Как правило, предоставленные органами государственной власти и
управления льготы касаются освобождения (полного или частичного)
лизингодателей, лизингополучателей, кредиторов лизинговых операций от
налогообложения (прибыли, НДС, других налогов и сборов); таможенных
платежей (налогов, пошлин) при импортных, а в перспективе и экспортных
поставках сдаваемого в лизинг оборудования, техники; применения выгодного
для сторон механизма амортизации и учета лизингового имущества.
Одним из первых документов, регламентирующих практику проведения
конкретных лизинговых операций и предоставляющих их участникам определенные
льготы, было постановление Совета Министров СССР от 29 декабря 1990 года №
1369 “О развитии лизинговых операций и деятельности совместной советско-
французско-германской компании “ЕВРОЛИЗИНГ”.
В вышеназванном постановлении речь шла о предоставлении льгот по
операциям лишь одной компании. Для всех остальных действовало указание
Главного управления Государственного таможенного контроля при Совете
Министров СССР от 5 июня 1990 года № 11-38/20 “О пропуске товаров по
лизинговым контрактам”, в соответствии с которым товары, поставляемые в
СССР на условиях долгосрочной аренды (лизинга), рассматривались как
“ввозимые окончательно с представлением оформленной соответствующим образом
грузовой таможенной декларации и уплатой таможенных пошлин и других сборов
и платежей в соответствии с действующими правилами”. На указанные товары не
распространялись льготы, которые были предусмотрены Таможенным кодексом
СССР от 18.06.93, и обязательства об обратном вывозе таможенными
учреждениями не принимались.
Это указание было отменено только спустя четыре года приказом
Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 18 июля 1994
года № 336.
До настоящего времени те льготы, которые были предоставлены
постановлением союзного правительства № 1369 от 29 декабря 1990 года,
оказались уникальными и до сих пор непревзойденными на общероссийском
уровне.
В частности, было предусмотрено, что в процессе осуществления
лизинговых операций с компанией:
- налог на экспорт и импорт и таможенные пошлины со стоимости машин
и оборудования, ввозимых в СССР согласно заключенным лизинговым контрактам,
взимаются в установленном размере в момент перехода права собственности к
советским юридическим лицам с остаточной стоимости оборудования,
исчисленной на момент перехода права собственности;
- советские юридические лица, заключившие контракты на условиях
компенсационного лизинга, имеют преимущественное право на получение
лицензии на вывоз из СССР продукции, поставляемой в счет погашения
задолженности по таким контрактам.
Два последующих распоряжения Правительства Российской Федерации,
содержащие льготы по лизингу, касались авиационных предприятий.
Так, в распоряжении Правительства РСФСР от 17 декабря 1991 года № 159-
р устанавливалось, что в целях безусловного выполнения объединением
“Аэрофлот - Советские авиалинии” обязательств в иностранной валюте по
указанному соглашению любые валютные отчисления в республиканский валютный
резерв РСФСР будут производиться с выручки объединения “Аэрофлот -
Советские авиалинии” в иностранной валюте от эксплуатации этих самолетов за
вычетом затрат на оплату эксплутационных расходов за рубежом и лизинговых
платежей, которые освобождаются на территории РСФСР от налогов и сборов.
Распоряжением от 24 мая 1994 года № 737-р были полностью освобождены
от уплаты таможенных пошлин и налогов самолеты, ввозимые в соответствии с
лизинговым соглашением, заключенным между Аэрофлотом и консорциумом западно-
европейских банков.
В Указе Президента Российской Федерации от 17 сентября 1994 года №
1929 “О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности” в целях
поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, дальнейшего
развития частного бизнеса, повышения эффективности предпринимательской
деятельности в сфере производства, а также учитывая мировой опыт широкого
использования лизинга предусматривалось:
- рассмотреть вопрос о государственной поддержке в 1995 году
создаваемых лизинговых компаний;
- подготовить предложения о возможности предоставления таможенных
льгот при временном ввозе товаров, используемых в лизинговых операциях.
29 июня 1995 года Правительство Российской Федерации приняло
Постановление № 633 “О развитии лизинга в инвестиционной деятельности”,
которым официально была введена только одна льгота. Было указано, что
лизинговые платежи включаются в соответствии с законодательством Российской
Федерации в себестоимость продукции (работ, услуг), произведенной
лизингополучателем.
Государственный таможенный комитет Российской Федерации в письме от
20 июля 1995 года № 01-13/10268 “О таможенном оформлении товаров, временно
ввозимых в рамках лизинговых соглашений” указал на то, что товары,
являющиеся объектом международного финансового лизинга, временно ввозимые
на территорию Российской Федерации, подлежат частичному освобождению от
уплаты таможенных пошлин и налогов. В связи с этим таможенное оформление
данных товаров необходимо производить в соответствии с указанием
Государственного таможенного комитета России от 25 апреля 1994 года № 01-
12/328 с предоставлением частичного освобождения от уплаты таможенных
пошлин и налогов, в котором указывалось, что “применяется полное
освобождение от уплаты таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость,
специального налога и акцизов в случаях временного ввоза (вывоза):
- транспортных средств, используемых для международных транспортных
перевозок пассажиров и товаров, включая запасные части, обычные
принадлежности, контейнеры и другое транспортное оборудование, ввозимые
(вывозимые) вместе с транспортными средствами;
- запасных частей и оборудования, предназначенных для ремонта
временно ввезенных (вывезенных) транспортных средств, используемых для
международных транспортных перевозок пассажиров и товаров;
- профессионального оборудования (за исключением оборудования,
используемого для промышленного производства товаров, транспортировки
товаров, эксплуатации природных ресурсов, строительства, ремонта и
содержания зданий, строений и сооружений, упаковки товаров, землеройных
работ и другого подобного оборудования);
- контейнеров (включая необходимые для данного контейнера
принадлежности и оборудование, ввозимые (вывозимые) вместе с контейнером и
возвращаемые вместе с ним, отдельно или вместе с другим контейнером либо
ввозимые (вывозимые) отдельно и возвращаемые вместе с контейнером);
- поддонов.
При этом предельный срок временного ввоза (вывоза) указанных товаров
составляет один год. В отношении иных товаров, а также в случаях продления
сроков временного ввоза (вывоза) товаров, указанных выше, применяется
частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии
с порядком, установленным вышеназванным указанием: «при частичном
освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов за каждый полный и
неполный календарный месяц уплачивается три процента от суммы таможенных
пошлин и налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары были выпущены
для свободного обращения или вывезены в соответствии с таможенным режимом
экспорта”.
В постановлении Правительства Российской Федерации от 20
ноября 1995 года № 1133 “О внесении изменений и дополнений в Положение о
составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг),
включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке
формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении
прибыли” было пересмотрено ранее действовавшее Положение о составе затрат,
относимых на себестоимость продукции и, соответственно, выводимых из-под
обложения налогом на прибыль. В связи с этим был введен специальный пункт,
согласно которому в себестоимость включаются “проценты по полученным
заемным средствам, включая кредиты банков и других организаций,
используемым субъектами лизинга для осуществления операций финансового
лизинга”. Специалистами это нововведение было оценено положительно,
учитывая, что лизинговые компании, приобретая оборудование в аренду,
неизбежно пользуются долгосрочными банковскими кредитами. Кроме того, на
себестоимость стали относить лизинговые платежи по операциям финансового
лизинга, чтобы стимулировать лизинговую деятельность у самих предприятий -
пользователей оборудования.
Приказом Центрального Банка России от 24 апреля 1996 года № 02-94 “Об
утверждении Положения об изменении видов валютных операций” был несколько
упрощен ранее действовавший порядок проведения валютных операций, связанных
с международным лизингом. В частности, теперь не требуется специального
разрешения Банка России для следующего вида валютных операций:
- переводы резидентами из Российской Федерации иностранной валюты в
счет оплаты страховых взносов (страховых премий) страховщикам-нерезидентам
независимо от страхуемого интереса, а также зачисление на валютные счета
резидентов в уполномоченных банках Российской Федерации сумм в иностранной
валюте в счет оплаты страховых сумм (страхового возмещения) с учетом
требований законодательства Российской Федерации о страховании;
- переводы в Российскую Федерацию иностранной валюты в оплату аренды
арендуемых нерезидентами у резидентов воздушных, морских и речных судов (в
том числе по договорам бербоут-чартера и тайм-чартера), космических
объектов при условии, что арендная плата зачисляется на валютный счет
резидента, открытый в уполномоченном банке в Российской Федерации, не реже
одного раза в 180 дней с момента передачи указанных объектов в аренду
независимо от срока аренды;
- переводы из Российской Федерации иностранной валюты в оплату
арендуемых резидентами у нерезидентов воздушных, морских и речных судов (в
том числе по договорам бербоут-чартера и тайм-чартера), космических
объектов, а также находящегося за пределами Российской Федерации любого
движимого имущества при условии, что передача указанных объектов в аренду
осуществляется не позднее 180 дней с момента перевода иностранной валюты
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14