Финансовая устойчивость предприятия: оценка и управление

управленческих и инвестиционных решений, определению направлений возможных

вложений капитала и оценке их целесообразности. [14, с.3-4]

Финансовый анализ является существенным элементом финансового

менеджмента и аудита. Практически все пользователи финансовых отчетов

предприятия применяют методы финансового анализа для принятия решений.

Он основан на расчете абсолютных и относительных показателей,

характеризующих различные аспекты деятельности предприятия и его финансовое

положение. Однако главное при проведении финансового анализа не расчет

показателей, а умение трактовать полученные результаты.

Собственники анализируют финансовые отчеты с целью повышения

доходности капитала, обеспечения стабильности положения фирмы. Кредиторы и

инвесторы анализируют финансовые отчеты, чтобы минимизировать свои риски по

займам и вкладам. Качество принимаемых решений в значительной степени

зависит от качества их аналитического обоснования. [41, с.7]

Таким образом, основной целью финансового анализа является получение

небольшого числа ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих

объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его

прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с

дебиторами и кредиторами. При этом аналитика и управляющего (менеджера)

может интересовать как текущее финансовое состояние предприятия, так и

прогноз на ближайшую или отдаленную перспективу, то есть ожидаемые

параметры финансового состояния. [41, с.8]

Цели анализа достигаются в результате решения определенного

взаимосвязанного набора аналитических задач. Аналитическая задача

представляет собой конкретизацию целей анализа с учетом организационных,

информационных, технических и методических возможностей проведения этого

анализа. Основными факторами являются объем и качество исходной информации.

При этом надо иметь в виду, что периодическая финансовая отчетность

предприятия – это лишь «сырая» информация, подготовленная в ходе выполнения

на предприятии учетных процедур.

Чтобы принимать управленческие решения в области производства, сбыта,

финансов, инвестиций и нововведений, руководству нужна постоянная

осведомленность по соответствующим вопросам, возможная лишь в результате

отбора, анализа, оценки и концентрации исходной «сырой» информации.

Финансовый анализ является прерогативой высшего звена управленческих

структур предприятия, способных влиять на формирование финансовых ресурсов

и на потоки денежных средств. Эффективность или неэффективность частных

управленческих решений, связанных с определением цены продукта, размера

партии закупок сырья или поставок продукции, заменой оборудования или

технологии, должна пройти оценку с точки зрения общего успеха фирмы,

характера её экономического роста и роста общей финансовой эффективности.

[41, с.10]

Отметим, что неудачи с использованием финансовых коэффициентов для

целей принятия экономических решений объясняются в значительной степени

именно тем, что начинающие аналитики привлекают для анализа несопоставимые

с точки зрения методологии бухгалтерского учета данные и делают затем на их

основе неадекватные выводы.

Второе условие, вытекающее из первого, – владение методами

финансового анализа. При этом качественные суждения при решении финансовых

вопросов важны не менее чем количественные результаты. К таким качественным

суждениям следует отнести в первую очередь общую оценку ситуации и стоящих

проблем, которые будут определять как использование тех или иных

конкретных методов финансового анализа, так и интерпретацию его

результатов, степень необходимой точности которых также зависит от

конкретной ситуации и целей анализа. Для обеспечения качественных суждений

необходима оценка надежности имеющейся информации, также степени

неопределенности и риска. [14, с.6]

Третье условие – это наличие программы действий, связанной с

определением конкретных целей выполнения аналитических работ. Например,

итоговый анализ коэффициентов ликвидности по данным отчетности, проводимый

для целей составления пояснительной записки, будет отличаться от

углубленного анализа платежеспособности, имеющего своей целью

прогнозирование будущих денежных потоков.

Четвертое условие определяется пониманием ограничений, присущих

применяемым аналитическим инструментам, и их влияния на достоверность

результатов финансового анализа. Так, ключевым моментом для процесса

принятия решений о целесообразности новых инвестиций является определение

стоимости капитала.

Теория и практика финансового анализа располагает разнообразным

набором способов расчета данного критерия оценки инвестиций, различающихся

как методическими подходами к определению стоимости отдельных составляющих

капитала, так и информационной базой. Профессионализм аналитика состоит в

том, чтобы, владея различными методами определения стоимости капитала,

понимая проблемы использования того или иного методического подхода,

обосновать выбор приемлемого способа с учетом стоящих целей анализа и

имеющейся информации.

Затратность процесса финансового анализа и требование соизмерения

затрат и результатов определяют пятое условие, касающееся минимизации

трудозатрат и выполнение аналитических работ при достижении

удовлетворительной точности результатов расчетов.

Шестым обязательным условием эффективного финансового анализа является

заинтересованность в его результатах руководства предприятия. Как

справедливо отмечается в Методических рекомендациях по реформе предприятий

(организаций), утвержденных приказом Министерства экономики Российской

Федерации от 1 октября 1997 г. № 118 (далее по тексту – Приказ № 118),

качество финансового анализа зависит от компетентности лица, принимающего

управленческое решение в области финансовой политики. В том же документе

подчеркивается, что одной из задач реформы предприятия является переход к

управлению финансами на основе анализа финансово-экономического состояния с

учетом постановки стратегических целей деятельности предприятия. [14, с.7]

В современных условиях перед руководством предприятия встает задача не

столько овладеть самими методами финансового анализа (для выполнения

профессионального анализа необходимы соответствующим образом подготовленные

кадры), сколько использования результатов анализа.

Стремясь решить конкретные вопросы и получить квалифицированную оценку

финансового положения, руководители предприятий всё чаще начинают прибегать

к помощи финансового анализа. При этом они, как правило, уже не

довольствуются констатацией величины показателей отчетности, а рассчитывают

получить конкретное заключение о достаточности платежных средств,

нормальных соотношениях собственного и заемного капитала, скорости оборота

капитала и причинах её изменения, типах финансирования тех или иных видов

деятельности. [14, с.8]

Результаты финансового анализа позволяют выявить уязвимые места,

требующие особого внимания. Нередко оказывается достаточным обнаружить эти

места, чтобы разработать мероприятия по их ликвидации. [14, с.10]

Всё это лишний раз свидетельствует о том, что финансовый анализ в

современных условиях становится элементом управления.

1.1. ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ КАК ОДИН ИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНКИ

ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ

Финансовая сторона деятельности предприятия является одним из

основных критериев его конкурентного статуса. На базе финансовой оценки

делаются выводы об инвестиционной привлекательности того или иного вида

деятельности и определяется кредитоспособность предприятия.

Перед финансовыми службами предприятия ставятся задачи по оценки

финансового состояния и разработке мер по повышению финансовой

устойчивости. [13, с.3]

Финансовое состояние в общих чертах обусловлено степенью выполнения

финансового плана и мерой пополнения собственных средств за счет прибыли и

других источников, если они предусмотрены планом, а также скоростью оборота

производственных фондов и особенно оборотных средств. Таким образом, хорошо

организованное финансовое планирование, базирующееся на анализе финансовой

деятельности, служит залогом хорошего финансового состояния.

Финансовой состояние – важнейшая характеристика экономической

деятельности предприятия. Оно определяет конкурентоспособность предприятия,

его потенциал в деловом сотрудничестве, является оценкой степени

гарантированности экономических интересов самого предприятия и его

партнеров по финансовым и другим отношениям.

Устойчивое финансовое состояние формируется в процессе всей

производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Определение его на

ту или иную дату отвечает на вопрос, насколько правильно предприятие

управляло финансовыми ресурсами в течение отчетного периода. Однако

партнеров и акционеров интересует не процесс, а результат, то есть сами

показатели и оценки финансового состояния, которые можно определить на базе

данных официальной публичной отчетности. [33, с.44-45]

В настоящее время разработано и используется множество методик оценки

финансового состояния предприятия, таких как методика Шеремета А.Д.,

Ковалева В.В., Донцовой Л.В., Никифоровой Н.А., Стояновой Е.С., Артеменко

В.Г., Белендира М.В. и другие. И отличие между ними заключается в подходах,

способах, критериях и условиях проведения анализа. Однако для отрасли

связи, по мнению автора, наиболее близко подходит методика Шеремета А.Д. и

Сайфулина Р.С., а также Ковалева В.В. на эту методику и делается упор в

дипломной работе.

Используемая методика предназначена для обеспечения управления

финансовым состоянием предприятия и оценки финансовой устойчивости в

условиях рыночной экономики.

Одна из важнейших характеристик финансового состояния предприятия –

стабильность его деятельности в свете долгосрочной перспективы. Она связана

со структурой баланса предприятия, степенью его зависимости от кредиторов и

инвесторов. Но степень зависимости от кредиторов оценивается не только

соотношением заемных и собственных источников средств. Это более

многогранное понятие, включающее оценку и собственного капитала, и состава

оборотных и внеоборотных активов, и наличие или отсутствие убытков и т.д.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты