94. - разработку предложений по совершенствованию налоговой политики и
налоговой системы, страховой деятельности, формированию и развитию
рынка ценных бумаг;
95. - осуществляет выпуск государственных внутренних и внешних займов;
96. - осуществляет контроль за бюджетными учреждениями;
97. - разрабатывает методологическое обеспечение финансовой отчетности
в стране;
98. - финансирует сферы деятельности.
Оргструктура Министерства финансов ориентирована на выполнение своих
задач:
99. - бюджетный департамент (составляет проект федерального бюджета);
100. -отраслевые департаменты финансирования промышленности,
строительства и строительной индустрии, транспортных систем и
связи, сельского хозяйства и т.д.;
101. - департамент иностранных кредитов и внешнего долга;
102. - департамент налоговых реформ;
103. - департамент государственных ценных бумаг и финансового рынка;
104. - Главное управление федерального казначейства (отвечает за
кассовое исполнение бюджета).
Контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью взносов в
бюджет всех обязательных платежей, подготовка предложений по
совершенствованию налогового законодательства возложены на Государственную
налоговую службу и ее органы на местах - налоговые инспекции.
Предупреждением, выявлением и пресечением налоговых преступлений,
оперативно - розыскная деятельность и контроль за выполнением налогового
законодательства, а также обеспечением безопасности деятельности налоговых
инспекций, защитой их сотрудников, пресечением коррупции в налоговых
органах занимается Федеральная служба налоговой полиции РФ.
За соблюдением налогового законодательства при пересечении товарами
границы РФ, правильностью исчисления и уплаты таможенных пошлин
ответственность несет Государственный таможенный комитет РФ.
Каждое звено финансовой системы имеет свой аппарат оперативного
управления.
Управление финансами отраслей народного хозяйства производится
финансовыми департаментами и отделами соответствующих министерств и
ведомств.
Управление финансами на предприятиях осуществляют финансовые отделы и
службы предприятий.
Методы управления финансами
Управление финансами осуществляется экономическими и административными
методами. К экономическим относятся:
105. фискальная политика;
106. финансовое планирование;
107. координация финансовых ресурсов;
108. финансовое регулирование.
Фискальная политика - это меры со стороны правительственных органов по
изменению порядка налогообложения и структуры государственных расходов с
целью воздействия на экономику для изменения реального объема национального
производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического
роста.
Объектом финансового планирования является формирование и распределение
доходов и накоплений, а также использование различных фондов денежных
средств. На общегосударственном и региональном уровне оно реализуется как
бюджетное планирование, а на уровне хозяйствующего звена - как финансовый
план предприятия.
Координация финансовых ресурсов на общегосударственном уровне
осуществляется через систему дотаций различным звеньям бюджетной системы и
посредством субвенциального финансирования.
Финансовое регулирование осуществляется в виде регламентации
использования финансовых ресурсов.
К другим методам следует отнести:
109. - систему амортизационных отчислений;
110. - систему финансовых санкций.
Исключительно важное значение в условиях рынка имеет финансовый
менеджмент.
Его задачами является:
111. планирование и прогнозирование финансовой стороны деятельности
предприятия;
112. принятие обоснованных решений по инвестированию средств;
113. координация финансовой деятельности всех подразделений;
114. проведение операций на финансовом рынке с целью мобилизации
финансовых ресурсов.
3.6. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ
Финансовый контроль — контроль законодательных и исполнительных органов
власти всех уровней, а также специально созданных подразделений за
финансовой деятельностью всех экономических субъектов с применением особых
методов.
Финансовый контроль - стоимостной контроль имеет место во всех сферах
общественного производства, является многоуровневым и всесторонним,
сопровождает весь процесс движения денежных фондов и стадию осмысления
финансовых результатов.
1. Классификация видов финансового контроля
1.1. По времени проведения:
115. предварительный (составление бюджетов, финансовых планов и смет,
кредитных и кассовых заявок, договоров);
116. текущий;
117. последующий.
1.2. По субъектам контроля:
118. президентский;
119. органов представительной власти и местного самоуправления;
120. органов исполнительной власти;
121. финансово - кредитных органов;
122. ведомственный;
123. внутрихозяйственный;
124. аудиторский.
1.3. По сферам финансовой деятельности:
бюджетный, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный,
контроль за денежной массой.
1.4. По форме проведения:
125. обязательный (внешний);
126. инициативный (внутренний).
1.5. По методам проведения: проверки, обследования, надзор, анализ
финансовой деятельности, наблюдение (мониторинг), ревизии.
2. Основные виды и органы государственного финансового контроля
При Представительных органах власти (Совет Федерации и Государственная
Дума) действуют:
127. Комитет Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам
и его подкомитеты. Подобные комитеты созданы и субъектами РФ;
128. Счетная палата РФ. Коллегия Счетной палаты кроме председателя и его
замов включает 12 аудиторов (по 6 от каждой палаты Федерального
собрания). Текущую работу ведут инспектора Счетной палаты. Подобные
органы созданы и в субъектах РФ. Сфера полномочий Счетной палаты -
контроль за федеральной собственностью, федеральными денежными
средствами, государственным внутренним и внешним долгом,
деятельностью ЦБ, эффективностью использования иностранных кредитов
и займов, а также выдачей государством кредитов и займов.
Основные формы контроля - тематические проверки и ревизии.
Меры воздействия:
129. предписание;
130. предписание, обязательное для исполнения;
131. приостановление всех операций по счетам.
Деятельность Счетной палаты по закону является гласной.
Президентский контроль осуществляется путем издания указов, подписания
законов, назначения министра финансов РФ, представления Государственной
Думе кандидата на должность председателя ЦБ.
Определенные функции выполняет Контрольное управление Президента РФ.
Правительство РФ контролирует процесс разработки и исполнения
федерального бюджета, осуществление единой политики в области финансов,
денег и кредита, деятельность министерств и ведомств.
При правительстве действует Контрольно - наблюдательный совет.
Министерство финансов и все его структурные подразделения осуществляют
финансовый контроль по долгу службы: посредством разработки федерального
бюджета, контроля поступления и расходования бюджетных средств и
государственных внебюджетных фондов, контроля направлений и использования
государственных инвестиций, методического руководства организацией
бухучета, проведения аттестаций по аудиту и лицензированию аудиторской
деятельности.
Оперативный финансовый контроль в рамках Минфина осуществляет Контрольно
- ревизионное управление (КРУ) и органы Федерального казначейства.
Федеральное казначейство включает Главное управление, казначейства
субъектов Федерации, городов (за исключением районного подчинения), районов
и районов в городах.
На него возложены следующие обязанности:
132. контроль за доходной и расходной частью ФБ в процессе его
исполнения;
133. контроль за состоянием государственных финансов в целом;
134. контроль (совместно с ЦБ РФ) за состоянием государственного
внутреннего и внешнего долга РФ;
135. контроль за государственными внебюджетными фондами и отношениями
между ними и бюджетом.
В целях усиления контроль за эффективным использованием государственных
инвестиций в 1993 г. создана Российская финансовая корпорация. Она
занимается конкурсным отбором и экспертизой инвестиционных проектов,
осуществляемых за счет государственных ресурсов.
К специализированным органам финансового контроля относятся:
136. Государственная налоговая служба (обеспечение единой системы
контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью
исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других
обязательных платежей). Государственная налоговая служба включает
Федеральную налоговую службу и государственные налоговые инспекции
в субъектах РФ и органах местного самоуправления (городские и
районные налоговые инспекции);
137. Федеральные органы налоговой полиции, состоящие из Федеральной
службы налоговой полиции, территориальных и местных органов;
138. Федеральная служба страхового надзора (Росстрахнадзор), состоящая
из центрального органа, региональных и кустовых (по группе
областей) инспекций Росстрахнадзора;
139. Центральный банк России (ЦБР) и его структурное подразделение
Департамент банковского надзора;
140. ведомственный финансовый контроль осуществляется структурными
подразделениями министерств и ведомств.
Проверки проводятся один раз в год в коммерческих организациях и один раз
в два года в остальных организациях.
Негосударственный финансовый контроль включает:
141. внутрихозяйственный финансовый контроль, который проводится
бухгалтерией, финансовым отделом предприятия. Включает оперативный
контроль (проводимый главным бухгалтером в процессе повседневной
деятельности путем визирования документов) и стратегический;
142. аудиторский финансовый контроль. Аудиторская проверка может быть
инициативной и обязательной, которой подлежат, в частности все
банки, страховые организации, биржи, внебюджетные фонды,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21