перевести на русск. язык главные произведения М.и Э. для распростр-я их в
России. Плеханов создал ряд своих филос. работ, к-рые не развивали, а
пропагандировали, разъясняли Марксистскую теорию. Плеханов отстаивает
взгляды: 1. Материализм - филос. учение, против-ное идеализму. 2. Матер.
понимание истории: те же понятия общ. бытия, общ. сознания, базис,
надстройка, пр. силы,.... 3. Наиб. острая проблема: роль личности в
истории. Борется с 2-мя фронтами: субъективистами-народниками и с
фатализмом либе- ралов (чел-к не волен в своих действиях). Ставит ?: - кого
след. считать выдающейся л-тью? - при каких обстоятельствах она
выдвигается? - какую она может сыграль роль в истории? - берет в кач.
примера конкр. полит. деятелей (Наполеона). Л-ть по Плеханову не может по
своему произволу передвигать часы истории, она только накладывает отпечаток
на ход истории. Россия явл. специфич. гос-вом, под европейские мерки не
м.б. подведена. Стремился показать, что доктрина Маркса не м.б. при-енена
здесь так, как в Европе. Гл. неприязнь его к Ленину: Ленин слишком упрощал
преобразование России. Пытался увидеть развитие общ-ва в его объективных
формах, независимых от воли и побуждений отдельных лиц, Н-ти такую форму
орг-ции общ-ва (партию)
58. Философские идеи Г. И. Челпанова И. Я. Франко.
Челпанов утв., что современное научно-философское мировоззрение лишь по
недоразумению называется материалистическим. Причину популярности мат-ма он
видит в его простоте и в непонимании многими философами ф. как науки, у
которой есть предмет и которую необходимо изучать. "Нельзя обсуждать
философские вопросы, если мы их не изучали". М-ду физ. и миром псих.
существ. очень глубокое различие: к первым никакие категории
пространственного протяжения неприемлимы, а к явлениям и вещам
материального мира категории протяженности приемлимы. Аргументы: тепло и
свет, только наши ощущения, но не явления физические. Физические и
психические процессы проходят параллельно. Цвет, звук, пространство и время
составляет лишь содержание нашего ощущения.
Франко стал одним из организаторов рев.-дем. партии, симпатизировал
социалистам. Исследовал проблемы добра и зла, смысла жизни, личности и
коллектива. Наука в историческом процессе видит определенные закон-ти, а не
капризы и прихоти отдельных истор. деятелей. Возникн. письма стало
основанием и главным усл. для регистрации и накопления фактов в науках.
Появ. группы людей, профес. занимающихся научными иссл-ми. Ф. отметил, что
с конца 15 в. начинается эпоха культ. переворотов: изобретены порох,
книгопечатанье, открыта Америка, морские пути в Индию. Книги стали
доступными и небогатым людям, поэтому в интелектуальную работу включались
новые люди. Наука- познание законов и сил природы, появляющихся
повсеместно. Народы тогда смогут достичь счастья и свободы, когда все будут
учеными работниками. Наука: 1)физич-кие или естеств. науки 2) науки о самом
чел., т.е. антропологические науки.Высшей наукой Ф счит. этику. Франко
трезво и взвешенно смотрел на проблему нац. освобождения, обретения нац.
самостоятельности.
59. Философские идеи А. Новицкого!!! и В. Лесевича.
Лесевич - философ-позитивист. Филос. науки. Понятие возникает лишь как
приспособление представлений к особянностям мыслящего субъекта. Понятия в
действительности не имеют соотв. им явлений. Знания кот. в совок. явл.
предпос. создания понятий. Т. обр., вся пирамида чел. знания, начинаясь от
представлений и завершаясь филос., есть нечто целостное. Наше стремление
обобщить факты приводит к произвольным построениям, которым ничто в
действит. не соответствует. Отсюда и уверенность Л. в отсутствии
объективных законов. Ведь то, что мы наз. з-ном, есть следствие обработки
фактов и возникновения на их основе представлений. З-ны следуют из фактов и
представлений. Значит не может быть неизменных з-нов. Познание субъективно.
Оно зависит от индивида, от псих., эмоц. сост. субъекта в момент восприятия
и т.п. Поэтому мы не вправе утверждать, что мир именно таков, каким мы его
себе представляем; но представляя себе мир, мы можем представить его не
иначе, как таким. Не считал фил. отдельной наукой, от всех наук она
отличается только функцией объединения знаний.
60. Философские идеи cлавянофилол в Росси 19 века.
Славянофилы представители политич. и идеалистич. философского течения рус.
общ. мысли 19 в. С. полагали, что Россия имеет особый самобытный путь
исторического развития, отличный от европ. стран. В противоположность им –
Западники. С. интересовала славянская религия Православие,
противопоставляли ее католицизму. Либералы, не революционеры. Три лозунга
для России: - православие; - самодержавие; - народность (общинная жизнь).
Кириевский И. В. - Моск. Ун-т., Берлинский Ун-т. Издавал ж. "Европеец",
когда запретили - "Москвитянин". Его фил. сочетает в себе религиозность,
мистицизм, патриотизм. Гносиолозия: 2 формы познания: - отвлеченно-
рациональная (господств. в Зап. Евр., критикует ее); - живая (характерна
для России, связана с православной религией). Об-во. опред. религией.
Одобряет не сопротивление злу, осутствие классового расслоения ,
миролюбивая политика.
Хомяков А. С. сдал экстерном экзамены в Мос. ун-т на степень кандидата
матем. наук. Онтология: мир явлений возникает из свободы воли, волящего
разума бога. История: истор. чел-ва должна рассматриваться из - восточная:
теизм (1 бог), почитание духовного начала в провосл. христ. религии. одного
начала, на основе той или иной религ. теории. 2 формы религии: - кушинская
западная: магия, натурализм, пантеизм, поклонение вещам, язычество(воплощ.
в католицизме) - иранская Гносиология: рационалист(мир познается синтезом
всех духовных сил человека, не от разума, а от веры). Соц.-полит.
воззрения: сторонник феодального социализма (идеализированный общинный
строй, отмена крепостного права). Пролетаризация отрицательное явление.
61.Философские идеи западников в Росси 19 в.
Западники представители политич. и идеалистич. философского течения рус.
общ. мысли 19 в. З-и: у Рос. нет особого пути развития, она должна идти по
пути истор. разв. стран Зап. Европы. Славянофилы - в противоположность им
З.: за отмену креп. права. В 50-60-ых годах Тургенев, Гончаров. Чаадаев
выступали против самодержавия, крепостничества. Стремятся познать историю
Р., не довольны отставанием Р. от Зап. Разрешает проблему физического и
духовного миров; они существуют параллельно, созданы Богом. Достижения зап.-
евр. цивилизации связывают с католицизмом, кот. объединил народы Зап. Евр.
Рав-во м-ду матер. и дух. явлениями. Признают атомную теорию. Материальная
природа - это постоянная работа атомов. Атомы воспроизводят мат. природу,
идеи - духовную. Пути познания физ. и дух. миров различны, т.к. физ. мир -
мир конечных вещей, а в дух. мире проявляется бесконечность и свобода. В
нравственном законе чел. полностью свободен. Любовь к Родине, свободная Р.,
отмена креп-ва. Герцен следуя Фейербаху становится последовательным
материалистом. Идея: тесной связи ф. с естествознанием. Принцип единства
бытия и мышления. Критикует агноцистизм: наше познание безгранично.
Чувственное познание - природный предшественник мысли; истиное знание -
союз опыта и обощения. Отказ от креп-ва мирным путем, но когда это
произошло встали проблемы: крестьяне не получили землю, выкупные платежи.
осознал необход. революции.
62. Философские идеи Н.Ф.Федорова и В.И. Вернадского.
Вернадский В.И. (1863-1945) - рус. учен., работавший на стыке геологических
и биологических наук и наук об атомах. Внес большой вклад в развитие
многообр. филос. и проблем естествознания. Труды В. обогатили научн.
мировоззрен. рядом диалектич. выводов и положений, сыграли значит. роль в
становлен. совр. научн. картины мира. В центре его исследов. - многообр.
филос. и методологич пробл.: многообразие состояний материи, структура и
свойства времени, логика опытных и наблюдательных наук, соотношение
эмпирического и теоретического в научн. познан., строение науки и общие
закономерности ее развит., взаимодействие естествознан. и филос., этика
научн. творч-ва, закономерности перех. биосф. в ноосф.(ноосф. - новое
эволюц. сост. биосф., связанное с возникнов. и существ. в ней человеч. общ-
ва). Биосф. закономерно перех. в ноосф. поскольку познавая з-ны прир. и
развив. техн. челов. придает ей черты новой, более высокой
организованности. При этом человечество становится новой мощной силой,
сравнимой по своему воздействию на природу с геологич. процессами. В понят.
ноосф. подчеркив. необходимость разумной организации взаимодейст. общ-ва и
природы. Зарождаясь на планете, ноосф. имеет тенденц. к постоянному
расшир., превращ., т.о., в особый структурн. элемент космоса.
63.Религиозно-идеалистическая философия В.С. Соловьева и Н.А.Бердяева.
Магистерская диссертация "Кризис западной фил." Докторская диссертация
"Критика отвлеченных начал". Основное дело жизни - создание христианской
православной религии. Учение о всеединстве мира: - есть всеединое начало
всего сущего - бог. - это всеединое начало всей проявляемой
действительности. - духовная действительность не зависит от нашего
сознания. Дает определение философии - фил. познание есть заведомо действие
личного разума. Субъектом философии есть единичное "я" как познающее.
Гносиология. Истина заключается в том что она есть, т.е. что она не может
быть сведена к акту нашего ощущения, ни к акту мышления, она независима от
того ощущаем ли мы ее, мыслим ли мы ее. Истина - абсолютная ценность, она в
единстве с богом. Истиное знание является результатом эмпирического,
рационального, мистического познания в их взаимосвязи.Учение о природе
чел.: в человеке существует 2 начала: производящее(то что создал сам
человек), произведенное(созданное богом). Бердяев был членом религиозно-
фил. об-ва памяти Соловьева. Считают одним из основоположников российского
религ. экзистенционализма. Существует вечная человечность в божестве и
божество в человеке. Суть человека исковеркана тем, что он отвернулся от
Бога, и один от другого. Не признавал философию объективной, общезначимой,
научной. Фил. - личное восприятие мира (как и у Соловьева). Философия -
раскрытие общего в конкретном. Мир не бессмысленен, он лишь находится в
бессмысленном состоянии. Главная фил. идея - идея свободы. Три вида
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10