Форфейтинг в системе нетрадиционного кредитования

превышать данный лимит. Решением проблемы может быть перепродажа либо уже

имеющихся в портфеле бумаг этой страны, либо тех, которые предложены в

данный момент. То же самое происходит при превышении установленных им

лимитов кредитования какого-либо определенного эмитента. Первичный

держатель может быть привлечен на вторичный рынок просто потому, что

процентные ставки упали, и он может купить на данном рынке бумаги с большим

дисконтом, чем при покупке тех же бумаг на первичном рынке.[19,с.85]

Есть и другие причины, заставляющие первичного держателя участвовать в

торговле на вторичном рынке. К примеру, он хочет обеспечить более высокую

ликвидность своего портфеля в ожидании изменения процентных ставок или

воспользоваться большей доходностью или более низким уровнем риска

определенных бумаг и поэтому приобретает их на вторичном рынке. Или еще

проще: на рынке может появиться покупатель, предлагающий выгодную цену (это

может произойти, если покупатель предвидит возможный рост процентных ставок

в будущем и готов приобрести данные бумаги с более низким дисконтом, чем

при первичной их продаже).

Итак, для форфейтера вторичный рынок обладает следующими

привлекательными чертами:

- доход по форфейтинговым бумагам обычно выше того, который можно

получить по другим ценным бумагам (при одинаковом уровне риска, одинаковых

сроках и валюте);

- любой инвестор заинтересован в том, чтобы снизить риски, а гарантии

по форфейтинговым бумагам или аваль первоклассных банков - самое лучшее

обеспечение платежа.

Несмотря на всю привлекательность инвестиций в форфейтинговые бумаги,

объемы таких операций и количество форфейтеров пока еще невелики.

Форфейтинговый рынок не развился пока до размеров брокерского рынка. Многие

форфейтеры, особенно торгующие на первичном рынке, считают, что подобное

развитие могло бы испугать многих экспортеров и их банки, так как приведет

к потере контроля над выпущенными на рынок ценными бумагами.

2. Синдицирование.

Другим важным направлением развития форфейтингового рынка стало

объединение покупателей в синдикаты. Эта тенденция соответствует процессу

объединения банков как кредиторов. Сам процесс объединения происходит на

основе взаимной договоренности форфейтеров о том, какую часть

форфейтинговых бумаг приобретет каждый из них. Обычно разные бумаги

покупаются разными форфейтерами. Но если суммы очень велики, то даже

отдельные бумаги могут быть разделены между форфейтерами при помощи

договора участия. Правда, этот способ усложняет обращение бумаг, что в свою

очередь снижает потенциальную возможность их попадания на вторичный рынок.

Кроме того, до сих пор не до конца определен юридический статус подобных

соглашений. Поэтому на практике они используются редко.

Существует и другой способ. Если экспортер готов им воспользоваться,

ему придется значительно увеличить количество документов, каждый из которых

теперь составляется на меньшую сумму с помощью изменения сроков (например,

привычные 6 месяцев можно разбить на 2 интервала по 3 месяца и т.д.). Этот

способ предпочтителен тем, что не предусматривает составления договора

участия между держателями бумаг.

Важно отметить принципиальное различие между форфейтером - участником

синдиката и покупателем на вторичном рынке. Участник синдиката является

покупателем на первичном рынке и в его обязанности входит проверка

законности и правильности оформления всех приобретенных им ценных бумаг, а

также гарантий и аваля, прилагаемых к бумагам. Покупатель на вторичном

рынке не имеет подобных обязанностей.

3. Финансирование на основе плавающей ставки.

Важным направлением развития форфейтингового рынка является расширение

финансирования, предполагающего расчет дисконта на основе плавающей

процентной ставки. Подобная практика объясняется ростом непостоянства

процентных ставок и отражает нежелание многих банков заключать сделки по

фиксированным ставкам.

С точки же зрения экспортера любая продажа на основе плавающей ставки

процента ухудшает возможности получения максимума денежных средств. Дело в

том, что первичный форфейтер продает на вторичном рынке бумаги с дисконтом,

базирующимся на превалирующей процентной ставке, причем продажа

осуществляется с условием окончательного финансового урегулирования на

определенную дату и с учетом последующего движения процентных ставок.

Фактически до истечения срока векселя таких дат может быть несколько. Таким

образом, соглашение подразумевает высокую степень риска и может вести к

возникновению непредсказуемых обязательств, что, конечно, является поводом

для беспокойства не только форфейтера, но и его аудиторов.

Размер форфейтингового рынка

Любая оценка размеров мирового форфейтингового рынка - не более чем

догадка. Рынок этот значительно вырос за последние годы, но все еще

остается небольшой частью рынка среднесрочных финансовых ресурсов. Причины,

приведшие к его возникновению и росту, будут действовать и в обозримом

будущем, однако существуют определенные ограничения для доступа на него

новых форфейтеров. Ограничения эти следующие.

. Поскольку речь идет о среднесрочном (в западном понимании)

финансировании, банкам зачастую трудно согласовать даты погашения

форфейтируемых активов с датами погашения собственных займов. Таким

образом, остается достаточно высокий риск в случае изменения процентных

ставок, что существенно сдерживает активность участников данного рынка.

. При проведении операций форфейтинга используется специальная техника,

требующая весьма квалифицированного обслуживания. Специалистов в этой

области очень мало, а их подготовка требует длительного времени.

. Банки мало занимаются исследованием и формированием форфейтингового

рынка.

3.2. Управление рисками участников международной форфейтинговой сделки

Риски экспортера

Основным риском экспортера является валютный риск, возникающий в связи

с тем, что стоимость векселей может быть выражена в валюте, отличной от

валюты, в которой он ведет свой учет экспортера, или, иначе говоря, риск

того, что движения валютного курса будут неблагоприятны для экспортера.

Риск возникает в период между заключением договора с форфейтером (когда

экспортер должен принять финансирование по уже установленной ставке) и

поставкой товара импортеру. Подобный риск присущ, конечно, не только

форфейтинговым операциям. Его можно избежать с помощью специального пункта

в контракте, разрешающего изменение конечной цены в соответствии с

движением курса валюты.

С целью управления рисками экспортер может составить список своих

форфейтинговых контрактов в различных валютах в зависимости от сроков их

окончания, что даст ему возможность отслеживать свою потребность в

средствах и при необходимости проводить форвардные операции. Последние

означают срочные внебиржевые валютные сделки, совершаемые банками и

промышленно-торговыми компаниями по телефону или телексу на договорной

основе. В момент заключения сделки на условиях “форвард” фиксируются срок,

курс и сумма, но до наступления срока (обычно от 1 месяца до полугода)

суммы по счетам не проводятся. Сделка “форвард” производится по форвардному

валютному курсу, равному курсу “спот ( премия/скидка”. [15,с.65]

Риски импортера

Импортер берет на себя обязательство по истечении определенного времени

оплатить поставленную ему продукцию. При этом сумма и валюта фиксированы,

процент по его долгу заранее рассчитан и включен в стоимость векселей, а

векселя выписываются в национальной валюте импортера. Только в том случае,

когда национальная валюта импортера по каким-то причинам неприемлема для

форфейтера и импортеру приходится рассчитываться в иной валюте, для него

возникает валютный риск, который может быть хеджирован с помощью фьючерсов.

Импортер, как и экспортер, с целью контроля движения валюты и

управления валютными рисками должен иметь план притока и оттока средств в

каждой валюте. Если заключено несколько форфейтинговых контрактов,

различных по срокам, а также несколько фьючерсных контрактов, список для

удобства управления может быть разбит на транши. Таким образом, импортер

может контролировать свои риски.

Риски гаранта (авалиста)

В любой форфейтинговой сделке гарант принимает на себя обязательство

оплатить векселя в срок, а также имеет право потребовать у импортера

исполнения платежа. Таким образом, у него имеются условные обязательства и

условные же активы. Если они выполняются одновременно, то гарант не несет

никаких рисков. Однако существует вероятность того, что импортер задержит

платеж. И хотя при этом гарант получает право требовать уплаты процента за

просроченный платеж, тем не менее, есть риск того, что импортер окажется

полностью неплатежеспособным. Если импортер действительно не выполнит своих

обязательств, у гаранта возникают проблемы с ликвидностью.

Наиболее эффективным методом контроля рисков гаранта является

установление кредитных лимитов на каждого импортера и по общему объему

выдаваемых гарантий на каждую отрасль. Критерии для определения лимитов

основываются на кредитном анализе импортеров. Уровень подготовки

специалистов, способных обосновать такие лимиты, должен быть очень высоким.

Необходимо помнить, что гарант подвергается так называемому соверен-

ному риску (риску страны). Снизить степень этого риска можно с помощью

установления лимитов сумм на выдачу гарантий для каждой страны.

Риски форфейтера

С момента подтверждения согласия на проведение форфейтинговой операции

и до момента получения средств форфейтер несет риски, различные на разных

стадиях осуществления сделки.

Валютный риск

Если форфейтер предоставляет экспортеру опцион на период до подписания

контракта, он несет риски неблагоприятного изменения процентных ставок,

снизить которые можно при помощи форвардных контрактов.

Вплоть до даты покупки долговых обязательств форфейтер всегда может

отказаться от сделки, если его что-то не устраивает. С момента же покупки

векселей для форфейтера возникает риск того, что с приобретенными активами

могут возникнуть сложности (из-за их неверного оформления, отсутствия

разрешения властей и т. д.).

Различные риски возникают также в зависимости от того способа, который

форфейтер выбирает для финансирования своей покупки. В большинстве случаев

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты