независимо от срока аренды;
- получение (возврат) юридическими и физическими лицами (резидентами
и нерезидентами) кредитов в иностранной валюте на срок свыше 180 дней от
уполномоченных банков (уполномоченным банкам), имеющих полномочия по
предоставлению кредитов в иностранной валюте. Предоставление юридическим,
физическим лицам кредитов в иностранной валюте на срок свыше 180 дней
уполномоченными банками, имеющими полномочия по предоставлению указанных
кредитов. Выплата (прием) процентов за пользование кредитами в иностранной
валюте и сумм штрафных санкций, подлежащих в соответствии с договором
уплате в иностранной валюте, в случае неисполнения или ненадлежащего
исполнения обязательства по предоставлению (возврату) указанных кредитов;
- перевод резидентом иностранной валюты из Российской Федерации, а
также на валютный счет, открытый на имя нерезидента в уполномоченном банке,
в счет оплаты импортируемых товаров в случае после их ввоза в Российскую
Федерацию (таможенного оформления товаров) независимо от срока, прошедшего
с момента таможенного оформления (ввоза в Российскую Федерацию) до даты
платежа;
- перевод резидентом иностранной валюты из Российской Федерации, а
также перевод иностранной валюты на валютный счет, открытый на имя
нерезидента в уполномоченном банке, в счет оплаты произведенных
импортируемых работ, оказанных импортируемых услуг в случае после приема
резидентом указанных выполненных работ (соответствующего этапа работ),
оказанных услуг независимо от срока, прошедшего с момента их приема до даты
осуществляемого резидентом платежа.
Вместе с тем остальные виды валютных операций, связанных с движением
капитала, а также не запрещенные Банком России, по-прежнему осуществляются
резидентами на основании разрешений, выдаваемых Банком России в каждом
отдельном случае, если иное не установлено Банком России.
В постановлении Правительства Российской Федерации от 27 июня 1996
года № 752 “О государственной поддержке развития лизинговой деятельности в
Российской Федерации” предусмотрено введение принципиально важных для
стимулирования развития лизинговой деятельности норм:
а) «условия постановки лизингового имущества на баланс лизингодателя
или лизингополучателя определяются по согласованию между сторонами договора
лизинга». Данный пункт внес неясность в деятельность лизинговых компаний,
так как усугубил проблемы переоценки стоимости имущества и порядка
начисления амортизации;
б) «ко всем видам движимого имущества, составляющего объект
финансового лизинга и относимого к активной части основных фондов, может
применяться в соответствии с условиями договора лизинга механизм ускоренной
амортизации с коэффициентом не выше трех». Необходимо отметить, что в
постановлении Правительства Российской Федерации от 19 августа 1994 года №
967 “Об использовании механизма ускоренной амортизации и переоценке
основных фондов” предприятиям предоставлялось право применять механизм
ускоренной амортизации активной части производственных фондов по
высокотехнологичным отраслям с коэффициентом ускорения не выше 2;
в) «доходом лизингодателя является разница между общей суммой
лизинговых платежей, получаемых от лизингополучателя, и суммой, возмещающей
стоимость лизингового имущества».
6 декабря 1994 года был принят Федеральный закон “О внесении
изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О налоге на
добавленную стоимость”, который позволял освободить от уплаты налога на
добавленную стоимость технологическое оборудование и запасные части к нему,
ввозимые по импорту. 13 апреля 1995 года приказом Государственного
таможенного комитета № 248 (действует в редакции изменений и дополнений от
31.01.97) был утвержден механизм реализации данного закона и объявлен
перечень технологического оборудования и транспорта общественного
пользования, освобожденного от налогообложения. При этом в качестве
технологического оборудования рассматриваются средства производства для
производства средств производства либо товарной продукции. Теперь, если
предприятие покупает оборудование по утвержденному Государственным
таможенным комитетом перечню, налог оно не платит. Например, в соответствии
с Приложением 2 к вышеназванному приказу не облагаются налогом на
добавленную стоимость ввозимые на таможенную территорию Российской
Федерации «железнодорожные локомотивы; автомобили, предназначенные для
перевозки 10 человек и более; вертолеты гражданские; самолеты гражданские;
суда круизные, экскурсионные и аналогичные суда, предназначенные в основном
для перевозки пассажиров; паромы всех типов ...».
Если же необходимых средств на покупку дорогостоящего оборудования
не хватает, то оборудование арендуется у лизинговой компании. При такой
схеме финансирования лизингодатели должны заплатить налог на добавленную
стоимость. Однако если государство освобождает от налогообложения стоимость
самого оборудования, зачем облагать налогом его амортизацию и проценты за
кредит в ходе аренды?
Полностью данная проблема не была решена постановлением Правительства
РФ от 27 июня 1996 года № 752 «О государственной поддержке развития
лизинговой деятельности в Российской Федерации». Поэтому Российская
ассоциация лизинговых компаний в середине сентября 1996 года предложила
ввести в законопроект закона “О лизинге” следующую норму: “в целях
налогообложения доходом от лизинговой деятельности считать разницу между
общей суммой лизинговых платежей, получаемых лизингодателем, и суммой,
возмещающей стоимость имущества, являющегося объектом лизинга, а также
суммой, возмещающей проценты за пользование заемными средствами,
использованными на приобретение имущества, передаваемого в лизинг, а также
страховые взносы в случаях, когда страхователем имущества, сдаваемого в
лизинг, является лизингодатель”.1
Необходимо иметь в виду, что в соответствии с инструкцией
Государственной налоговой службы РФ от 11 октября 1995 года № 39 “О порядке
исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость” (в редакции изменений
и дополнений Государственной налоговой службы № 1 от 23 января 1996 года, №
2 от 14 марта 1996 года, № 3 от 22 августа 1996 года) от налога на
добавленную стоимость освобождаются операции по страхованию и
перестрахованию, банковские операции.
В то же время указанная льгота не распространяется на следующие сделки
кредитных операций:
- предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных
помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;
- лизинговые операции;
- оказание консультационных и информационных услуг;
- платежи малых предприятий по лизинговым сделкам в полном объеме.
При этом следует учесть, что организации (предприятия), реализующие
товары (работы, услуги), как освобождаемые от налога на добавленную
стоимость, так и облагаемые налогом, имеют право на получение льготы только
при наличии раздельного учета затрат по производству и реализации таких
товаров (работ, услуг).
В постановлении Правительства РФ от 2 июня 1996 года № 763 “О мерах
государственной поддержки производства и реализации на условиях лизинга
самолетов ТУ-204” предусмотрено освобождение акционерного общества
“Авиастар” от уплаты таможенных пошлин, сборов и налогов на временно
ввозимые на территорию Российской Федерации авиадвигатели, комплектующие
изделия и компоненты для изготовления самолета ТУ-204.
Постановлением Правительства РФ от 29 июня 1995 года № 633 “О
развитии лизинга в инвестиционной деятельности” предлагается внести
изменения и дополнения в действующее налоговое законодательство,
предусмотрев при этом:
- освобождение хозяйствующих субъектов - лизингодателей от уплаты
налога на прибыль, полученную ими от реализации договоров финансового
лизинга со сроком действия не менее 3 лет;
- освобождение банков и других кредитных учреждений от уплаты налога
на прибыль, получаемую ими от предоставления кредитов на срок 3 года и
более для реализации операций финансового лизинга (выполнения лизинговых
договоров);
- освобождение хозяйствующих субъектов - лизингодателей от уплаты
налога на добавленную стоимость при выполнении лизинговых услуг с
сохранением действующего порядка уплаты налога на добавленную стоимость при
приобретении имущества, являющегося объектом финансового лизинга.
Этим постановлением также предусматривается создание Фонда содействия
развитию лизинга.
В постановлении Правительства РФ от 27 июня 1996 года № 752 “О
государственной поддержке развития лизинговой деятельности в Российской
Федерации” предусмотрено:
- разработать особенную часть Налогового кодекса Российской
Федерации, содержащую комплекс мер по налоговому стимулированию инвесторов,
осуществляющих операции финансового лизинга с использованием оборудования
отечественного производства;
- реализовать в 1996 году комплекс мер по формированию вторичного
технологического оборудования, составляющего объект финансового лизинга и
используемого для технического перевооружения и модернизации производства.
В пункте 4 вышеназванного постановления указано, что в целях
дальнейшего развития и государственной поддержки лизинговой деятельности в
Российской Федерации, активизации инвестиционного процесса и технического
перевооружения и модернизации производства на основе использования операций
финансового лизинга необходимо:
- ежегодно, в 1997 - 2000 годах, предусматривать в Федеральной
инвестиционной программе средства на общую сумму до 8 трлн. рублей для
финансирования на конкурсной основе высокоэффективных инвестиционных
проектов с использованием операций финансового лизинга;
- при формировании проекта федерального бюджета на 1997 год
предусмотреть в структуре инвестиций, направляемых на конкурсной основе для
реализации высокоэффективных коммерческих проектов, целевые средства в
размере 1 трлн. рублей для финансирования инвестиционных проектов в области
технического перевооружения и модернизации производства, реализуемых с
использованием операций финансового лизинга.
ГЛАВА 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛИЗИНГА НА ТРАНСПОРТЕ
3.1. Операторы лизингового бизнеса в области транспорта
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14