Налогообложение предприятий

себестоимость продукции (работ, услуг), учитываемой при налогообложении

прибыли. Для принятия к зачету товарно-материальные ценности должны быть не

только оплачены поставщиком, но и оприходованы в бухгалтерском учете.

Итак, экономическая ситуация в Российской Федерации изменилась.

Накапливать на складах товары стадо невыгодно. Это означает омертвлять

капитал и снижать оборачиваемость ресурсов, не говоря уже о дополнительных

расходах на хранение. Изменился еще раз и механизм взимания НДС.

Последовательно осуществляя поддержку малого бизнеса, наше государство

освободило от уплаты НДС граждан, занимающихся предпринимательской

деятельностью без образования юридического лица. Это было сделано еще до

предоставления им возможности уплачивать единый налог и вести упрощенную

систему учета и отчетности.

Очень важен подход к НДС при строительстве жилых домов, который на

протяжении последних лет несколько раз менялся. Речь идет о налоговой

льготе при жилищном строительстве, которая то вводилась, то отменялась, то

снова вводилась, то урезалась частично и т. д. Фискальные интересы казны в

этом отношении вступили в противоречие с одной из самых острых социальных

проблем населения. В момент, когда пишутся эти строки, действует льгота на

жилищное строительство, финансируемое за счет бюджета при ведении

строительными организациями раздельного бухгалтерского учета по бюджетным и

коммерческим объектам.

2.Акцизы

Важным видом косвенных налогов стали акцизы, раньше в нашей стране

почти не применявшиеся. Их роль, только в значительно большем объеме,

выполнял налог с оборота. Во всех странах мира на особо высокорентабельные

товары устанавливаются акцизные сборы для изъятия в доход бюджета некоторой

части получаемой производителями таких товаров сверхприбыли.

Плательщиками акцизов являются производящие и реализующие подакцизные

товары предприятия и организации. С 1997 г. плательщиками акцизов могут

быть не только юридические, но и физические лица. Закон РФ "Об акцизах"

распространен на граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью

без образования юридического лица. Введение акцизов совпало, как и вся

налоговая реформа, с либерализацией цен. В связи с этим акцизы

устанавливаются не в сумме на единицу изделия, как в большинстве стран, а

методом процентных надбавок к розничной цене товаров. Подакцизными являются

алкогольные напитки, табачные изделия, легковые автомобили, ювелирные

украшения из золота, платины, серебра, нефть, газ и некоторые виды

минерального сырья. В общем достаточно обычный для мировой практики набор

товаров, чья розничная цена в силу потребительских свойств существенно

превышает себестоимость. В 1993—1995 гг. в ряду подакцизных товаров

происходили заметные изменения. Были отменены акцизы на продовольственные

товары, на которые они были установлены. Естественно, это не относится к

алкогольным напиткам. В сочетании с налогом на добавленную стоимость акцизы

на такие продукты, как шоколад, икра, ценные породы рыб и некоторые другие

морепродукты, способствовали резкому росту розничных цен на них. Для

компенсации выпадающих доходов вводились акцизы на некоторые другие товары,

например, на малотоннажные грузовые автомобили. С 1996 г. направление

налоговой политики ведет к общему сокращению видов подакцизных товаров.

Отменены акцизы на изделия из хрусталя, меховую и кожаную одежду,

грузовики.

Объектом налогообложения служат обороты по реализации подакцизных

товаров. Для определения облагаемого оборота берется стоимость реализуемых

изделий, исчисленная исходя из цен реализации без учета налога на

добавленную стоимость. Акцизами не облагаются товары, идущие на экспорт (за

пределы стран СНГ). Если организация реализует на экспорт товары,

приобретенные ею с акцизами, то суммы акцизов возвращаются налоговыми

органами. Возврат производится при предъявлении грузовой таможенной

декларации со штампом таможни "выпуск разрешен".

Перечень подакцизных товаров и ставки акцизов на них устанавливаются

Правительством Российской Федерации[14].

|Виды подакцизных товаров |В процентах к стоимости |

| |товаров по отпускным |

| |ценам без учета акцизов |

| | или в рублях и копейках |

| |за единицу измерения |

|Спирт этиловый из всех видов сырья |12 (14[15]) руб. за 1 |

| |литр |

|Спирт этиловый, отпускаемый медицинским | 8 (9) руб. за 1 |

|и ветеринарным учреждениям, аптечной сети|литр |

|и предприятиям для производства | |

|лекарственных средств и изделий | |

|медицинского и ветеринарного назначения | |

|по представлению Министерства | |

|здравоохранения Российской Федерации и | |

|Министерства сельского хозяйства и | |

|продовольствия Российской Федерации | |

|в пределах общих квот потребления спирта | |

|по согласованию с Министерством | |

|экономики Российской Федерации | |

|Алкогольная продукция, за исключением | 50 (55) руб. за 1 |

|вин, слабоалкогольных напитков с объемной|литр безводного |

|долей этилового спирта до 9 процентов | (стопроцентного) |

|включительно, а также виноградных, | этилового |

|плодовых и медовых напитков и |спирта, содержащегося |

|ликероводочных изделий с объемной долей |в подакцизных товарах |

|этилового спирта до 25 | |

|процентов включительно; спиртосодержащая | |

|продукция в соответствии со статьей 1 | |

|настоящего Федерального закона | |

|Ликероводочные изделия, виноградные, |40 (44) руб. за 1 |

|плодовые и медовые напитки с объемной |литр безводного |

|долей этилового спирта до 25 процентов | (стопроцентного) |

|включительно, за исключением шипучих и | этилового |

|газированных |спирта, содержащегося |

| |в подакцизных товарах |

|Вермуты и вина, за исключением |22 руб. 50 коп. (25 руб.) |

|натуральных, игристых, шампанских, |за 1 литр |

|шипучих и газированных |безводного (стопроцентного|

| |) этилового |

| |спирта, содержащегося |

| |в подакцизных товарах |

|Вина шампанские и вина натуральные | 6 (7) руб. за 1 литр |

|игристые, шипучие и газированные | |

|Вина, винные и другие напитки шипучие | 8 руб. за 1 литр |

|и газированные (за исключением вин | |

|натуральных игристых, шипучих и | |

|газированных), разлитые в стеклянную тару| |

|емкостью 0,5 литра и более | |

|Вина натуральные, слабоалкогольные | 2 руб. 40 коп.(2р. 50 |

|напитки с объемной долей этилового спирта|коп.) за 1 литр |

|до 9 процентов включительно (за | |

|исключением газированных и шипучих | |

|напитков, разлитых в стеклянную тару | |

|емкостью 0,5 литра и более) | |

|Пиво |60 (70) коп. за 1 литр |

|Табачные изделия: | |

|табак трубочный, за исключением | 140 (154) руб. за 1 кг |

|табака трубочного по ГОСТу | |

|табак трубочный по ГОСТу |13 руб. 50 коп. (15 РУБ.) |

| |за 1 кг |

|табак курительный, за исключением | 60 (66) руб. за 1 кг |

|табака, используемого в качестве сырья | |

|для производства табачной продукции | |

|сигары, за исключением сигар по ГОСТу |3 (3) руб. за 1 штуку |

|сигары по ГОСТу |1 (1) руб. за 1 штуку |

|сигариллы, сигареты с фильтром длиной |25 (27 руб. 50 коп.) руб.|

|свыше 85 мм |за 1000 штук |

|сигареты с фильтром, за исключением | 17 (19) руб. за 1000 штук|

|сигарет длиной свыше 85 мм и сигарет 1, | |

|2, 3 и 4-го классов по ГОСТу | |

|сигареты с фильтром 1, 2 и 3-го классов |12 (13) руб. за 1000 штук |

|по ГОСТу | |

|сигареты с фильтром 4-го класса по ГОСТу |8 (9) руб. за 1000 штук |

|сигареты без фильтра |6 руб. (6 руб. 50 коп.) |

| |за 1000 штук |

|папиросы 1-го класса |4 руб. (4 руб. 50 коп.) за|

| |1000 штук |

|Ювелирные изделия |15 (15) процентов |

|Бензин автомобильный с октановым числом |290 руб. за 1 тонну |

|до "80" включительно | |

|Бензин автомобильный с иными |370 руб. за 1 тонну |

|октановыми числами | |

|Автомобили легковые с рабочим | 10 (10) процентов |

|объемом двигателя более 2500 куб. см | |

| Ставка применяется по товарам, | |

|отгруженным с 18 февраля 1998 года. | |

Как видим, вторая часть Налогового Кодекса идет на дальнейшее

ужесточение и политики по подакцизным товарам.

Как и другие налоги, акцизы являются мощным рычагом регулирования

экономики, обращаться с которым следует очень осторожно и умело, по

возможности прогнозируя последствия производимых изменений. Так, всем

понятно, к чему привело в середине 90-х гг. увеличение акциза на

алкогольную продукцию. Акциз был увеличен, казалось бы, совсем

незначительно, всего на 5%: с 85 до 90%. Однако последствия оказались

весьма серьезными, причем и финансовые, и общеэкономические, и социальные.

Рост акцизов вызвал мгновенное увеличение цен на отечественную алкогольную

продукцию. Далее спрос на нее упал, сначала магазины, а затем и предприятия

стали затовариваться, на большинстве из них производство остановилось.

Борцы с алкоголизмом, сохранившиеся еще с кампанейщины 80-х гг., могли бы

порадоваться, но образовавшаяся "ниша" была немедленно заполнена. В

коммерческие киоски крупных городов хлынул поток дешевых, но

недоброкачественных спиртных напитков из-за рубежа, заполнивших рынок. Итог

повышения акцизов — произошло заметное снижение налоговых доходов вместо

ожидавшегося понижения. Сказалось падение прибыли на ликеро-водочных

заводах, у них усугубилось финансовое положение. Потребители получили

низкосортную продукцию. Деньги стали уходить за рубеж, на ее покупку. Нужно

сказать, что правительство сориентировалось в обстановке очень оперативно,

понизив акциз до прежнего уровня.

