кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем
финансовую ситуацию в стране.
При выработке стратегии борьбы с бюджетным дефицитом необходимо
помнить:
Бюджетный дефицит допустим даже для здоровой экономики в отдельные
периоды ее развития.
Величина БД не должна превышать2-3% валового национального продукта.
Дефицит может покрываться работой печатного станка, приводящей к эмиссии
денежных средств и возрастанию инфляционных процессов и использованием
различных форм государственного кредита (как внутреннего, так и внешнего).
Для преодоления бюджетного дефицита необходимо лечение “больной”
экономики.
3.10. Государственный кредит
3.10.1 Государственный кредит
Государственный кредит — это совокупность экономических отношений между
государством в лице его органов власти и управления с одной стороны, и
юридическими и физическими лицами, с другой, при которых государство
выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и
гаранта.
Как финансовая категория ГК выполняет 3 функции: распределительную,
регулирующую и контрольную.
Через распределительную функцию расходы государства капитального
характера (например, по строительству высокоскоростной магистрали
Москва—Санкт Петербург) или на покрытие дефицита бюджета более
равномерно распределяются во времени. Обслуживание государственного долга
идет а счет налогов, прибыли от функционирования построенного объекта,
размещения новых государственных займов, т.е. рефинансирования
государственного долга.
Вступая в кредитные отношения, государство воздействует на состояние
денежного обращения, уровень % ставок на рынке денег или капиталов, на
производство и занятость.
Размещая займы среди населения, государство снижает платежеспособный
спрос; если за счет кредита финансируются капитальные вложения, то
уменьшается денежная масса в обращении. Выступая заемщиком на финансовом
рынке, государство способствует росту % ставок, уменьшению объемов
инвестиций в производство. За счет займов, размещаемых за рубежом,
развивается национальное производство.
Классификация государственных займов:
1. По субъектам заемных отношений различают:
38. займы, размещаемые центральными органами управления;
39. займы, размещаемы территориальными органами управления.
2. По месту размещения:
40. внутренние;
41. внешние.
3. По возможности обращения на рынке:
42. рыночные;
43. нерыночные (выпускаются с целью мобилизации средств крупных
инвесторов, например, страховых компаний, банков).
3. По сроку:
44. краткосрочные (до года) (векселя);
45. среднесрочные (от 1 до 5 ) (облигации);
46. долгосрочные (> 5 лет, но не более 30).
3. По обеспеченности долговых обязательств:
47. закладные, обеспеченные конкретным залогом (например, зданием
администрации);
48. беззакладные, когда обеспечением служит все имущество данного
органа управления.
3. По способу выплаты дохода различают :
49. выигрышные облигации;
50. процентные;
51. с нулевым купоном (т.е. продажа со скидкой (дисконтом)).
3. В зависимости от метода определения дохода:
52. долговые обязательства с твердым доходом:
53. с плавающим доходом.
3. В зависимости от обязанности заемщика соблюдать сроки погашения
различают:
54. обязательства с правом долгосрочного погашения;
55. без права долгосрочного погашения.
3. В зависимости от варианта погашения задолженности различают:
56. погашение единовременным платежом;
57. частями :
в том числе равными долями;
возрастающими;
снижающимися долями.
3.10.2 Российская Федерация как заемщик
В соответствии с Законом РФ "О государственном внутреннем долге РФ"
под государственным внутренним долгом понимают долговые обязательства
Правительства РФ перед юридическими и физическими лицами.
По договору Государственного займа заемщиком выступают РФ и субъекты РФ.
В связи с этим различают:
58. государственный долг—это долговые обязательства Правительства
РФ;
59. общегосударственный долг—это долговые обязательства
Правительства РФ и органов управления низовыми звеньями,
входящими в состав государства.
РФ не несет ответственности по каким- бы то ни было долговым
обязательствам, если они не были гарантированы Правительством РФ.
Структура государственного внутреннего долга
|Инструмент заимствования |Годы |
| |1995, % |1996, %|1997, %|
|1. Задолженность Правительства РФ |98 | | |
|–в т.ч. ЦБ по кредитам на покрытие |67,6 | | |
|бюджетного дефицита | | | |
|–предприятиям и населению |30,4 | | |
|из них по ГКО (на 3, 6, 12 мес.) |12,4 | | |
|КО |6,2 | | |
|2. Задолженность Центрального банка |1,6 | | |
|РФ | | | |
|в т.ч. внутренний долг ЦБ РФ принятый|1,1 | | |
|от бывшего СССР | | | |
|3. Прочая задолженность |0,4 | | |
|Итого государственный внутренний |88400 | | |
|долг, млрд. руб. |100% | | |
|В % к ВВП |14-15% | | |
|в т.ч. по обязательствам бывшего СССР|4% | | |
|Государственный внешний долг, млрд. |119,9 | | |
|долл. | | | |
|в т.ч. долг СССР, млрд. долл. |(9 | | |
|долг членам Парижского клуба |40 | | |
|членам Лондонского клуба |32 | | |
|остальным |35-37 | | |
3.10.3 Российская Федерация как гарант
1. В законе “О восстановлении и защите сбережений граждан РФ”, принятом
Государственной Думой 24.02.95г. №68-Ф3, говорится, что государство
гарантирует восстановление и обеспечение сохранности денежных вкладов в
Сбербанке РФ, сделанных в период до 20 июня 1991г. Гарантированные
сбережения являются государственным внутренним долгом РФ.
2. Государственные гарантии выдаются:
60. при привлечении инвестиционных ресурсов финансово-промышленными
группами;
61. государственные гарантии предоставлены РАО ВСМ (высокоскоростная
пассажирская железнодорожная магистраль) по выпускаемому этим
обществом в 1994-99гг. облигационному займу;
62. государственные гарантии предоставлены под кредитные ресурсы,
привлекаемые для обеспечения экспорта;
63. государственные гарантии на сумму не менее 200 млн. долл.
предоставлены иностранным кредитным организациям, выделяющим
кредиты на поддержку мелкого предпринимательства.
3.10.4 Российская Федерация как кредитор
Внутренние ссуды. Предоставление суд осуществляется в соответствии с
Указом Президента РФ “О порядке предоставления финансовой поддержки
предприятиям за счет средств Федерального бюджета” от 8 июля 1994г.
№1484. Ссуды имеют целевой характер и предоставлялись на проведение
структурной перестройки,, расчетов по целевым кредитам, на разработку,
внедрение и приобретение новейших технологий, оборудования и материалов.
Контроль за использованием ссуд возлагается на Министерство финансов
РФ и его органы—Казначейство и Контрольно-ревизионное управление.
Внешние ссуды. Ежегодно утверждается размер государственных кредитов,
предоставляемых РФ. В 1995г. он составил 600 млн. долл. США.
Кредиты государствам, членам СНГ ограничиваются суммой % и суммами в
погашение основного, ранее выданного долга.
По состоянию на март 1996г. государственные долги составляют (млн.
долл.):
|Армения |92,6 |Украина |2703,9 |
|Белоруссия |470,2 |Киргизия |134,3 |
|Таджикистан |254,3 |Казахстан |1318 |
|Узбекистан |486,8 |Грузия |147,4 |
|Молдова |122,3 |Азербайджан |81,5 |
4. ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ФОНДЫ
Внебюджетные фонды государства — совокупность финансовых ресурсов,
находящихся в распоряжении центральных или региональных местных органов
самоуправления и имеющих целевое назначение, которое обычно указывается в
названии фонда.
Внебюджетные фонды создаются 2-мя путями:
1) выделением из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное
значение;
2) формированием внебюджетного фонда с собственным источником доходов
для определенных целей.
Внебюджетные фонды в финансовой системе России созданы в соответствии
с Законом РСФСР “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в
РСФСР (от 17.10.91г.)
Решение об образовании внебюджетных фондов принимает Федеральное
собрание РФ, а также государственные представительные органы субъектов
Федерации и местного самоуправления. Внебюджетные фонды находятся в
собственности государства, но являются автономными и имеют строго целевое
назначение.
В Российской Федерации с 1992г. действует более 20 фондов, в том
числе:
64. Социальные : Пенсионный фонд РФ (ПФР), Фонд социального
страхования (ФСС), Государственный Фонд занятости населения РФ
(ГФЗН), фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС),
Фонд обязательной социальной поддержки населения и др.
65. Экономические : Федеральный и территориальный дорожные фонды,
Фонд воспроизводства минерально–сырьевой базы РФ и т.д.
В Федеральный бюджет на 1996г. включались средства следующих
внебюджетных фондов :
Федерального дорожного фонда РФ, Федерального экологического фонда РФ,
Фонда социального развития Департамента налоговой полиции РФ, Фонда
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21