на единовременное обслуживание всех отдыхающих. Производственные помещения
столовой расположены на 1 этаже. На 1 этаже имеются два входа для персонала
и для загрузки продуктов. Кинозал расположен в клубе, рассчитан на 508
посадочных мест. В лечебном корпусе санатория имеются: ванное отделение;
подводный душ массаж; гидропатия;
Стоматологическое отделение; физиотерапевтический кабинет; клиническая
лаборатория; кабинет ЭГДФС; кабинет функциональных методов исследования
(ЭКГ, РЭГ, РВГ),кабинеты врачей консультантов (дерматолога, офтальмолога,
проктолога, гинеколога, отоларинголога, уролога, невропатолога);кабинет
фитоаэроионизации;кабинет психотерапии;зал ЛФК расположен в спальном
корпусе № 1;кишечный кабинет;кабинеты ручного массажа расположены в
спальном корпусе № 4;ингаляторий.На каждом этаже спальных корпусов имеются
кабинеты врача.
В санатории оказывается широкий спектр бытовых услуг , для этого
имеется: : сапожная мастерская, междугородные телефоны - автоматы,
библиотека, киноконцертный зал, местный радиоузел, сауна, косметический
кабинет, бильярдная ,дискотека, бар, камера хранения, швейная мастерская,
продуктовый и промтоварный магазины, киоск печатной продукции, киоск
продажи сувениров, 2 кафетерия, кассы продажи авиа- и железнодорожных
билетов, организовано экскурсионной обслуживание.
Площадь территории санатория - 7,3 га., что позволяет иметь большую
протяженность терренкурных дорожек , организовать детские и спортивные
площадки.
Средний возраст работающих в санатории составляет - 38 лет. Более 70
процентов работников имеют общий стаж работы свыше 20 лет. Среднесписочная
численность работников за 2001 год составила 245 человек.
Укомплектованность персонала составляет.
- врачами 95,4 %;
- средним медперсоналом 95 %;
- обслуживающим персоналом 67,8 %.
Квалификация персонала:
- врачи высшей и первой квалификационной категории составляют 60 %;
- врачи второй квалификационной категории составляют 10,5 %;
- средний медперсонал аттестован на 72,2 %.
100 % врачей имеют сертификат специалиста.
Имеют квалификационную категорию 20 медицинских сестер, что составляет 83
% от сестринского состава
2.2.. ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ САНАТОРИЯ
В таблице 2.2.1. представлены основные результаты деятельности
санатория за прошедший год, в которые включены ряд показателей, отражающих
экономическую, хозяйственную, медицинскую и социальную деятельность. Как
видно из данных таблицы 2.2.1. основные индикаторы демонстрируют , что
экономико-организационная деятельность санатория в 2001 году была довольно
успешной. Перевыполнен план по загрузке санатория на 13,8 %, по
результатам работы получена прибыль в размере 44 87 тыс.рублей.В бюджеты
всех уровней перечислено более 6 млнн рублей, из которых 909 тыс. рублей в
местный (муниципальный). Более 500 тыс. рублей затрачено на приобретение
оборудования, главным образом бытового, что улучшило быт отдыхающих и их
сервисное обслуживание.В то же время можно отметить, что при общей коечной
емкости 507 мест, использовалось в течение года в среднем 380 мест. Такие
данные получены в связи с тем, что в зимний период загрузка санатория
снижалась до 55-60 %, в летние и осенние месяцы иногда превышала 100
%.Таким образом среднегодовой коэффициент загрузки санатория составил 74,
9 %, что выше среднегодового по курорту, который в 2001 году составил 64, 5
%.
Табл.2.2.1.
Результаты хозяйственной, экономической и организационной деятельности
санатория за 12 месяцев 2001 года
|1 |Остаточная стоимость основных средств учреждения, тыс|32308 |
| |руб | |
|2 |Списочная численность работающих(чел )всего |245 |
|3 |Общая коечная емкость учреждения по плану (мест) |507 |
|4 |Используемая коечная емкость учреждения(нест) |380 |
|5 |План заезда за год(чел) |5143 |
|6 |Фактически пролечено человек |5852 |
|7 |Процент выполнения плана заезда(человек) |113,8 |
|8 |Фактически проведено койко/дней |107339 |
|9 |Фактическая сумма полученных доходов или |45237,8 |
| |финансирования всего тыс руб | |
|10 |В т ч фактическая сумма доходов от основной |41058,9 |
| |деятельности учреждения тыс руб | |
|11 |Фактическая сумма расходов всего тыс руб |40700,4 |
|12 |В т ч фактическая сумма расходов от основной |38471,3 |
| |деятельности учреждения тыс руб | |
|13 |Прибыль или убыток по состоянию тыс руб |4487,О |
|14 |Налоговые отчисления за 2001 год вкл. подоходный |6070,2 |
| |налог в т ч | |
|15 |федеральный бюджет |903,0 |
|16 |краевой бюджет |4257,7 |
|17 |муниципальный (местный) бюджет |909,5 |
|18 |Средняя фактическая себестоимость 1 койко/дня в руб |358,0 |
| |(лечение, проживание питание) | |
|19 |Средняя заработная плата (руб) |1504,0 |
|20 |Удельный вес фонда заработной платы в себестоимости %|10 % |
|21 |Выручка от платныхмедицинских услуг тыс руб |537,7 |
|22 |Выручка от платных бытовых услуг тыс руб |26,6 |
|23 |Затраты на приобретение оборудования,(тыс руб)* |564,0 |
|24 |Количество вновь введенных медицинских методик* |3 |
|25 |Затраты на рекламу (тыс руб) |175,8 |
2.3.Реализационно-ценовая стратегия .
В общей сумме доходов, полученных санаторием, основная доля приходится
на доходы, полученные от основной деятельности – реализации путевок- 91 %,
доходы от платных медицинских и бытовых услуг составили - 1,2 % , остальная
часть выручки приходится на прочую реализацию – продажу основных средств,
стройматериалов, плату за аренду помещений, .Средняя фактическая
себестоимость одного койко-дня достаточно низкая, в сравнении с другими
санаториями системы профсоюзов- она составила всего 358 рублей . На
снижение себестоимости повлияло большое количество детей, пролеченных в
прошедшем периоде, около 26 %.Стоимость детской путевки на 20 % ниже, чем
стоимость взрослой. В течение года администрацией санатория изыскивались
резервы для увеличения доходов: благодаря заключению дополнительных
договоров на путевки план обслуживания перевыполнен; в связи с гибкой
системой ценообразования и увеличением спроса на путевки увеличена средняя
продажная стоимость путевки на 15 руб. 39 коп., что принесло дополнительный
доход 1662 тыс. руб.; эффективно использовались временно свободные денежные
средства, полученные путем предоплаты - доход от размещения денежных
средств на депозитных счетах составил 593 тыс. руб.; в межсезонный период
были привлечены для проведения конференций предприятия, что дополнительно
позволило получить доходы по платным услугам 1831 тыс. руб. Кроме того,
путем установления жестких норм и нормативов, усилением контроля за
расходованием средств, снижалась себестоимость койко/дня без ухудшения
качества обслуживания больных.
Стоимость путевки составляла – обычный 1-2-х местный номер 8500 рублей
для фондов социального страхования, в свободной реализации для предприятий
и физических лиц до 12500 рублей.стоимость 1-но местного полулюкса
составила 14000 тыс.рублей, люкса 16000 тыс.рублей за 24 дня проживания, 3-
х комнатный 2-х местный люкс стоил до 25000 тыс.рублей.
Такая ценовая политика была оправданной как показывают результата
года, так как эти цены достаточно «средние» по курорту в целом.Они ниже
цен таких санаториев как «Родник», «Им.С.М.Кирова», «Зори Ставрополья», но
выше цен санаториев «Ласточка», «Ленинские скалы», «Дон», «Тарханы».
Услуги, предоставляемые санаторием «им.М.Ю.Лермонтова» превосходят
вышеназванные по степени комфортности и качеству, то есть увеличение
стоимости обоснованно. По сравнению с санаториями «Ленинские скалы» и
«Ласточка» увеличение цен еще более оправдано, так как расположение
санатория гораздо выгоднее по сравнению с ними. Можно сделать вывод, что
санаторий кроме затратного метода определения стоимости на путевки активно
применяет метод ценового коридора. Более детальное знакомство с
деятельность планово-экономического отдела показало, что также широко
используется метод «целевой прибыли», особенно при планировании продаж
пакетами, тендерных продажах . В санатории постоянно ведется учет динамики
постоянных и переменных издержек, сведения обо всех изменениях оперативно
доводятся до всех заинтересованных лиц : руководства санатория, сотрудников
отдела реализации, диллеров. Каждый, кто связан с реализацией, ежемесячно
получает информацию о состоянии издержек (переменных и постоянных) и о
пределах снижения цены. Такая информация позволяет ориентироваться
продавцам, чтобы получить преимущество в конкурентной борьбе, которая
сейчас очень жесткая на рынке санаторно-курортных услуг. Но самостоятельно
диллер как правило решения не принимает, поскольку окончательно
установленная цена зависит от объема планируемых продаж, эта информация
имеется только у руководства отдела реализации. Для достижения
оперативности, руководство санатория за счет средств предприятия обеспечило
сотрудников сотовой связью, что позволяет диллерам связываться с отделом
реализации в любое время суток и из любой точки страны. Окончательное добро
на установление цены дает заместитель директора санатория по экономическим
вопросам, который непосредственно занимается анализом издержек. Такая
система продаж дает возможность обеспечивать загрузку санатория в среднем
по году на 80-84 %., хотя она не лишена недостатков.
Основная масса реализованных путевок- 70-60 % приходится на реализацию
Фондам социального страхования, 15-20 % продается по прямым договорам с
предприятиями, и незначительная доля – около 10-12 % приходится на
реализацию физическим лицам непосредственно через кассу санатория. По
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25