Шпора по философии

"Жизнь" для Пифагора -сначала расплавленная земля была окружена атмосферой,

которая превратилась в жидкость и появились моря. зародыши жизни попали в

море и на континенты, которые появились из воды. Новые виды появились,

когда старые исчерпали себя. Человек -венец природы. Своеобразие людей

определяется своеобразием душевного начала.

22. Софисты, Сократ.

Во второй половине 5 в. до н.э. в Греции появились софисты. "Софистэс"

(др.гр.) - мудрость. Их цель - обучить учеников использовать приобретенные

знания в дискуссиях и спрорах. Они мало занимались вопросами мироздания.

Учили побеждать противника в спорах. В фил. софисты привлекали внимание к

проблеме чел. , об-ва, знания. Софисты учили, что объективный мир

непознаваем, т.е. были первыми агностиками. Однако агностицизм софистов

ограничен их релятивизмом (все в мире относительно). Софистов принято

делить на старших (Протогор, Горгий, Продик) и младших (Алкидам, Трасимах,

Критий, Калликл). Протагор(родился в 80-тых годах 5 в.до н э). Материалист:

В основе мира - материя. Она изменчива на столько, что на месте утрат

возникают новые эл-ты. Все меняется ничего нет постоянного. Горгий (5 в до

н э) Сторонник релятивизма "О природе", "О несуществующем". 1)Ничего не

существует, 2)а если и существует, то непостижимо, 3)а если постижимо, то

не высказываемо и необъяснимо. Т.е. нельзя показать что (не)существует

бытие. Если сущее вечно, оно не имеет никакого начала, а следовательно,

беспредельно, а если оно беспредельно, то его нигде нет, а если его нигде

нет, то его вообще нет. Младшие софисты стояли на стороне рабовл.

демократии. Большинство материалисты и атеисты. Сторонники естественного

возникновения общества (люди равны по природе - несогласие с принципами

раб. об-ва). релятивизм: добро и зло понятия относительные. Способств.

формированию языкознания (Протагор разделил речь на 4 вида : просьбу,

вопрос, ответ, предписание - корни речи). Говорили о том , что каждая

власть устанав. законы полезные ей самой.(Ликофрон, Алкидамант)

Сократ, Сократические школы. Сократ из Афин (470-399). Отец ремесленник,

мать - повив. бабка Не стрем. к активной общ. жизни. Не считал себя

"мудрым", а только философом - любящем мудрость. Центр фил. С. - чел.,

отношение к общине, об-ву, з-нам, идеалист. Добродетели человек приобрет.

путем позн. и самопозн. против выбора гос. чиновников по жребию ( а надо по

способн. и по знаниям) . Ценил земледелие, а счит., что ремесло и торговля

разр. порядок общины и губят души. Все время посвящал фил. беседам и

спорам. Имел много учеников. За обучение денег не брал. Обвинен в безбожии.

В другой речи заявил, что уже стар и не боится смерти, т.к. она дает ему

возможность встретиться с Гомером и др. Большинством голосов приговорен к

казни. Отказался от возможности бежать. Принял растительный яд. С. любил

задумчивую созерцательность. Нередко он настолько уходил в себя, что

становился неподвижным и отключался от внешнего мира. В центре внимания –

человек. "Познай самого себя". Для чего? Чтобы постоянно

самосовершенствоваться. Поднимал вопросы совести, добродетели,

нравственностиГл. в речах С. были вопросы этики - вопр. о том как следует

жить.

23.Анаксагор и Эмпидокл.

Эмпедокл из Сицилии (490-430). Ученик Пифагора, поэт, медик, филос.,

участв. в политич. жизни. "О природе", "Очищение". В качестве первоначала

мироздания признает 4 традиционные стихии или корня (земля, вода, воздух,

огонь). Они равны и непревращаются друг в друга. Корни как начало вечны, но

то что от них происходит временно. Несотворенность мира и его

неуничтожимость. Механистическое понимание движения. 4 стадии космоса: 1)

власть любви: все стихии одинаково представлены и сливаются; 2)

возникновение отдельных единичн. вещей - приход вражды; 3) царство вражды:

стихии разделены; 4) возврат любви - стихии опять соедин. Верит в

переселение душ. Познание: Мысль человека - это кровь, что омывает

сердце(материализация мысли). В крови наиболее равномерно перемешаны корни.

Челов. и окруж. мир состоят из одних и тех же стихий. Анаксагор из

Клаземена (500-422). В центре внимания - проблема качественного превращения

тел. Как "из не-волоса возник волос"? Для решения этой проблемы принимает в

качестве закона положение о том, что ничего не возникает из небытия. Но

отрицает учение элеатов о неизменности и единстве бытия. Правильно было бы

вместо "возникать" говорить "смешиваться", а вместо "погибать"

"выделяться". Отрицает существование небытия и пустоты. Первоначала.

Первичны все без исключения состояния в-ва (плюралист). Тезис "Все во всем"

- в любом месте космоса содержатся все виды семян; все вещи содержат семена

всех вещей, любое семя неоднородно и неисчерпаемо. Начало мира."Вместе все

вещи были" И в таком состоянии все находилось неопределенно долго,

сдерживаемое преобладающим в мироздании воздухом. первоначальный хаос не

мог развиться своими силами в космосе. Для этого требовалось особое

активное начало - нус - мировой ум (он движет миром и познает мир). Нус -

бесконечен, самодержавен, не смешан ни с какой вещью. А. - основоположник

панспермии: семена живых существ падают на землю вместе с дождем.

Психология: чел. разумен, потому что он один из всех живых существ имеет

руки. Познание: все познается себе противоположным. Ощущения не дают

истины, хотя дают сведения о внешнем мире (снег - белый, но ведь снег -

вода, которая черная, следоват. снег - черный)

24. Атомизм Левкиппа-Демокрита.

Учение Л. и Д. - вершина античного материализма атомистический материализм.

Все из атомов, в том числе и душа. Атомы - неделимые, неизменные,

бескачественные единицы материи. Атомы отличаются формой и величиной.

Движение атомов: носятся в пустоте; образуют вихри по принципу подобное

стремится к подобному; более крупные -> к центру, более мелкие> на

переферию. Некоторые атомы от столкновения воспламеняются. Атомы движутся в

пустоте и характ. велич., формой, порядком и положением. Они являются

причиной вещей, которые возникают и гибнут благодаря их соединению и

разъединению.

Демокрит (460-370). из Абдеры, ученик Л. Стремился постич мир как

объективную реальность данную нам в ощущение. Много путеш. его труды -

вроде энциклопедии познания того времени (более 70 назв. раб. по физ.

этике, матем, ритор, астроном... ) Первоначалом всего были атомы (х-ся еще

и велич. и тяжестью) - частицы материи (бытие), а кругом пустота (небытие).

Мир наполнен многими мирами, но в центре Земля (геоцентризм). Жизнь

возникла в рез-те перехода из неживого к живому на основе з-на природы

(материализм). "После того как произошло разделение мрачного хаоса, после

того как возник воздух, а под ним зелмя, грязеобразная и совсем мягкая, на

ней вспучились пленки, имеющие вид гнойных нарывов или водяных пузырей.

Днем их нагревало солнце, ночью их питала лунная влага. После того как они

увеличились и лопнули, из них образовались люди и животные. Когда же Земля

высохла и уже не могла больше рождать, животные стали появляться на свет

путем рождения одних от других." Детерминизм - все обладает причинностью.

Случайных причин не бывает. Случайно только то, причину чего мы не знаем.

Так движение атомов закономерно, по строго намеченым орбитам

даталистический детерминизм. Чел. из грязи и воды, но он вобрал в себя

нечто божественное (разум, мысль). Познание - не противопоставляет

чувственное и рациональное. Исследует слух (источник звука сгущение

воздуха), вкус (форма и величина атомов), зрение (рез-т действия на органы

зрения), осязание (различение горачего и холодного), образы (тончайшие

оболочки тел), цвет (существует только в нашем представлении белый, черный,

красный, зеленый). Чувственное познание явл. низшей ступенью и знакомит нас

с окружающ. миром явлений. Л.: цель жизни - наслаждение прекрасным. Душа -

огненное соединение постигаемых разумом частиц.

25. Платон об "идеях", о материи и мире вещей.

П.(427-347) из Афин. Ученик Сократа. "Академия" в Афинах. После смерти

Сократа много путешествовал (12лет). Критикует Демокрита. Центральное

учение - учение об "идеях". Материальный мир ( кажущееся бытие), который

нас окружает и который мы познаем своими чувствами является лишь "тенью" и

произведен от мира идей (истинное бытие), т.е. матер. мир вторичен. Все

явления материального мира преходящи, возникают, гибнут и изменяются, идеи

являются неизменными и вечными. Поэтому идеи - единственный предмет

подлинного истинного познания. Чувственно воспринимаемые предметы -

подобие, тень, в кот. отражены идеи. Основоположник объективного идеализма.

Онтология: Чувственному миру как кажущемуся и нереальному противопоставляет

идеальный мир как реальный и действительный. Виды сущего (самостоятельны и

вечны):

- идеи (существует конечное число идей по числу существенно-сходных вещей и

явлений. Идеи можно систематизировать: идея кошки и идея собаки входят в

идею 4-ногих. Идеи дают общую, всегда пребывающую сущность вещей, это

форма, структура, эталон для вещей);

- материя (некоторый вид бесформеный, незримый, неуловимый. Она способна

принимать различные формы.

- -всякая вещь есть воплощение соотв. идеи в материю.

Материя - это нечто промежуточное между идеей и вещью) но идея и материя

безжизнены Тело космоса творится из материи. К моменту творения материя

уже существует в виде воды, воздуха, огня и земли. Тело космоса

шарообразно, в центре есть ось на которой покоится земля -геоцентрист.

Космос вращается вокруг Земли. Тело космоса находится внутри души космоса.

Душа творится раньше тела. Своей тождественной частью мировая душа

постигает идею, иной частью материю, а смесь тождественного и иного -вещь.

Время (движущееся подобно вечности) родилось из разума и мысли бога. Ум-

демиург творит низших богов из огня. Это шарообразные небесные тела

наделенные равномерным движением - планеты. Земля - старейший и

почтеннейший из богов, рожденных внутри неба - некая космическая религия.

Развитие мира определяется вечным конфликтом бытия и небытия.

26. Аристотель.

Аристотель (384-322) город Стаина на северо-западном побережье Эгейского

моря. Из семьи придворного врача. Был слушателем "Академии" Платона до

смерти основателя в теч. 20 лет. "Платон мне друг, но истина дороже.

Критиковал платонизм: сущность вещей в самих вещах, а не в идеях.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты