Финансы

пальные районных

нове

Москвы и блик в сос- краев, ав- бюджеты

и сельских

Риска Санкт-Пе- таве РФ тономий

населен-

тербурга

ных пунк-

ктов

АО ОО ЧП

Пенсионный

Фонд со- Государствен- Федеральный

фонд

циально- ный фонд за- и территориаль-

го стра- нятости насе- ный фонды обя-

хования ления зательного меди-

цинского страх.

61. на 1.01.1997 г. - 316 трлн. руб.,

ценные бумаги

62. государственные краткосрочные облигации (ГКО) со сроком обращения

три месяца;

63. золотые сертификаты МФ со сроком обращения один год;

64. шестимесячные и годовые государственные облигации;

65. облигации федерального займа (ОФЗ);

66. облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ).

3.4.2. МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ

Методы организации финансов определяются степенью (силой)

государственного вмешательства в экономику, хозяйственную жизнь.

Методы

организации

финансов

Государство непосредственно Государственное

вмешательство

руководит финансами (незначительное)

дозированное

Баланс Баланс Плановая

Рыночная

брутто нетто экономика

экономика

Хозрасчет

Бюджетное Коммерчес-

финанси - кий расчет

рование

непроиз-

водствен-

ной сферы

Метод брутто - вся выручка идет в кассу государства. Государство

финансирует затраты предприятий в соответствии со сметами затрат.

Метод нетто - полностью централизовывалась только прибыль.

В плановой экономике применяли хозрасчетный метод, который

характеризовался:

67. - оперативной самостоятельностью;

68. - централизованным подчинением;

69. - материальной заинтересованностью;

70. - материальной ответственностью за результаты.

Непроизводственная сфера при этом финансировалась за счет

государственного бюджета.

Различие между хозрасчетом и коммерческим расчетом состоит в различных

формах собственности.

3.5. ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА И УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ

3.5.1. ФИНАнСОВАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ ВИДЫ

Финансовая политика - это совокупность государственных мероприятий по

использованию финансовых отношений для выполнения государством своих

функций. Она включает:

71. - разработку общей концепции, основных направлений, определение

целей и главных задач;

72. - создание адекватного финансового механизма;

73. - управление финансовой деятельностью государства и его субъектов.

Выделяют три основных вида финансовой политики:

74. - классическая;

75. - регулирующая;

76. - планово - директивная.

Классическая -основана на трудах классиков политэкономии А.Смита (1723 -

1790) и Д. Рикардо (1772 - 1823). Основное ее направление - невмешательство

государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование

рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов.

Государственные расходы минимизированы. Система налогов строилась на

косвенных и имущественных налогах. Органом управления было министерство

финансов.

Регулирующая - в основу положена экономическая теория Дж. Кейнса (1883 -

1946), обосновывающая необходимость вмешательства и регулирования

государством циклического развития экономики. Основными инструментами

вмешательства становятся государственные расходы, за счет которых

формируется дополнительный спрос и как следствие -рост производства,

ликвидация безработицы, увеличение национального дохода. Главным механизмом

регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные

ставки; государственный кредит, рынок ссудных капиталов. Дефицит бюджета

используется для регулирования экономики. Из единого органа управления

выделяются отдельные службы, занимающиеся планированием бюджета и бюджетных

расходов, их финансированием, контролем за поступлением налогов,

управлением государственным долгом. В целом такая политика обеспечила в 30

- 60 гг. стабильный экономический рост, эффективную систему финансирования

социальных нужд.

В 70 - х годах в основу финансовой политики положена неоконсервативная

стратегия, ограничивающая вмешательство государства в экономику.

Регулирование становится многоцелевым:

77. - экономический рост и занятость;

78. - денежное обращение;

79. - валютный курс;

80. - социальные факторы;

81. - структурная перестройка хозяйства.

Финансовый механизм исходит из необходимости сокращения объема

перераспределения национального дохода через финансовую систему, снижение

бюджетного дефицита, стимулирование роста сбережений как источника

инвестиций. Стоит задача сокращения числа налогов и прогрессивности их

шкалы.

Планово - директивная финансовая политика применяется в странах с

административно - командной системой. Основана на государственной

собственности на средства производства. Целью является концентрация всех

неиспользуемых населением, предприятиями и местными органами власти

финансовых ресурсов в руках государства и их последующее распределение в

соответствии с основными направлениями государственного плана развития .

Действовал двухканальный механизм изъятия чистого дохода у предприятий:

82. - вначале при помощи налога с оборота;

83. - затем при помощи индивидуальных отчислений от прибыли (взносов

свободного остатка прибыли).

При этом определялся предельный размер всех расходов предприятия за счет

чистой прибыли.

Регулирование использования денежных доходов населения осуществлялось при

помощи подоходного налога, путем размещения фактически принудительных

государственных займов.

Изъятие средств у местных органов власти обеспечивалось путем введения

ограничений в установлении самостоятельных источников доходов - 10 -15 % за

счет местных доходов, остальное из центра. Расходы бюджетов определялись

исходя из приоритетов государства. Социальные нужды финансировались по

остаточному принципу. Управление финансами осуществлялось из единого центра

- Министерства финансов. Такая политика была эффективна в годы ВОВ, в

период восстановления народного хозяйства после войны. В настоящее время

она реформируется.

Основа современной финансовой политики РФ:

84. - признание свободы предпринимательства;

85. - введение разнообразных форм хозяйствования;

86. - приватизация государственной собственности и переход к смешанной

экономике;

87. - отказ государства от директивного управления;

88. - переход отношений предприятий и государства на налоговую основу.

Изменяется порядок предоставления бюджетных средств. Получила

распространение система государственного кредита для покрытия дефицита

госбюджета. Используются рыночные формы государственных займов. Изменяется

организация бюджетной системы. На смену централизованной пришла система,

основанная на самостоятельности и равноправии бюджетов всех уровней.

Применяется система трансфертных платежей, увязывающая размер бюджетных

средств со среднедушевым бюджетным доходом отдельных регионов. Изменяется

практика перераспределения финансовых ресурсов. Кроме вертикального

используется горизонтальное перераспределение средств за счет

функционирования финансового рынка. Получила развитие система внебюджетных

фондов государства. Демонополизировано страховое дело, появился страховой

рынок. Изменилась система управления финансами. Готовится налоговая

реформа. Осуществляется структурная перестройка экономики. Расходование

бюджетных денег производится на конкурсной основе. Продолжается

совершенствование бюджетного устройства, намечено проведение бюджетной

реформы. Укрепляется рынок ЦБ.

Наиболее динамичной частью финансовой политики является финансовый

механизм. Финансовый механизм представляет собой систему установленных

государством форм, видов и методов организации финансовых отношений.

Финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий.

Директивный - предусматривает детальную проработку всей системы

организации финансовых отношений, в которых участвует государство: налоги,

государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование,

организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое

планирование.

Регулирующий финансовый механизм применяется в сегменте финансов, не

затрагивающем прямо интересы государства и предусматривает установление

только основных правил.

3.5.2. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ

Управление финансами - это деятельность, связанная с проведением общей

финансовой политики государства, направленная на сбалансированность всей

финансовой системы.

Органы управления финансами

Общее управление финансами возложено на Федеральное Собрание и две его

палаты - Государственную Думу и Совет Федерации. В их задачи входит:

89. - рассмотрение и утверждение федерального бюджета России и

утверждение отчета о его исполнении;

90. - рассмотрение законов о налогах, сборах и обязательных платежах;

91. - установление предельного размера государственного внутреннего и

внешнего долга.

Оперативное управление осуществляет финансовый аппарат.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИИ И ЕГО ОРГАНЫ НА МЕСТАХ

Министерство финансов организует и обеспечивает:

92. - разработку и реализацию стратегических направлений финансовой

политики;

93. - составление проекта и исполнение федерального бюджета;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты