прекращению финансирование защищенных статей федерального бюджета. К
защищенным статьям, подлежащим финансированию в полном объеме, отнесены
такие текущие расходы федерального бюджета, как:
— заработная плата (денежное довольствие) с учетом взносов
на социальное страхование и отчислений в Государственный фонд
занятости населения РФ;
— стипендии;
— государственные пособия, другие социальные компенсационные выплаты
населению;
— питание (продовольственное обеспечение);
— приобретение медикаментов и перевязочных средств;
— расходы по реализации двух федеральных программ;
— а также расходы, связанные с формированием Федерального фонда
финансовой поддержки субъектов РФ, погашение внутреннего товарного долга и
расходы, относящиеся к деятельности особо радиационно-опасных и ядерно-
опасных производств и объектов.
Учет и контроль за расходами по предпринимательской деятельности как
выполнение финансовой сметы.
Все организации при занятии предпринимательской деятельностью должен
составлять смету доходов и расходов на производство продукции, выполнение
работ и оказание услуг. Учет издержек производства в настоящее время рас
сматривается как необходимость на всех крупных промышленных предприяти-ях,
наряду с этим непрерывно растет число мелких фирм, обращающихся" к сис-теме
учета издержек производства как к исходному моменту при составлении
реалистических планов производства. Конечно, в этом есть и свои минусы. Во-
первых, учет издержек производства сам связан с известными затратами, и при-
этом значительными, если только он не окупает себя снижением каких-либо
других расходов. При применении этой системы бухгалтерский учет становится
более детальным и сложным, чем при составлении обычных отчетов о хозяйст-
венной деятельности за определенный период. Основное достоинство системы
учета издержек производства состоит в том, что она позволяет точно
определять место возникновения затрат и, следовательно, дает реальную
возможность для их снижения. Учет издержек производства должен также быть
учетом ответственности за расходы — система счетов должна составляться с
таким рас-четом, чтобы расходы относились к тем участкам производства, где
они имеют место.
Все издержки производства подразделяются на три основные категории:
— стоимость материалов,
— заработную плату,
— общие (накладные) расходы.
Стоимость материалов и рабочей силы, затрачиваемых на производство лю-
бой продукции, определяется довольно легко, но разбивка накладных расходов
по их источникам не составляет особой сложности только на предприятиях,
специализирующихся на выпуске одной модели одного изделия, когда все рас-
ходы можно отнести на этот единственный вид продукции и, разделив
o6щую сумму расходов на количество выпущенной продукции, определить
ce6ecтои-мость единицы продукции.
Правильный учет издержек производства — распределение всех расходов по
их действительным источникам — готовят почву для составления обоснованных
смет и надлежащего управления производством. Любой начальник
независимо
от занимаемого положения и круга обязанностей должен знать методы
учета из-держек производства и составления финансовых смет, применяемых в
своей организации.
Более того, он должен постоянно искать пути совершенствования как
поряд-. учета издержек производства, так и составления смет. Все знают
стоимость гтериалов и рабочей силы. В соответствии с Инструкцией по
бухгалтерскому ету в бюджетных учреждениях расходы, возмещаемые за счет
внебюджетных едств, дифференцируются на:
— расходы, планируемые по сметам доходов и расходов по
предпринимательской деятельности на производство продукции, выполнение
работ, оказание услуг;
— расходы по изготовлению экспериментальных устройств;
— расходы по заготовке и переработке материалов;
— расходы, планируемые по сметам целевых средств и безвозмездных
поступлений;
— расходы за счет средств, формируемых из прибыли.
Планирование сметы доходов и расходов, а также ее исполнение осуществ-
;тся по предметным статьям экономической классификации расходов бюд-
гов РФ.
К расходам по предпринимательской деятельности можно отнести те расхо-
которые непосредственно связаны с выпуском соответствующей готовой
щукции, выполнением работ и оказанием услуг, по следующим кодам эко-
1ической классификации расходов бюджетов РФ:
НО 100 — оплата труда государственных служащих;
110200 — начисления на оплату труда;
110300 — приобретение предметов снабжения и расходных материалов;
10400 — расходы на командировки и служебные разъезды;
10500 — оплата транспортных услуг;
10600 — оплата услуг связи;
10700 — оплата коммунальных услуг;
10800 — оплата геологоразведочных работ;
10900 — оплата услуг по типовому проектированию;
11000 — прочие текущие расходы на закупки товаров и оплату услуг;
40100 — приобретение оборудования и предметов длительного пользования;
40300 — капитальный ремонт;
60200 — приобретение нематериальных активов.
плата налогов за счет расходов планируется по коду 111040 «Прочие
текущие расходы».
!ланирование и исполнение расходов за счет предпринимательской дея-
ности должно осуществляться с учетом:
— норм возмещения командировочных расходов, установленных приказом
Минфина России от 13.08.99 № 57н «Об изменении норм возмещения
командировочных расходов на территории РФ» (с 1 января 2002 года по Приказу
Минфина РФ от 6 июля 2001 г.);
норм на представительские расходы, расходы на рекламу, расходы на
подготовку и переподготовку кадров, установленных приказом Минфина России
от 15.03.2000 № 26н «О нормах и нормативах на представительские расходы,
расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной
основе с учебными заведениями, регулирующих размер отнесения этих расходов
на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения, и
порядке их применения» (с 1 апреля 2001 года по приказу Минфина РФ от
01.03.2001 № 18н);
— норм естественной убыли материальных ресурсов, установленных
ведомственными правовыми актами;
— норм расходов горюче-смазочных материалов на автомобильном
транспорте, установленных руководящим документом Минтранса России от
29.04.97 № РЗ 112194-0366-97 «Нормы расхода топлива и смазочных материалов
на автомобильном транспорте»;
— норм суточных при зарубежных командировках, установленных
постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 01.12.93 № 1261 «О
размере и порядке выплаты суточных при краткосрочных командировках на
территории иностранных государств»(с 1 января 2002 года по Приказу Минфина
РФ от 6 июля 2001 г.);
Расходы, произведенные сверх указанных норм, подлежат отнесению на
расходы за счет средств, формируемых из прибыли, остающейся после
налогообложения.
Следует отметить, что Положение о составе затрат по производству и
реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции
(работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов,
учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденное постановлением
Правительства РФ от 24.08.92 № 552, бюджетными учреждениями не
используется. При учете расходов за счет средств внебюджетных источников
существенное значение имеет разделение их на прямые и накладные
(косвенные). Принцип разделения расходов тот же, что и в коммерческих
организациях — разделение основано на отношении отдельных видов расходов к
процессу производства продукции, выполнения работ или оказания услуг.
К прямым расходам относятся расходы, непосредственно связанные с
производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг:
— основные и вспомогательные материалы (включая топливо и
электроэнергию);
— основная и дополнительная заработная плата производственных рабочих;
— отчисления в государственные внебюджетные фонды на заработную плату
основных производственных рабочих;
— расходы прошлых лет, относимые на стоимость продукции отчетного
года;
— прочие прямые расходы.
К накладным (косвенным) расходам относятся расходы, связанные с
организацией и управлением производством продукции, выполнением работ,
оказанием услуг, относящихся к деятельности организации в целом:
— содержание аппарата управления и обслуживающего персонала, включая:
заработную плату, отчисления в государственные внебюджетные фонды,
аренду помещений, отопление, освещение, водоснабжение, текущий ремонт,
прочие косвенные расходы.
В тех учреждениях, где вырабатывается один вид продукции, все расходы
являются прямыми.
При наличии нескольких объектов калькуляции накладные расходы
предварительно учитываются на субсчете 210 «Расходы к распределению».
Распределение накладных расходов на произведенную продукцию,
выполненные работы и оказанные услуги производится ежемесячно, а в
подсобных сельских и учебно-опытных хозяйствах — в конце года.
Накладные расходы, в зависимости от конкретных условий, распределяются
учреждениями по отдельным видам продукции, изделий, работ, услуг
пропорционально заработной плате производственных рабочих, научных
сотрудников и т. п., или израсходованным материалам, или совокупности
прямых расходов.
Учет производства включает в себя финансовый учет, а также анализ и
контроль расходов производства. При эффективной системе учета производства
счетный план связывается с реалистическим калькулированием расходов
производства, чтобы обеспечить руководство информацией, необходимой для
планирования хозяйственной деятельности.
В калькуляционном листе показываются:
— нормативные расходы на производство и сбыт каждой продукции с
подразделением по соответствующим статьям расходов (материалы, труд и
накладные расходы);
— нормы выработки рабочих и производительность оборудования. Система
учета себестоимости, кроме того, что она дает ясную картину фак-гических
финансовых операций, позволяет:
— сопоставлять фактические и нормативные расходы;
— получать данные, по которым можно судить об эффективности
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13