "Система Эпикура". Основывается на физике Декарта и сенсуализме

Локка. Последовательный материалист, атеист, врач. Форма не отделима от

материи, материя связана с формой и движением. Пытается доказать

материальный характер одушевленности чел. и животных: рассудочная

деятельность животных и разумная деятельность чел. связаны с мозгом и

нервной системой. Мир познаваем. В основе познания - чувства. Во всех фу-ях

чел. органов (в том числе и психич.) нет ничего не познаваемого. Процесс

мышления присущ только человеку и представляет р-т его сложной организации.

Мышление - это рез-т сравнения и комбинирования представлений, возник на

основе ощущений и памяти. Главные причины исторического развития -

просвящение. Был просвятителем. Свобода личности: свобода торговли, частной

собственности, мысли, совести, демократии. Материю характеризует:

протяженность, внутренняя сила, способность ощущать и чувствовать. Материя

способна к эволюции форм: неорганическая, растительная, животная.

Гносеология: источник познания - материальный мир. Познание начинается с

чувственного и поднимается к теор. обобщением. Атеист, но считает необход.

сохранение религиозн. веры для народа.

40. ФИЛОСОФСКО-ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗЫСКАНИЯ НА УКРАИНЕ В 11-13 ВВ.

Становление фил. мысли укр. народа проходило в рамках дух. культ. Киевской

Руси.Благодаря введению хрис-ва КР приобщается к достижениям мировой

культуры.Контакты с Византией, Болгарией дают возможность исполь-ть

достиженияантичн. и византийской философий для развития фил. мысли.Все это

происходит на фоне отечественной культуры, кот.опирается на давние тради-

ционное мировоззрение восточных славян. С давних времен фил

сосредотачивается на обсуждении проблем человека и чел. истории. Философом

считается тот, кто опираясь на кн. знания , не просто преобрел истину о

смысле жизни , а вместе с этим преобразовал эту истину на ориентир в

собственной жизни. Философию понимали не только как теорию но и как

практическую мораль. Заметное место в сис-ме фил-мировоз. представлений

мыслителей КР занимает гносеологическая проблематика. Ярк. проявлением теор-

познав-ной ориентации в культ. КР есть свойственное ей понимание роли

книги, письма, книжного учения в жизни Ч. " Книжность" понимается как одна

из высших качеств Ч., как залог мудрости.Этому посвящается много мест в "

Повести прошедших лет". По мнению автора "Молитва Даниила Заточника"

припадая как пчела к цветкук книжной мудрости, Ч. собирает "сладость

словестную и мудрость" Культ слова обусловливается стремлением найти

опосредованную сущность, кот. обеспечивала бы комуникацию между миром

божественным и земным. Только такая роль и отводится слову. Одной из

главных становится проблема души и тела. Тело связывает Ч. с природой. Душа

- нематериальна, гл. ее силой становится разум, он не только властитель

души но и царь чувств.Поэтому разум единит тело и душу. Душа - управляет

телом. Сущ-роль обаз святого: Святой- звено м\у земным миром и

потусторонним. Это избранник срели людей, но он принадлежит не им, а миру

божественному. Взгляд на мир присходит ч\з призму добра и зла.

41.Философия и мистика эпохи братских школ.

В кон. 16 -перв. пол. 17 реш. роль в общ. и культ. жизни Укр. играют

братства - нац.-рел. ор-ции правосл. населения городов. Фил. поним. как

мудрость, кот. учит постигать истину исключительно ч/з мистическое соед. с

богом. Немало усилий прилагается для обоснования необход. сохр. и разв.

старослав. яз-ка, подчеркивается ее чудодейственная сила. Проникновение в

скрытую духовную сущность священных текстов, излож. на старослав. яз.,

представлялась обяз. условием становления чел. как личности. По мнению

деятелей бр. школ челов. разум только тогда озаряется чудесным светом и

проникает в скрытую сущность поучающего слова Библ., когда сам человек из

связанного земными желаниями превр. в нового дух. ч-ка. Последнее

происходит только благодаря самопозн., что позв. разуму смертного человека

выход и контакт с высшим бытием – Богом. После 1615 приход в Киев. бр. шк.

выпускников зап-евр. ун-тов приводит к разв. гумманист. идей, к возникн.

интереса к натур. фил., логике. Кирило Транквилион-Ставровецкий (Проявил

интерес к объяснению природы, хотя рассматривал ее скорее как полезное ср-

во умозрительного проникнов. в бож. сущность и поним. бога как

безграничного бытия), Косиян Саковыч (Душа - бесмертная сущность и может

существ. без тела. 3 вида души: вегетативн., чувств. и разумную. Человек

имеет одну душу, а эти виды выст. как ее возможности. Основная категория -

поступок. Ост: память, воля.)

43. Философия в Киево-Могилянской академии.

В 17 в на У. и в Рос. акцентируется вним. на истолкование античной и христ.

ф-ии. На протяжении 17-нач.18 веков осн. школой фил. знаний на У. была К-М

а. Она возникнувшая из Киев. братского коллегиума, созданного еще в 1632г.

прифинансовой поддержке гетмана Скоропатского. Уч. процесс здесь был

построен по образцу западноевропейских высших школ. Изучали: языки (слав.,

укр., греч., латинский, польский). Сущ. 2 учебных курса: - грамматика,

ритор., диалектика- арифм., геом., астр., муз. Фил. имела гум-скую

направленность (пытались опред. место чел. в мироздании). Идея общего

блага. Идея совести как главного различия м/у добром и злом. Чел. счастье

это его природа, оно соотв. его разуму, его честности. Хр. учение

сочеталось с признанием ест. наук. Эл-ты пантеизма. Идея постоянного

движения и изменения всех вещей в познании.

44.Филосовские идеи Ф. Прокоповича, С. Яворского и их соратников.

Прокопович выделяет три звена позн.: вегетативность (обеспечивает

жизнедеятельность и развитие) чувственное (зрение, вкус) - мышление Йосип

Кононович Горбацкий - ректор и преп. академии. Читал курс по ф-ии. В этом

курсе фил. переплелась с богословием на номиналистической основе (вещи

существуют сами по себе). Говорил о двух истинах: фил.(изучает реальные

вещи) и богословской. Стефан Яворский(1658-1722) магистр ф-ии. В работах

этих философов можно отметить отрицание религиозных догматов, идею

независимости природы и чел. от Б., вечности материи. Так, по мнению

Горбацкого, природа не рождается и не исчезает, она сущ. независимо от чел

разума. Гносиология (у обоих): познание об. мира начинается опытом, а

логика - лучший учитель нашего разума. Именно разум улучшит мир, это

произойдет когда человек "обожествит труд". Богу они оставляли роль

первотворца, перводвигателя. Семион Полоцький(1629-1680) - преп., российско-

белорусский мислитель. Его идеи: мир создан богом; существует 2 начала

(матер. - четыре стихии, изчего возникают все вещи и духовное). Природа

познаваема, а Б не позн. Соц.-полит. идеи: сильная держава с образованным

монархом. В об-ве не должно быть ни очень богатых, не очень бедных.

45. Философско-мистическое учение Г.Сковороды.

Родился в Харьк. обл. Фил., поэт, педагог. Учился в Киево-Мог. акад.

Преподавал гуманитарные дисциплины в Харьк. коллегиуме. В 70-тые г. -

странствующий нищий фил. Крестьянский просвятитель. "Сад божественных

песен", "Харьковские басни". Исходит из идеи трех миров:1.макрокосм

(Вселенная), 2.микрокосм (человек), 3.мир символов (связывает малый и

большой мир) - библия, ее образец. Последний из миров состоит из

видимого(сотворенный мир) и невидимого(Бог). О человеке. Выделяет в нем

внутр. (духовное) тело и внеш. (земное) тело. Духовная сущность человека -

борьба добра со злом. Основная проблема человеч. сущ-вания: познание

невидимого через видимое. Т.е. проблема самопознания, обнаружение

сердечного, единого человека. Состояние счастья - любовь к мудрости и сама

мудрость. Занял позицию: фил. - жизнь, жизнь - фил. Верит в бога, но не во

всем согласен с библией (конец мира, сущ. Христа). Теория неравной

равности: все мы равны перед богом, т.к. он всех нас одинаково любит, но и

неравны, т.к. мы его любим неодинаково. Методы познания: рассмотрение в

каком-либо явлении противоречивых сторон. Мир двойственным: живое-мертвое,

ложь-правда. Пантеист: Познание природы - божье познание. В об-ве вцелом,

как и в человеке, выделяет 2 стороны: Внешнюю (тленная, если она

преобладает, то об-во разрушается) и Внутренняя (разумная сущность). Кто не

замечает проявления внеш. и внутр сторон, тот не знает ничего.

Нравственности (удовлетворение трудом) противопоставляет безнравственую

мораль богатых. Будущее: устранение деления на богатых и бедных.

46.Философские идеи Канта.

До 70-х гг XVIII в - период деят-ти в области естест. наук. Отсюда и

произведения "Всеобщая естеств. история","Теория неба". Кант пытался

связать атомизм с соврем. научн. открытиями, с картиной мира того вр. Это

время - расцвет классич. механики. Вселенная - объективно сущ-щая,

познаваемая, данная чел-ку в опыте. В этот период считал, что сущ-щие в

мире вещи, данные в опыте, предст. явления постигаемые, а сущности

­непостигаемые. У Канта есть место и для Бога и для атомов. Бог сотворил

мир и продолжает творить материю, в этом смысл сущ-ния мира. Бог создал

такой мир, к-рый можно понять, предсказать. Т.о. на данном этапе Кант

пытается понять сущ-щую картину мира. Обогащает естеств. науки рядом своих

гипотез: возникн Солн. с-мы, Луны, зависим-ть приливной волны от фаз Луны,

признавал бесконечность процесса развития мира, но считал, что этот процесс

имел начало.

Работы "Критика чистого разума","Кр. практич. разума","Спос-ти суждения".

Гл. в знании - логика, принципами кот. руководствуемся при познании.

Реальность была всегда, но идея может изменить реальность, т.е. разум

первичен по отн. к реальности. Наше познание опирается на силу разума, но

включает и веру. Познание немыслимо без веры, без веры в истинность,

правильность аксиом. Применяет диалектику, в частности в учении об

антиномиях (противоречиях): напр. Бог сущ-ет и не сущ-ет; есть причин-ость

и нет причинности. Этика: "Кр.практ. разума". На личность смотрит как на

самоцель (ч-к живет для выполнения своей цели). Моральный закон м.б. только

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты