бюджетных средств, целевых средств и безвозмездных поступлений, иные
целевые источники
Следует сразу подчеркнуть, что Бюджетное учреждение не имеет права на
принятие решения о реализации излишествующего и неиспользуемого имущества,
так как бюджетная организация не является собственником активов.
Для реализации необходимо разрешение того органа, который наделяет
имуществом бюджетное учреждение. Как правило, этим органом является
соответствующий распорядитель бюджетных ассигнований. По учреждениям,
финансируемым из федерального бюджета, — это главный распорядитель
бюджетных ассигнований, по учреждениям, финансируемым за счет бюджетов
субъектов РФ, — распорядитель ассигнований второй степени и т. д. Кроме
того, принимаемое решение должно быть согласовано с Мингосимуществом
России.
Выбытие основных средств, приобретенных за счет бюджетных и целевых
средств, влечет увеличение целевых источников по субсчету 270.
Стоимость основных средств списывается с учета бухгалтерскими
записями:
дебет субсчетов 250, 020 кредит субсчетов 013, 015 — 019.
При разборке основных средств, пришедших в негодность, стоимость
материалов, остающихся в распоряжении учреждения, отражается бухгалтерской
записью:
Дт 060, 063, 069 Кт 270.
При реализации основных средств, приобретенных за счет бюджетных или
целевых источников, их договорная стоимость распределяется:
— на увеличение целевых источников деятельности
Дт 178 Кт 270 (на балансовую стоимость реализуемых основных средств);
— на счет доходов отчетного периода
Дт 178 Кт 400 (на сумму превышения договорной стоимости над
балансовой, без НДС);
— на счет расчетов с бюджетом
Дт 178 Кт 173 (на сумму НДС).
Указанные бухгалтерские записи совершаются при поступлении сумм от
реализации в отчетном периоде:
Дт 110 Кт 178 — на сумму, отнесенную в Кт 270; Дт 111; Кт 178 — на
сумму превышения между продажной ценой и балансовой стоимостью.
При поступлении суммы от реализации основных средств в периоде,
следующем за отчетным, начисление задолженности покупателя основных средств
отражается следующими бухгалтерскими записями:
— увеличение целевых источников деятельности Дт 178 Кт 270
— на балансовую стоимость реализуемых основных средств;
— отражение доходов будущих периодов Дт 178 Кт 401
— на сумму превышения договорной стоимости над балансовой, включая
НДС.
Поступление суммы от реализации основных средств в последнем случае
будет отражено проводками:
— на сумму балансовой стоимости Дт 110 Кт 178;
— на сумму превышения договорной стоимости над балансовой, включая
НДС,
Дт 110 Кт 178;
— начисление НДС
Дт 401 Кт 173;
— определение суммы доходов отчетного периода Дт 401 Кт 400.
Списание сумм кредиторской или дебиторской задолженности, образованной
по целевым средствам и по которой истек срок исковой давности, влечет
соответственно увеличение или уменьшение целевых источников:
— при списании кредиторской задолженности Дт 178 Кт 270;
— при списании дебиторской задолженности Дт 270 Кт 178.
При списании кредиторской задолженности, образованной за счет
бюджетных средств и по которой истек срок исковой давности, производятся
следующие бухгалтерские записи:
Дт 178 Кт 270;
— одновременно остаток произведенных фактических расходов относится на
сумму кредиторской задолженности:
Дт 225 Кт 200.
Выявленные при инвентаризации излишки имущества, служащего для
осуществления деятельности, финансируемой из бюджета или целевых
источников, также относятся на увеличение субсчета 270. В обратном порядке
совершаются записи по недостаче имущества, приобретенного за счет целевых
средств.
Средства, поступающие во временное распоряжение учреждений
Средства, поступающие во временное распоряжение бюджетных учреждений
(определяемые ранее как суммы по депозитам), подлежат учету в кредитных
организациях на лицевых счетах, открываемых бюджетным учреждениям на
балансовых счетах 40302.
Средства, поступающие во временное распоряжение бюджетных учреждений,
при наступлении определенных условий подлежат возврату владельцу или
передаче по назначению.
К ним, например, относятся средства, изъятые в ходе дознания,
предварительного следствия, не являющиеся вещественными доказательствами,
при наложении ареста на имущество обвиняемого (подозреваемого), на которые
может быть обращено взыскание в целях возмещения причиненного материального
ущерба или исполнения приговора в части конфискации имущества, а также
залоговые суммы, вносимые обвиняемым (подозреваемым) с санкции прокурора.
Порядок зачисления и выдачи указанных средств установлен Инструкцией
Минфина России и Банка России соответственно от 30.12.97 №95н и от 02.10.97
№67.
Поступившие на указанный счет суммы отражаются по Кт 114 и Кт 174
«Расчеты по средствам, поступившим во временное распоряжение учреждения.
Возврат средств владельцу или передача по назначению в установленном
порядке отражается по Кт 114 и Кт 174.
Заемные средства бюджетных учреждений.
Статьей 118 Бюджетного кодекса установлено, что бюджетные учреждения
не имеют права получать кредиты у кредитных организаций и других физических
и юридических лиц.
Однако в соответствии с Федеральным законом «О введении в действие
Бюджетного кодекса РФ», как уже отмечалось ранее, законодательные акты РФ в
области образования, науки, научно-технической политики, культуры,
содержащие нормы, регулирующие бюджетные отношения, действуют, если они не
признаны утратившими силу. Вследствие этого привлечение заемных средств
учреждениями возможно в соответствии со ст. 32 Закона РФ «Об образовании»,
ст. 51 Закона РФ «Основы законодательства РФ о культуре.
На субсчете 273 «Заемные средства» учитываются суммы заемных средств,
полученных от кредитных и других организаций для осуществления
предпринимательской деятельности.
Порядок получения, погашения заемных средств и оплаты процентов по ним
регулируется действующим законодательством.
Суммы полученных заемных средств отражаются по Кт 273 и Кт 111. При
погашении заемных средств, полученных в кредитных организациях, дебетуется
субсчет 273 и кредитуется субсчет 111.
Средства, полученные бюджетными учреждениями от государственных
внебюджетных фондов
Для учета средств, поступающих в бюджетные учреждения от
государственных внебюджетных фондов (Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного
медицинского страхования и др.), предназначен субсчет 115.
Указанный субсчет может применяться органами социальной защиты
населения при получении средств из Пенсионного фонда РФ на выплату пенсий и
пособий, а также учреждениями здравоохранения при осуществлении
медицинского обслуживания населения за счет средств Фонда социального
страхования РФ.
Получение средств из государственных внебюджетных фондов отражается
бухгалтерской записью по Кт 115 и Кт 274.
Перечисление средств предприятиям и организациям, обеспечивающим
выплату пенсий и пособий (выплатные центры, учреждения Сбербанка России,
предприятия связи) отражается бухгалтерской записью по Кт 191 и Кт 115.
На основании отчетов о проведенных выплатах совершается бухгалтерская
запись по Кт 228 и Кт 191.
В медицинских учреждениях, получающих средства от федерального или
территориального фонда обязательного медицин-.. ского страхования, а также
от страховых компаний, фактические расходы отражаются по Кт 228 и кредиту
соответствующих субсчетов расчетов, материальных ценностей.
Последним рабочим днем декабря фактические расходы, произведенные на
выплату пенсии и пособий за счет средств Пенсионного фонда РФ, иных
государственных внебюджетных фондов и учтенные по Кт 228, списываются в Дт
274.
Средства полученные от предпринимательской деятельности.
Предпринимательская деятельность не может являться основным видом
деятельности бюджетного учреждения. Тем не менее в последнее время в связи
с хроническим недофинансированием получателей бюджетных ассигновании
руководители учреждений все чаще вынуждены искать нетрадиционные способы
получения денежных средств. Естественно, что большинство таких способов
связано с осуществлением различных видов предпринимательской деятельности.
В принципе средства, полученные от такой деятельности, не должны
использоваться на цели, которые обеспечиваются бюджетными ассигнованиями.
Однако в течение срока задержки финансирования суммы выручки от реализации
продукции (работ или услуг), произведенной (выполненных или оказанных)
бюджетным учреждением, чаще всего направляются на обеспечение расходов по
соответствующим бюджетным сметам. Кроме того, получение средств от
предпринимательской деятельности позволяет бюджетному учреждению решать
социальные вопросы по улучшению условий труда и отдыха персонала
учреждений, а также производственные проблемы, связанные с модернизацией
производственных мощностей, своевременным обновлением изношенных объектов
основных средств.
В соответствии с ГК РФ предпринимательской является «самостоятельная,
осуществляемая на свои риск. деятельность, направленная на систематическое
получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения
работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в
установленном законом порядке».
Для бюджетных учреждений возможность ведения предпринимательской
деятельности должна быть предусмотрена нормативными актами, регулирующими
деятельность учреждений в соответствующих сферах, и учредительными
документами.
К таким нормативным актам относятся:
— Законы РФ «Об образовании», «Основы законодательства РФ о культуре»;
— Федеральные законы «О высшем и послевузовском образовании, «О науке
и государственной научно-технической политике»;
— иные правовые акты, которыми утверждаются типовые положения об
учреждениях определенных категорий.
В соответствии с Инструкцией Госналогслужбы России от 20.08.98 № 48 «О
порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль бюджетными
организациями (учреждениями) и представления отчетности в налоговые органы-
» доходы бюджетных организаций, получаемые от оказания платных услуг
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13