целесообразности. Эксплуатация даже давно снятых с производства Боингов 737-
200 выгоднее использования российских авиалайнеров, так как по расчетам
специалистов западные авиалайнеры сжигают на 15 - 20% меньше топлива, а
затраты времени на предполетное обслуживание примерно на 30% ниже.
Как отмечается в статье «Иностранным инвестициям по лизингу не
следует чинить препятствия», опубликованной в газете «Финансовые известия»
от 12 декабря 1995 года № 102, наиболее распространенным путем получения
западных самолетов является лизинг подержанных машин. Их стоимость примерно
в семь раз ниже рыночной цены новых, соответственно снижаются и лизинговые
ставки. Размер ежемесячных выплат за арендуемый самолет составляет 1% его
стоимости плюс проценты по банковскому кредиту (обычно не выше 5%).
В этих условиях единственным способом поддержания
конкурентоспособности российского авиастроения, по мнению экспертов,
является оснащение российских самолетов западными двигателями. “Аэрофлот”
запланировал ремортизацию парка Ил-86 американско-французскими двигателями,
что позволит на 20% снизить расход топлива и почти вдвое - уровень шума и
выхлопа вредных веществ. Последнее очень важно, так как с 1996 года в
Европе введены строгие экологические нормы для пассажирских самолетов.
В целях обновления парка гражданской авиации современными самолетами,
обеспечения народного хозяйства воздушными судами специального назначения и
содействия экспорту высокотехнологичной продукции авиационной
промышленности Правительство РФ приняло постановление № 1211 от 3 ноября
1994 года “О селективной поддержке авиационной промышленности и гражданской
авиации России в 1995 - 1996 годах”. В п. 1 вышеуказанного постановления
Правительство РФ по согласованию с Министерством экономики РФ и
Министерством финансов РФ принимает предложение Министерства транспорта РФ
и Государственного таможенного комитета РФ об организации государственного
лизинга воздушных судов и привлечении средств федерального бюджета на
возвратной основе для закупки современных самолетов.
В п. 2 данного постановления Министерству экономики РФ и Министерству
финансов РФ дается указание “предусмотреть в Федеральной инвестиционной
программе на 1995 год выделение средств в размере 670 млрд. рублей для
передачи на возвратной основе лизинговым предприятиям для закупки в 1995
году 12 самолетов Ту-204 у Ульяновского акционерного общества “Авиастар” и
3 самолетов Ту-204-200 у Казанского авиационного производственного
объединения имени С.П. Горбунова, а также предусмотреть выделение средств
для закупки в 1996 году 10 самолетов Ту-204 у Ульяновского акционерного
общества “Авиастар” и 5 самолетов Ту-204-200 у Казанского авиационного
производственного объединения имени С.П. Горбунова”.
В целях ускорения оснащения гражданской авиации Российской Федерации
конкурентоспособными магистральными самолетами нового поколения, повышения
безопасности полетов и содействия экспорту высокотехнической продукции
Президент РФ в Указе № 825 от 7 июня 1996 года “О дополнительных мерах по
развитию гражданской авиации РФ” постановил, что “одним из направлений
государственной политики в области развития гражданской авиации Российской
Федерации является создание системы лизинга отечественной авиационной
техники нового поколения как основы обновления парка воздушных судов и
содействия ускоренному созданию выгодных финансовых условий отечественным и
иностранным банкам для вложения средств в приобретение указанной техники в
целях последующей передачи ее в лизинг российским авиакомпаниям”.
В развитие “Программы развития гражданской авиационной техники России
до 2000 года”, утвержденной Указом Президента РФ от 29.01.96 № 112,
Правительство РФ в постановлении № 783 от 2 июля 1996 года дает
распоряжение Министерству финансов РФ и Министерству экономики РФ «изыскать
и привлечь средства по контракту, заключенному акционерным обществом
“Авиастар” и египетской фирмой “Като Ароматик” под гарантии Правительства
РФ, оформленные в соответствующем порядке, для постройки самолетов Ту-204,
в объеме 30 млн. долларов США».
В п. 2 вышеуказанного постановления акционерное общество “Авиастар”
освобождается от уплаты таможенных пошлин, сборов и налогов на временно
ввозимые на таможенную территорию РФ в соответствии с вышеупомянутым
контрактом, авиадвигатели, комплектующие изделия и компоненты для
изготовления каждого самолета Ту-204.
Государственному таможенному комитету РФ совместно с Министерством
финансов РФ предлагается рассмотреть предложение акционерного общества
“Авиастар” о дополнительном привлечении средств для реализации программы
производства самолетов Ту-204, имея в виду направление в течение пяти лет
половины суммы таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость и
акцизов, уплачиваемых при растаможивании грузов на территории аэродрома
акционерного общества “Авиастар”, на развитие лизинга самолетов (30%), на
организацию и развитие таможенной зоны этого аэродрома (10%) и на развитие
реформ в Ульяновской области (10%), предусматривая эти суммы в
установленном порядке в проекте федерального бюджета.
В целях привлечения инвестиций для переоснащения парка самолетов
российских авиакомпаний Правительство РФ в распоряжении от 27 марта 1997
года № 404-р приняло предложение Министерства экономики РФ и Министерства
финансов РФ о поддержке представленного финансово-промышленной группой
“Российский авиационный консорциум” и акционерным обществом “Москоу Авиэйшн
Интернешнл” проекта изготовления и передачи в лизинг 20 самолетов Ту-204 с
двигателями российского производства ПС-90А за счет привлечения иностранных
кредитов. Привлечение кредита зарубежных кредитно-финансовых учреждений
Внешэкономбанком в размере до 150 млн. долларов США под платежную гарантию
Правительства РФ на предусмотренные выше цели признано целесообразным.
В постановлении Правительства РФ № 146 от 2 февраля 1998 года «О
неотложных мерах по повышению эффективности деятельности авиакомпаний
России», касающемся проблемы повышения эффективности деятельности
авиакомпаний России, отмечается, что данная проблема по-прежнему остается
актуальной, так как продолжается уменьшение объемов авиаперевозок и
авиационных работ, выполняемых гражданской авиацией, финансово-
экономическое состояние большинства авиапредприятий является
неудовлетворительным, их инвестиционная активность низка, отсутствуют
реальные сдвиги в области повышения безопасности полетов. В пункте 4
вышеуказанного постановления в целях повышения эффективности деятельности
авиакомпаний “Министерству экономики РФ с участием Федеральной авиационной
службы России предлагается организовать рассмотрение на конкурсной основе
предоставленных авиакомпаниями проектов лизинга воздушных судов
отечественного производства. При проведении конкурса предпочтение отдавать
проектам, предусматривающим взаимные обязательства производителей и
эксплуатантов авиационной техники в соответствии с международными
стандартами, и при необходимости вносить в установленном порядке отдельные
для каждого случая проекты решений Правительства РФ по лизингу воздушных
судов отечественного производства”.
3.3. Лизинг автотранспортных средств
Ряд лизинговых компаний специализируется на поставке российским
предприятиям грузовых автомобилей и автобусов зарубежных производителей на
условиях финансовой аренды. Это направление привлекает внимание
лизингодателей по следующим причинам:
- рентабельность автоперевозок, в том числе и в международном
сообщении, довольно высока и достигает иногда 50%1 , что делает
предприятия, работающие в этой отрасли высококлассными заемщиками,
способными гарантированно отвечать по своим обязательствам;
- российские автотранспортные предприятия заинтересованы в
приобретении автотранспортной техники за рубежом, даже несмотря на ее
высокую стоимость. Это связано с тем, что большинство автомобилей
указанного класса, производимых в России и странах СНГ, не отвечают по ряду
параметров существующим европейским нормам и стандартам, что ограничивает
их использование на территории стран Западной Европы.
Таким образом, образуется своеобразный баланс интересов. Лизинговая
компания получает возможность заключить сделку с надежным клиентом.
Автотранспортные предприятия, занимающиеся доходным бизнесом, но часто не
имеющие возможности единовременно выплатить стоимость техники, получают
возможность получить технику на условиях лизинга и погашать ее стоимость из
выручки от эксплуатации.
Лизинговые компании, специализирующиеся на сдаче в лизинг
автотранспортных средств, выделяют следующие существенные моменты, которые
затрудняют организацию лизинга импортной автотранспортной техники в России:
При таможенном оформлении автотранспортная техника облагается
высокими таможенными пошлинами. Так, грузовые автомобили грузоподъемностью
более 20 тонн (код ТН ВЭД 8704) в соответствии с Приказом
Государственного таможенного комитета “О ставках ввозных таможенных пошлин”
№ 258 облагаются пошлиной в размере 20%. С учетом налога на добавленную
стоимость, также подлежащего уплате на таможне в размере 20%, затраты на
покупку оборудования увеличиваются уже на 44%;
В соответствии с п. 48 “Инструкции о порядке исчисления и уплаты налогов,
поступающих в дорожные фонды” от 15.05.95 № 30 (с изменениями и
дополнениями) налог на приобретение автотранспортной техники, уплачиваемый
лизингодателем при приобретении автотранспорта, составляет 20% от ее
стоимости без учета налога на добавленную стоимость (для прицепов и
полуприцепов ставка налога равна 10%). С учетом этого налога общие затраты
на приобретение автотранспортной техники увеличиваются по сравнению с его
конкретной ценой на 68%;
В соответствии с действующими «Едиными нормами амортизационных отчислений»,
утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 22.10.90 № 1072
импортные автотранспортные средства в основном подпадают под начисление
норм в процентах от стоимости машины на 1000 км пробега при фактическом ее
использовании. В связи с этим возникают затруднения в определении общей
суммы лизинговых платежей, в состав которых должны входить суммы
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14