юридическим и физическим лицам, являются доходами от предпринимательской
деятельности.
Так, в соответствии со ст. 47 Закона РФ «Об образовании» к
предпринимательской деятельности образовательных учреждений относятся:
— реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества
образовательного учреждения;
— торговля покупными товарами, оборудованием;
— оказание посреднических услуг;
— долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе
образовательных) и организаций;
— приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов
(дивидендов, процентов) по ним;
— ведение приносящих доход иных внереализационных операций,
непосредственно не связанных с собственным производством предусмотренных
уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией.
Аналогичная норма содержится в Законе РФ «Основы законодательства РФ о
культуре», ст. 47 которого устанавливает, что к предпринимательской
относится деятельность государственных или муниципальных организаций
культуры:
— по реализации и сдаче в аренду основных фондов и имущества
организации культуры для целей, не связанных с культурной деятельностью;
— торговле покупными товарами, оборудованием;
— оказанию посреднических услуг;
— долевому участию в деятельности коммерческих предприятий, учреждений
и организаций (в том числе культуры);
— приобретению акций, облигаций, иных ценных бумаг и получению доходов
(дивидендов, процентов ) по ним;
— осуществлению приносящих доход не предусмотренных уставом операций,
работ, услуг.
Финансовая деятельность бюджетных учреждений здравоохранения
регулируется Законом РФ «О медицинском страховании граждан в РФ», который в
качестве источников финансирования их деятельности определяет
следующие внебюджетные источники:
— — средства государственных и общественных организаций (объединений),
предприятий и других хозяйствующих субъектов;
— личные средства граждан;
— доходы от ценных бумаг;
— иные источники, не запрещенные законодательством РФ. Указанные виды
деятельности (в том числе внереализационые доходы) относятся к платной и
отражаются на счетах учета предпринимательской деятельности бюджетных
учреждений. Вместе с тем в ряде нормативных правовых актов содержатся
прямые указания на то, что некоторые виды платной деятельности не являются
предпринимательскими.
Для учреждений образования не является предпринимательской платная
деятельность, доходы от которой реинвестируются в данное образовательное
учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и
совершенствования образовательного процесса (в том числе на заработную
плату) в данном образовательном учреждении. Данная норма содержится в п. 2
ст. 47 Закона РФ «Об образовании». Соответственно, в целях налогообложения
в соответствии с подп. «г» п. 1 ст. 6 Закона РФ «О налоге на прибыль
предприятий и организаций» суммы, направленные образовательными
учреждениями на нужды обеспечения, развития и совершенствования
образовательного процесса в данном образовательном учреждении, уменьшают
налогооблагаемую базу.
Если полученные доходы не реинвестируются в образовательную
деятельность, то деятельность по получению этих доходов рассматривается как
предпринимательская и подлежит налогообложению в порядке, установленном для
бюджетных учреждений.
Таким образом, можно отметить, что налог на прибыль образовательными
учреждениями уплачивается при оказании платных услуг в случае, если
полученный доход не реинвестируется на нужды образовательного процесса.
На основе экономической классификации расходов бюджетов РФ к расходам
по реинвестированию на нужды образовательного процесса можно отнести
расходы:
— на оплату труда работников образовательных учреждений и начисления
на оплату труда, стипендии учащимся;
— на приобретение учебного оборудования для кабинетов и лабораторий,
инструментов, аппаратуры, приборов, станков и другого специального
оборудования, используемого в образовательном процессе, учебных программ;
— на капитальное строительство, реконструкцию и расширение объектов
учреждений образования, спортивных сооружений. (продолжение следует)
Совершение сделок бюджетными организациями.
В соответствии со ст. 268 ГК РФ учреждение не вправе отчуждать или
иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним или
приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете. Если в соответствии
с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять
приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой
деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в
самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.
Бюджетный кодекс в отличие от ГК РФ не предоставляет бюджетным
организациям права самостоятельно распоряжаться имуществом, полученным от
осуществления коммерческой деятельности. Часть 2 ст. 42 БК РФ
устанавливает, что доходы бюджетной организации, полученные от
предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, в полном объеме
учитываются в смете доходов и расходов бюджетной организации и отражаются в
доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества,
находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как
доходы от оказания платных услуг. Бюджетная организация согласно ч. 6 ст.
161 БК РФ вправе самостоятельно расходовать средства, полученные за счет
внебюджетных источников. К таким средствам не относятся средства
организации, полученные от предпринимательской и иной деятельности,
приносящей доход, так как эти средства считаются доходом соответствующего
бюджета. В данном случае должны применяться нормы БК РФ, так как в
соответствии с ч. 3 ст. 120 ГК РФ особенности правового положения отдельных
видов государственных и иных учреждений могут определяться законом и иными
правовыми актами.
В соответствии со ст. 71 БК РФ все закупки товаров, работ и услуг на
сумму свыше 2000 минимальных установленных федеральным законом размеров
оплаты труда осуществляются учреждениями исключительно на основе
государственных или муниципальных контрактов. Государственный или
муниципальный контракт должен быть предусмотрен в расходах соответствующего
бюджета и размещается на конкурсной основе, если иное не установлено
федеральными законами и законодательными актами субъектов РФ (ст. 72 БК
РФ).
Таким образом, сделка, заключенная на срок более года,
предусматривающая закупку государственным учреждением товаров, выполнение
для него работ и услуг на сумму свыше 2000 минимальных месячных размеров
оплаты труда, заключенная не на конкурсной основе и не предусмотренная в
расходах соответствующего бюджета, считается ничтожной, как противоречащая
закону (ст. 168 ГК РФ). Определенную сложность представляет вопрос о
действительности нескольких сделок, совершенных государственным учреждением
на общую сумму более 2000 минимальных месячных размеров оплаты труда не на
основе государственного контракта. С одной стороны, учреждение в
соответствии с БК РФ не вправе совершать такие сделки, т. е. сделка
является ничтожной (ст. 168 ГК РФ); с другой стороны, контрагент учреждения
не может (и не должен) знать, что такая сделка заключается в противоречие
закону, т. е. можно предположить, что такая сделка совершена контрагентом
учреждения под влиянием обмана и является оспоримой (ст. 179 ГК РФ). На наш
взгляд, такая сделка тем не менее является ничтожной. Кроме того, ничтожной
будет любая сделка государственного учреждения, предусматривающая
потребление учреждением товаров, работ и услуг, если совершение этой сделки
не предусмотрено соответствующей сметой (ст. 70 БК РФ).
Последствия недействительности такой сделки указаны в ст. 167 ГК РФ.
Эта норма предусматривает двустороннюю реституцию и не предусматривает
возмещения убытков. Следует отметить, что если убытки причинены заключением
ничтожной сделки учреждением, осуществляющим властные функции (налоговая
инспекция, отделение милиции), ст. 16 ГК РФ о возмещении государством
убытков, причиненных незаконными действиями государственных органов, также
не применяется, так как это учреждение действовало в качестве участника
гражданского оборота. Поэтому возможна ответственность учреждения (или его
руководителя) перед контрагентом за предоставление информации для
руководства этого учреждения, заведомо не соответствующей действительности.
Цели введения в БК РФ жестких ограничений на совершение сделок
очевидны — коммерческая деятельность государственных учреждений в
значительной степени должна быть ограничена или стать подконтрольной
вышестоящим государственным органам. Кроме того, указанные положения БК РФ
создают возможность признания недействительной практически любой сделки,
совершенной бюджетным учреждением.
Часть 4 ст. 161 БК РФ устанавливает, что при уменьшении
уполномоченными органами государственной власти в установленном порядке
средств соответствующего бюджета, выделенных целевым назначением для
финансирования договоров, заключаемых бюджетным учреждением, бюджетное
учреждение и другая сторона подобного договора должны согласовать новые
сроки, а если необходимо, и другие условия договора, а сторона договора
вправе потребовать от бюджетного учреждения только возмещения реального
ущерба, причиненного изменением условий договора. Положения данной нормы об
ограничении размера убытков только возмещением реального ущерба
соответствуют п. 1 ст. 400 ГК РФ, допускающей ограничение размера
ответственности.
Указанные положения БК РФ об обязанности контрагента бюджетного
учреждения изменить условия договора противоречат гражданскому
законодательству. В соответствии с ч. 2 ст. 450 ГК РФ договор, не
измененный соглашением сторон, может быть изменен только решением суда, в
частности, в случаях, предусмотренных в федеральном законе. При наступлении
обстоятельств, указанных в ч. 4 ст. 161 БК РФ, контрагент учреждения в силу
ч. 2 ст. 328 ГК РФ вправе приостановить исполнение своих обязательств либо
отказаться от их исполнения и потребовать возмещения убытков (в данном
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13