Финансовый менеджмент в системе управления денежными потоками на транспортном предприятии

Приоритетность той или иной цели по-разному объясняется в рамках

существующих теорий организации бизнеса.

Наиболее распространенным является утверждение, что предприятие должно

работать таким образом, чтобы обеспечить максимальный доход. Обычно это

ассоциируется с рентабельной работой, ростом прибыли и снижением расходов.

В рамках традиционной неоклассической экономической модели

предполагается, что любая фирма существует для того, чтобы максимизировать

прибыль (обычно подразумевается, что речь идет о прибыли с позиции не

разового, но долгосрочного ее получения). В идеале, когда предполагается

равнодоступность информации, наличие опытного руководства и другие, достичь

такого максимума невозможно, а суммарный маржинальный доход равен нулю.

Поэтому применяется понятие «нормальной» прибыли, т.е. прибыли,

устраивающей владельцев данного бизнеса. Действительно, прибыльность

различных видов производств может существенно различаться, что не вызывает

тем не менее стремления всех бизнесменов одновременно сменить свой бизнес

на более прибыльный. В основе такого подхода лежит и весьма

распространенная система ценообразования на производимую продукцию —

«себестоимость плюс некая устраивающая производителя надбавка».

Другие исследователи выдвигают предположение, что в основе

деятельности фирм и их руководства лежит стремление к наращиванию объемов

производства и сбыта. Обосновывается это тем, что многие менеджеры

олицетворяют свое положение (заработная плата, статус, положение в

обществе) с размерами фирмы в большей степени, нежели с ее прибыльностью.

Любому предприятию в той или иной степени присущ разрыв между функцией

владения и функцией управления и контроля. Данная проблема усугубляется по

мере усложнения форм организации бизнеса. В свою очередь, это привело, к

возникновению ряда управленческих теорий.

Наибольшее распространение в последние годы получила «Теория

максимизации богатства акционеров». Разрабатывая эту теорию, исходили из

предпосылки, что ни один из существующих критериев — прибыль,

рентабельность, объем производства и т.д. — не может рассматриваться в

качестве обобщающего критерия эффективности принимаемых решений финансового

характера. Такой критерий должен:

а) базироваться на прогнозировании доходов владельцев предприятия;

б) быть обоснованным, ясным и точным;

в) быть приемлемым для всех аспектов процесса принятия управленческих

решений, включая поиск источников средств, собственно инвестирование,

распределение доходов (дивидендов).

Считается, что этим условиям в большей степени отвечает критерий

максимизации собственного капитала, т.е. рыночной стоимости обыкновенных

акций фирмы. С позиции инвесторов в основе этого подхода лежит предпосылка,

что повышение достатка владельцев фирмы заключается не столько в росте

текущих прибылей, сколько в повышении рыночной цены их собственности. Таким

образом, любое финансовое решение, обеспечивающее в перспективе рост

стоимости акций, должно приниматься владельцами и/или управленческим

персоналом.

В случае неприменимости критерия максимизации рыночной стоимости фирмы

рекомендуется использовать абсолютные и относительные показатели прибыли и

рентабельности.

С практической позиции финансы представляют собой один из важнейших

рычагов, с помощью которого осуществляется воздействие на экономику

хозяйствующего субъекта. Это воздействие осуществляется посредством

финансового механизма, представляющего собой систему организации,

регулирования и планирования финансовых отношений, способов формирования и

использования финансовых ресурсов. В состав финансового механизма входят:

• финансовые инструменты;

• финансовые приемы, методы и модели;

• обеспечивающие подсистемы (правовая, нормативная,

информационная, техническое и программное).

В условиях рыночной экономики большинство компаний в той или иной степени

связано с рынком капитала. Крупные компании и организации выступают там и в

роли кредиторов, и в роли инвесторов, участие мелких фирм чаще всего

ограничивается решением краткосрочных задач инвестиционного характера. В

любом случае принятие решений и выбор поведения на рынке капитала, равно

как и активность операций, тесно связаны с концепцией эффективности рынка.

Объем сделок по покупке или продаже ценных бумаг зависит от того, насколько

точно текущие цены соответствуют внутренним стоимостям. Цена зависит от

многих факторов, в том числе и от информации. Насколько быстро информация

отражается на ценах и характеризуется уровнем эффективности рынка.

2 МЕТОДИКА АНАЛИЗА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ предприятия

В научной и учебно-методической литературе принято выделять два вида

анализа: внутренний и внешний. С определенной долей условности можно

сформулировать основные различия между ними (Рисунок 2), хотя на практике

эти два вида аналитической работы нередко пересекаются.

Успешность анализа определяется различными факторами. С известной

долей условности можно рекомендовать пять основных принципов, которые

целесообразно иметь в виду, приступая к анализу. Во-первых, необходимо

составить достаточно четкую программу анализа, включая проработку макетов

аналитических таблиц, алгоритмов расчета основных показателей и требуемых

для их расчета и сравнительной оценки источников информационного и

нормативного обеспечения. Во-вторых, схема анализа должна быть построена по

принципу «от общего к частному». В-третьих, любые «всплески», т.е.

отклонения от нормативных или плановых значений показателей, даже если они

имеют позитивный характер, должны тщательно анализироваться. В-четвертых,

обоснованность используемой совокупности критериев, которая включает

качественные и количественные оценки, однако ее основу обычно составляют

исчисляемые показатели, имеющие понятную интерпретацию и, по возможности,

некоторые ориентиры (пределы, нормативы, тенденции). В-пятых, выполняя

анализ, необходимо помнить, что наибольшую ценность представляет выявление

тенденций и закономерностей.

Рисунок 2. Виды анализа

Детализация методики анализа финансово-хозяйственной деятельности

зависит от поставленных целей, а также различных факторов информационного,

временного, методического, кадрового и технического обеспечения. Логика

аналитической работы предполагает ее организацию в виде двухмодульной

структуры:

. экспресс-анализ финансово-хозяйственной деятельности;

. углубленный анализ финансово-хозяйственной деятельности.

Целью экспресс-анализа является оперативная и упрощенная оценка

финансового благополучия и динамики развития хозяйствующего субъекта. В

процессе анализа можно предложить расчет различных показателей и дополнить

его методами, основанными на опыте и квалификации специалиста.

Экспресс-анализ целесообразно выполнять в три этапа: подготовительный

этап, предварительный обзор бухгалтерской отчетности, экономическое чтение

и анализ отчетности.

Цель первого этапа — принять решение о целесообразности анализа

финансовой отчетности и убедиться в ее готовности к чтению.

Первая задача решается путем ознакомления с аудиторским заключением.

Существует два основных типа аудиторских заключений с условными названиями

стандартное и нестандартное. Первое представляет собой подготовленный в

достаточно унифицированном и кратком изложении документ, содержащий

положительную оценку аудитора (аудиторской фирмы) о достоверности

представленных в отчетности (отчете) сведений об имущественном и финансовом

состоянии компании, а также соответствии принципов формирования и

составления отчетности действующим нормативным документам. При наличии

стандартного аудиторского заключения можно не делать дополнительных

аналитических процедур с целью определения финансовой состоятельности

компании.

Нестандартное аудиторское заключение обычно более объемно и, как

правило, содержит некоторую дополнительную информацию, которая может быть

полезной пользователям отчетности или рассматривается аудитором как

целесообразная к опубликованию исходя из принятой технологии аудиторской

проверки. Нестандартное аудиторское заключение может содержать либо

безоговорочную положительную оценку представленной отчетности и финансового

положения, подтверждаемого ею, либо положительную оценку, но с оговорками.

Причинами нестандартного аудиторского заключения могут быть:

использование мнения другой аудиторской фирмы (например, в случае

аудирования отчетности самостоятельных подразделений одной корпорации

разными аудиторскими компаниями); изменение аудируемой фирмой учетной

политики; некоторые неопределенности финансового или организационного

характера (например, участие аудируемой компании в незавершенном судебном

процессе с непредсказуемым исходом, недостаточная эффективность системы

внутреннего контроля) и др. В случае нестандартного аудиторского заключения

целесообразность заключения контракта с данным потенциальным контрагентом

должна определяться финансовым менеджером или другим лицом, участвующим в

переговорах, после более тщательного анализа представленного отчета и

другой информации формального и неформального характера.

Проверка готовности отчетности к чтению носит менее ответственный и в

определенной степени технический характер. Эту работу часто приходится

делать, работая с отчетностью небольших предприятий, на которых нет

достаточной культуры и традиций подготовки годового отчета.

Здесь проводится визуальная и простейшая счетная проверка отчетности

по формальным признакам и по существу: определяется наличие всех

необходимых форм и приложений, реквизитов и подписей; выверяется

правильность и ясность заполнения отчетных форм;

проверяется валюта баланса и все промежуточные итоги; проверяется

взаимная увязка показателей отчетных форм и основные контрольные

соотношения между ними и т.п.

Бухгалтерская отчетность представляет собой комплекс взаимоувязанных

показателей финансово-хозяйственной деятельности за отчетный период.

Отчетным формам присуща как логическая, так и информационная взаимосвязь.

Суть логической связи состоит во взаимном дополнении и взаимной

корреспонденции отчетных форм, их разделов и статей. Некоторые наиболее

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты