- консервацию, списание и реализацию излишних, не участвующих в
производстве, основных фондов;
- отказ от поставок материальных ресурсов по взаимозачетным схемам и
от привлечения к поставкам посредников;
- снижение сверхнормативных запасов товарно-материальных ценностей,
доведение их до норматива;
- оказание МПС помощи в проведении зачета для погашения заводом
задолженности перед федеральным бюджетом;
- оказание МПС помощи в получении в 2000 году долгосрочного кредита в
размере 50011 тыс. руб.
Намеченные мероприятия были осуществлены лишь отчасти и существенного
улучшения финансовых показателей как будет показано в следующей главе, в
последующие годы не произошло. Причины этого будут рассмотрены ниже.
Челябинский ЭРЗ является промышленным предприятием МПС РФ, одним из
учредителей АО «Желдорреммаш». Завод производит ремонт подвижного состава,
изготавливает запасные части к нему и детали контактной сети.
В 1999 году продукция для МПС составила 79,6% от общего товарного
выпуска, в 2000 –76,5; в 2001 – 70,1%.
На заводе ремонтируются электровозы серий ВЛ-10, ВЛ-10У, ВЛ-11, ВЛ-
15, ЧС-7, ВЛ-22, тяговые агрегаты ПЭ-2М, ПЭ-2У, ОПЭ-1, а также
электрические машины и колесные пары к ним. К разряду основной продукции
относится изготовление деталей контактной сети и запасных частей для
железных дорог РФ и стран СНГ.
Капитальный ремонт электровозов заводом осуществляется в объемах КР-1
и КР-2, причем около 35,6% общего выпуска электровозов в 1999 году составил
ремонт КР-2, наиболее удовлетворяющий потребности железных дорог в
омолаживании подвижного состава. В ходе ремонта осуществляется модернизация
ПС, то есть оснащение его оборудованием и схемами более поздних технических
разработок, чем отодвигается срок его морального старения. При ремонте ПС в
объеме КР-2 по просьбе железных дорог производится его схемная унификация,
что также является привлекательным для заказчиков. Преимуществом ремонта ПС
на Челябинском ЭРЗ, по сравнению с аналогичной продукцией других заводов,
является более высокая степень обновления электровозов, о чем
свидетельствует значительная доля материалов и покупных запчастей в
себестоимости выпускаемой продукции, широкая модернизация ПС, а также
унификация электрических и пневматических схем электровозов при ремонте КР-
2.
Из приведенных диаграмм (см. Приложение №2) видно, что ЧЭРЗ прочно
занимает лидирующее место на рынке услуг магистральных электровозов
постоянного тока и оборудования к ним. Следует отметить, что сложилась
устойчивая тенденция по наращиванию доли капитального ремонта электровозов
КР-2 в общем объеме ремонтируемых электровозов: 31,7% в 1998 году, 35,6% в
1999 году, 49,6 в 2000 году, 53,6 в 2001 году. Это благоприятно сказывается
на финансовых результатах работы завода. В 1998-99 гг. наблюдается рост
доли ЧЭРЗ среди родственных заводов АО «Желдорреммаш» в ремонте ТЭД ТЛ-2К
на линию с 69,6% до 75,8% и колесных пар на линию с 26,5% до 36,1%.
Решая проблему диверсификации производства и расширения портфеля
заказов ЧЭРЗ обратился к предприятиям железнодорожного транспорта
горнодобывающей отрасли России и стран СНГ. В течение 1998 года освоен
ремонт ТЭД WMLBP, GBM, тележек промышленных электровозов EL-10, А со
второго полугодия 1999 года завод приступил к ремонту тяговых агрегатов ПЭ-
2М и экипажной части тяговых агрегатов ОПЭ-1. Предпринятые меры позволили
наращивать объемы товарной продукции, и тем самым сокращать долю накладных
расходов в себестоимости. В 4-м квартале 1999 года на завод поступил первый
пассажирский электровоз постоянного тока ЧС-7, ремонт которого в кратчайшие
сроки был освоен. Электровоз выпущен из ремонта в январе 2000 года. С
выходом его из заводских ворот, открывается новая страница в истории
завода, проникновения его на новый рынок – рынок услуг по ремонту
пассажирских электровозов, который в прошедшие годы оставался наиболее
стабильным.
Ценовая политика завода строится на отслеживании инфляционных
процессов, протекающих в различных отраслях экономики, и протекционизме в
отношении предприятий, рассчитывающихся денежными средствами на расчетный
счет.
С заказчиками завод работает по прямым договорам поставок продукции,
оказанию услуг на основе взаимовыгодных условий с согласованием уровней
цен, обоснованных необходимыми затратами и уровнем расчетной
рентабельности.
3.5 Анализ прибыли, рентабельности, ликвидности и деловой активности ЧЭРЗ
Таблица 3.4
Вертикальный анализ финансовых результатов
За 1 кв. 2001 г.
За 1 кв. 2000 г.
|Показатель[6] |Тыс. |% |Тыс. |% |Отклонения |
| |руб. | |руб. | |+ |
| | | | | |- |
|1. Всего доходов и |69568 |100 |39956 |100 |- |- |
|поступлений | | | | | | |
|(стр.010+060+080+09| | | | | | |
|0+120) | | | | | | |
|2. Общие расходы |67940 |97,65 |38857 |97,24|0,41 | |
|финансово-хозяйстве| |(1)[7] | | | | |
|нной деятельности | | | | | | |
|(стр. | | | | | | |
|020+030+040+070+100| | | | | | |
|+130) | | | | | | |
|3. Выручка от |65233 |93,76 |38031 |95,18| |1,42 |
|реализации (стр. | |(1) | | | | |
|010) | | | | | | |
|4. Затраты на |64100 |98,26(3|36521 |96,02|2,24 | |
|производство и сбыт| |) | | | | |
|продукции | | | | | | |
|В том числе: | | | | | | |
|Себестоимость |62907 | |36253 | |0,03 | |
|продукции (стр. | |99,29(4| |99,26| | |
|020) |1193 |) |268 | | |0,02 |
|Коммерческие | | | | | | |
|расходы (030) |- |0,71(4)|- |0,73 | | |
|Управленческие | | | | | | |
|расходы (040) | | | | | | |
|5. Прибыль (убыток)|1133 |1,76 |1510 |3,97 | |2,21 |
|от реализации (050)| |(3) | | | | |
|6. Прочие доходы |4335 |6,23 |1925 |4,8 |1,43 | |
|(090+120) | |(1) | | | | |
|7. Прочие расходы |3 |0,004 |15 |0,03 | |0,026 |
|(130) | |(2) | | | | |
|8. Прибыль (убыток)| | | | | | |
|отчетного периода |1628 |2,34 |1099 |2,75 |0,41 | |
|(140) | |(1) | | | | |
|9. Налог на прибыль|729 | 44,77 |530 |48,22|3,45 | |
|(150) | |(8) | | | | |
|10. Чистая прибыль (140-150) 899 1,29 (1) 569 1,42 |
|0,13 |
Таким образом,
1. Снижение показателя по стр. 3 с 95,18 % до 93,76 % свидетельствует о
том, что все меньший удельный вес дохода, предприятие получает от
основной деятельности.
2. Увеличение показателя по строке 2 с 97,24% до 97,65%, а также по строке
4 с 98,02% по 96,26% - негативная тенденция, говорящая об увеличении
издержек на данном предприятии.
3. Снижение показателя по стр. 5 с 3,97 % до 1,76 % неблагоприятно и
свидетельствует об уменьшении рентабельности продукции и относительном
росте издержек производства и обращения.
4. Снижение показателя по стр.8. с 2,75 % до 2,34 % указывает на
негативные тенденции в организации производства на данном предприятии.
Снижение основных финансовых показателей связывается с рядом
факторов, среди которых особо подчеркнем следующие:
Падению рентабельности способствовало то обстоятельство, что решением
МПС с 01.10.97 года цены на основные виды заводской продукции были снижены
в среднем на 30 %. Это сразу же отрицательно сказалось на финансовом
состоянии завода. Неритмичное и недостаточное поступление денежных средств
от основных заказчиков - железных дорог РФ – на расчетный счет завода (доля
оплаты услуг завода по ремонту подвижного состава и оборудования денежными
средствами, что вызвало рост задолженности по платежам в бюджет и
внебюджетные фонды.
Вынужденное приобретение материалов и комплектующих изделий, а также
расчеты за потребленные энергоресурсы через сложные системы зачетов
взаимной задолженности, привлечение поставщиков посредников, расчеты
малоликвидными векселями железных дорог привели к удорожанию материальных
ресурсов, увеличению запасов товарно-материальных ценностей на складах,
омертвлению оборотных средств завода, увеличению сроков оборота дебиторской
и кредиторской задолженности.
Составим таблицу аналитических коэффициентов рентабельности (%)
Таблица 3.5
Аналитические коэффициенты рентабельности (%)
|Показатель |1 кв. |1 кв |
| |2000 г. |2001 г. |
|1. Рентабельность основной |4,1 |1,76 |
|деятельности | | |
|(с.050/c.020+030+c.040) | | |
|2. Рентабельность авансированного |0,41 |0,25 |
|капитала с.140-150/баланс | | |
|3. Рентабельность собственного |0,64 |0,44 |
|капитала с.140-с.150/собств. | | |
|Капитал. | | |
|4. Рентабельность продукции |3,9 |1,7 |
Таким образом, наблюдается неуклонное снижение всех основных видов
рентабельности, особенно значительно снижение рентабельности основной
деятельности с 4,1% до 1,76%.
[pic]
Рис. 3.1 Динамика показателей деловой активности
Деловая активность проявляется в динамичности развития предприятия,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14