действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и
наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции
государственных органов, регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей,
продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а
также бирж труда, торговых домов, устанавливающие порядок проведения
аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т.п. Это направление
государственного регулирования рынка непосредственно с налогами не
связано; - регулирование развития народного хозяйства, общественного
производства в условиях, когда основным объективным экономическим
законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь
идет главным образом о финансово-экономических методах воздействия
государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их
деятельности в нужном, выгодном обществу направлении. Таким образом,
развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами
- путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования
ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета
капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления
народнохозяйственных программ и т.п. Центральное место в этом комплексе
экономических методов занимают налоги. Маневрируя налоговыми ставками,
льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя
другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития
определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для
общества проблем.
Стимулирующая. С помощью налогов, льгот и санкций государство
стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест,
капитальные вложения в расширение производства и др. Стимулирование
технического прогресса с помощью налогов проявляется прежде всего в том,
что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение,
реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления,
оборудование для производства продуктов питания и ряда других
освобождается от налогообложения.
Распределительная, или, вернее, перераспределительная. Посредством
налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые
затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и
социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых
программ - наyчно-технических, экономических и др. С помощью налогов
государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей,
доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной
инфраструктуры, на инвестиции и капиталоемкие и фондоемкие отрасли с
длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады,
добывающие отрасли, электростанции и др. Перераспределительная
функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер.
соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать
рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии,
Швеции, многих других странах. Это достигается путем установления
прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части
бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного
освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.
Наконец, последняя функция налогов - фискальная, изъятие части
доходов предприятий и граждан для содержания государственного
аппарата, обороны станы и той части непроизводственной сферы,
которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры
- библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения
должного уровня развития - фундаментальная наука, театры, музеи и многие
учебные заведения и т.п.
Указанное разграничение функций налоговой системы носит
условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются
одновременно.
5. Структура налогов и сборов в России
Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость
определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков,
операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество
юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость
продукции, работ и услуг и другие объекты.
Предусмотрено, что один и тот же объект может облагаться налогом
одного вида только один раз за определенный Законом период налогообложения.
По налогам могут в законодательном порядке устанавливаться
определенные льготы. К их числу относятся:
• необлагаемый минимум объекта налога;
• изъятие из обложения определенных элементов объекта налога;
• освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий
плательщиков;
• понижение налоговых ставок;
• вычет из налогового платежа за расчетный период;
• целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку
взимания налогов);
• прочие налоговые льготы.
Обязанность своевременно и в полной мере уплачивать налоги российским
законодательством возлагается на налогоплательщика. В этих целях
налогоплательщик обязан[2]:
1) уплачивать законно установленные налоги;
2) встать на учет в органах Государственной налоговой службы
Российской Федерации, если такая обязанность предусмотрена
настоящим Кодексом;
3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и
объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена
законодательством о налогах;
4) представлять в налоговый орган по месту учета в установленном
порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны
уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством
о налогах и сборах;
5) представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях,
предусмотренных настоящим Кодексом, документы, необходимые для
исчисления и уплаты налогов;
6) выполнять законные требования налогового органа об устранении
выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также
не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых
органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;
7) предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы
в случаях и порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;
8) в течение трех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского
учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты
налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для
организаций - также и произведенные расходы) и уплаченные
(удержанные) налоги;
9) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах
и сборах.
Налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели -
помимо обязанностей, предусмотренных частью первой настоящей статьи,
обязаны сообщать в налоговый орган по месту учета: об открытии или закрытии
счетов - в пятидневный срок; обо всех случаях участия в российских и
иностранных организациях - в срок не позднее одного месяца со дня начала
такого участия; обо всех обособленных подразделениях, созданных на
территории Российской Федерации, - в срок не позднее одного месяца со дня
их создания, реорганизации или ликвидации; о прекращении своей
деятельности, объявлении несостоятельности (банкротстве), ликвидации или
реорганизации - в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения;
об изменении своего места нахождения - в срок не позднее десяти дней со дня
принятия такого решения.
Плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные сборы, а
также нести иные обязанности, установленные законодательством о налогах и
сборах.
За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него
обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
Следует отметить еще одно обстоятельство. Правительство Российской
Федерации участвует в координации налоговой политики с Белоруссией, с
другими государствами, входящими в Содружество Независимых Государств, а
также заключает международные налоговые соглашения об избежании
(устранении) двойного налогообложения с последующей ратификацией этих
соглашений Государственной Думой Федерального Собрания. Если международными
договорами Российской Федерации или бывшего СССР установлены иные правила,
чем те, которые содержатся в законодательстве Российской Федерации по
налогообложению, то применяются правила международного договора.
Налоговым кодексом Российской Федерации введена трехуровневая система
налогообложения предприятий, организаций и физических лиц. Она
регламентируется статьей 12 ч. I НК РФ.[3]
• Первый уровень — это федеральные налоги России. Они действуют на
территории всей страны и регулируются общероссийским законодательством,
формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это
наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая
стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.
1. К федеральным налогам и сборам относятся[4]:
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального
сырья;
3) налог на прибыль (доход) организаций;
4) налог на доходы от капитала;
5) подоходный налог с физических лиц;
6) взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;
7) государственная пошлина;
8) таможенная пошлина и таможенные сборы;
9) налог на пользование недрами;
10) налог на воспроизводство минерально - сырьевой базы;
11) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;
12) сбор за право пользования объектами животного мира и водными
биологическими ресурсами;
13) лесной налог;
14) водный налог;
15) экологический налог;
16) федеральные лицензионные сборы.
• Второй уровень — налоги республик в составе Российской Федерации и
налоги краев, областей, автономной области, автономных округов. Для
краткости в дальнейшем мы будем именовать их региональными налогами.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8