Финансы

кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем

финансовую ситуацию в стране.

При выработке стратегии борьбы с бюджетным дефицитом необходимо

помнить:

Бюджетный дефицит допустим даже для здоровой экономики в отдельные

периоды ее развития.

Величина БД не должна превышать2-3% валового национального продукта.

Дефицит может покрываться работой печатного станка, приводящей к эмиссии

денежных средств и возрастанию инфляционных процессов и использованием

различных форм государственного кредита (как внутреннего, так и внешнего).

Для преодоления бюджетного дефицита необходимо лечение “больной”

экономики.

3.10. Государственный кредит

3.10.1 Государственный кредит

Государственный кредит — это совокупность экономических отношений между

государством в лице его органов власти и управления с одной стороны, и

юридическими и физическими лицами, с другой, при которых государство

выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и

гаранта.

Как финансовая категория ГК выполняет 3 функции: распределительную,

регулирующую и контрольную.

Через распределительную функцию расходы государства капитального

характера (например, по строительству высокоскоростной магистрали

Москва—Санкт Петербург) или на покрытие дефицита бюджета более

равномерно распределяются во времени. Обслуживание государственного долга

идет а счет налогов, прибыли от функционирования построенного объекта,

размещения новых государственных займов, т.е. рефинансирования

государственного долга.

Вступая в кредитные отношения, государство воздействует на состояние

денежного обращения, уровень % ставок на рынке денег или капиталов, на

производство и занятость.

Размещая займы среди населения, государство снижает платежеспособный

спрос; если за счет кредита финансируются капитальные вложения, то

уменьшается денежная масса в обращении. Выступая заемщиком на финансовом

рынке, государство способствует росту % ставок, уменьшению объемов

инвестиций в производство. За счет займов, размещаемых за рубежом,

развивается национальное производство.

Классификация государственных займов:

1. По субъектам заемных отношений различают:

38. займы, размещаемые центральными органами управления;

39. займы, размещаемы территориальными органами управления.

2. По месту размещения:

40. внутренние;

41. внешние.

3. По возможности обращения на рынке:

42. рыночные;

43. нерыночные (выпускаются с целью мобилизации средств крупных

инвесторов, например, страховых компаний, банков).

3. По сроку:

44. краткосрочные (до года) (векселя);

45. среднесрочные (от 1 до 5 ) (облигации);

46. долгосрочные (> 5 лет, но не более 30).

3. По обеспеченности долговых обязательств:

47. закладные, обеспеченные конкретным залогом (например, зданием

администрации);

48. беззакладные, когда обеспечением служит все имущество данного

органа управления.

3. По способу выплаты дохода различают :

49. выигрышные облигации;

50. процентные;

51. с нулевым купоном (т.е. продажа со скидкой (дисконтом)).

3. В зависимости от метода определения дохода:

52. долговые обязательства с твердым доходом:

53. с плавающим доходом.

3. В зависимости от обязанности заемщика соблюдать сроки погашения

различают:

54. обязательства с правом долгосрочного погашения;

55. без права долгосрочного погашения.

3. В зависимости от варианта погашения задолженности различают:

56. погашение единовременным платежом;

57. частями :

в том числе равными долями;

возрастающими;

снижающимися долями.

3.10.2 Российская Федерация как заемщик

В соответствии с Законом РФ "О государственном внутреннем долге РФ"

под государственным внутренним долгом понимают долговые обязательства

Правительства РФ перед юридическими и физическими лицами.

По договору Государственного займа заемщиком выступают РФ и субъекты РФ.

В связи с этим различают:

58. государственный долг—это долговые обязательства Правительства

РФ;

59. общегосударственный долг—это долговые обязательства

Правительства РФ и органов управления низовыми звеньями,

входящими в состав государства.

РФ не несет ответственности по каким- бы то ни было долговым

обязательствам, если они не были гарантированы Правительством РФ.

Структура государственного внутреннего долга

|Инструмент заимствования |Годы |

| |1995, % |1996, %|1997, %|

|1. Задолженность Правительства РФ |98 | | |

|–в т.ч. ЦБ по кредитам на покрытие |67,6 | | |

|бюджетного дефицита | | | |

|–предприятиям и населению |30,4 | | |

|из них по ГКО (на 3, 6, 12 мес.) |12,4 | | |

|КО |6,2 | | |

|2. Задолженность Центрального банка |1,6 | | |

|РФ | | | |

|в т.ч. внутренний долг ЦБ РФ принятый|1,1 | | |

|от бывшего СССР | | | |

|3. Прочая задолженность |0,4 | | |

|Итого государственный внутренний |88400 | | |

|долг, млрд. руб. |100% | | |

|В % к ВВП |14-15% | | |

|в т.ч. по обязательствам бывшего СССР|4% | | |

|Государственный внешний долг, млрд. |119,9 | | |

|долл. | | | |

|в т.ч. долг СССР, млрд. долл. |(9 | | |

|долг членам Парижского клуба |40 | | |

|членам Лондонского клуба |32 | | |

|остальным |35-37 | | |

3.10.3 Российская Федерация как гарант

1. В законе “О восстановлении и защите сбережений граждан РФ”, принятом

Государственной Думой 24.02.95г. №68-Ф3, говорится, что государство

гарантирует восстановление и обеспечение сохранности денежных вкладов в

Сбербанке РФ, сделанных в период до 20 июня 1991г. Гарантированные

сбережения являются государственным внутренним долгом РФ.

2. Государственные гарантии выдаются:

60. при привлечении инвестиционных ресурсов финансово-промышленными

группами;

61. государственные гарантии предоставлены РАО ВСМ (высокоскоростная

пассажирская железнодорожная магистраль) по выпускаемому этим

обществом в 1994-99гг. облигационному займу;

62. государственные гарантии предоставлены под кредитные ресурсы,

привлекаемые для обеспечения экспорта;

63. государственные гарантии на сумму не менее 200 млн. долл.

предоставлены иностранным кредитным организациям, выделяющим

кредиты на поддержку мелкого предпринимательства.

3.10.4 Российская Федерация как кредитор

Внутренние ссуды. Предоставление суд осуществляется в соответствии с

Указом Президента РФ “О порядке предоставления финансовой поддержки

предприятиям за счет средств Федерального бюджета” от 8 июля 1994г.

№1484. Ссуды имеют целевой характер и предоставлялись на проведение

структурной перестройки,, расчетов по целевым кредитам, на разработку,

внедрение и приобретение новейших технологий, оборудования и материалов.

Контроль за использованием ссуд возлагается на Министерство финансов

РФ и его органы—Казначейство и Контрольно-ревизионное управление.

Внешние ссуды. Ежегодно утверждается размер государственных кредитов,

предоставляемых РФ. В 1995г. он составил 600 млн. долл. США.

Кредиты государствам, членам СНГ ограничиваются суммой % и суммами в

погашение основного, ранее выданного долга.

По состоянию на март 1996г. государственные долги составляют (млн.

долл.):

|Армения |92,6 |Украина |2703,9 |

|Белоруссия |470,2 |Киргизия |134,3 |

|Таджикистан |254,3 |Казахстан |1318 |

|Узбекистан |486,8 |Грузия |147,4 |

|Молдова |122,3 |Азербайджан |81,5 |

4. ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ФОНДЫ

Внебюджетные фонды государства — совокупность финансовых ресурсов,

находящихся в распоряжении центральных или региональных местных органов

самоуправления и имеющих целевое назначение, которое обычно указывается в

названии фонда.

Внебюджетные фонды создаются 2-мя путями:

1) выделением из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное

значение;

2) формированием внебюджетного фонда с собственным источником доходов

для определенных целей.

Внебюджетные фонды в финансовой системе России созданы в соответствии

с Законом РСФСР “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в

РСФСР (от 17.10.91г.)

Решение об образовании внебюджетных фондов принимает Федеральное

собрание РФ, а также государственные представительные органы субъектов

Федерации и местного самоуправления. Внебюджетные фонды находятся в

собственности государства, но являются автономными и имеют строго целевое

назначение.

В Российской Федерации с 1992г. действует более 20 фондов, в том

числе:

64. Социальные : Пенсионный фонд РФ (ПФР), Фонд социального

страхования (ФСС), Государственный Фонд занятости населения РФ

(ГФЗН), фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС),

Фонд обязательной социальной поддержки населения и др.

65. Экономические : Федеральный и территориальный дорожные фонды,

Фонд воспроизводства минерально–сырьевой базы РФ и т.д.

В Федеральный бюджет на 1996г. включались средства следующих

внебюджетных фондов :

Федерального дорожного фонда РФ, Федерального экологического фонда РФ,

Фонда социального развития Департамента налоговой полиции РФ, Фонда

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты