смет.
Министерство финансов взаимодействует с министерствами и
республиками по поводу дотаций из бюджета. Эти органы представляют
свои предложения в виде росписи доходов и расходов и свои бюджеты.
3. 15 октября Министр финансов представляет в правительство проект
бюджета.
4. Правительство вносит проект федерального бюджета на рассмотрение
Государственной Думы. Одновременно с проектом бюджета представляются
следующие документы:
13. предварительные итоги социально-экономического развития РФ за
истекший период;
14. прогноз социально-экономического развития на предстоящий год;
15. прогноз Сводного финансового баланса по территории РФ на
предстоящий год;
16. прогноз консолидированного бюджета на предстоящий год;
17. основные направления бюджетной и налоговой политики;
18. основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального
бюджета с бюджетами субъектов РФ;
19. федеральные целевые программы и программы развития регионов,
предусмотренные к финансированию из федерального бюджета ;
20. федеральная инвестиционная программа;
21. оценка ожидаемого исполнения ФБ за текущий год;
22. поквартальное распределение доходов и расходов ФБ на
предшествующий год .
Проект Федерального Бюджета и документы, полученные Думой, направляются в
Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам для заключения.
Комитет представляет проект ФБ на рассмотрение в Государственную Думу.
Принятый Думой Федеральный Закон “О Федеральном бюджете на предстоящий
год” в течение 5 дней со дня принятия передается на рассмотрение в Совет
Федераций. Закон считается одобренным, если за него проголосовало более
половины общего числа членов, или если он в течение 14 дней не был
рассмотрен. В случае отклонения Закона Советом Федерации создается
согласительная комиссия.
В случае несогласия ГД с решением СФ закон о бюджете считается принятым,
если за него при повторном голосовании проголосовало не менее 2/3 общего
числа членов Думы.
Принятый Федеральный Закон в течении 5 дней направляется на подпись
президенту. На подписание закона ему отводится 14 дней и на обнародование
закона — 7 дней.
Если до начала финансового года Федеральный бюджет не будет принят, то ГД
принимает Федеральный закон о финансировании государственных расходов из
федерального бюджета в 1 квартале текущего года.
3.9.4. Исполнение бюджета
Это работа по обеспечению полного и своевременного поступления
налогов и других платежей, доходов в целом и по каждому источнику, а
также финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм
в течение финансового года.
Эта работа возложена на Минфин РФ, Государственную налоговую службу,
Государственный таможенный комитет и их подразделения на местах.
Исполнение бюджета осуществляется на основе бюджетной росписи доходов
и расходов — основному оперативному плану распределения доходов–расходов
по подразделениям бюджетной классификации, в котором проставлены сроки
поступления налогов и других платежей и расходования бюджетных средств.
Организация исполнения бюджетов возложена на Федеральное казначейство
РФ (ФК) — структуру МФ, которое осуществляет с единого (главного) счета
Федерального казначейства все операции со всеми государственными
федеральными ресурсами. Все остальные счета, открытые казначейством в
учреждениях банковской системы служат для транзитного перемещения
бюджетных средств на счеты субъектов, финансируемых за счет федерального
бюджета. Казначейство информирует о результатах исполнения ФБ министра
финансов – ежедневно, а высшие органы государственной власти —
ежемесячно.
Главное управление Федерального казначейства МФ РФ:
23. организует бюджетное и финансовое исполнение ФБ и государственных
внебюджетных фондов;
24. доводит до территориальных органов ФК размеры бюджетных
ассигнований;
25. ведет сводный реестр распорядителей средств ФБ;
26. организует распределение в установленных размерах доходов между
ФБ и бюджетами субъектов РФ;
27. осуществляют управление доходами и расходами ФБ и иными
централизованными ресурсами;
28. регулируют финансовые отношения между ФБ и государственными
внебюджетными фондами;
29. организует и осуществляет ведение операций по учету
государственной казны РФ и другие мероприятия по исполнению ФБ.
На уровне бюджетной единицы прослеживаются следующие этапы процесса
исполнения бюджета :
30. доведение объема бюджетных ассигнований;
31. доведение гарантированных лимитов финансирования, в пределах
которых распорядитель бюджетных средств может принимать на себя
финансовые обязательства;
32. объем фактически заключенных соглашений;
33. сумма счетов, предъявленных к оплате;
34. сумма фактического перечисления бюджетных средств со счетов.
Правительство ежемесячно предоставляет в ГД информацию о ходе
исполнения ФБ и ежеквартально — отчет.
Составлением отчета занимается Министерство финансов, Государственная
налоговая служба и Государственный таможенный комитет. Отчет
докладывается Федеральному собранию, которое его утверждает.
Контроль за исполнением ФБ осуществляет Счетная палата.
3.9.5. Состав и структура расходов Федерального бюджета РФ
|Виды расходов |1996 |1997 |
| | |1998 |
| |% |% |% |
|Государственное управление |1,6 | | |
|Международная деятельность |6,4 | | |
|Национальная оборона |18,4 | | |
|Правоохранительная деятельность и обеспечение|8,1 | | |
|безопасности государства | | | |
|Фундаментальные исследования и содействие НТП|2,8 | | |
|Промышленность, энергетика, строительство |11,4 | | |
|Сельское хозяйство |3,3 | | |
|Охрана окружающей среды |0,5 | | |
|Образование |3,6 | | |
|Культура и искусство, средства массовой |1,2 | | |
|информации | | | |
|Здравоохранение и физическая культура |1,7 | | |
|Социальная политика |3,0 | | |
|Обслуживание государственного долга |13,4 | | |
|Финансовая помощь субъектам РФ | 12.6 | | |
|В том числе | | | |
|Федеральный фонд финансовой поддержки |9,0 | | |
|регионов | | | |
|Прочие расходы |5,8 | | |
|Расходы целевых бюджетных фондов |6,2 | | |
|(Федерального дорожного фонда, Федерального | | | |
|экологического фонда) | | | |
|Общая сумма расходов, млрд.руб |435750 | | |
| |100% | | |
Осуществление расходов бюджета производится путем бюджетного
финансирования, основными принципами которого являются:
35. целевой характер использования бюджетных средств;
36. предоставление бюджетных средств в соответствии со сметным
порядком осуществления расходов;
37. безвозвратность бюджетных ассигнований.
Помимо безвозвратного финансирования практикуется выдача бюджетных
ссуд (либо беспроцентных, либо под процент по низким ставкам ).Ссуды
выдаются по специальным распоряжениям правительства: на формирование
продовольственных фондов, на конверсию оборонной промышленности, на
обеспечение села техникой и т.д.
3.9.6. Состав и структура доходов Федерального бюджета РФ
|Виды доходов |1996 |1997 |
| |% |% |% |
|Налоговые доходы — всего |81 | | |
|в том числе: | | | |
|НДС |37 | | |
|Акцизы |13 | | |
|–Ввозимые таможенные пошлины |4 | | |
|–Вывозимые таможенные пошлины |6 | | |
|–лицензионный сбор за право производства |1 | | |
|алкогольной продукции | | | |
|–налог на прибыль предприятий и организаций |16 | | |
|–подоходный налог с физических лиц |1 | | |
|–платежи за пользование природными ресурсами |2 | | |
|–отчисления на воспроизводство |1 | | |
|материально-технической базы | | | |
|Налоговые доходы |19 | | |
|в том числе | | | |
|Доходы целевых бюджетных фондов |9 | | |
|Доходы от федерального имущества, от |10 | | |
|приватизации, от внешнеэкономической | | | |
|деятельности | | | |
|Итого расходов, млрд.руб. |347200 | | |
| |100% | | |
3.9.7. Бюджетный дефицит
Превышение расходных статей бюджета над доходными называется бюджетным
дефицитом. В 1991г. он составил 20% ВНП. В 1996г. — 3,85% ВВП. В
1997г. - % ВВП. В 1998г. - %. Причины его:
1. Необходимость осуществления крупномасштабных государственных вложений
в развитие экономики, отражающих необходимость государственного
регулирования экономической конъюнктуры, стремление обеспечить
прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства.
2. Чрезвычайные ситуации (войны, крупные стихийные бедствия).
3. Кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность финансово-
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21