процессы х-ны и для др. г-в, но в меньшей степени. "Возрождение"- связано с
тем, что делается попытка возрадить идеалы античного мира. У гумманистов
эпохи Возр. единств. объект изуч. -Человек, его бытие, через призму
деятельного подхода. Рассматривается сфера изучения человека. Идет попытка
уравнить бога и Человека. Одна из главных проблем - проблема осмысления
души и тела: попытка сближения человека с богом. Встают на путь преодаления
созерцательного характера познания. Рассуждение о месте человека в мире
одним из первых представителей эпохи возрождения является Данте Алигьери -
впервые в ярко выраженном виде выражает интерес к человеку. Человек
детерменирован одновеременно и богом и природой, сам ответственен за свое
благо. Раннее Возр. предст. взглядами Петрарки, Плифона, Фечина. Петрарка
счит. отцом гумманизма. Идеи любви, взаимного уважения, красоты, челов.
достоинства. Зачатки диалект. и гумманист. идей:- использование богатейшего
наследия античности- сильная гум. черта - право на счастье- интерес к
переживанию собств. "я" (не как бож. провидения)- интерес к проблемам
морали. Эстет., научное и моральное совершенствование чел-ка- гос-во должно
быть основано на высокой морали- отвергают культ авторитета идея независ-ти
собств. мышления. Плифона Мир материален, но материя - это есть и потенция
и субстанция вещей. Бог в своих деяниях свободен лишь относительно. Бог
немыслим вне мира и наоборот. Бог и мир сущ-ют только в связи др. с др. Чел-
к божественен по своей природе, жаждет уподобиться Богу. Пример для
подражания - закономерно развивающийся космос.
34. Пантеизм Н.Кузанского, Дж. Бруно.
Пантеизм (греч.) - всебожие. Пантеизм - фил. учение, max сближающее понятия
бог и природа. Две формы: -натуралистич. (стоики, Бруно) - одухотворение
природы, наделение бож. св-ми, растворение бога в природе -мистический
(Кузанский) -растворяет природу в боге. НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ (1401-1464) Род.
в Герм. г. Куза в семье зажиточного крестьянина. Центр. проблема его филос.
- соотн. бога и мира. Б - бесконечное единое начало и вместе с тем -
скрытая сущность всего. Ступени познания: 1)ощущения (смутные
представления); 2)рассудок (он может мыслить противоположности - идея о
том, что мир сост. и познается из (через) прот-ти. Способность мыслить
бесконечно - важн. св-во рассудка. Идея в том, что человек -высшее и
наиболее значительное бож. творение Осн. фил. идеи: 1) идея взаимосвязи
всех прир. явлений; 2) идея совпадения противоположностей; 3) учение о
бесконеч-ости Вселенной; 4) учение о чел-ке как микрокосме. Призывал к
веротерпимости. Один из первых повернул от чисто теологич. воззр. на мир к
натур.. воззрению. Мир бескон. Чел-к - бескон-е сущ-во, соединяет земное и
божеств. Идея пантеизма - идея, призванная утвердить прежде всего знание,
ущемить веру, показать возм-ти ч. разума. ДЖ. БРУНО(1567-1600) - род. под
Неаполем в семье бедного дворянина. Критика католиц. вынуждала его
путешествовать по Европе, т.к. за "Вселенная едина, бесконечна, не
рождается и не уничтожается, не может уменьшаться и увеличиваться, т.к. она
беспредельна. Вселенная несотворима, существует вечно, не может исчезнуть,
в ней происходит изменение и движение". Материя то, что содержит в себе все
формы. Она является источником действительности. Это вещь, из которой
происх. все естеств. вещи. Ей присуща возможность жизни и сознания. Природа
явл. одушевл., следовательно Б в ней нет места (отвергает идею Б, но не Б
вообще, Б наблюдает из вне и придает ей движение). Движение, прос-во и
время - св-во материи. Допускает существование неоткрытых планет. Мысль о
сущ-нии жизни за пределами Земли. Полит. взгляд близок к бурж. интеллег.:
преодаление феод. раздробленности, укреплене абсолютизма. Учение о монаде -
частице. Его трагедия закл. в том, что он переступил некую запрет-ую черту.
Истинная его вина - в том, что он отнял у чел-ка Землю, сделал ее обычным
простым телом, находящимся во Вселен-ой.
35. Эмпирическая философия. Френсис Бекон Томас Гобс
Ново время. Ф.Б.(1561-1624) Основатель матер-ма и эксперим. науки нового
времени. Из семьи лорда хранителя печати. Избран в парламент. Обвинен во
взяточничестве, помилован, вернулся на гос. службу. "Новый органон" -
сборник статей по логике. Эмпиризм - не только наблюдение, но и опыт.
Родоначальник материализма: основа всего сущего - материя
(многокачественная, наделенная ощутительной деятельностью). Цель знания -
способность науки увеличивать власть человека над природой. Резко выступал
против схоластики. Наука должна быть рацион. переработкой фактов опыта.
Исключительное значение наук. Создал свою классификацию на основе памяти,
воображения, разума. Учение о 2 истинах: теологической и филосовской, их
предметы различны. Признает только науки, построенные на эксперементе и
опыте. Новые знания о природе можно получить лишь исследуя ее саму.
Преграда на пути к истинному познанию - теория идолов:
- идол рода (приписывание чел. своих свойств природе вещей, которые он
изучает); - идол пещеры (ошибки, связанные с субьективным взглядом чел., с
его эмоциями); -идол площади (ошибки, связанные с общественным мнением); -
идол театра (внекритическое усвоение ложного мнения, спекуляции в науке,
существование авторитетов, влияние традиции). Учение о 4 принципах,
связанных с наукой - материя, форма, движущая причина, чель. В связи с тем,
что был сторонником эмпирического знания, выработал 3 таблицы учета
наблюдении: 1.Таблица позитивных инстанций: обзор всех известных случаев в
обл. изучаемого процесса. 2.Таблица негативных инстанций. 3.Сравнение +
вывод о том, что преволирует. Две части души - чувственная и разумная.
Общество: описал утопическое общество на острове Новая Атлантида
(идеализированное об-во, под руководством философов, без воровства, но
остались классы). Заслуга Б. в развитии фил. закл. в том, что он 1)
восстан. матер. традиции и произвел переоценку фил. учений прошлого,
возвысил ранний греч. матер-м. и вскрыл заблуждения идеализма 2) выработ.
собств. матер. понимание природы, положив в основу взгляд на материю как
сов-ть частиц, а на природу - как на сов-ть тел, наделенных разными кач-
ми.Т.Гоббс (1588 - 1679) - в семье священника, Оксфорд, гувернер в
аристократической семье. "Левиофан", "Трактат о чел. природе", "О теле", "О
чел.", "О гражданине".
Гносеология = эмпирическое Бэкона + рациональное Декарта. Истина: познание,
опирающееся на веру не может дать действительной истины.Материальное тело
первично, у мат. тела существуют атрибуты: движение, покой, цвет, но это
следствие мех. различия вещей. Об-во: основа общества - договор. Признает
монархию. Войны естественное состояние общества. Этика: стоит за
нравственные природные черты человека. Зло предмет отвращения, благо -
предмет стремлений чел. Благо и зло относительны. Геометрию прозглашает
главной наукой. Мир - подвержен з-нам мех. движения. Вера в бога - плод
воображения. Опыт дает только единичные знания.
36. Философия рационализма. Рене Декарт.
Рационализм отрицает опытное происхождение достоверного знания. Оно может
быть получено только благодаря уму и понятиям, присущим уму от рождения
(вроджд. идеи Декарта).
Рэне Декарт (1596-1650)- из франц. дворян. Преследование со стороны религ.
деятелей. "Правила для руководства разумом" - изложил методологию научного
познания. "Рассуждения о методах", "Метафизические размышления", "Начала
философии". Разработал классическую геометрию, теорию света, гипотезу об
условном рефлексе. Относительность движения и покоя, з-н сохр. к-ва
движения при ударе двух тел. Задача знания - господство над силами природы,
усоверш. природы ч., Создание новых техн. ср-в. Развивал теорию о врожд.
идеях (бог, дух, телесная субстанция) - идеалист. подход. Но в общем оказал
влияние нга матер. методы. Говорит о тесной связи фил. и естествознания.
Эта связь привела его к деизму и дуализму. Дуализм: мир состоит из мыслящей
и телесной субстанций, равновесие между ними поддерживает Бог. Он их
сотворил, он вечен, всемогущ, источник блага и истины. Деизм: дальнейшее
развитие природы идет по своим законам. Мыслящей субстанцией занимается
философия, телесной - естествознание. Гносеология: рационалист: т.к. для
философии выше мышление, все чувственное должно подчиняться разуму.-
сомневайся во всем: 1.Не принимать никогда любую вещь за истину
(сомнения).2.Каждый из вопросов исследования надо разделить на части
(расчленение).3.Все идеи располагать в последовательности
(последовательности).4.Совершать полные расчеты и обзоры (полнота).Декарту
неприемлима чувственная очевидность как основа познания.
38. Сенсуализм Джона Локка.
(1632-1704) Из чиновников. Учился в Оксфорде. Гонения со стороны
королевской власти, эмиграция. Сенсуалист - признает чувственное познание.
Материалист: существует мир материальных обьектов в движении, в
пространстве, во времени. Сознание - продукт материи. Учение о двух классах
качества всех материальных тел: - первичные, не зависят от человека
(пространство, масса, движение); - вторичные, те что даны нам в ощущение,
может они и ложны (цвет, форма, тяжесть, вкус, звук, ...); Гносеология.
"Опыт чел. разума". Отвергает учен. Декарта о врожденных идеях. Идеи
возникают в следствие действия внешних вещей на органы чувств или в
следствие внимания направленного на состояние и деятельность души.
Продолжил эмпиризм Бэкона. Все знания из опыта, а опыт складывается из
ощущений. Познание Знание: 1-беспорное - продукт мышления; 2-
правдоподобное, на основе непоср. внешнего опыта. Чтобы начать исследов.
разнообр. проблем, необх. сначала изучить способности нашего собственного
познания. т.е. что оно может достичь, каковы его границы, каким образом оно
получает знания о внешнем мире. Происхождение и характер познавательной
деятельности: 1.Нет врожденных идей, все знание рождается в опыте. 2.Душа
при рождении - чистая бумага. 3.Нет ничего в интелекте, чего бы не было
прежде в чувственном познании. Чтобы стать знанием материалы идей должны
быть переработаны деятельностью рассудка сост. в сравнениии, сочетании и
отвлечений. Об-во: за очень ограниченную конституционную монархию. Тезис:
состояние равенсттва, в котором вся власть и правомощность взаимны - это
действует естественное право чел., тогда можно исключить войны. Этика:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10