Обоснование путей улучшения финансового состояния ФГУП ЧЭРЗ

- консервацию, списание и реализацию излишних, не участвующих в

производстве, основных фондов;

- отказ от поставок материальных ресурсов по взаимозачетным схемам и

от привлечения к поставкам посредников;

- снижение сверхнормативных запасов товарно-материальных ценностей,

доведение их до норматива;

- оказание МПС помощи в проведении зачета для погашения заводом

задолженности перед федеральным бюджетом;

- оказание МПС помощи в получении в 2000 году долгосрочного кредита в

размере 50011 тыс. руб.

Намеченные мероприятия были осуществлены лишь отчасти и существенного

улучшения финансовых показателей как будет показано в следующей главе, в

последующие годы не произошло. Причины этого будут рассмотрены ниже.

Челябинский ЭРЗ является промышленным предприятием МПС РФ, одним из

учредителей АО «Желдорреммаш». Завод производит ремонт подвижного состава,

изготавливает запасные части к нему и детали контактной сети.

В 1999 году продукция для МПС составила 79,6% от общего товарного

выпуска, в 2000 –76,5; в 2001 – 70,1%.

На заводе ремонтируются электровозы серий ВЛ-10, ВЛ-10У, ВЛ-11, ВЛ-

15, ЧС-7, ВЛ-22, тяговые агрегаты ПЭ-2М, ПЭ-2У, ОПЭ-1, а также

электрические машины и колесные пары к ним. К разряду основной продукции

относится изготовление деталей контактной сети и запасных частей для

железных дорог РФ и стран СНГ.

Капитальный ремонт электровозов заводом осуществляется в объемах КР-1

и КР-2, причем около 35,6% общего выпуска электровозов в 1999 году составил

ремонт КР-2, наиболее удовлетворяющий потребности железных дорог в

омолаживании подвижного состава. В ходе ремонта осуществляется модернизация

ПС, то есть оснащение его оборудованием и схемами более поздних технических

разработок, чем отодвигается срок его морального старения. При ремонте ПС в

объеме КР-2 по просьбе железных дорог производится его схемная унификация,

что также является привлекательным для заказчиков. Преимуществом ремонта ПС

на Челябинском ЭРЗ, по сравнению с аналогичной продукцией других заводов,

является более высокая степень обновления электровозов, о чем

свидетельствует значительная доля материалов и покупных запчастей в

себестоимости выпускаемой продукции, широкая модернизация ПС, а также

унификация электрических и пневматических схем электровозов при ремонте КР-

2.

Из приведенных диаграмм (см. Приложение №2) видно, что ЧЭРЗ прочно

занимает лидирующее место на рынке услуг магистральных электровозов

постоянного тока и оборудования к ним. Следует отметить, что сложилась

устойчивая тенденция по наращиванию доли капитального ремонта электровозов

КР-2 в общем объеме ремонтируемых электровозов: 31,7% в 1998 году, 35,6% в

1999 году, 49,6 в 2000 году, 53,6 в 2001 году. Это благоприятно сказывается

на финансовых результатах работы завода. В 1998-99 гг. наблюдается рост

доли ЧЭРЗ среди родственных заводов АО «Желдорреммаш» в ремонте ТЭД ТЛ-2К

на линию с 69,6% до 75,8% и колесных пар на линию с 26,5% до 36,1%.

Решая проблему диверсификации производства и расширения портфеля

заказов ЧЭРЗ обратился к предприятиям железнодорожного транспорта

горнодобывающей отрасли России и стран СНГ. В течение 1998 года освоен

ремонт ТЭД WMLBP, GBM, тележек промышленных электровозов EL-10, А со

второго полугодия 1999 года завод приступил к ремонту тяговых агрегатов ПЭ-

2М и экипажной части тяговых агрегатов ОПЭ-1. Предпринятые меры позволили

наращивать объемы товарной продукции, и тем самым сокращать долю накладных

расходов в себестоимости. В 4-м квартале 1999 года на завод поступил первый

пассажирский электровоз постоянного тока ЧС-7, ремонт которого в кратчайшие

сроки был освоен. Электровоз выпущен из ремонта в январе 2000 года. С

выходом его из заводских ворот, открывается новая страница в истории

завода, проникновения его на новый рынок – рынок услуг по ремонту

пассажирских электровозов, который в прошедшие годы оставался наиболее

стабильным.

Ценовая политика завода строится на отслеживании инфляционных

процессов, протекающих в различных отраслях экономики, и протекционизме в

отношении предприятий, рассчитывающихся денежными средствами на расчетный

счет.

С заказчиками завод работает по прямым договорам поставок продукции,

оказанию услуг на основе взаимовыгодных условий с согласованием уровней

цен, обоснованных необходимыми затратами и уровнем расчетной

рентабельности.

3.5 Анализ прибыли, рентабельности, ликвидности и деловой активности ЧЭРЗ

Таблица 3.4

Вертикальный анализ финансовых результатов

За 1 кв. 2001 г.

За 1 кв. 2000 г.

|Показатель[6] |Тыс. |% |Тыс. |% |Отклонения |

| |руб. | |руб. | |+ |

| | | | | |- |

|1. Всего доходов и |69568 |100 |39956 |100 |- |- |

|поступлений | | | | | | |

|(стр.010+060+080+09| | | | | | |

|0+120) | | | | | | |

|2. Общие расходы |67940 |97,65 |38857 |97,24|0,41 | |

|финансово-хозяйстве| |(1)[7] | | | | |

|нной деятельности | | | | | | |

|(стр. | | | | | | |

|020+030+040+070+100| | | | | | |

|+130) | | | | | | |

|3. Выручка от |65233 |93,76 |38031 |95,18| |1,42 |

|реализации (стр. | |(1) | | | | |

|010) | | | | | | |

|4. Затраты на |64100 |98,26(3|36521 |96,02|2,24 | |

|производство и сбыт| |) | | | | |

|продукции | | | | | | |

|В том числе: | | | | | | |

|Себестоимость |62907 | |36253 | |0,03 | |

|продукции (стр. | |99,29(4| |99,26| | |

|020) |1193 |) |268 | | |0,02 |

|Коммерческие | | | | | | |

|расходы (030) |- |0,71(4)|- |0,73 | | |

|Управленческие | | | | | | |

|расходы (040) | | | | | | |

|5. Прибыль (убыток)|1133 |1,76 |1510 |3,97 | |2,21 |

|от реализации (050)| |(3) | | | | |

|6. Прочие доходы |4335 |6,23 |1925 |4,8 |1,43 | |

|(090+120) | |(1) | | | | |

|7. Прочие расходы |3 |0,004 |15 |0,03 | |0,026 |

|(130) | |(2) | | | | |

|8. Прибыль (убыток)| | | | | | |

|отчетного периода |1628 |2,34 |1099 |2,75 |0,41 | |

|(140) | |(1) | | | | |

|9. Налог на прибыль|729 | 44,77 |530 |48,22|3,45 | |

|(150) | |(8) | | | | |

|10. Чистая прибыль (140-150) 899 1,29 (1) 569 1,42 |

|0,13 |

Таким образом,

1. Снижение показателя по стр. 3 с 95,18 % до 93,76 % свидетельствует о

том, что все меньший удельный вес дохода, предприятие получает от

основной деятельности.

2. Увеличение показателя по строке 2 с 97,24% до 97,65%, а также по строке

4 с 98,02% по 96,26% - негативная тенденция, говорящая об увеличении

издержек на данном предприятии.

3. Снижение показателя по стр. 5 с 3,97 % до 1,76 % неблагоприятно и

свидетельствует об уменьшении рентабельности продукции и относительном

росте издержек производства и обращения.

4. Снижение показателя по стр.8. с 2,75 % до 2,34 % указывает на

негативные тенденции в организации производства на данном предприятии.

Снижение основных финансовых показателей связывается с рядом

факторов, среди которых особо подчеркнем следующие:

Падению рентабельности способствовало то обстоятельство, что решением

МПС с 01.10.97 года цены на основные виды заводской продукции были снижены

в среднем на 30 %. Это сразу же отрицательно сказалось на финансовом

состоянии завода. Неритмичное и недостаточное поступление денежных средств

от основных заказчиков - железных дорог РФ – на расчетный счет завода (доля

оплаты услуг завода по ремонту подвижного состава и оборудования денежными

средствами, что вызвало рост задолженности по платежам в бюджет и

внебюджетные фонды.

Вынужденное приобретение материалов и комплектующих изделий, а также

расчеты за потребленные энергоресурсы через сложные системы зачетов

взаимной задолженности, привлечение поставщиков посредников, расчеты

малоликвидными векселями железных дорог привели к удорожанию материальных

ресурсов, увеличению запасов товарно-материальных ценностей на складах,

омертвлению оборотных средств завода, увеличению сроков оборота дебиторской

и кредиторской задолженности.

Составим таблицу аналитических коэффициентов рентабельности (%)

Таблица 3.5

Аналитические коэффициенты рентабельности (%)

|Показатель |1 кв. |1 кв |

| |2000 г. |2001 г. |

|1. Рентабельность основной |4,1 |1,76 |

|деятельности | | |

|(с.050/c.020+030+c.040) | | |

|2. Рентабельность авансированного |0,41 |0,25 |

|капитала с.140-150/баланс | | |

|3. Рентабельность собственного |0,64 |0,44 |

|капитала с.140-с.150/собств. | | |

|Капитал. | | |

|4. Рентабельность продукции |3,9 |1,7 |

Таким образом, наблюдается неуклонное снижение всех основных видов

рентабельности, особенно значительно снижение рентабельности основной

деятельности с 4,1% до 1,76%.

[pic]

Рис. 3.1 Динамика показателей деловой активности

Деловая активность проявляется в динамичности развития предприятия,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты