формальным, если его пытаются навязать всем. Каждый индивид ставит перед
собой задачи, сам распоряж. как себя вести. В основе всей этики лежит
понятие долга. Сторонник принципа "око за око". Эстетика: "Кр.способности
суждений". Понятие прекрасного. Оно нам нравится независ. от наших занятий.
Общество: Верховная власть народа (народный суверинитет), но он стоит за
верховную власть монарха, лишь бы он явл. нравств. чистым, цельным чел-ком.
47. Кант об антиномиях познания познания. !!!Агностицизм Канта.
Антиномия (противоречие в законе) - противоречие м-ду двумя сужден., кажд.
из кот. явл. в равн. степ. обоснованным. Фил. смысл понят. антиномия
преобрет у Канта: ант. необходимо возник. в человеч. разуме при попытке
осмыслить мир как единое целое. По Канту неизбежн. противореч. рожд. в
нашем уме вследствие того, что понятие абсолютного, бесконечного,
приложимое только к миру вещей в себе (тезис), применяется к миру опыта,
где где присутствует только приходящее, конечное и обусловленное
(антитезис). Кант сформулировал 4 антиномии, которые касаются
фундаментальных фил. проблем.
1. Мир имеет начало во времени и ограничен в пр-ве. - Мир не имеет… и
бесконечен в пр-ве.
2. Всякая сложная субстанция состоин из простых частей. - Ни одна ваещь не
состоит из простых частей, и вообще в мире нет ничего простого.
3. Причинность по законам природы недостаночна для объяснения всех явлений.
Существ. спонтанная причинность. - Нет никакой свободы, все совершается в
мире по зак-нам природы.
4. К миру принадлежит безусловно необходимая сущность как его причина .-
Нет никакой абсолютно необходимой сущности, ни в мире ни вне мира - как его
причины.
Деалект. противоречия, возник. в челов. разуме - естеств. и неизбежная
иллюзия, проистекающая из его субьъективного, сверхопытного понимания.
Обнаружение и разрешение антиномий есть один из механизмов решения
диалект. противоречий познав. процесса.
48.Гегель о философии, диалектики и катигориях познания.
Философия: трансцендентную (изуч. субъект); натурфилософ. (изуч. философ)
Г. разраб. диалектич. метод и противопоставил его логике Аристотеля. Стоял
за единство логики, гнос-гии и диалек-ки. Осн. закон его фил-и: закон
противоречий. Бытие - ничто и нечто. Общее и единичное. Тезис - антитезис.
Бессмысленно познавать что-либо, кроме противоречий, ибо они есть источник
развития. Оперирует 4 категориями: тождества, различия, противоположность,
противоречие. Тождественность вещи самой себе - только видимость (допуще-
ие), при более глубоком рассмотрении это тождество ведет к появлению
различия в самом себе. Внутри вещи происходит процесс раздвоения единого на
противоп-ти. Осознание против-тей приводят к противоречию, разрешение
противоречия ведет к появлению нечто нового, кот. проходит те же стадии. В
отличие от Маркс. диалектики, против-ти Гегеля примеряются в синтезе, а у
Маркса - должны разрешаться. Вся его фил-я предст. тоже противоп-ть:
системы объект. идеаизма и диалектич. метода. Потому что метод предполаг.
развитие, а с-ма признает завершенность: все сводится к абс. идее. Закон
единства и б-бы против-тей: у Гегеля есть и понятие тождества, и различие,
противоп-ти и противоречия.
49. Философскаяская система Гегеля.
Дал философии язык науки - определенность и конкретность понятий. Философия
Г. – система объект. идеализма. Исходит из трех элементов: логическая
идея,природа,дух. Логическая идея в процессе развертывания проходит любые
стадии и категории, то вселяясь в природу - соединение логич. идеи и
материи. Природа в своем развитии порождает массу вещей и человека, в кот.
порождается дух, кот. развив-ся, развившись, становиться абсолютным духом.
кот. призван постичь абсол. идею. Дух достигает своего аппогея в искус-ве,
религии и философии. Через философию человек способен постичь абсолютный
дух. В основе всего лежит идея. Работы: "Наука логики", "Энцикопедия фил.
наук". С Гегеля начинается эпоха становления и распростр-я филос. языка,
кот. мы пользуемся сейчас - те категории, понятия ... Исходит при
построении картины мира из того, что: в мире господствует некот. закон,
логич. порядок. Идея первична, материя вторична. Познание начинается с
простейших понятий, с бытия.
3 стадии духа:
- субъективный (самопознание, разум отдельного ч-ка)
- объективный (сознание общества)
- абсолютный (абс. идея) - основа всего бытия.
Бог произвел абс.дух и от него идет развитие. Абс. дух сущ-ет, когда еще
ничего не было. Потом он отчуждает от себя природу, затем чел-к и общ-во.
Учение о бытии. Бытие проходит 3 стадии: тезис, антитезис, синтез. Учение о
сущности (признает познание сущности). Категории: сущность, сущ-ние, закон,
возможность, действие и т.д. Рассм. их как постижимые, познаваемые. Учение
о понятии. Понятие - начало всякой жизни. Гл. понтяие - абс. идея как
субстанция. 3 категории развития понятия: всеобщее, особенное, единичное.
Стремился к подчинению механики, физики, органики своей фил-ской с-ме.
Считал, что естеств. науки вторичны по отнош-ю к его фил-и. Абс. идея
отчуждает чел-ка. Отделяет мораль от нрав-ти. Нрав-ть - поведение в семье.
50. Материалистическая философия Л. Фейербаха.
Феербах с т.зр. филос. воззрений прошел сложный путь: назал с Гегельянства
(Гегель - его учитель), но быстро его преодалел и перешел на позиции
материализма. Исходным пунктом философии Ф. была критика идеалистического
понимания Гегелем человеческой сущности, сведение ее к самосознанию.
Заслугой Ф является подчеркивание связи идеализма с религией. Критикует
идеалистический характер гегелевской диалектики. Ф. просто отбросил
философию Гегеля и поэтому не увидел его дстижения - диалектики. Основное
содержание и смысл философии - отстаивание материализма. Характерная
особенность мат-ма Ф. - антропологизм, явившийся следствием исторических
условий предреволюционной Германии. Антропологизм Ф. проявляется в
выдвижении на первый план проблемы сущности человека. В теории познания Ф.:
эмпириcn и сенсуалист, выступал против агностицизма. Он пытался
характеризовать объект в связи с деятельностью субъекта, высказал догадки
об общественной природе человеческого познания и сознания и т.д. В
понимании истории еще целиком: идеализма. Работа: "К критике фил. Гегеля."
51. Теория отчуждения и комунизма в философии К.Маркса.
Центр. проблема - сущность и природа отчуждения. Осмы. взаимосвязи между
частной собств., корыстолюбием, отделением друг от друга труда, капитала и
земельн. собств., м-ду стоимостью человека и его обесцениванием. Труд
рабочего закрепляется в некотором предмете, т.е. происходит опредмечивание
труда. Происходит отчуждение рабочего от продукта своего труда. Труд
рабочего становиться противостоящей ему самостоятельной силой, выступающей
против него как сила враждебная и чуждая. Отчужденный труд - причина
частной собственности, возникновения зар. платы. Маркс предполагал ответить
по меньшей мере на три принципиальных вопроса: Что такое частная
собственность? Почему она должна быть уничтожена? В чем состоит уничтожение
частной собственности? И вся его научная работа была подчинена этой цели.
Истор. отчужд. М. - каждый способ производства обуславливает процесс жизни
вообще и форму отчужд. Отчуждение зародилось в архаич. об-ве: человек слит
с природой. Первобытный способ производства - система достаточно
определенных кровно- родственных связей. Возникает личная собственность на
орудия труда, люди обособлены в некоторых бытовых отношениях. Основное
производственное отношение здесь - личная собственность (фактор отчуждения.
). Капитал способен воспроизводить самого себя. Поэтому капитал есть высшая
форма отчуждения.
Сущн. коммунизма. Коммунизмом предполагает преодаление отчуждения в борьбе
по устранению бурж. частн. соб-ти. М. обнаружил, что коммунизмом не
исчерпывается вся последующая история чел. об-ва. Непонимание существа
употребленных М и Э понятий : целью Октябрьской революции в России стало
как раз уничтожение частной собственности как таковой, к чему ни Маркс, ни
Энгельс пролетариев никогда не призывал. Соб-ть остается частной, изменится
лишь общ. х-р соб-ти, т.е. она перестанет быть бурж. Принцип-но меняется и
сод. труда: "В бурж. об. живой труд есть лишь средство увеличивать
накопленный труд. В ком-ком об. накопленный труд - это лишь ср-во
расширять, обогащать, облегчать жизн. пр-сс рабочих". Вероятнее всего, что
уничт. бурж. част. соб., начавшееся в 1917, началось не в России и не в
указ. году, а несколько позже и в самом капиталистическом мире. Путь
рассредоточения исходно капитала, в руках все большего числа соб-ков через
акции, совм. предпр. и т.п. Наиб. перед. страны мира сегодня переживают 1
этап становл. ком-ма в марк. поним.
52. Материалистическое понимании истори в учении Маркса.
Положения учения М. об общ.-эк. формации были сформ в "Предисловии к
"Критике политической экономии ". В общ. пр-ве люди вступают в пр-ные
отношения, которые соотв-ют опред. ступени развития их материальных
производительных сил. Совокупность этих пр. отношений составляет экономич.
структуру об-ва, реальный базис, на котором возвышается юридич. и политич.
надстройка и кот-му соотв. опред. формы общ. сознания. Не сознание людей
определяет их бытие, а, наоборот, их общ. бытие определяет их сознание. На
известной ступени своего развития материальные пр. силы об-ва приходят в
противоречие с сущ-ми пр. отношениями- эпоха социальной рев-ции. Способ пр-
ва - единство опред. способа совместной д-ти и соотв. ему формы общения.
Способ д-ти есть совокупность особенных форм д-ти, объединяемых формой
общения в качестве с-мы пр. отношений. Форма общения - осн. пр. отнош.
данного сп. производства. Развитие форм д-ти диалектично, противоречиво.
Здесь обнаруживается и способ самодеятельности человека, в которой
реализуется его родовая сущность. Определяющую роль играют средства пр-ва
и, в частности, орудия труда. Общ. бытие - все матер., эк. процессы,
происход. в общ-ве, связанные способом пр-ва, к-рый сам предст. единство
производ. сил и производит. отношений. Общ. сознание - совок-ть всех форм
коллект. сознания (правовое, политич., морал., религ., искусство, фил-я,
наука). Способы пр-ва (античный, феод.,рабовл.,бурж.).
54.Распространение и развитие философских идей марксизма в России.
ПЛЕХАНОВ и его "группа освобождения труда" поставили своГй задачей
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10