30%:
«Налоговая ставка устанавливается, если иное не предусмотрено другими
частями настоящей статьи, в размере 30 процентов, в том числе ставка налога
на прибыль (доход), зачисляемого в федеральный бюджет составляет 11
процентов, а в бюджеты субъектов Российской Федерации - не свыше 19
процентов.
По доходам иностранных организаций:
1) от источников в Российской Федерации, если такие доходы не связаны
с деятельностью в Российской Федерации через постоянное
представительство, к которым применяется часть первая настоящей
статьи, кроме доходов от фрахта, налоговая ставка устанавливается в
размере 20 процентов. Положения настоящей части не распространяются
на доходы в виде процентов или дивидендов (статья 60 настоящего
Кодекса), подлежащие налогообложению в порядке, предусмотренном
главой 31 настоящего Кодекса;
2) от использования, содержания или сдачи в аренду (фрахта) судов,
самолетов или других транспортных средств или контейнеров (включая
трейлеры и вспомогательное оборудование, необходимое для
транспортировки) в связи с осуществлением международных перевозок,
налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов.»[9]
Отдельные виды прибыли, получаемой юридическими лицами, облагаются
особо. Так, прибыль от дивидендов, полученных по акциям, облигациям и иным
ценным бумагам, выпущенным в Российской Федерации, облагается по ставке
15%. Этот размер ставки применяется к прибыли от долевого участия в других
предприятиях, созданных на территории Российской Федерации.
Доходы от игорного бизнеса, включая игровые автоматы, облагаются по
ставке 90%, прибыль видео салонов — 70%.
Закон "О налоге на прибыль предприятий и организаций" предусматривает
большое количество налоговых льгот. Это подвергается нападкам, частично
справедливым, со стороны авторов проекта Налогового Кодекса РФ. Мы
рассмотрим здесь только льготы, установленные федеральным
законодательством. Но представительные органы субъектов Федерации могут
вводить свои налоговые льготы в части, поступающей в их бюджеты. Льготы не
могут предоставляться отдельным конкретным налогоплательщикам. Их можно
применить только к категориям предприятий исходя из приоритетов
экономического и социального развития регионов. В этом отношении российское
законодательство переняло, хотя и не сразу, американский опыт.
Итак, пока в соответствии с требованиями части второй Налогового
Кодекса льготы не отменены, облагаемая прибыль уменьшается на суммы:
• направленные на финансирование капитальных вложений
производственного назначения в отраслях материального производства и в
жилищное строительство во всех отраслях;
• в размере 30% от капитальных вложений на природоохранные
мероприятия;
• затрат предприятий на содержание находящихся на их балансе
учреждений здравоохранения, народного образования, культуры и спорта,
детских дошкольных учреждений, детских лагерей отдыха, домов престарелых и
инвалидов, жилищного фонда, а также затрат при долевом участии в содержании
данных объектов.
Следует иметь в виду, что затраты принимаются — не полностью по
фактическим расходам, а в соответствии с нормативами, утвержденными
местными органами государственной власти:
• взносов на благотворительные цели в пределах 5% облагаемой налогом
прибыли;
• направленные государственными предприятиями на погашение
государственного целевого кредита.
Кроме этого, льготируется основная деятельность государственных
предприятий связи и образовательных учреждений.
Ставка налога на прибыль уменьшается в два раза, если на предприятии
инвалиды и пенсионеры составляют не менее 70% среднесписочной численности.
Для предприятий, находящихся в собственности общественных организаций
и объединений, творческих союзов, благотворительных фондов,
налогооблагаемая прибыль снижается на сумму, направленную на осуществление
их уставной деятельности. Эта льгота не относится к политическим партиям и
движениям, профессиональным союзам.
С 1996 г. освобождается от налога прибыль средств массовой информаций
за исключением прибыли, полученной от публикации рекламы и эротической
продукции.
Если предприятие по данным годового бухгалтерского отчета получило
убыток, то освобождается от уплаты налога часть прибыли, направленная на
его покрытие в течение последующих пяти лет при условии полного
использования на эти цели средств резервного фонда.
Но при этом не учитываются убытки, возникшие в результате сокрытия или
занижения прибыли, а также убытки, полученные до 1 января 1996 г. в
результате превышения фактических расходов на оплату труда по сравнению с
их нормируемой величиной, убытки, полученные от превышения норм и
нормативов, установленных законодательством РФ по учету затрат, включаемых
в себестоимость продукции (работ, услуг), учитываемых при расчете
налогооблагаемой прибыли.
С 1997 г. предоставлена налоговая льгота товариществам — собственникам
жилья, жилищно-строительным кооперативам по уменьшению налогооблагаемой
прибыли на суммы, направленные на обслуживание и ремонт жилья и нежилых
помещений, инженерное оборудование жилых домов.
Значительные льготы по налогу на прибыль предоставляются малому
бизнесу. При введении в действие Закона "О налоге на прибыль предприятий и
организаций" было предусмотрено, что помимо общих льгот в первые два года
после регистрации не уплачивают налог малые предприятия по производству и
переработке сельскохозяйственной продукции, производству товаров народного
потребления, строительные, ремонтно-строительные и по производству
строительных материалов при условии, если выручка от указанных видов
деятельности превышает 70% общей суммы выручки от реализации продукции
(работ, услуг).
С 1994 г. малые предприятия освобождены от обязанности вносить
авансовые платежи. Они рассчитываются с бюджетом по фактическим квартальным
результатам, что в условиях инфляции является заметной налоговой льготой.
2. Единый налог на вмененный доход
В основе одного из базовых принципов, заложенных в основе инициатив
Правительства России по структурной перестройке налоговой системы, стала
идея о снижении налогового бремени на реальный сектор экономики и его
перераспределение в сторону сферы потребления.
Реализация этого принципа на практике подразумевает (в числе прочих
мероприятий) усиление налогового администрирования и расширение
налогооблагаемой базы в первую очередь за счет распространения зоны
налогового контроля на тысячи субъектов хозяйственного оборота, которые
сегодня осуществляют предпринимательскую деятельность в тех сферах, где
происходит оборот "живых" денег, налоговый контроль затруднён и где в
рамках классического налогообложения не удаётся обеспечить высокого
коэффициента собираемости.
В соответствии с Федеральным законом от 31.07.98 № 148-ФЗ "О едином
налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" организации
и индивидуальные предприниматели, занимающиеся бизнесом в сфере розничной
торговли, общественного питания, транспортного и бытового обслуживания
населения переводятся на уплату единого налога на вмененный доход для
определенных видов деятельности. Нормы федерального законодательства о
едином налоге на вменённый доход являются рамочными.
Единый налог на вмененный доход относится к компенсирующим налоговым
мерам (причем, в первую очередь, для формирования местных бюджетов), он
вводится в действие нормативными актами законодательных (представительных)
органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Этими
нормативными актами определяются конкретные виды деятельности, результаты
от занятия которыми будут облагаться единым налогом с вмененного дохода,
базовая доходность физических показателей и иные показатели, необходимые
для определения размера единого налога, налоговые льготы, порядок и сроки
уплаты единого налога.
Значимость единого налога не ограничивается его ролью только
компенсационного механизма.
По прогнозам Министерства РФ по налогам и сборам поступления в
бюджетную систему от единого налога на вменённый доход составят 12,5 млрд.
рублей (в том числе от организаций 10,9 млрд. рублей и от индивидуальных
предпринимателей – 1,6 млрд. рублей).
Налог на вменённый доход должен составить почти 2 % от всех
поступлений налогов и сборов в консолидированный бюджет. В том числе в
территориальные бюджеты более 3 %. В частности в бюджет города Москвы
планируется поступление от этого налога более 1 млрд. рублей, в бюджет
города Санкт-Петербург – почти 500 млн. рублей.
Помимо компенсирующей функции налог на вмененный доход должен стать
действенным средством для усиления налогового администрирования, поскольку
предусматривает систему свидетельств и механизм предварительной уплаты.
Сегодня законы о едином налоге на вменённый доход приняты в 35
субъектах Российской Федерации. В 17 из них налог введён с 1 января, в 14 –
должен вступить в действие с 1 апреля. В 2 субъектах налог должен вступить
с 1 июля, а ещё в 2 с 1 января 2000 года. В остальных субъектах
законопроекты по единому налогу на вменённый доход находятся на
рассмотрении законодательных (представительных) органов власти.
С 01.01.99 года введен единый налог в Тульской, Томской, Тамбовской,
Калужской, Свердловской, Ростовской, Пензенской, Оренбургской,
Владимирской, Воронежской, Астраханской областях, Хабаровском,
Ставропольском, Краснодарском краях, Республиках Марий-Эл, Мордовия и Коми,
городу и космодрому Байконур.
С 1 апреля 1999 года федеральный закон о едином налоге введен в
действие в Брянской, Ивановской, Костромской, Орловской, Рязанской,
Смоленской и ряде других областей.
С 1 января 2000 года предусмотрено введение единого налога на
территории Костромской и Нижегородской областей.
В остальных субъектах Федерации законопроекты находятся на
рассмотрении в законодательных (представительных) органах власти.
На налог на вмененный доход возлагаются большие надежды, причем в
первую очередь, в части формирования местных бюджетов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8