Налогообложение предприятий

действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и

наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции

государственных органов, регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей,

продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а

также бирж труда, торговых домов, устанавливающие порядок проведения

аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т.п. Это направление

государственного регулирования рынка непосредственно с налогами не

связано; - регулирование развития народного хозяйства, общественного

производства в условиях, когда основным объективным экономическим

законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь

идет главным образом о финансово-экономических методах воздействия

государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их

деятельности в нужном, выгодном обществу направлении. Таким образом,

развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами

- путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования

ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета

капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления

народнохозяйственных программ и т.п. Центральное место в этом комплексе

экономических методов занимают налоги. Маневрируя налоговыми ставками,

льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя

другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития

определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для

общества проблем.

Стимулирующая. С помощью налогов, льгот и санкций государство

стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест,

капитальные вложения в расширение производства и др. Стимулирование

технического прогресса с помощью налогов проявляется прежде всего в том,

что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение,

реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления,

оборудование для производства продуктов питания и ряда других

освобождается от налогообложения.

Распределительная, или, вернее, перераспределительная. Посредством

налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые

затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и

социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых

программ - наyчно-технических, экономических и др. С помощью налогов

государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей,

доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной

инфраструктуры, на инвестиции и капиталоемкие и фондоемкие отрасли с

длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады,

добывающие отрасли, электростанции и др. Перераспределительная

функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер.

соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать

рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии,

Швеции, многих других странах. Это достигается путем установления

прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части

бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного

освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.

Наконец, последняя функция налогов - фискальная, изъятие части

доходов предприятий и граждан для содержания государственного

аппарата, обороны станы и той части непроизводственной сферы,

которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры

- библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения

должного уровня развития - фундаментальная наука, театры, музеи и многие

учебные заведения и т.п.

Указанное разграничение функций налоговой системы носит

условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются

одновременно.

5. Структура налогов и сборов в России

Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость

определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков,

операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество

юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость

продукции, работ и услуг и другие объекты.

Предусмотрено, что один и тот же объект может облагаться налогом

одного вида только один раз за определенный Законом период налогообложения.

По налогам могут в законодательном порядке устанавливаться

определенные льготы. К их числу относятся:

• необлагаемый минимум объекта налога;

• изъятие из обложения определенных элементов объекта налога;

• освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий

плательщиков;

• понижение налоговых ставок;

• вычет из налогового платежа за расчетный период;

• целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку

взимания налогов);

• прочие налоговые льготы.

Обязанность своевременно и в полной мере уплачивать налоги российским

законодательством возлагается на налогоплательщика. В этих целях

налогоплательщик обязан[2]:

1) уплачивать законно установленные налоги;

2) встать на учет в органах Государственной налоговой службы

Российской Федерации, если такая обязанность предусмотрена

настоящим Кодексом;

3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и

объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена

законодательством о налогах;

4) представлять в налоговый орган по месту учета в установленном

порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны

уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством

о налогах и сборах;

5) представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях,

предусмотренных настоящим Кодексом, документы, необходимые для

исчисления и уплаты налогов;

6) выполнять законные требования налогового органа об устранении

выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также

не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых

органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

7) предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы

в случаях и порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;

8) в течение трех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского

учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты

налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для

организаций - также и произведенные расходы) и уплаченные

(удержанные) налоги;

9) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах

и сборах.

Налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели -

помимо обязанностей, предусмотренных частью первой настоящей статьи,

обязаны сообщать в налоговый орган по месту учета: об открытии или закрытии

счетов - в пятидневный срок; обо всех случаях участия в российских и

иностранных организациях - в срок не позднее одного месяца со дня начала

такого участия; обо всех обособленных подразделениях, созданных на

территории Российской Федерации, - в срок не позднее одного месяца со дня

их создания, реорганизации или ликвидации; о прекращении своей

деятельности, объявлении несостоятельности (банкротстве), ликвидации или

реорганизации - в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения;

об изменении своего места нахождения - в срок не позднее десяти дней со дня

принятия такого решения.

Плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные сборы, а

также нести иные обязанности, установленные законодательством о налогах и

сборах.

За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него

обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в

соответствии с законодательством Российской Федерации.

Следует отметить еще одно обстоятельство. Правительство Российской

Федерации участвует в координации налоговой политики с Белоруссией, с

другими государствами, входящими в Содружество Независимых Государств, а

также заключает международные налоговые соглашения об избежании

(устранении) двойного налогообложения с последующей ратификацией этих

соглашений Государственной Думой Федерального Собрания. Если международными

договорами Российской Федерации или бывшего СССР установлены иные правила,

чем те, которые содержатся в законодательстве Российской Федерации по

налогообложению, то применяются правила международного договора.

Налоговым кодексом Российской Федерации введена трехуровневая система

налогообложения предприятий, организаций и физических лиц. Она

регламентируется статьей 12 ч. I НК РФ.[3]

• Первый уровень — это федеральные налоги России. Они действуют на

территории всей страны и регулируются общероссийским законодательством,

формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это

наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая

стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

1. К федеральным налогам и сборам относятся[4]:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального

сырья;

3) налог на прибыль (доход) организаций;

4) налог на доходы от капитала;

5) подоходный налог с физических лиц;

6) взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

7) государственная пошлина;

8) таможенная пошлина и таможенные сборы;

9) налог на пользование недрами;

10) налог на воспроизводство минерально - сырьевой базы;

11) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

12) сбор за право пользования объектами животного мира и водными

биологическими ресурсами;

13) лесной налог;

14) водный налог;

15) экологический налог;

16) федеральные лицензионные сборы.

• Второй уровень — налоги республик в составе Российской Федерации и

налоги краев, областей, автономной области, автономных округов. Для

краткости в дальнейшем мы будем именовать их региональными налогами.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты