Финансовая устойчивость предприятия: оценка и управление

предприятия, а также путей и способов их решения.

В соответствии с Приказом № 118 целью разработки финансовой политики

предприятия является построение эффективной системы управления финансами,

направленной на достижение стратегических и тактических целей его

деятельности. Известно, что в сегодняшних условиях для большинства

предприятий характерна реактивная форма управления финансами, то есть

принятие управленческих решений как реакции на текущие проблемы, или так

называемое «латание дыр». Одной из задач реформы предприятия является

переход к управлению финансами на основе анализа финансово-экономического

состояния с учетом постановки стратегических целей деятельности

организации. Результаты деятельности любого предприятия интересуют как

внешних рыночных агентов (в первую очередь, инвесторов, кредиторов,

акционеров, потребителей), так и внутренних (руководителей предприятия,

работников административно-управленческих структурных подразделений). [23,

с.39]

Залогом выживаемости и основной стабильности положения предприятия

служит его устойчивость. На устойчивость предприятия оказывают влияния

различные факторы:

1) положение предприятия на товарном рынке;

2) выпуск пользующейся спросом продукции;

3) его потенциал в деловом сотрудничестве;

4) степень зависимости то внешних кредиторов и инвесторов;

5) наличие неплатежеспособных дебиторов.

Высшей формой устойчивости предприятия является его способность

развиваться в условиях нестабильной внутренней и внешней среды. Для этого

предприятие должно обладать гибкой структурой финансовых ресурсов и при

необходимости иметь возможность привлекать заемные средства, то есть быть

кредитоспособным. Большое влияние на финансовую устойчивость, также,

оказывают средства, дополнительно мобилизованные на рынке ссудных

капиталов. Чем больше денежных средств может привлечь предприятие, тем выше

его финансовые возможности, однако возрастает и финансовый риск – способно

ли будет предприятие своевременно расплатиться со своими кредиторами.

Различаются три принципиальных типа кредитной политики предприятия по

отношению к покупателям продукции – консервативный, умеренный и

агрессивный.

Консервативный (или жесткий) тип кредитной политики предприятия

направлен на минимизацию кредитного риска. Такая минимизация

рассматривается как приоритетная цель в осуществлении его кредитной

деятельности. Осуществляя этот тип кредитной политики, предприятие не

стремится к получению высокой дополнительной прибыли за счет расширения

объема реализации продукции. Механизмом реализации политики такого типа

является существенное сокращение круга покупателей продукции в кредит за

счет групп повышенного риска; минимизация сроков предоставления кредита и

его размера; ужесточение условий предоставления кредита и повышение его

стоимости; использование жестких процедур инкассации дебиторской

задолженности.

Умеренный тип кредитной политики предприятия характеризует типичные

условия ее осуществления в соответствии с принятой коммерческой и

финансовой практикой и ориентируется на средний уровень кредитного риска

при продаже продукции с отсрочкой платежа.

Агрессивный (или мягкий) тип кредитной политики предприятия

приоритетной целью кредитной деятельности ставит максимизацию

дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации продукции в

кредит, не считаясь с высоким уровнем кредитного риска, который

сопровождает эти операции. Механизмом реализации политики такого типа

является распространение кредита на более рискованные группы покупателей

продукции; увеличение периода предоставления кредита и его размера;

снижение стоимости кредита до минимально допустимых размеров;

предоставление покупателям возможности пролонгирования кредита.

Определяя тип кредитной политики, следует иметь в виду, что жесткий

(консервативный) её вариант отрицательно влияет на рост объема операционной

деятельности предприятия и формирование устойчивых коммерческих связей, в

то время как мягкий (агрессивный) её вариант может вызвать чрезмерное

отвлечение финансовых средств, снизить уровень платежеспособности

предприятия, вызвать впоследствии значительные расходы по взысканию долгов,

а в конечном итоге снизить рентабельность оборотных активов и используемого

капитала. [9, с.145-146]

3.2. УПРАВЛЕНИЕ ОБОРОТНЫМ КАПИТАЛОМ

Управление оборотными активами составляет наиболее обширную часть

операций финансового менеджмента. Это связано с большим количеством

элементов их внутреннего материально-вещественного и финансового состава,

требующих индивидуализации управления; высокой динамикой трансформации их

видов; высокой ролью в обеспечении платежеспособности, рентабельности и

других целевых результатов финансовой деятельности предприятия. [9, с.116]

Оборотный капитал (оборотные средства) – это активы предприятия,

возобновляемые с определенной регулярностью для обеспечения текущей

деятельности, вложения в которые как минимум однократно оборачиваются в

течение года или одного производственного цикла. В отличие от западных

стран в России для отнесения того или иного актива к оборотным используется

ещё один критерий – стоимостная оценка. Оборотные активы представлены в

балансе отдельным разделом. [17, с.509]

Оборотные средства и политика в отношении управления этими активами

важны, прежде всего, с позиции обеспечения непрерывности и эффективности

текущей деятельности предприятия. Поскольку во многих случаях изменение

величины оборотных активов сопровождается и изменением краткосрочных

пассивов, оба эти объекта учета рассматриваются, как правило, совместно в

рамках политики управления чистым оборотным капиталом. [17, с.510]

Целенаправленное управление оборотными активами предприятия определяет

необходимость предварительной классификации. С позиции финансового

менеджмента эта классификация оборотных активов строится по следующим

основным признакам.

1) По характеру финансовых источников формирования выделяют валовые,

чистые и собственные оборотные активы.

Валовые оборотные активы (или оборотные средства в целом)

характеризуют общий их объем, сформированный за счет как собственного, так

и заемного капитала. В составе баланса предприятия они отражаются как

сумма второго и третьего разделов его актива (см. прил. 1).

Чистые оборотные активы (или чистый рабочий капитал) характеризует ту

часть их объема, которая сформирована за счет собственного и долгосрочного

заемного капитала.

Сумму чистых оборотных активов рассчитывают по следующей формуле:

ЧОА = ОА – КФО ,

(20)

где ЧОА – сумма чистых оборотных активов предприятия;

ОА – сумма валовых оборотных активов предприятия;

КФО – краткосрочные текущие финансовые обязательства

предприятия. [9, с. 118]

Управление чистым оборотным капиталом подразумевает оптимизацию его

величины, структуры и значений его компонентов. Что касается общей величины

чистого оборотного капитала, то обычно разумный рост её рассматривается,

как положительная тенденция; однако могут быть и исключения, например,

рост за счет увеличения безнадежных дебиторов вряд ли удовлетворит

финансового менеджера. [17, с. 510]

Собственные оборотные активы (или собственные оборотные средства)

характеризуют ту их часть, которая сформирована за счет собственного

капитала предприятия.

Сумму собственных оборотных активов предприятия рассчитывают по

формуле:

СОА = ОА – ДЗК – КФО,

(21)

где СОА – сумма собственных оборотных активов предприятия;

ДЗК – долгосрочный заемный капитал, инвестированный в

оборотные активы предприятия.

Если предприятие не использует долгосрочный заемный капитал для

финансирования оборотных средств, то суммы собственных и чистых оборотных

совпадают [17, с. 118].

2) Виды оборотных активов. По этому признаку они классифицируются в

практике финансового менеджмента следующем образом:

Запасы сырья, материалов и полуфабрикатов. Этот вид оборотных активов

характеризует объем входящих материальных их потоков в форме запасов,

обеспечивающих производственную деятельность предприятия.

Запасы готовой продукции. Этот вид оборотных активов характеризует

текущий объем выходящих материальных их потоков в форме запасов

произведенной продукции, предназначенной к реализации. В практике

финансового менеджмента к этому виду оборотных активов добавляют обычно

объем незавершенного производства (с оценкой коэффициента его

незавершенности по отдельным видам продукции в целом). При значительном

объеме и продолжительности цикла незавершенного производства его выделяют в

процессе финансового менеджмента в отдельный вид оборотных активов. [9,

с.118]

Одной из основных составляющих оборотного капитала являются

производственные запасы предприятия. Так как предприятие вкладывает свои

средства в образование запасов, то издержки хранения запасов связаны не

только со складскими расходами, но и с риском порчи и устаревания товаров,

а также с вмененной стоимостью капитала, то есть с нормой прибыли, которая

могла быть получена в результате других инвестиционных возможностей с

эквивалентной степенью риска. Большинство предприятий допускает, что

образование запасов имеет такую же степень риска, что и типичные для

данного предприятия капитальные вложения, и поэтому при расчете издержек

хранения используют среднюю вмененную стоимость капитала предприятия. [17,

с.510-511]

Экономический и организационно-производственный результаты от хранения

определенного вида оборотных активов в том или ином объеме носят

специфический для данного вида актива характер. Например, большой запас

готовой продукции (связанный с предполагаемым объемом продаж) сокращает

возможность образования дефицита продукции при неожиданно высоком спросе.

Подобным образом достаточно большой запас сырья и материалов спасает

предприятие в случае неожиданной нехватки соответствующих запасов от

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты