Финансовая устойчивость предприятия: оценка и управление

3) дебиторская задолженность по векселям полученным;

4) дебиторская задолженность по расчетам с бюджетом;

5) дебиторская задолженность по расчетам с персоналом;

6) прочие виды дебиторской задолженности.

Среди перечисленных видов наибольший объем дебиторской задолженности

предприятий приходится на задолженность покупателей за отгруженную

продукцию (первые три вида дебиторской задолженности). В общей сумме

дебиторской задолженности на расчете с покупателями приходится 80-90%.

Поэтому управление дебиторской задолженностью на предприятии связанно в

первую очередь с оптимизацией размера и обеспечения инкассации

задолженности покупателей по расчетам за реализованную продукцию.

В целях эффективного управления этой дебиторской задолженностью на

предприятиях должна разрабатываться и осуществляться особая финансовая

политика по управлению дебиторской задолженностью (или его кредитная

политика по отношению к покупателям продукции).

Политика управления дебиторской задолженностью представляет собой

часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой

политики предприятия, направленной на расширение объема реализации

продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и

обеспечении своевременной ее инкассации.

Формирование политики управления дебиторской задолженностью

предприятия (или его кредитной политики по отношению к покупателям

продукции) осуществляется по следующим основным этапам (см. рис.5). [9,

с.141]

Управление дебиторской задолженности предполагает контроль и анализ

уровня дебиторской задолженности. Контроль включает в себя такие процедуры

как ранжирование дебиторской задолженности по срокам, контроль за

безнадежными долгами (для создания резервов) и т.п.

Этапы формирования политики управления дебиторской задолженностью

1. Анализ дебиторской задолженности предприятия в предшествующем

периоде

2. Формирование принципов кредитной политики по отношению к

покупателям продукции

3. Определение возможности суммы финансовых средств,

инвестируемых в дебиторскую задолженность по товарному

(коммерческому) и потребительскому кредиту

4. Формирование системы кредитных условий

5. Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация

условия предоставления кредита

6. Формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности

7. Обеспечение использования на предприятии современных форм

рефинансирования дебиторской задолженности

8. Построение эффективных систем контроля за движением и

своевременной инкассацией дебиторской задолженности

Рис.5. Основные этапы формирования политики управления дебиторской

задолженностью предприятия

Качество дебиторской задолженности определяется тем, насколько быстро

она обращается в деньги. При оценки качества дебиторской задолженности

разумно считать показатели риска (надежности), к которым можно отнести:

1) оборачиваемость дебиторской задолженности (отношение доходов к

средней дебиторской задолженности по счетам);

2) период погашения дебиторской задолженности (360 делится на

оборачиваемость);

3) омертвление текущих активов в дебиторской задолженности (отношение

дебиторской задолженности к сумме текущих активов);

4) доля авансированного капитала (отношение дебиторской задолженности

к валюте баланса);

5) доля сомнительной задолженности (отношение сомнительной

задолженности к дебиторской задолженности). К сомнительной

дебиторской задолженности относят безнадежные долги и потери от

хищений и порчи товарно-материальных ценностей.

Для уменьшения риска дебиторской задолженности необходимо обратить

внимание на управление счетами дебиторов. Управлять счетами дебиторов нужно

для того, чтобы увеличить размер прибыли и уменьшить риск. В связи с этим

управляющие предприятием должны принимать конкретные меры:

6) определить срок просроченных остатков на счетах дебиторов,

сравнивания их с нормами в отрасли и с прошлым;

7) пересматривать сумму кредита, исходя из оценки финансового

положения клиентов;

8) когда возникают проблемы с получением денег, получать залог на

сумму, не меньшую, чем сумма на счете дебитора;

9) продавать счета дебиторов, если при этом получается экономия;

10) избегать дебиторов с высоким риском. [10, с. 11-12]

3.3. УПРАВЛЕНИЕ ЗАЕМНЫМ КАПИТАЛОМ

Заемный капитал, используемый предприятием, характеризует в

совокупности объем его финансовых обязательств (общую сумму долга). [9,

с.289]

Одна из главных задач финансового менеджмента – максимизация

рентабельности собственного капитала при заданном уровне финансового риска

– реализуется различными методами. Одним из основных механизмов реализации

этой задачи является «финансовый леверидж».

Финансовый леверидж характеризует использование предприятием заемных

средств, которое влияет на изменение коэффициента рентабельности

собственного капитала. Иными словами, финансовый леверидж представляет

собой объективный фактор, возникающий с появлением заемных средств в объеме

используемого предприятием капитала, позволяющий ему получить

дополнительную прибыль на собственный капитал.

Показатель, отражающий уровень дополнительно генерируемой прибыли

собственным капиталом при различной доле использования заемных средств,

называется эффектом финансового левериджа. Он рассчитывается по следующей

формуле:

ЭВЛ = (1 – С НП) . (КВРА – ПК) . (ЗК/СК),

(24)

где ЭФЛ – эффект финансового левериджа, заключающийся в приросте

коэффициента рентабельности собственного капитала, проц.;

С НП – ставка налога на прибыль, выраженная десятичной дробью;

КВРА – коэффициент валовой рентабельности активов (отношение

валовой прибыли к средней стоимости активов), проц.;

ПК – средний размер процентов за кредит, уплачиваемый

предприятием за использование заемного капитала, проц.;

ЗК – средняя сумма используемого предприятием заемного

капитала;

СК – средняя сумма собственного капитала предприятия.

Этот способ открывает перед нами широкие возможности по определению

безопасного объема заемных средств, расчету допустимых условий

кредитования. [1, с.155]

Рассматривая приведенную формулу расчета эффекта финансового

левереджа, можно выделить в ней три основные составляющие:

1) налоговый корректор финансового левериджа (1 – С НП), который

показывает в какой степени проявляется эффект финансового левериджа в

связи с различным уровнем налогообложения прибыли;

2) дифференциал финансового левериджа (КВРА – ПК), который характеризует

разницу между коэффициентом валовой рентабельности активов и средним

размером процента за кредит;

3) коэффициент финансового левериджа (ЗК/СК), который характеризует

сумму заемного капитала, используемого предприятием, в расчете на

единицу собственного капитала.

Выделение этих составляющих позволяет целенаправленно управлять

эффектом финансового левериджа в процессе финансовой деятельности

предприятия.

Налоговый корректор финансового левериджа практически не зависит от

деятельности предприятия, так как ставка налога на прибыль устанавливается

законодательно. Вместе с тем, в процессе управления финансовым левериджем

дифференцированный налоговый корректор может быть использован в следующих

случаях:

1) если по различным выдам деятельности предприятия установлены

дифференцированные ставки налогообложения прибыли;

2) если по отдельным видам деятельности предприятие использует налоговые

льготы по прибыли;

3) если отдельные дочерние фирмы предприятия осуществляют свою

деятельность в свободных экономических зонах своей страны, где

действует льготный режим налогообложения прибыли;

4) если отдельные дочерние фирмы предприятия осуществляют свою

деятельность в государствах с более низким уровнем налогообложения

прибыли.

В этих случаях, воздействую на отраслевую или региональную структуру

производства (а соответственно и на состав прибыли по уровню её

налогообложения), можно снизив среднюю ставку налогообложения прибыли

повысить воздействие налогового корректора финансового левериджа на его

эффект (при прочих равных условиях).

Дифференциал финансового левериджа является главным условием,

формирующим положительный эффект финансового левериджа. Этот эффект

проявляется только в том случае, если уровень валовой прибыли, генерируемой

активами предприятия, превышает средний размер процента за используемый

кредит (включающий не только его прямую ставку, но и другие удельные

расходы по его привлечению, страхованию и обслуживанию), то есть

дифференциал финансового левериджа является положительной величиной. Чем

выше положительной значение дифференциала финансового левериджа, тем выше

при прочих равных условиях будет его эффект.

В связи с высокой динамичностью этого показателя он требует

постоянного мониторинга в процесс управления эффектом финансового

левериджа. Этот динамизм обусловлен действием ряда факторов.

Прежде всего, в период ухудшения конъюнктуры финансового рынка (в

первую очередь, сокращения объема предложения на нем свободного капитала)

стоимость заемных средств может резко возрасти, превысив уровень валовой

прибыли, генерируемой активами предприятия.

Кроме того, снижение финансовой устойчивости предприятия в процессе

повышения доли используемого заемного капитала приводит к увеличению риска

его банкротства, что вынуждает кредиторов увеличивать уровень ставки

процента за кредит с учетом включения в неё премии за дополнительный

финансовый риск. При определенном уровне этого риска (а соответственно и

уровне общей ставки процента за кредит) дифференциал финансового левериджа

может быть сведен к нулю (при котором использование заемного капитала не

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты