Странствует. В 50 лет возвращается в Афины. Открывает фил. школу ликей
(рядом с храмом Аполлона Ликейского). Стал учителем А.Македонского. После
смерти АЛ-дра обвинен в богохульстве. Покидает Афины. Создатель самой
обширной науч. системы из существ. в античности. Создал вместе со своими
учениками новое научн. напр., систематизир. науку, определил предмет и
методы отдельных наук."О философии", "Диалог о счастье", "О
небе","Политика", "Экономика", "Поэтика", "Риторика", "Метафизика". О
предмете фил.: если предметом физики явл. материальные сущности, то фил.
имеет право на самостоятельное существование, если в ней есть эл-ты
нематериальных причин, сверхчувств., неподвижные, вечные сущности. Это
наиболее божественная наука в 2 смыслах: 1.Владеть ею пристало скорее богу,
чем человеку. 2.Ее предметом являются божественные предметы. Поэтому А.
называет свою фил. теологией, учением о боге. Дал определение понятиям
сущего и сущности. Сейчас: Сущее- то, что существует, что можно наблюдать.
Сущность- то, что нельзя ощутить, а только понять как внутр. связи (Солн.
затм. - сущее, понимание его - сущность). Основа любого бытия - проматерия,
перводвиг. всего - бог. Материя то, из чего вещь возникла. Вещь существует
независимо от идеи, материя первична. Материя - сама по себе не
обозначается ни как определенное по существу, ни как определенное по
количеству, ни как обладающее каким-либо иным св-вом сущего. Такая материя
включает и проматерию из провеществ (вода, воздух, земля, огонь).
Познание: 1-чувств -овладение единичным 2-рацион-овлад. общим. Путь
познания; ощущ.->предст.-> опыт-> искусство->наука
Об об-ве и гос-ве: "политика". Человек - обществ. сущ-во. Рабовладение -
естественное состояние организации общества. С рождением каждому определено
быть или рвабом или рабовладельцем.
Общество свободных людей. 1. Очень богаты - противоественный способ
приобретения богатства - плохо. 2.Средний класс 3. Крайне бедные. Формы гос-
ва: хорошие (монархия, аристокр.), плохие (тирания, олигаргия, демокр.)
Задача- предотвращение чрезмерного накопления богатства.
27. Филон Александрийский
Посл. четв. 1 в. до н.э., Александрия - сер. 1в. н.э. Пытался олигорически
толковать Библию. Утверждал, что народное единство может быть достигнуто
единообразием толкования Моисеева з-на. Хотел сближения иудейской религ. и
греческой. Источником сближения могло стать пояснение смысла библии.
Попытки Филона целей не достигли, т.к между объект. идеал. и др. греч.
филос. существуют существ. расхождения. Понятие Б. - неопределимое, сущее
понятие. Между Б. и людьми сущ. целый ряд посредственных существ. 1-
первообразы (Плат. идеи) 2-ангелы 3 - демон, Исходил из двух принципов -
абс. трансцендентности бога и стоически-платонич. учения об идеях. Божество
Ф.А. - выше платоновских единого иблага и является истинно сущим, о к-ром
человеку известно только то, что оно существует, но не известно, каково
оно. В связи со стоическо-плтонич. концепц. эманации учил о логосе как
самом высоком и совершенном творении бога, благодаря которому бог творит
сначала существа более близкие к себе - ангелов, а потом мир вещей и
человека. Выдвинул теорию экстатического восхождения к богу.
28.Гностицизм.
Рел-фил теч., периода поздней ант-сти. Возник I в. в вост.части Рим.
империи.,как (вавилон+иран+египет+иудейскиеидр рел.-миф-ких представ. и
культов) + греч.фил + христ.идей. Гностицизм предшшествовал христианству.
Направления: 1 иуд., 2 - христИсходит из того, что можно рац. образом
объяснить религию. Гностики выступали под флагом защиты хр. религии
средствами рациональными. Они хотели рационализировать рел. Но рел. основ.
на вере, а фил - на разуме. Нельзя научиться верить в Б., вера приходит из
души. Гностики чувств., что то что говор. Иисус и пропагандир. церковь -
разные вещи.. Различают христ. и языческий Г. Пытается решить вопрос о
происхождении и значении в мире, почему сущ. зло, если бог добр и
справедлив.. Г. различают бога-творца и б-искупителя . Т.о. сущ-ет 2а
божества:б. как всеблагой искупитель и подчененный ему (враждебный) творец
мира. Сущ.черты Г. -1) мистика.Превращение Б. в человека-великое таинство
христ.учения.Познание Б. у Г. не рацианально, имеет сверхестественное
содержание; -2)ему присущи с од.стороны социально- интеллект. аристократизм
(не все люди способны к гноису (знанию)), и с др.-эгалитарные тенденции
единения людей в гносисе. Признают трехчастный состав человека (дух- душа-
тело). Конец IIв. церьковь ведет борьбу с Г. Причина - недоступный
большинству уровень суждений Г.:сложная интерпритация Библии открывала путь
к ереси.( Симон Маг, Валентин Гностик )
29. Теология Аврелия Августина
А.А.(354-420), род-ся в Алжире.. Выст. против еретиков и гностиков.
Начинает с гностицизма. Под влиянием епископа Ккарфагенского круто меняет
свои взгляды. Крещен в Риме, посвящен в сан, назначен епископом. Христ.
основа филос. Сделал Б. центром фил. мышления. Из принципа, что Б. первичен
вытекает его положение о превосходстве души над телом, воли и чувств над
разумом. Б. является наиважнейшим предметом познания, познание же
приходящих вещей бессмысленно для абсолютного познания. Душа не содержит в
себе ничего материального, имеет лишь функцию мышления воли, памяти. От
тела душа сотличается совершенством, близка к богу и бессмертн. Душа, а не
тело познает Б., тело же препятствует познанию. Философия Достижение
счастья - познание бога. Учение о троице:Б-отец -начало мудрости, Б-дух-
нечто между небом и землей.Но изначально Б. триедин. Б. не сотвор. зло, его
породили люди. Зло отсутствие добра. нужно во всем видеть добро. Бог -
высшее бытие, в нем - вечные идеи, он творец мира, мир неоднороден,
лестница существ. Жизнь общ-ва - б-ба 2-х царств, грешного и божественного.
Грешное воплощено в госуд. учреждениях. божественное - в общине
(объединение христиан). В общине собир. избранные, наделенные божьей
благодатью.
30. Средневековая схоластика и философия.
~12-14 в. - христианство обрело новое дыхание. Развивается европейская
наука. По Аристотелю была построена школьная наука. Черты: слияние ф-и с
богословием. Вполне сложившаяся схоластика - 11-12 вв. Поиск рац. док-ва
того, что провозглашает вера. Истина находится в откровении, но цель
философии этого периада - изложить и д-ть и д-ть эту истину посредством
разума Х-но: - школа, набор учебных дисциплин Во второй полов. 12в в Париже
было открыто несколькко ун-ов, в кот. преподавали две гр-пы дисциплин:
триниум (грамматика, диалектика, риторика). квадриум (геометрия, астрон. ,
муз). Для схол. на первых план выдвиг. логика. Реализм (идеалистический).-
Ф.Аквинский, Альберт: универсалии(слово с опред. значением) реально сущ-ют
как общие понятия, а вещи - то, что только сущ-ет и облад. сущностью,
реально не сущ-ют - это слепки с общих понятий (идей). Сначала идея вещи
(понятие), потом вещь. Есть некоторая среда, где сущ-ют эти понятия.
Номинализм - считают, что что разрешение проблемы (есть понятия, кот. не
отвеч. вещи: чернота, краснота, прямота...) возможно при связи с конкр.
вещами. Реально только единичное (те вещи, кот. нас окружают). Общие
понятия - лишь знаки, копии единично сущ-щих вещей. Отрицание реальности
общих понятий (слабое место: общие понятия: чел-к, животное,... - они сущ-
ют).
31. Альберт Великий. Фома Аквинский
АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ. (1193-1280) Нем. фил-ф, богослов, естествоиспытатель,
монах. Хорошее образ-е. Вступил в Доминиканский орден. Добился успехов
,чинов (кардинал). Много путешествовал. Преподава во многих- университетах.
Он владел всем знанием своего времени. Счит., что психол.,жизнь народа
завис. от геогр. услов. Опублик. 21 том неполн. собр. сочин. Излаг.
концепц. развит. челов. под влиян. 7 планет. Сущность и происхождение души.
Вводит понятия: растительн. душа (у растений, животн, челов.), животн. (у
животн., челов.) и разумн (у чел.). Разрабат. старую теологич. проблематику
взаимосвязи веры и разума. Считал,что истина постигается через откровение и
разум. Цель фил. в самом знании. Проблема "материя и форма" - говорит, что
материя нечто неопределенное,просто возможность для возникнов. определ.
вещей. Форма - нечто определенное - вещь. Материя без формы - некоторая
потенциальность, а вместе с формой - реальность. Ученик - Фома Аквинский.
Вместе с ним вел б-бу против передовых течений в схоластике, против
еретиков. Человек - микрокосм и может воздействовать на космос. Полагает,
что и религиозное, и научное знание имеют свои права. "Чел-к, кот. может
пожертвовать всем, может получить все". Пришел к выводу - форма и материя
могут развиваться только под воздействием некой силы - Бога. Фома Аквинский
- идеолог христианской теологии. (1226-1274)Ученик Альберта. За мягкость х-
ра получил прозвище доктор ангелиус. Трактат "Сумма теологии". "Сумма
против язычников". Задача - осмыслить то знание, что уже было накоплено.
Его инвересовала теология и фил-я. Проблема - как совместить веру и знание?
До какого уровня можно рационализировать теологию? Но познание не может
охватить все.Истины фил-и - умопостигаемы, истины теологии - познаются
через откровения (через веру). Пришел к выводу, что и теология и реигия
имеют право на сущ-ние, но теология выше. Знание помогает понять замысел
творца. Наука находится в услужении теологии. Ф-я и религия имеют ряд общих
положений: разум и вера. Единство материи и формы. Сущность и сущ-ние
совпадают, но только в Боге; во всех предметах природы только сущ-ние.
Доказывает существование бога. Бог должен сущ-ть потому что: 1) В мире
должен быть первоисточник; 2) перводвигатель. Познание- единство
чувственного и рационального. Человек имеет право на познание. Родившийся
человек ничего не знает. Альберта интер. мир природы, Фому - нравственный
мир, об-во (против соц. рав-ва, сословия - вечные) Идеальная форма гос-ва -
монархия Монарх в царстве как душа в теле.
32,33. Философско-гуманистические идеи эпохи Возрождения
Эпоха возраждения - культ. период развит. зап. и центр. Европы 14-16вв.
Связана с переходом к капиталист. отношениям от феодальных В 16в. в Италии
были все предпосылки к появлению новых производственных отношений. Сев.
Италия оказалась в центре торговых и морских путей, серьезные открытия
связаны с повышением производительности труда. Новые открытия были связаны
не только с приращением знаний, но и с прерощением богатства. Подобн.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10