Развитие финансового контроля и его эффективность в РФ

Развитие финансового контроля и его эффективность в РФ

ИРКУТСКИЙ КОЛЛЕДЖ ЭКОНОМИКИ

И

ТУРИЗМА

Контрольная работа

По Финансовому праву

На тему: Развитие финансового контроля и его эффективность в РФ.

Работу выполнил

студент группы П-01-1:

Масарновский В. К.

Работу проверил:

Мазалов А. Н.

Иркутск

2003 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

1. Понятие и значение финансового контроля 3 - 6

2. Виды и органы финансового контроля 6 -

11

3. Методы финансового контроля

11 - 12

4. Дополнительный материал

12 - 37

5. Вывод

37

Материал был взят из учебника Финансовое право – Москва, Юрист, 2002 г.

По издательством Н. И. Химичёвой и Интернет изданий и газеты «Финансовые

Известия»

Работа была выполнена на домашней печатной студии «Маяк», под редакцией В.

К. Масарновского и была распечатана на принтере. @ Иркутск, Маяк,

2003г.

1. Понятие и значение финансового контроля

Неотъемлемой составной частью финансовой деятельности государства и

муниципальных образований является финансовый контроль.

Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как

экономической категории присущи не только распределительная, но и

контрольная функция. Поэтому использование государством и муниципальными

образованиями для решения своих задач финансов обязательно предполагает

проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач. Финансовый

контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей

системой органов государственной власти и органов местного самоуправления,

в том числе специальными контрольными органами при участии общественных

организаций, трудовых коллективов и граждан.

Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведение

проверяются, во – первых, соблюдение установленного правопорядка, в

процессе финансовой деятельности органами государственной власти и местного

самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и,

во – вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых

действий, соответствие их задачам государства и муниципальных образований.

Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и

целесообразности проводимой финансовой деятельности.

Требование соблюдения законности в деятельности по образованию,

распределению и использованию денежных фондов государства и субъектов

местного самоуправления имеет конституционную основу: органы

государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица,

граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы (ч.2

ст. 15 Конституции РФ).

Итак, финансовый контроль – это контроль за законностью и

целесообразностью действий в области образования, распределения и

использования денежных фондов государства и муниципальных образований в

целях эффективного социально – экономического развития страны и её

регионов.

Финансовый контроль присущ всем финансово-правовым институтам. Поэтому,

помимо общих финансово – правовых норм, регулирующих организацию и порядок

проведения финансового контроля в целом, имеются нормы, предусматривающие

его специфику в отдельных финансово – правовых институтах и закреплённые

соответствующим законодательством (например, в Налоговом или Бюджетном

кодексах РФ).

Основными направлениями финансового контроля в отношениях, регулируемых

финансовым правом, являются:

А) проверка выполнения органами государственной власти и местного

самоуправления функций по аккумуляции, распределению и использованию

финансовых ресурсов соответственно своей компетенции;

Б) проверка выполнения финансовых обязательств пред государством и

органами местного самоуправления организациями и гражданами;

В) проверка правильности использование государственными и муниципальными

предприятиями, учреждениями, организациями находящихся в хозяйственном

ведении или оперативном управлении денежных ресурсов (бюджетных и

собственных средств, банковских ссуд, внебюджетных и других средств);

Г) проверка соблюдения правил совершения финансовых операций, расчётов и

хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями;

Д) выявление внутренних резервов производства – возможностей повышения

рентабельности хозяйства, роста производительности труда, более экономного

эффективного использования материальных и денежных средств;

Е) устранение и предупреждение нарушение финансовой дисциплины. В случае

их выявления в установленном порядке применяются меры воздействия к

организациям, должностным лицам и гражданам, обеспечивается возмещение

материального ущерба государству, организациям, гражданам.

В результате реализации задач финансового контроля укрепляется финансовая

дисциплина, выражающая одну из сторон законности. Финансовая дисциплина –

это чёткое соблюдение установленных предписаний и порядка образования,

распределения и использования денежных фондов государства, субъектов

местного самоуправления, предприятий, организаций, учреждений. Требования

финансовой дисциплины распространяются не только на предприятия,

организация, учреждения, граждан, но и на органы государственной власти и

местного самоуправления, их должностных лиц. Тем самым финансовый контроль

обеспечивает интересы государства, муниципальных образований, а также

способствует соблюдению прав и интересов конкретных граждан, предприятий,

учреждений (например, контроль за соблюдением законодательства о

представление льгот по платежам в бюджет, за правильностью взимания

налогов, за своевременностью выделения бюджетных ассигнований и т. д.).

Однако объект финансового контроля не ограничивается проверкой только

денежных средств. В конечном итоге он означает контроль за использованием

материальных, трудовых, природных и других ресурсов страны, поскольку в

современных условиях процесс производства и распределения опосредуется

денежными отношениями.

Эффективность финансового контроля предполагает необходимость глубокого

экономического анализа финансово – хозяйственной деятельности, разработки

контролирующими органами предложений по улучшению качеств работы

проверяемых организаций.

Одной из форм финансового контроля выступает контроль рублём,

свойственный сфере коммерческих отношений. Это контроль за финансово –

хозяйственной деятельностью предприятий, объединений, организаций

посредством таких экономических категорий, как цена, себестоимость, прибыль

и др., при использовании системы финансирования, кредитования, расчётов.

Контроль рублём позволяет определить качество работы предприятий и

экономически воздействовать на него. Например, анализ прибыли предприятия,

её объёма, источников получения (или причин не получения) выявляет

результаты работы предприятия. Несвоевременность возращения ссуды,

полученной в банке, сигнализирует о неблагополучном финансовом положении

предприятия.

На своевременном этапе произошли изменения в организации финансового

контроля, в его содержании.

В условиях перехода к рыночным отношениям, хозяйственной

самостоятельности предприятий, организаций, учреждений усиливается значение

повседневного внутрихозяйственного самоконтроля, контроля собственников.

Более глубоким, неформальным стал контроль со стороны представительных

органов государственной власти и органов местного самоуправления за

финансовой деятельностью исполнительной власти, опирающийся на создаваемые

ими специальные контрольные органы.

Изменилась система контрольных органов: упразднены органы народного

контроля, в связи с изменением системы политической власти и установлением

власти Президента Российской Федерации организован президентский контроль,

осуществляемый Контрольным управлением Президента Российской Федерации.

На основании Конституции РФ 1993 г. (ст. 101 – 103) палаты Федерального

Собрания РФ образуют счётную палату РФ. Подобные органы действуют и на

уровне субъектов Федерации.

Сформированы также новые органы финансового контроля: органы

государственной налоговой службы, государственного страхового надзора;

функции финансового контроля осуществляют и созданные в 1990 – х. гг.

органы федерального казначейства. Широкое развитие получил контроль в новой

форме – аудиторской деятельности, проводимой независимыми организациями на

платной основе в качестве предпринимательской деятельности.

Преобразование в системе банков и их деятельности применительно к

особенностям рыночных отношений обусловили изменения в контрольных функциях

банков, а также выделение из них на особый уровень Центрального банка РФ с

функциями государственного контроля и надзора.

Впоследствии меры по совершенствованию системы органов, осуществляющих

финансовый контроль, продолжались: Государственная налоговая служба РФ,

преобразованная в Министерство РФ по налогам и сборам, изменена система

органов, осуществляющих государственный страховой надзор. Особое внимание

обращено на необходимость укрепления государственного финансового контроля,

чему призван способствовать намечены к принятию Федеральный закон «О

государственном финансовом контроле в Российской Федерации».

Проблемы, связанные с собиранием и расходованием государственных

финансовых ресурсов обусловили создание Межведомственного совета по

государственному финансовому контролю, обеспечению своевременности и

полноты сбора налогов и других платежей в федеральный бюджет. Целями

деятельности Совета определены координация и усиление контроля за

поступлением и расходованием средств федерального бюджета, федеральных

внебюджетных фондов и других государственных средств. В состав Совета

включены руководители финансово – контрольных и экономических органов, в

том числе министров финансов, Председатель Банка России, руководитель

федерального казначейства и др. Председатель Совета – министр финансов. В

работе Совета могут принимать участие представитель Генеральной Прокуратуры

РФ, МВД России, ФСБ России и др. заинтересованных органов.

К задачам Совета отнесены: формирование тактики и методологии

государственного финансового контроля; определение его основных направлений

и механизма; согласование практических мероприятий по осуществлению

государственного финансового контроля; утверждение программы совместных

ревизий и проверок; подготовка предложений по расширению источников средств

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты