Особенности организации финансов в бюджетных организациях

юридическим и физическим лицам, являются доходами от предпринимательской

деятельности.

Так, в соответствии со ст. 47 Закона РФ «Об образовании» к

предпринимательской деятельности образовательных учреждений относятся:

— реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества

образовательного учреждения;

— торговля покупными товарами, оборудованием;

— оказание посреднических услуг;

— долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе

образовательных) и организаций;

— приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов

(дивидендов, процентов) по ним;

— ведение приносящих доход иных внереализационных операций,

непосредственно не связанных с собственным производством предусмотренных

уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией.

Аналогичная норма содержится в Законе РФ «Основы законодательства РФ о

культуре», ст. 47 которого устанавливает, что к предпринимательской

относится деятельность государственных или муниципальных организаций

культуры:

— по реализации и сдаче в аренду основных фондов и имущества

организации культуры для целей, не связанных с культурной деятельностью;

— торговле покупными товарами, оборудованием;

— оказанию посреднических услуг;

— долевому участию в деятельности коммерческих предприятий, учреждений

и организаций (в том числе культуры);

— приобретению акций, облигаций, иных ценных бумаг и получению доходов

(дивидендов, процентов ) по ним;

— осуществлению приносящих доход не предусмотренных уставом операций,

работ, услуг.

Финансовая деятельность бюджетных учреждений здравоохранения

регулируется Законом РФ «О медицинском страховании граждан в РФ», который в

качестве источников финансирования их деятельности определяет

следующие внебюджетные источники:

— — средства государственных и общественных организаций (объединений),

предприятий и других хозяйствующих субъектов;

— личные средства граждан;

— доходы от ценных бумаг;

— иные источники, не запрещенные законодательством РФ. Указанные виды

деятельности (в том числе внереализационые доходы) относятся к платной и

отражаются на счетах учета предпринимательской деятельности бюджетных

учреждений. Вместе с тем в ряде нормативных правовых актов содержатся

прямые указания на то, что некоторые виды платной деятельности не являются

предпринимательскими.

Для учреждений образования не является предпринимательской платная

деятельность, доходы от которой реинвестируются в данное образовательное

учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и

совершенствования образовательного процесса (в том числе на заработную

плату) в данном образовательном учреждении. Данная норма содержится в п. 2

ст. 47 Закона РФ «Об образовании». Соответственно, в целях налогообложения

в соответствии с подп. «г» п. 1 ст. 6 Закона РФ «О налоге на прибыль

предприятий и организаций» суммы, направленные образовательными

учреждениями на нужды обеспечения, развития и совершенствования

образовательного процесса в данном образовательном учреждении, уменьшают

налогооблагаемую базу.

Если полученные доходы не реинвестируются в образовательную

деятельность, то деятельность по получению этих доходов рассматривается как

предпринимательская и подлежит налогообложению в порядке, установленном для

бюджетных учреждений.

Таким образом, можно отметить, что налог на прибыль образовательными

учреждениями уплачивается при оказании платных услуг в случае, если

полученный доход не реинвестируется на нужды образовательного процесса.

На основе экономической классификации расходов бюджетов РФ к расходам

по реинвестированию на нужды образовательного процесса можно отнести

расходы:

— на оплату труда работников образовательных учреждений и начисления

на оплату труда, стипендии учащимся;

— на приобретение учебного оборудования для кабинетов и лабораторий,

инструментов, аппаратуры, приборов, станков и другого специального

оборудования, используемого в образовательном процессе, учебных программ;

— на капитальное строительство, реконструкцию и расширение объектов

учреждений образования, спортивных сооружений. (продолжение следует)

Совершение сделок бюджетными организациями.

В соответствии со ст. 268 ГК РФ учреждение не вправе отчуждать или

иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним или

приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете. Если в соответствии

с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять

приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой

деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в

самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.

Бюджетный кодекс в отличие от ГК РФ не предоставляет бюджетным

организациям права самостоятельно распоряжаться имуществом, полученным от

осуществления коммерческой деятельности. Часть 2 ст. 42 БК РФ

устанавливает, что доходы бюджетной организации, полученные от

предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, в полном объеме

учитываются в смете доходов и расходов бюджетной организации и отражаются в

доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества,

находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как

доходы от оказания платных услуг. Бюджетная организация согласно ч. 6 ст.

161 БК РФ вправе самостоятельно расходовать средства, полученные за счет

внебюджетных источников. К таким средствам не относятся средства

организации, полученные от предпринимательской и иной деятельности,

приносящей доход, так как эти средства считаются доходом соответствующего

бюджета. В данном случае должны применяться нормы БК РФ, так как в

соответствии с ч. 3 ст. 120 ГК РФ особенности правового положения отдельных

видов государственных и иных учреждений могут определяться законом и иными

правовыми актами.

В соответствии со ст. 71 БК РФ все закупки товаров, работ и услуг на

сумму свыше 2000 минимальных установленных федеральным законом размеров

оплаты труда осуществляются учреждениями исключительно на основе

государственных или муниципальных контрактов. Государственный или

муниципальный контракт должен быть предусмотрен в расходах соответствующего

бюджета и размещается на конкурсной основе, если иное не установлено

федеральными законами и законодательными актами субъектов РФ (ст. 72 БК

РФ).

Таким образом, сделка, заключенная на срок более года,

предусматривающая закупку государственным учреждением товаров, выполнение

для него работ и услуг на сумму свыше 2000 минимальных месячных размеров

оплаты труда, заключенная не на конкурсной основе и не предусмотренная в

расходах соответствующего бюджета, считается ничтожной, как противоречащая

закону (ст. 168 ГК РФ). Определенную сложность представляет вопрос о

действительности нескольких сделок, совершенных государственным учреждением

на общую сумму более 2000 минимальных месячных размеров оплаты труда не на

основе государственного контракта. С одной стороны, учреждение в

соответствии с БК РФ не вправе совершать такие сделки, т. е. сделка

является ничтожной (ст. 168 ГК РФ); с другой стороны, контрагент учреждения

не может (и не должен) знать, что такая сделка заключается в противоречие

закону, т. е. можно предположить, что такая сделка совершена контрагентом

учреждения под влиянием обмана и является оспоримой (ст. 179 ГК РФ). На наш

взгляд, такая сделка тем не менее является ничтожной. Кроме того, ничтожной

будет любая сделка государственного учреждения, предусматривающая

потребление учреждением товаров, работ и услуг, если совершение этой сделки

не предусмотрено соответствующей сметой (ст. 70 БК РФ).

Последствия недействительности такой сделки указаны в ст. 167 ГК РФ.

Эта норма предусматривает двустороннюю реституцию и не предусматривает

возмещения убытков. Следует отметить, что если убытки причинены заключением

ничтожной сделки учреждением, осуществляющим властные функции (налоговая

инспекция, отделение милиции), ст. 16 ГК РФ о возмещении государством

убытков, причиненных незаконными действиями государственных органов, также

не применяется, так как это учреждение действовало в качестве участника

гражданского оборота. Поэтому возможна ответственность учреждения (или его

руководителя) перед контрагентом за предоставление информации для

руководства этого учреждения, заведомо не соответствующей действительности.

Цели введения в БК РФ жестких ограничений на совершение сделок

очевидны — коммерческая деятельность государственных учреждений в

значительной степени должна быть ограничена или стать подконтрольной

вышестоящим государственным органам. Кроме того, указанные положения БК РФ

создают возможность признания недействительной практически любой сделки,

совершенной бюджетным учреждением.

Часть 4 ст. 161 БК РФ устанавливает, что при уменьшении

уполномоченными органами государственной власти в установленном порядке

средств соответствующего бюджета, выделенных целевым назначением для

финансирования договоров, заключаемых бюджетным учреждением, бюджетное

учреждение и другая сторона подобного договора должны согласовать новые

сроки, а если необходимо, и другие условия договора, а сторона договора

вправе потребовать от бюджетного учреждения только возмещения реального

ущерба, причиненного изменением условий договора. Положения данной нормы об

ограничении размера убытков только возмещением реального ущерба

соответствуют п. 1 ст. 400 ГК РФ, допускающей ограничение размера

ответственности.

Указанные положения БК РФ об обязанности контрагента бюджетного

учреждения изменить условия договора противоречат гражданскому

законодательству. В соответствии с ч. 2 ст. 450 ГК РФ договор, не

измененный соглашением сторон, может быть изменен только решением суда, в

частности, в случаях, предусмотренных в федеральном законе. При наступлении

обстоятельств, указанных в ч. 4 ст. 161 БК РФ, контрагент учреждения в силу

ч. 2 ст. 328 ГК РФ вправе приостановить исполнение своих обязательств либо

отказаться от их исполнения и потребовать возмещения убытков (в данном

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты