амортизационных отчислений. А ведь именно амортизационные отчисления
являются основным источником погашения привлеченных лизингодателем средств,
график возврата которых жестко оговаривается.
В целом можно отметить, что стоимость импортных автотранспортных
средств при их ввозе в Россию значительно увеличивается из-за высоких
таможенных платежей и налога на приобретение автотранспортных средств. Это
делает затруднительным их приобретение российскими предприятиями, которые
обычно испытывают недостаток в оборотных средствах. В этой ситуации именно
лизинговая схема, позволяющая погашать стоимость объекта лизинга в течение
нескольких лет, может помочь отечественным предприятиям.
На государственном уровне лизинг автотранспортных средств
регулируется, преимущественно, локальными нормативными актами по отношению
к конкретной сфере производственной деятельности (строительству,
агропромышленному
комплексу, производственной деятельности и т.д.).
Например, в целях улучшения обеспечения предприятий г. Москвы
современными средствами механизации, повышения уровня использования
строительной техники, создания условий по проведению единой технической
политики и в соответствии с Указом Президента РФ от 17 сентября 1994 года №
1929 “О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности”
Правительство г. Москвы 4 июля 1995 года приняло постановление № 582, в
котором принимается предложение Департамента строительства, Департамента
экономической политики и развития г. Москвы, Москомимущества, ряда
строительных предприятий, Мосстройэкономбанка об учреждении открытого
акционерного общества “Лизинговая компания “Ликострой”. Уставный капитал
компании составляет 1,5 млрд. рублей, доля города в уставном капитале –
50%. К основным видам деятельности ОАО “Лизинговая компания “Ликострой”
относятся: оценка хозяйственной деятельности лизингополучателя, в том числе
его платежеспособности; анализ заявок на получение машин и оборудования в
лизинг на их соответствие приоритетным задачам строительного комплекса по
выполнению городского заказа; финансовый и оперативный лизинг строительных
и дорожных машин, механизмов, опалубки, оснастки, средств малой
механизации, транспорта, а также оборудования и механизмов для предприятий
промышленности строительных материалов; сервисные услуги, связанные с
эксплуатацией предмета лизинга; информационные и консультационные услуги по
подбору и использованию предмета лизинга.
В качестве средства государственной поддержки ОАО “Лизинговой компании
“Ликострой” в соответствии с постановлением Правительства РФ от 19 августа
1994 года № 967 “Об использовании механизма ускоренной амортизации и
переоценке основных фондов” рекомендовано применять механизм ускоренной
амортизации основных фондов, сдаваемых в лизинг. Департаменту строительства
предписывается ежеквартально не менее 25% средств, аккумулируемых во
внебюджетном фонде развития производственной базы строительной индустрии,
направлять ОАО “Лизинговая компания “Ликострой” на приобретение машин и
механизмов для нужд строительного комплекса города на условиях льготного
инвестиционного кредита г. Москвы (до 25% от учетной ставки Центрального
Банка Российской Федерации) на срок не менее трех лет.
Во исполнение постановления Правительства г. Москвы от 13
февраля 1996 года № 143 “О предложениях по структурным преобразованиям
промышленности города в целях стабилизации товарного производства”,
предусматривающего участие государства “в формировании рыночной
инфраструктуры промышленного комплекса, составной частью которой являются
организация и распространение лизинговых операций как одной из форм
товарного обращения, а также с целью ускорения обновления парка
оборудования, создания условий по проведению единой технической политики в
промышленности города” Правительство г. Москвы в своем постановлении № 404
от 7 июля 1996 года объявило об учреждении еще одной лизинговой компании
ОАО “Московская лизинговая промышленная компания”, 50% уставного капитала
которой принадлежит городу в лице Москомимущества.
Учитывая важное социально-экономическое значение для города вывода АМО
“ЗИЛ” из кризисного состояния, Правительство г. Москвы приняло 8 октября
1996 года постановление № 845 “О мерах по выводу в 1996 – 1997 годах АМО
“Завод им. И.А. Лихачева” из кризисного состояния”. Данным постановлением
был утвержден антикризисный бизнес-план, предусматривающий увеличение
выпуска современной конкурентоспособной продукции, отвечающей потребностям
городского хозяйства, снижение издержек, реструктуризацию производственных
мощностей, привлечение дополнительных денежных средств от продажи и сдачи в
аренду высвобождаемых объектов недвижимости и земельных участков и
позволяющий АМО “ЗИЛ” в середине 1997 года выйти на безубыточную работу.
Приложением № 1 к вышеуказанному постановлению утверждена Программа
поставок в 1996 – 1997 годах автомобильной техники АМО “ЗИЛ” для нужд
городского хозяйства г. Москвы, в которой предписывается поставить ОАО
“Лизинговая компания “Ликострой” автомобили ЗИЛ 5301 в количестве 100 штук.
Было принято решение внести предложение в Московскую городскую Думу о
включении в перечень категорий плательщиков, освобождаемых от уплаты налога
на приобретение автотранспортных средств, юридические лица, расположенные
на территории г. Москвы и приобретающие автомобильную технику, выпускаемую
АМО “ЗИЛ”.
«Примеру столичных властей последовали Администрация Нижнего Новгорода
и Фонд поддержки малого предпринимательства Нижегородской области. Под их
руководством был проведен первый лизинговый аукцион по продаже автомобилей
АО “ГАЗ”. В ходе торгов было продано 15 лотов. Срок предоставления
автомобилей в лизинг составил один или два года. Все лоты были проданы по
цене, превышающей стартовую в среднем в два раза. Планируется проводить
лизинговые аукционы с периодичностью примерно один раз в три недели. До
конца года на конкурс предполагается выставить 200 – 300 машин».1
Проблема таксомоторного обслуживания пассажиров в Москве ввиду острого
дефицита надежных и комфортабельных отечественных и высокой стоимости
зарубежных автомобилей вызвала необходимость привлечения промышленного
потенциала города к ее решению. В распоряжение Премьера
Правительства
г. Москвы от 25 ноября 1996 года № 1127-РП предлагалось организовать
изготовление в Москве специальных автомобилей – такси по технологии фирмы
“Metrokab (UK) Ltd” “с последующей передачей их в лизинг московским
таксомоторным паркам, а также других модификаций автомобилей для
медицинской помощи, ритуальных услуг и т.д.”. Департаменту поддержки и
развития малого предпринимательства совместно с Департаментом экономической
политики и развития г. Москвы, Департаментом внешних связей, Московской
лизинговой компанией предписывалось проработать вопрос с российскими и
иностранными банками о привлечении кредитных ресурсов для обеспечения
производства и передачи в лизинг выпускаемых автомобилей таксомоторным
паркам и другим лизинополучателям Москвы.
Во исполнение вышеуказанного распоряжения Премьера Правительства
Москвы было принято постановление Правительства г. Москвы от 13 мая 1997
года № 342 “О создании Открытого акционерного общества “Москэб”,
учредителями которого являлись: АООТ “Тушинский машиностроительный завод”
(30 млн. рублей – 30%); Правительство Москвы (19 млн. рублей – 19%);
Московская лизинговая компания (11 млн. рублей – 11%); Metrokab LH Ld (40
млн. рублей – 40%).
3.4. Развитие лизинговых отношений на морском транспорте
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 3 декабря 1992
года № 1513 “О мерах по возрождению торгового флота России” Правительство
Российской Федерации в своем распоряжении от 21 марта 1992 года № 534-р
приняло предложение Комитета рыбного хозяйства при Министерстве сельского
хозяйства России о развитии лизинговых операций с целью приобретения
рыболовецких судов, построенных за рубежом. В данном распоряжении была
установлена льгота для лизингополучателей рыболовецких судов: они
освобождались в 1992 году от обязательной продажи в Республиканский
валютный резерв Российской Федерации валютной выручки от реализации на
экспорт производимой ими рыбной продукции при условии, что валютная выручка
будет использоваться на расчеты по лизингу и приобретение материально-
технического обеспечения рыболовецких судов. Министерству экономики России
и Министерству сельского хозяйства России при установлении и распределении
общереспубликанской квоты экспорта на рыбную продукцию было рекомендовано
учитывать, начиная с 1993 года, необходимость внесения лизингополучателями
арендной платы за лизинг рыболовецких судов.
Что касается дальнейшего развития лизинговых отношений в области
рыболовецкого хозяйства, то в приказе Роскомрыболовства от 18 июля 1994
года № 114 “О внесении дополнений в Положение о порядке выдачи разрешений
на строительство, приобретение, аренду и переоборудование рыбопромысловых,
научно-исследовательских, поисковых и рыбоохранных судов” отмечалось, что
практика применения Положения показала следующее: “в настоящее время одним
из основных способов приобретения рыбопромысловых судов является
долгосрочная аренда на условиях бербоут-чартера с последующим переходом
права собственности и договор лизинга судов”.
Стимулом для развития лизинговых отношений на морском транспорте
послужило письмо Департамента морского транспорта Министерства транспорта
России от 5 мая 1994 года № ДМТ-35/790, утвердившее Инструкцию по составу
затрат, включаемых в себестоимость перевозок (работ, услуг) предприятий
основной эксплутационной деятельности морского транспорта”, в которой
оплата услуг банков по осуществлению в соответствии с заключаемыми
договорами лизинговых операций включалась в себестоимость перевозок (работ,
услуг) предприятий основной экономической деятельности морского транспорта.
Это условие можно отнести к разряду налоговых льгот по операциям лизинга
для предприятий морского транспорта, так как оплата услуг банков в
соответствии с договором лизинга относится не на прибыль, а на
себестоимость продукции предприятий морского транспорта, что,
соответственно, снижает налогооблагаемую прибыль.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14