(работ, услуг) по цене не выше фактической себестоимости, с 01.01.99
утратили силу. Поскольку для целей налогообложения цена товара будет
определяться теперь вне зависимости от его фактической себестоимости
(термин "себестоимость" вообще не употребляется в части первой Кодекса), а
только исходя из цены, указанной в сделке.
4) Пункт 5 ст.2 Закона РФ от 21.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль
предприятий и организаций". В этом пункте также содержаться положения,
определяющие налогооблагаемую базу при реализации продукции (работ, услуг)
по цене не выше фактической себестоимости, но применительно к налогу на
прибыль предприятий и организаций. Данные положения также прекращают свое
действие с 01.01.99.
Дополнительные разъяснения:
а) Все другие нормативные акты, не вошедшие в перечень утративших
силу, должны быть приведены в соответствие с частью первой Кодекса, а до
тех пор действуют в части не противоречащей ей.
Можно привести следующий пример. Как известно в соответствии с п.9
ст.7 Закона РСФСР от 21.03.91 N 943-1 (ред.16.11.97) "О государственной
налоговой службе РСФСР" налоговые органы вправе взыскивать в бесспорном
порядке с предприятий и организаций недоимки по налогам. На основании
данной нормы в настоящее время сложилась практика взыскания налоговыми
органами в бесспорном порядке недоимок по налогам в результате так
называемой бесспорной квалификации сделок. Что бы была более понятна суть
проблемы приведу пример.
Между налогоплательщиком и третьим лицом (физическим лицом) заключен
договор купли-продажи. Естественно такой договор не порождает обязанности
уплаты взносов в Пенсионный фонд РФ с доходов физических лиц. Но если в
результате проверки налоговые органы сочтут, что в действительности под
видом договора купли-продажи был заключен договор подряда (заказчик должен
перечислить в Пенсионный фонд РФ страховые взносы с суммы, уплаченной
физическому лицу (подрядчику) по такому договору), то они вправе
переквалифицировать данную сделку и произвести бесспорное взыскание
недоимки.
В соответствии же с п.1 ст.45 части первой Кодекса взыскание налога с
организации не может быть произведено в бесспорном порядке, если
обязательство об уплате налога основано на изменении налоговым органом
юридической квалификации сделок, заключенных налогоплательщиками с третьими
лицами.
Таким образом с момента введения в действие части первой Кодекса
положения п.9 ст.7 Закона РСФСР "О государственной налоговой службе РСФСР"
будут применяться в части, не противоречащей п.1 ст.45 Налогового кодекса,
до приведения их в соответствие.
б) В тех случаях, когда частью первой Кодекса предусматривается, что
тот или иной вопрос должен регулироваться только федеральным законом, то до
его принятия действуют изданные до введения в действие части первой Кодекса
нормативные акты Президента и Правительства РФ.
в) Некоторые положения части первой Кодекса содержат ссылки на главы
еще не принятой второй части Налогового кодекса. Так п.14 ст.40 отсылает к
такой главе второй части Кодекса, как "Налог на прибыль (доход)
организаций". Статьи 41 и 42 части первой Кодекса содержат ссылки к главам
- "Подоходный налог с физических лиц", "Налог на прибыль (доход)
организаций", "Налог на доходы от капитала". В соответствии со ст.4
Вводного закона до принятия второй части Кодекса, которая будет содержать
указанные главы, данные ссылки приравниваются к ссылкам на действующие
законы о конкретных налогах.
г) В соответствии со ст.9 Вводного закона, те филиалы и
представительства российских юридических лиц, которые являются
налогоплательщиками некоторых видов налогов, самостоятельно перечисляют
налоги и сборы, подлежащие уплате на 01.01.1999. Если же у филиала или
представительства российского юридического лица на 01.01.1999 останется
неисполненные обязанности по налоговым платежам, то они с 01.01.1999
переходят к юридическим лицам, создавшим их.
И наконец-то в части первой Кодекса четко определено, что следует
считать моментом уплаты налога - момент предъявления в банк поручения на
уплату соответствующего налога (п.2 ст.45). До настоящего времени сложилась
практика, по которой моментом исполнения обязанности по уплате налога
являлся момент поступления средств в бюджет. Какие это причиняло неудобства
налогоплательщикам, особенно при трудностях с расчетами через банки,
объяснять не надо.
3. Общие определения
Налоги - обязательные и безэквивалентные платежи, уплачиваемые
налогоплательщиками в бюджет соответствующего уровня и государственные
внебюджетные фонды на основании федеральных законов о налогах и актах
законодательных органов субъектов Российской Федерации, а также по решению
органом местного самоуправления в соответствии с их компетентностью.
Налоговая система - совокупность предусмотренных налогов и обязательных
платежей, взимаемых в государстве, а также принципов, форм и методов
установления, изменения, отмены, уплаты, взимания, контроля.
Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах
государства, которыми устанавливаются конкретные методы построения и
взимания налогов, т.е. определяются элементы налога.
К ним относятся:
а) субъект налога или налогоплательщик - лицо, на которое законом
возложена обязанность уплачивать налог. Однако через механизм цен
налоговое бремя может перекладываться на другое лицо поэтому
рассматривают и
б) носитель налога - лицо, которое фактически уплачивает налог;
в) объект налога - доход или имущество, с которого начисляется налог
(заработная плата, ценные бумаги, прибыль, недвижимое имущество, товары
и т.д.);
г) источник налога - доход, за счет которого уплачивается налог;
д) ставка налога - важный элемент налога, который определяет
величину налога на единицу обложения (денежная единица дохода, единица
земельной площади, единица измерения товара и т.д.).
Различают, твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные
налоговые ставки.
1. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу
обложения, независимо от размеров дохода (например, на тонну нефти или
газа).
2. Пропорциональные - действуют в одинаковом процентном отношении к
объекту налога без учета дифференциации его величины (например,
действовавший в СССР до 1 июля 1990 г. налог на заработную плату в размере
13 %) .
3. Прогрессивные - средняя ставка прогрессивного налога повышается по
мере возрастания дохода. При прогрессивной ставке налогообложения
налогоплательщик выплачивает не только большую абсолютную сумму дохода, но
и большую его долю.
4. Регрессивные - средняя ставка регрессивного налога понижается по
мере роста дохода. Регрессивный налог может приносить большую абсолютную
сумму, а может и не приводить к росту абсолютной величины налога при
увеличении доходов.
В общих чертах видно, что прогрессивные налоги - это те налоги, бремя
которых наиболее сильно давит на лиц с большими доходами, регрессивные
налоги наиболее тяжело ударяют по физическим и юридическим лицам,
обладающим незначительными доходами.
По платежеспособности налоги классифицируют на прямые и косвенные.
Прямые налоги прямо взимаются с субъекта налога (подоходный налог с
населения, подоходный налог с предприятий, корпораций, организаций, налоги
в фонд социального страхования и т.д.). Прямые налоги прямо пропорциональны
платежеспособности.
Косвенные налоги - это налоги на определенные товары и услуги.
Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене. Виды косвенных налогов:
налог на добавленную стоимость (охватывает широкий диапазон продукции),
акцизы (облагается относительно небольшой перечень избранных товаров),
таможенные пошлины.
Налоги могут взиматься следующими способами:
1) кадастровый - (от слова кадастр - таблица, справочник) когда
объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку.
Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники.
Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод
характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта.
Примером такого налога может служить налог на владельцев транспортных
средств. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного
средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или
простаивает.
2) на основе декларации Декларация - документ, в котором
плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной
чертой такого метода является то, что выплата налога производится после
получения дохода и лицом получающим доход. Примером может служить налог
на прибыль.
3) у источника Этот налог вносится лицом выплачивающим доход.
Поэтомy оплата налога производится до получения дохода, причем получатель
дохода получает его уменьшенным на сумму налога. Например подоходный
налог с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или
организацией, на которой работает физическое лицо. Т.е. до выплаты,
например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в
бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.
Сyществyют два вида налоговой системы: шедyлярная и глобальная.
В шедyлярной налоговой системе весь доход, получаемый
налогоплательщиком, делится на части - шедyлы. Каждая из этих частей
облагается налогом особым образом. Для разных шедyл могут быть установлены
различные ставки, льготы и другие элементы налога, перечисленные выше.
В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических
лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и
упрощает планирование финансового результата для предпринимателей.
Глобальная налоговая система широко применяется в Западных государствах.
4. Функции налогов
Регулирующая. Государственное регулирование осуществляется в двух
основных направлениях: - регулирование рыночных, товарно-денежных
отношений. Оно состоит главным образом в определении "правил игры", то
есть разработка законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8