сторонник утилитаризма (учение о полезности) - добро то, что дает
удовольствие, увеличивает его.
Учение Локка направл. против рационализма Декарта и системы Лейбница.
39. Материализм и атеизим во Франции в XVIII веке.
Ламетри. (1709-1751)"Естественная история души", "Человек машина", "Человек
растение", "Система Эпикура". Основывается на физике Декарта и сенсуализме
Локка. Последовательный материалист, атеист, врач. Форма не отделима от
материи, материя связана с формой и движением. Пытается доказать
материальный характер одушевленности чел. и животных: рассудочная
деятельность животных и разумная деятельность чел. связаны с мозгом и
нервной системой. Мир познаваем. В основе познания - чувства. Во всех фу-ях
чел. органов (в том числе и психич.) нет ничего не познаваемого. Процесс
мышления присущ только человеку и представляет р-т его сложной организации.
Мышление - это рез-т сравнения и комбинирования представлений, возник на
основе ощущений и памяти. Главные причины исторического развития -
просвящение. Был просвятителем. Свобода личности: свобода торговли, частной
собственности, мысли, совести, демократии. Материю характеризует:
протяженность, внутренняя сила, способность ощущать и чувствовать. Материя
способна к эволюции форм: неорганическая, растительная, животная.
Гносеология: источник познания - материальный мир. Познание начинается с
чувственного и поднимается к теор. обобщением. Атеист, но считает необход.
сохранение религиозн. веры для народа.
40. ФИЛОСОФСКО-ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗЫСКАНИЯ НА УКРАИНЕ В 11-13 ВВ.
Становление фил. мысли укр. народа проходило в рамках дух. культ. Киевской
Руси.Благодаря введению хрис-ва КР приобщается к достижениям мировой
культуры.Контакты с Византией, Болгарией дают возможность исполь-ть
достиженияантичн. и византийской философий для развития фил. мысли.Все это
происходит на фоне отечественной культуры, кот.опирается на давние тради-
ционное мировоззрение восточных славян. С давних времен фил
сосредотачивается на обсуждении проблем человека и чел. истории. Философом
считается тот, кто опираясь на кн. знания , не просто преобрел истину о
смысле жизни , а вместе с этим преобразовал эту истину на ориентир в
собственной жизни. Философию понимали не только как теорию но и как
практическую мораль. Заметное место в сис-ме фил-мировоз. представлений
мыслителей КР занимает гносеологическая проблематика. Ярк. проявлением теор-
познав-ной ориентации в культ. КР есть свойственное ей понимание роли
книги, письма, книжного учения в жизни Ч. " Книжность" понимается как одна
из высших качеств Ч., как залог мудрости.Этому посвящается много мест в "
Повести прошедших лет". По мнению автора "Молитва Даниила Заточника"
припадая как пчела к цветкук книжной мудрости, Ч. собирает "сладость
словестную и мудрость" Культ слова обусловливается стремлением найти
опосредованную сущность, кот. обеспечивала бы комуникацию между миром
божественным и земным. Только такая роль и отводится слову. Одной из
главных становится проблема души и тела. Тело связывает Ч. с природой. Душа
- нематериальна, гл. ее силой становится разум, он не только властитель
души но и царь чувств.Поэтому разум единит тело и душу. Душа - управляет
телом. Сущ-роль обаз святого: Святой- звено м\у земным миром и
потусторонним. Это избранник срели людей, но он принадлежит не им, а миру
божественному. Взгляд на мир присходит ч\з призму добра и зла.
41.Философия и мистика эпохи братских школ.
В кон. 16 -перв. пол. 17 реш. роль в общ. и культ. жизни Укр. играют
братства - нац.-рел. ор-ции правосл. населения городов. Фил. поним. как
мудрость, кот. учит постигать истину исключительно ч/з мистическое соед. с
богом. Немало усилий прилагается для обоснования необход. сохр. и разв.
старослав. яз-ка, подчеркивается ее чудодейственная сила. Проникновение в
скрытую духовную сущность священных текстов, излож. на старослав. яз.,
представлялась обяз. условием становления чел. как личности. По мнению
деятелей бр. школ челов. разум только тогда озаряется чудесным светом и
проникает в скрытую сущность поучающего слова Библ., когда сам человек из
связанного земными желаниями превр. в нового дух. ч-ка. Последнее
происходит только благодаря самопозн., что позв. разуму смертного человека
выход и контакт с высшим бытием – Богом. После 1615 приход в Киев. бр. шк.
выпускников зап-евр. ун-тов приводит к разв. гумманист. идей, к возникн.
интереса к натур. фил., логике. Кирило Транквилион-Ставровецкий (Проявил
интерес к объяснению природы, хотя рассматривал ее скорее как полезное ср-
во умозрительного проникнов. в бож. сущность и поним. бога как
безграничного бытия), Косиян Саковыч (Душа - бесмертная сущность и может
существ. без тела. 3 вида души: вегетативн., чувств. и разумную. Человек
имеет одну душу, а эти виды выст. как ее возможности. Основная категория -
поступок. Ост: память, воля.)
43. Философия в Киево-Могилянской академии.
В 17 в на У. и в Рос. акцентируется вним. на истолкование античной и христ.
ф-ии. На протяжении 17-нач.18 веков осн. школой фил. знаний на У. была К-М
а. Она возникнувшая из Киев. братского коллегиума, созданного еще в 1632г.
прифинансовой поддержке гетмана Скоропатского. Уч. процесс здесь был
построен по образцу западноевропейских высших школ. Изучали: языки (слав.,
укр., греч., латинский, польский). Сущ. 2 учебных курса: - грамматика,
ритор., диалектика- арифм., геом., астр., муз. Фил. имела гум-скую
направленность (пытались опред. место чел. в мироздании). Идея общего
блага. Идея совести как главного различия м/у добром и злом. Чел. счастье
это его природа, оно соотв. его разуму, его честности. Хр. учение
сочеталось с признанием ест. наук. Эл-ты пантеизма. Идея постоянного
движения и изменения всех вещей в познании.
44.Филосовские идеи Ф. Прокоповича, С. Яворского и их соратников.
Прокопович выделяет три звена позн.: вегетативность (обеспечивает
жизнедеятельность и развитие) чувственное (зрение, вкус) - мышление Йосип
Кононович Горбацкий - ректор и преп. академии. Читал курс по ф-ии. В этом
курсе фил. переплелась с богословием на номиналистической основе (вещи
существуют сами по себе). Говорил о двух истинах: фил.(изучает реальные
вещи) и богословской. Стефан Яворский(1658-1722) магистр ф-ии. В работах
этих философов можно отметить отрицание религиозных догматов, идею
независимости природы и чел. от Б., вечности материи. Так, по мнению
Горбацкого, природа не рождается и не исчезает, она сущ. независимо от чел
разума. Гносиология (у обоих): познание об. мира начинается опытом, а
логика - лучший учитель нашего разума. Именно разум улучшит мир, это
произойдет когда человек "обожествит труд". Богу они оставляли роль
первотворца, перводвигателя. Семион Полоцький(1629-1680) - преп., российско-
белорусский мислитель. Его идеи: мир создан богом; существует 2 начала
(матер. - четыре стихии, изчего возникают все вещи и духовное). Природа
познаваема, а Б не позн. Соц.-полит. идеи: сильная держава с образованным
монархом. В об-ве не должно быть ни очень богатых, не очень бедных.
45. Философско-мистическое учение Г.Сковороды.
Родился в Харьк. обл. Фил., поэт, педагог. Учился в Киево-Мог. акад.
Преподавал гуманитарные дисциплины в Харьк. коллегиуме. В 70-тые г. -
странствующий нищий фил. Крестьянский просвятитель. "Сад божественных
песен", "Харьковские басни". Исходит из идеи трех миров:1.макрокосм
(Вселенная), 2.микрокосм (человек), 3.мир символов (связывает малый и
большой мир) - библия, ее образец. Последний из миров состоит из
видимого(сотворенный мир) и невидимого(Бог). О человеке. Выделяет в нем
внутр. (духовное) тело и внеш. (земное) тело. Духовная сущность человека -
борьба добра со злом. Основная проблема человеч. сущ-вания: познание
невидимого через видимое. Т.е. проблема самопознания, обнаружение
сердечного, единого человека. Состояние счастья - любовь к мудрости и сама
мудрость. Занял позицию: фил. - жизнь, жизнь - фил. Верит в бога, но не во
всем согласен с библией (конец мира, сущ. Христа). Теория неравной
равности: все мы равны перед богом, т.к. он всех нас одинаково любит, но и
неравны, т.к. мы его любим неодинаково. Методы познания: рассмотрение в
каком-либо явлении противоречивых сторон. Мир двойственным: живое-мертвое,
ложь-правда. Пантеист: Познание природы - божье познание. В об-ве вцелом,
как и в человеке, выделяет 2 стороны: Внешнюю (тленная, если она
преобладает, то об-во разрушается) и Внутренняя (разумная сущность). Кто не
замечает проявления внеш. и внутр сторон, тот не знает ничего.
Нравственности (удовлетворение трудом) противопоставляет безнравственую
мораль богатых. Будущее: устранение деления на богатых и бедных.
46.Философские идеи Канта.
До 70-х гг XVIII в - период деят-ти в области естест. наук. Отсюда и
произведения "Всеобщая естеств. история","Теория неба". Кант пытался
связать атомизм с соврем. научн. открытиями, с картиной мира того вр. Это
время - расцвет классич. механики. Вселенная - объективно сущ-щая,
познаваемая, данная чел-ку в опыте. В этот период считал, что сущ-щие в
мире вещи, данные в опыте, предст. явления постигаемые, а сущности
непостигаемые. У Канта есть место и для Бога и для атомов. Бог сотворил
мир и продолжает творить материю, в этом смысл сущ-ния мира. Бог создал
такой мир, к-рый можно понять, предсказать. Т.о. на данном этапе Кант
пытается понять сущ-щую картину мира. Обогащает естеств. науки рядом своих
гипотез: возникн Солн. с-мы, Луны, зависим-ть приливной волны от фаз Луны,
признавал бесконечность процесса развития мира, но считал, что этот процесс
имел начало.
Работы "Критика чистого разума","Кр. практич. разума","Спос-ти суждения".
Гл. в знании - логика, принципами кот. руководствуемся при познании.
Реальность была всегда, но идея может изменить реальность, т.е. разум
первичен по отн. к реальности. Наше познание опирается на силу разума, но
включает и веру. Познание немыслимо без веры, без веры в истинность,
правильность аксиом. Применяет диалектику, в частности в учении об
антиномиях (противоречиях): напр. Бог сущ-ет и не сущ-ет; есть причин-ость
и нет причинности. Этика: "Кр.практ. разума". На личность смотрит как на
самоцель (ч-к живет для выполнения своей цели). Моральный закон м.б. только
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10