Финансы

отношения являются финансовыми.

Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым

функциям. Деньги - это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего

измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы - это

экономический инструмент распределения и перераспределения валового

внутреннего продукта и национального дохода, орудие контроля за

образованием и использованием фондов денежных средств.

Процесс воспроизводства представляет из себя совокупность непрерывно

повторяющихся циклов.

Производство(Распределение(Обмен(Потребление ------Производство"

Производственное

Личное

Каждый последующий цикл воспроизводства возможен лишь после того, как

вновь созданная стоимость подвергнется распределению, в результате которого

будут созданы целевые денежные фонды, являющиеся основой удовлетворения

разнообразных потребностей, Причем это происходит в обезличенной форме.

Реальное движение денежных средств происходит на второй и третьей стадиях

воспроизводственного процесса. Но только на второй стадии движение

стоимости происходит обособленно от движения товара и характеризуется ее

отчуждением (из рук в руки) или целевым обособлением каждой части стоимости

(в рамках одного владельца). На этой стадии, стадии возникновения

финансовых отношений, происходит распределение стоимости общественного

продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования.

А однородные экономические отношения, будучи представленными в обобщенном

абстрактном виде, образуют экономическую категорию - финансы.

Таким образом критерием отнесения тех или иных отношений к финансовым

являются:

1. Реальное движение денежных средств, т.е. переход от одного

владельца к другому.

2. Распределительный характер этих отношений.

3. Место возникновения - вторая стадия воспроизводственного процесса.

Деньги первичны - финансы вторичны.

Примерами финансовых отношений являются:

42. - отношения между предприятиями и работниками (выплата заработной

платы, выдача дивидендов, материальные санкции);

43. - отношения между предприятиями и его филиалами, подразделениями

(наделение оборотными средствами, предоставление им ресурсов для

обновления МТБ, подготовка и повышение квалификации кадров;

44. - отношения между предприятиями (оплата счетов, выплата авансов,

совместное участие в осуществлении инвестиционных проектов,

взыскание санкций за нарушение договоров);

45. - отношения между предприятием и государством (платежи налогов,

финансирование из бюджета отдельных затрат);

46. - отношения между предприятиями и банками (хранение собственных

средств предприятий на счетах в банках, депозиты, краткосрочное и

долгосрочное кредитование);

47. - отношения между государством и населением (уплата налогов о

сборов, финансирование государством части социально - культурных

потребностей населения, приобретение облигаций государственных

займов);

48. - отношения между банками и населением (вклады населения в сбербанк

и другие банки, приобретение банковских сертификатов, выплата

банками населению дохода по вкладам, сертификатам;

49. - отношения между вышеуказанными и теневой экономикой.

3.2. МАТЕРИАЛЬНАЯ ОСНОВА ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Материальной основой финансовых отношений являются финансовые ресурсы.

Финансовые ресурсы - это совокупность доходов и поступлений, находящихся в

распоряжении субъекта хозяйствования.

Финансовые ресурсы предназначены для:

50. - выполнения финансовых обязательств;

51. - покрытия затрат по расширенному воспроизводству;

52. - материальному поощрению работников.

Главным материальным источников денежных фондов выступает национальный

доход страны - вновь созданная стоимость. Он распределяется на стоимость

необходимого и прибавочного продукта. Необходимый продукт и часть

прибавочного - это фонд воспроизводства рабочей силы. Остальное - это фонд

накопления. У хозяйствующих субъектов основными денежными фондами являются

фонд накопления, фонд потребления и фонд финансовых резервов.

Финансовые ресурсы складываются из трех источников:

1) средства, аккумулируемые в государственной бюджетной системе;

2) средства внебюджетных фондов;

3) ресурсы, получаемые самими предприятиями (прибыль, амортизация).

Исходя из этого финансы могут быть централизованными (государственными) и

децентрализованными (ресурсы хозяйствующих субъектов).

Децентрализованные ресурсы классифицируются на:

53. - собственные и привлеченные (прибыль, амортизация, денежные

средства в обороте, выручка от продажи имущества, прибыль от

выполнения работ и услуг, все виды кредиторской задолженности);

54. - заемные (долгосрочные и краткосрочные кредиты банков, средства

различных финансовых структур;

55. - ресурсы, получаемые в порядке перераспределения (страховые

возмещения, субсидии государства, субвенции).

3.3. ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ

Выделяют две основные функции -распределительную и контрольную.

Распределительная функция финансов заключается:

1) в создании так называемых основных или первичных доходов путем

распределения национального дохода среди участников материального

производства;

2) в создании вторичных или производных доходов путем

перераспределения национального дохода между производственной и

непроизводственной сферами, отраслями материального производства,

регионами страны, формами собственности и социальными группами

населения.

Схема распределения национального дохода

(C+V+M) - совокупный общественный продукт

и т.д.

Контрольная функция финансов

Контрольная функция состоит в контроле за распределением ВВП по

соответствующим фондам и их расходованием по целевому назначению

посредством регламентации финансовой информации и стимулирования процесса

расширенного воспроизводства.

Одной из задач финансового контроля является проверка точного соблюдения

законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты

выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой

службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций

по расчетам и платежам.

Финансовый контроль осуществляется в процессе финансового планирования ,

при использовании доходной и расходной частей бюджетной системы.

Помимо распределительной и контрольной функций финансы выполняют

регулирующую функцию. Эта функция связана с вмешательством государства

через государственные расходы, налоги, государственный кредит в процесс

воспроизводства. В целях регулирования экономики используются также

финансовое и бюджетное планирование, государственное регулирование рынка

ценных бумаг.

Функция содержания государства

Функции финансов осуществляются:

56. - на всех уровнях управления экономической системой (Федеральном,

территориальном, местном);

57. - во всех сферах общественной жизни (материальное производства,

сфера обращения, сфера потребления);

58. - на всех уровнях экономической системы (внутрихозяйственном -

финансы предприятий, внутриотраслевом - финансы комплексов,

межотраслевом и межтерриториальном - госбюджет и внебюджетные

фонды).

3.4. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РФ

3.4.1. ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ И КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЕЕ ЗВЕНЬЕВ

Понятие финансовой системы является развитием более общего понятия -

финансы. Если финансы - это экономические отношения по

поводу.................., то финансовая система - это совокупность органов

и учреждений, форм и методов, сфер финансовых отношений, связанных с

образованием и использованием централизованных и децентрализованных фондов

денежных средств.

Централизованные финансы используются для регулирования экономики и

социальных отношений на макроуровне.

Децентрализованные - на микроуровне, а сегодня уже и на макроуровне.

Государственная бюджетная система построена в соответствии с законом

РСФСР “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР” от

10 октября 1991 г.

В 1993 г. внебюджетных специальных фондов было 20: 4 социальных и

остальные производственного назначения. Они имеют строго целевое

назначение: социальные услуги населению, развитие отсталых и приоритетных

направлений науки, техники, производства .

Государственный кредит служит для покрытия дефицита госбюджета. Этой цели

служат :

госзаймы

59. в 1993 г. государственный внутренний долг составил 16,1 трлн руб.;

60. в 1995 г. - 159,3 трлн. руб.;

ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РФ

Децентрализованные

Централизованные финансы

финансы

(государственные)

Финансы предприятий, Фонды

Бюджетная Специальные внебюд-

Государственные

учреждений, организаций страхования

система жетные фонды

займы

Федера- Бюджеты Местные

Специальные Социальные Внутренние

Финансы То же - Финансы Социальное

льный субъектов бюджеты

предприя- на не- общест-

бюджет Федерации

Внешние

тий, функ- коммер- венных Личное

циониру- ческой органи-

ющих на основе заций Имущественное

коммер-

Бюджеты Бюджеты Бюджеты Муници-

Бюджеты

ческой ос-

Ответственности городов респуб- областей,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты