"Жизнь" для Пифагора -сначала расплавленная земля была окружена атмосферой,
которая превратилась в жидкость и появились моря. зародыши жизни попали в
море и на континенты, которые появились из воды. Новые виды появились,
когда старые исчерпали себя. Человек -венец природы. Своеобразие людей
определяется своеобразием душевного начала.
22. Софисты, Сократ.
Во второй половине 5 в. до н.э. в Греции появились софисты. "Софистэс"
(др.гр.) - мудрость. Их цель - обучить учеников использовать приобретенные
знания в дискуссиях и спрорах. Они мало занимались вопросами мироздания.
Учили побеждать противника в спорах. В фил. софисты привлекали внимание к
проблеме чел. , об-ва, знания. Софисты учили, что объективный мир
непознаваем, т.е. были первыми агностиками. Однако агностицизм софистов
ограничен их релятивизмом (все в мире относительно). Софистов принято
делить на старших (Протогор, Горгий, Продик) и младших (Алкидам, Трасимах,
Критий, Калликл). Протагор(родился в 80-тых годах 5 в.до н э). Материалист:
В основе мира - материя. Она изменчива на столько, что на месте утрат
возникают новые эл-ты. Все меняется ничего нет постоянного. Горгий (5 в до
н э) Сторонник релятивизма "О природе", "О несуществующем". 1)Ничего не
существует, 2)а если и существует, то непостижимо, 3)а если постижимо, то
не высказываемо и необъяснимо. Т.е. нельзя показать что (не)существует
бытие. Если сущее вечно, оно не имеет никакого начала, а следовательно,
беспредельно, а если оно беспредельно, то его нигде нет, а если его нигде
нет, то его вообще нет. Младшие софисты стояли на стороне рабовл.
демократии. Большинство материалисты и атеисты. Сторонники естественного
возникновения общества (люди равны по природе - несогласие с принципами
раб. об-ва). релятивизм: добро и зло понятия относительные. Способств.
формированию языкознания (Протагор разделил речь на 4 вида : просьбу,
вопрос, ответ, предписание - корни речи). Говорили о том , что каждая
власть устанав. законы полезные ей самой.(Ликофрон, Алкидамант)
Сократ, Сократические школы. Сократ из Афин (470-399). Отец ремесленник,
мать - повив. бабка Не стрем. к активной общ. жизни. Не считал себя
"мудрым", а только философом - любящем мудрость. Центр фил. С. - чел.,
отношение к общине, об-ву, з-нам, идеалист. Добродетели человек приобрет.
путем позн. и самопозн. против выбора гос. чиновников по жребию ( а надо по
способн. и по знаниям) . Ценил земледелие, а счит., что ремесло и торговля
разр. порядок общины и губят души. Все время посвящал фил. беседам и
спорам. Имел много учеников. За обучение денег не брал. Обвинен в безбожии.
В другой речи заявил, что уже стар и не боится смерти, т.к. она дает ему
возможность встретиться с Гомером и др. Большинством голосов приговорен к
казни. Отказался от возможности бежать. Принял растительный яд. С. любил
задумчивую созерцательность. Нередко он настолько уходил в себя, что
становился неподвижным и отключался от внешнего мира. В центре внимания –
человек. "Познай самого себя". Для чего? Чтобы постоянно
самосовершенствоваться. Поднимал вопросы совести, добродетели,
нравственностиГл. в речах С. были вопросы этики - вопр. о том как следует
жить.
23.Анаксагор и Эмпидокл.
Эмпедокл из Сицилии (490-430). Ученик Пифагора, поэт, медик, филос.,
участв. в политич. жизни. "О природе", "Очищение". В качестве первоначала
мироздания признает 4 традиционные стихии или корня (земля, вода, воздух,
огонь). Они равны и непревращаются друг в друга. Корни как начало вечны, но
то что от них происходит временно. Несотворенность мира и его
неуничтожимость. Механистическое понимание движения. 4 стадии космоса: 1)
власть любви: все стихии одинаково представлены и сливаются; 2)
возникновение отдельных единичн. вещей - приход вражды; 3) царство вражды:
стихии разделены; 4) возврат любви - стихии опять соедин. Верит в
переселение душ. Познание: Мысль человека - это кровь, что омывает
сердце(материализация мысли). В крови наиболее равномерно перемешаны корни.
Челов. и окруж. мир состоят из одних и тех же стихий. Анаксагор из
Клаземена (500-422). В центре внимания - проблема качественного превращения
тел. Как "из не-волоса возник волос"? Для решения этой проблемы принимает в
качестве закона положение о том, что ничего не возникает из небытия. Но
отрицает учение элеатов о неизменности и единстве бытия. Правильно было бы
вместо "возникать" говорить "смешиваться", а вместо "погибать"
"выделяться". Отрицает существование небытия и пустоты. Первоначала.
Первичны все без исключения состояния в-ва (плюралист). Тезис "Все во всем"
- в любом месте космоса содержатся все виды семян; все вещи содержат семена
всех вещей, любое семя неоднородно и неисчерпаемо. Начало мира."Вместе все
вещи были" И в таком состоянии все находилось неопределенно долго,
сдерживаемое преобладающим в мироздании воздухом. первоначальный хаос не
мог развиться своими силами в космосе. Для этого требовалось особое
активное начало - нус - мировой ум (он движет миром и познает мир). Нус -
бесконечен, самодержавен, не смешан ни с какой вещью. А. - основоположник
панспермии: семена живых существ падают на землю вместе с дождем.
Психология: чел. разумен, потому что он один из всех живых существ имеет
руки. Познание: все познается себе противоположным. Ощущения не дают
истины, хотя дают сведения о внешнем мире (снег - белый, но ведь снег -
вода, которая черная, следоват. снег - черный)
24. Атомизм Левкиппа-Демокрита.
Учение Л. и Д. - вершина античного материализма атомистический материализм.
Все из атомов, в том числе и душа. Атомы - неделимые, неизменные,
бескачественные единицы материи. Атомы отличаются формой и величиной.
Движение атомов: носятся в пустоте; образуют вихри по принципу подобное
стремится к подобному; более крупные -> к центру, более мелкие> на
переферию. Некоторые атомы от столкновения воспламеняются. Атомы движутся в
пустоте и характ. велич., формой, порядком и положением. Они являются
причиной вещей, которые возникают и гибнут благодаря их соединению и
разъединению.
Демокрит (460-370). из Абдеры, ученик Л. Стремился постич мир как
объективную реальность данную нам в ощущение. Много путеш. его труды -
вроде энциклопедии познания того времени (более 70 назв. раб. по физ.
этике, матем, ритор, астроном... ) Первоначалом всего были атомы (х-ся еще
и велич. и тяжестью) - частицы материи (бытие), а кругом пустота (небытие).
Мир наполнен многими мирами, но в центре Земля (геоцентризм). Жизнь
возникла в рез-те перехода из неживого к живому на основе з-на природы
(материализм). "После того как произошло разделение мрачного хаоса, после
того как возник воздух, а под ним зелмя, грязеобразная и совсем мягкая, на
ней вспучились пленки, имеющие вид гнойных нарывов или водяных пузырей.
Днем их нагревало солнце, ночью их питала лунная влага. После того как они
увеличились и лопнули, из них образовались люди и животные. Когда же Земля
высохла и уже не могла больше рождать, животные стали появляться на свет
путем рождения одних от других." Детерминизм - все обладает причинностью.
Случайных причин не бывает. Случайно только то, причину чего мы не знаем.
Так движение атомов закономерно, по строго намеченым орбитам
даталистический детерминизм. Чел. из грязи и воды, но он вобрал в себя
нечто божественное (разум, мысль). Познание - не противопоставляет
чувственное и рациональное. Исследует слух (источник звука сгущение
воздуха), вкус (форма и величина атомов), зрение (рез-т действия на органы
зрения), осязание (различение горачего и холодного), образы (тончайшие
оболочки тел), цвет (существует только в нашем представлении белый, черный,
красный, зеленый). Чувственное познание явл. низшей ступенью и знакомит нас
с окружающ. миром явлений. Л.: цель жизни - наслаждение прекрасным. Душа -
огненное соединение постигаемых разумом частиц.
25. Платон об "идеях", о материи и мире вещей.
П.(427-347) из Афин. Ученик Сократа. "Академия" в Афинах. После смерти
Сократа много путешествовал (12лет). Критикует Демокрита. Центральное
учение - учение об "идеях". Материальный мир ( кажущееся бытие), который
нас окружает и который мы познаем своими чувствами является лишь "тенью" и
произведен от мира идей (истинное бытие), т.е. матер. мир вторичен. Все
явления материального мира преходящи, возникают, гибнут и изменяются, идеи
являются неизменными и вечными. Поэтому идеи - единственный предмет
подлинного истинного познания. Чувственно воспринимаемые предметы -
подобие, тень, в кот. отражены идеи. Основоположник объективного идеализма.
Онтология: Чувственному миру как кажущемуся и нереальному противопоставляет
идеальный мир как реальный и действительный. Виды сущего (самостоятельны и
вечны):
- идеи (существует конечное число идей по числу существенно-сходных вещей и
явлений. Идеи можно систематизировать: идея кошки и идея собаки входят в
идею 4-ногих. Идеи дают общую, всегда пребывающую сущность вещей, это
форма, структура, эталон для вещей);
- материя (некоторый вид бесформеный, незримый, неуловимый. Она способна
принимать различные формы.
- -всякая вещь есть воплощение соотв. идеи в материю.
Материя - это нечто промежуточное между идеей и вещью) но идея и материя
безжизнены Тело космоса творится из материи. К моменту творения материя
уже существует в виде воды, воздуха, огня и земли. Тело космоса
шарообразно, в центре есть ось на которой покоится земля -геоцентрист.
Космос вращается вокруг Земли. Тело космоса находится внутри души космоса.
Душа творится раньше тела. Своей тождественной частью мировая душа
постигает идею, иной частью материю, а смесь тождественного и иного -вещь.
Время (движущееся подобно вечности) родилось из разума и мысли бога. Ум-
демиург творит низших богов из огня. Это шарообразные небесные тела
наделенные равномерным движением - планеты. Земля - старейший и
почтеннейший из богов, рожденных внутри неба - некая космическая религия.
Развитие мира определяется вечным конфликтом бытия и небытия.
26. Аристотель.
Аристотель (384-322) город Стаина на северо-западном побережье Эгейского
моря. Из семьи придворного врача. Был слушателем "Академии" Платона до
смерти основателя в теч. 20 лет. "Платон мне друг, но истина дороже.
Критиковал платонизм: сущность вещей в самих вещах, а не в идеях.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10