отношения являются финансовыми.
Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым
функциям. Деньги - это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего
измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы - это
экономический инструмент распределения и перераспределения валового
внутреннего продукта и национального дохода, орудие контроля за
образованием и использованием фондов денежных средств.
Процесс воспроизводства представляет из себя совокупность непрерывно
повторяющихся циклов.
Производство(Распределение(Обмен(Потребление ------Производство"
Производственное
Личное
Каждый последующий цикл воспроизводства возможен лишь после того, как
вновь созданная стоимость подвергнется распределению, в результате которого
будут созданы целевые денежные фонды, являющиеся основой удовлетворения
разнообразных потребностей, Причем это происходит в обезличенной форме.
Реальное движение денежных средств происходит на второй и третьей стадиях
воспроизводственного процесса. Но только на второй стадии движение
стоимости происходит обособленно от движения товара и характеризуется ее
отчуждением (из рук в руки) или целевым обособлением каждой части стоимости
(в рамках одного владельца). На этой стадии, стадии возникновения
финансовых отношений, происходит распределение стоимости общественного
продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования.
А однородные экономические отношения, будучи представленными в обобщенном
абстрактном виде, образуют экономическую категорию - финансы.
Таким образом критерием отнесения тех или иных отношений к финансовым
являются:
1. Реальное движение денежных средств, т.е. переход от одного
владельца к другому.
2. Распределительный характер этих отношений.
3. Место возникновения - вторая стадия воспроизводственного процесса.
Деньги первичны - финансы вторичны.
Примерами финансовых отношений являются:
42. - отношения между предприятиями и работниками (выплата заработной
платы, выдача дивидендов, материальные санкции);
43. - отношения между предприятиями и его филиалами, подразделениями
(наделение оборотными средствами, предоставление им ресурсов для
обновления МТБ, подготовка и повышение квалификации кадров;
44. - отношения между предприятиями (оплата счетов, выплата авансов,
совместное участие в осуществлении инвестиционных проектов,
взыскание санкций за нарушение договоров);
45. - отношения между предприятием и государством (платежи налогов,
финансирование из бюджета отдельных затрат);
46. - отношения между предприятиями и банками (хранение собственных
средств предприятий на счетах в банках, депозиты, краткосрочное и
долгосрочное кредитование);
47. - отношения между государством и населением (уплата налогов о
сборов, финансирование государством части социально - культурных
потребностей населения, приобретение облигаций государственных
займов);
48. - отношения между банками и населением (вклады населения в сбербанк
и другие банки, приобретение банковских сертификатов, выплата
банками населению дохода по вкладам, сертификатам;
49. - отношения между вышеуказанными и теневой экономикой.
3.2. МАТЕРИАЛЬНАЯ ОСНОВА ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
Материальной основой финансовых отношений являются финансовые ресурсы.
Финансовые ресурсы - это совокупность доходов и поступлений, находящихся в
распоряжении субъекта хозяйствования.
Финансовые ресурсы предназначены для:
50. - выполнения финансовых обязательств;
51. - покрытия затрат по расширенному воспроизводству;
52. - материальному поощрению работников.
Главным материальным источников денежных фондов выступает национальный
доход страны - вновь созданная стоимость. Он распределяется на стоимость
необходимого и прибавочного продукта. Необходимый продукт и часть
прибавочного - это фонд воспроизводства рабочей силы. Остальное - это фонд
накопления. У хозяйствующих субъектов основными денежными фондами являются
фонд накопления, фонд потребления и фонд финансовых резервов.
Финансовые ресурсы складываются из трех источников:
1) средства, аккумулируемые в государственной бюджетной системе;
2) средства внебюджетных фондов;
3) ресурсы, получаемые самими предприятиями (прибыль, амортизация).
Исходя из этого финансы могут быть централизованными (государственными) и
децентрализованными (ресурсы хозяйствующих субъектов).
Децентрализованные ресурсы классифицируются на:
53. - собственные и привлеченные (прибыль, амортизация, денежные
средства в обороте, выручка от продажи имущества, прибыль от
выполнения работ и услуг, все виды кредиторской задолженности);
54. - заемные (долгосрочные и краткосрочные кредиты банков, средства
различных финансовых структур;
55. - ресурсы, получаемые в порядке перераспределения (страховые
возмещения, субсидии государства, субвенции).
3.3. ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ
Выделяют две основные функции -распределительную и контрольную.
Распределительная функция финансов заключается:
1) в создании так называемых основных или первичных доходов путем
распределения национального дохода среди участников материального
производства;
2) в создании вторичных или производных доходов путем
перераспределения национального дохода между производственной и
непроизводственной сферами, отраслями материального производства,
регионами страны, формами собственности и социальными группами
населения.
Схема распределения национального дохода
(C+V+M) - совокупный общественный продукт
и т.д.
Контрольная функция финансов
Контрольная функция состоит в контроле за распределением ВВП по
соответствующим фондам и их расходованием по целевому назначению
посредством регламентации финансовой информации и стимулирования процесса
расширенного воспроизводства.
Одной из задач финансового контроля является проверка точного соблюдения
законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты
выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой
службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций
по расчетам и платежам.
Финансовый контроль осуществляется в процессе финансового планирования ,
при использовании доходной и расходной частей бюджетной системы.
Помимо распределительной и контрольной функций финансы выполняют
регулирующую функцию. Эта функция связана с вмешательством государства
через государственные расходы, налоги, государственный кредит в процесс
воспроизводства. В целях регулирования экономики используются также
финансовое и бюджетное планирование, государственное регулирование рынка
ценных бумаг.
Функция содержания государства
Функции финансов осуществляются:
56. - на всех уровнях управления экономической системой (Федеральном,
территориальном, местном);
57. - во всех сферах общественной жизни (материальное производства,
сфера обращения, сфера потребления);
58. - на всех уровнях экономической системы (внутрихозяйственном -
финансы предприятий, внутриотраслевом - финансы комплексов,
межотраслевом и межтерриториальном - госбюджет и внебюджетные
фонды).
3.4. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РФ
3.4.1. ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ И КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЕЕ ЗВЕНЬЕВ
Понятие финансовой системы является развитием более общего понятия -
финансы. Если финансы - это экономические отношения по
поводу.................., то финансовая система - это совокупность органов
и учреждений, форм и методов, сфер финансовых отношений, связанных с
образованием и использованием централизованных и децентрализованных фондов
денежных средств.
Централизованные финансы используются для регулирования экономики и
социальных отношений на макроуровне.
Децентрализованные - на микроуровне, а сегодня уже и на макроуровне.
Государственная бюджетная система построена в соответствии с законом
РСФСР “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР” от
10 октября 1991 г.
В 1993 г. внебюджетных специальных фондов было 20: 4 социальных и
остальные производственного назначения. Они имеют строго целевое
назначение: социальные услуги населению, развитие отсталых и приоритетных
направлений науки, техники, производства .
Государственный кредит служит для покрытия дефицита госбюджета. Этой цели
служат :
госзаймы
59. в 1993 г. государственный внутренний долг составил 16,1 трлн руб.;
60. в 1995 г. - 159,3 трлн. руб.;
ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РФ
Децентрализованные
Централизованные финансы
финансы
(государственные)
Финансы предприятий, Фонды
Бюджетная Специальные внебюд-
Государственные
учреждений, организаций страхования
система жетные фонды
займы
Федера- Бюджеты Местные
Специальные Социальные Внутренние
Финансы То же - Финансы Социальное
льный субъектов бюджеты
предприя- на не- общест-
бюджет Федерации
Внешние
тий, функ- коммер- венных Личное
циониру- ческой органи-
ющих на основе заций Имущественное
коммер-
Бюджеты Бюджеты Бюджеты Муници-
Бюджеты
ческой ос-
Ответственности городов респуб- областей,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21