Заключение

Замена Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской

Федерации" Налоговым Кодексом РФ отнюдь не означает коренной ломки системы.

Мы не можем отбросить мировой опыт, а российские налоги базируются именно

на нем. Адекватность налогов России и налогов других развитых стран создает

необходимые предпосылки для интеграции нашей экономики в мировую, для

избежания двойного налогообложения при взаимных инвестициях капитала, для

создания совместных предприятий и осуществления совместных проектов. Учет

специфических особенностей и традиций России совершенно необходим, но он

отнюдь не подразумевает особого пути экономического развития страны.

Нужно более четко, чем в настоящее время, определить взаимоотношения

государственной налоговой службы и налогоплательщиков, снять с налоговых

инспекций не свойственные им функции толкования налоговых законов, которые

им приходится вынужденно брать на себя, зато придать им отсутствующие

сегодня функции разъяснительной работы с налогоплательщиками, включая

консультации по налоговым вопросам, проведение лекционных и семинарских

занятий, снабжение специальной литературой. Эта работа, которая пока

проводится лишь в инициативном порядке, должна стать неотъемлемой частью

государственной налоговой политики.

Налоговый кодекс Российской Федерации в значительной части должен

стать законом прямого действия. Это касается прежде всего обеспечения

прав и обязанностей участников налоговых отношений, единства и ясности, с

точки зрения терминов и понятий, установления процедур и механизмов

исполнения налогового обязательства, проведения налоговых проверок,

обжалования решений контролирующих органов. Все статьи Налогового Кодекса

не должны противоречить друг другу и основному документу - Конституции

Российской Федерации. Кроме того, Налоговый кодекс должен быть

“очеловечен”, так как в демократическом государстве новые нормативные

документы не должны ухудшать положение граждан, в частности

налогоплательщиков, в обществе.

В процессе доработки необходимо рассмотреть и решить такие

концептуальные вопросы, как :

- каким образом и по каким этапам должны решаться основные задачи

реформирования налоговой системы;

- направления и основные формы, этапы развития налогового федерализма,

проблемы единства налоговой системы Российской Федерации;

- определение круга проблем, которые должен решать и определять

Налоговый кодекс как нормативно-правовой акт, его соотношение с другими

законодательными и подзаконными актами в области налогообложения;

- место и значение налогового законодательства и налогового права в

общей системе законодательства;

- роль Кодекса в формировании и развитии рыночных отношений в стране.

Литература

1. «Финансы». Под ред. А.М. Ковалевой. – М., «Финансы и статистика»,

1998 г.

2. «Финансы предприятий». Под ред. Н.В. Колчиной. – М., «Финансы»,

1998 г.

3. Савицкая Г.В. «Анализ хозяйственной деятельности предприятий».-

Минск, 1998 г.

4. «Единый налог на вмененный доход. Расчет и уплата». Под ред.

Тапейцина А.С. – М. «Приор», 1999 г.

5. Налоговый кодекс Российской Федерации. Интернет-сервер "АКДИ

Экономика и жизнь".

6. CONSECO. (http://www.conseco.ru)

Статьи:

7. Налоговая реформа 5.10.98 Эксперт N37

8. Без названия. Инесса Славутинская, Ирина Квателадзе 5.10.98 Профиль

N36

9. Борис Федоров предлагает ударить по кризису законом Дмитрий

ДОКУЧАЕВ

23.09.98 Известия N178

10. Налоговая реформа в России запоздала на четыре года 29.08.98

Сегодня N191

-----------------------

[1] Федеральный закон от 31.06.98 N 147-ФЗ "О введении в действие

части первой Налогового кодекса Российской Федерации"

[2] Ст. 23, ч. I НК РФ

[3] Статьи 12, 13, 14, 15 вводятся в действие со дня введения в

действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации. -

Федеральный закон от 31.07.98 N 147-ФЗ.

[4] Ст. 13 ч. I НК РФ.

[5] Ст. 14 ч. I НК РФ.

[6] При введении в действие налога на недвижимость прекращается

действие на территории соответствующего субъекта Российской Федерации

налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и

земельного налога.

[7] Ст. 15 ч. I НК РФ.

[8] Положение утверждено Постановлением Правительства Российской

Федерации от 5 августа 1992 г. №552.

[9] Ст. 335 ч. II НК РФ

[10] См. Письмо Правительства РФ от 7 сентября 1998 года №4435п – П5

[11] См. Письмо Правительства РФ от 7 сентября 1998 года №4435п – П5

[12] Федеральный Закон «О едином налоге на вмененный доход для

определенных видов деятельности»

[13] При оформлении документов на товары (работы, услуги), не

подлежащие обложению НДС, на них ставится штамп или делается надпись "Без

налога на добавленную стоимость"

[14] Приказ от 14 августа 1998 г. N бф-3-03/185 об утверждении

инструкции государственной налоговой службы российской федерации от

10.08.98 n 47 «О порядке исчисления и уплаты акцизов"

[15] В скобках указаны цифры акцизов из второй части НК РФ

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты