Развитие финансового контроля и его эффективность в РФ
ИРКУТСКИЙ КОЛЛЕДЖ ЭКОНОМИКИ
И
ТУРИЗМА
Контрольная работа
По Финансовому праву
На тему: Развитие финансового контроля и его эффективность в РФ.
Работу выполнил
студент группы П-01-1:
Масарновский В. К.
Работу проверил:
Мазалов А. Н.
Иркутск
2003 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
1. Понятие и значение финансового контроля 3 - 6
2. Виды и органы финансового контроля 6 -
11
3. Методы финансового контроля
11 - 12
4. Дополнительный материал
12 - 37
5. Вывод
37
Материал был взят из учебника Финансовое право – Москва, Юрист, 2002 г.
По издательством Н. И. Химичёвой и Интернет изданий и газеты «Финансовые
Известия»
Работа была выполнена на домашней печатной студии «Маяк», под редакцией В.
К. Масарновского и была распечатана на принтере. @ Иркутск, Маяк,
2003г.
1. Понятие и значение финансового контроля
Неотъемлемой составной частью финансовой деятельности государства и
муниципальных образований является финансовый контроль.
Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как
экономической категории присущи не только распределительная, но и
контрольная функция. Поэтому использование государством и муниципальными
образованиями для решения своих задач финансов обязательно предполагает
проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач. Финансовый
контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей
системой органов государственной власти и органов местного самоуправления,
в том числе специальными контрольными органами при участии общественных
организаций, трудовых коллективов и граждан.
Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведение
проверяются, во – первых, соблюдение установленного правопорядка, в
процессе финансовой деятельности органами государственной власти и местного
самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и,
во – вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых
действий, соответствие их задачам государства и муниципальных образований.
Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и
целесообразности проводимой финансовой деятельности.
Требование соблюдения законности в деятельности по образованию,
распределению и использованию денежных фондов государства и субъектов
местного самоуправления имеет конституционную основу: органы
государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица,
граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы (ч.2
ст. 15 Конституции РФ).
Итак, финансовый контроль – это контроль за законностью и
целесообразностью действий в области образования, распределения и
использования денежных фондов государства и муниципальных образований в
целях эффективного социально – экономического развития страны и её
регионов.
Финансовый контроль присущ всем финансово-правовым институтам. Поэтому,
помимо общих финансово – правовых норм, регулирующих организацию и порядок
проведения финансового контроля в целом, имеются нормы, предусматривающие
его специфику в отдельных финансово – правовых институтах и закреплённые
соответствующим законодательством (например, в Налоговом или Бюджетном
кодексах РФ).
Основными направлениями финансового контроля в отношениях, регулируемых
финансовым правом, являются:
А) проверка выполнения органами государственной власти и местного
самоуправления функций по аккумуляции, распределению и использованию
финансовых ресурсов соответственно своей компетенции;
Б) проверка выполнения финансовых обязательств пред государством и
органами местного самоуправления организациями и гражданами;
В) проверка правильности использование государственными и муниципальными
предприятиями, учреждениями, организациями находящихся в хозяйственном
ведении или оперативном управлении денежных ресурсов (бюджетных и
собственных средств, банковских ссуд, внебюджетных и других средств);
Г) проверка соблюдения правил совершения финансовых операций, расчётов и
хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями;
Д) выявление внутренних резервов производства – возможностей повышения
рентабельности хозяйства, роста производительности труда, более экономного
эффективного использования материальных и денежных средств;
Е) устранение и предупреждение нарушение финансовой дисциплины. В случае
их выявления в установленном порядке применяются меры воздействия к
организациям, должностным лицам и гражданам, обеспечивается возмещение
материального ущерба государству, организациям, гражданам.
В результате реализации задач финансового контроля укрепляется финансовая
дисциплина, выражающая одну из сторон законности. Финансовая дисциплина –
это чёткое соблюдение установленных предписаний и порядка образования,
распределения и использования денежных фондов государства, субъектов
местного самоуправления, предприятий, организаций, учреждений. Требования
финансовой дисциплины распространяются не только на предприятия,
организация, учреждения, граждан, но и на органы государственной власти и
местного самоуправления, их должностных лиц. Тем самым финансовый контроль
обеспечивает интересы государства, муниципальных образований, а также
способствует соблюдению прав и интересов конкретных граждан, предприятий,
учреждений (например, контроль за соблюдением законодательства о
представление льгот по платежам в бюджет, за правильностью взимания
налогов, за своевременностью выделения бюджетных ассигнований и т. д.).
Однако объект финансового контроля не ограничивается проверкой только
денежных средств. В конечном итоге он означает контроль за использованием
материальных, трудовых, природных и других ресурсов страны, поскольку в
современных условиях процесс производства и распределения опосредуется
денежными отношениями.
Эффективность финансового контроля предполагает необходимость глубокого
экономического анализа финансово – хозяйственной деятельности, разработки
контролирующими органами предложений по улучшению качеств работы
проверяемых организаций.
Одной из форм финансового контроля выступает контроль рублём,
свойственный сфере коммерческих отношений. Это контроль за финансово –
хозяйственной деятельностью предприятий, объединений, организаций
посредством таких экономических категорий, как цена, себестоимость, прибыль
и др., при использовании системы финансирования, кредитования, расчётов.
Контроль рублём позволяет определить качество работы предприятий и
экономически воздействовать на него. Например, анализ прибыли предприятия,
её объёма, источников получения (или причин не получения) выявляет
результаты работы предприятия. Несвоевременность возращения ссуды,
полученной в банке, сигнализирует о неблагополучном финансовом положении
предприятия.
На своевременном этапе произошли изменения в организации финансового
контроля, в его содержании.
В условиях перехода к рыночным отношениям, хозяйственной
самостоятельности предприятий, организаций, учреждений усиливается значение
повседневного внутрихозяйственного самоконтроля, контроля собственников.
Более глубоким, неформальным стал контроль со стороны представительных
органов государственной власти и органов местного самоуправления за
финансовой деятельностью исполнительной власти, опирающийся на создаваемые
ими специальные контрольные органы.
Изменилась система контрольных органов: упразднены органы народного
контроля, в связи с изменением системы политической власти и установлением
власти Президента Российской Федерации организован президентский контроль,
осуществляемый Контрольным управлением Президента Российской Федерации.
На основании Конституции РФ 1993 г. (ст. 101 – 103) палаты Федерального
Собрания РФ образуют счётную палату РФ. Подобные органы действуют и на
уровне субъектов Федерации.
Сформированы также новые органы финансового контроля: органы
государственной налоговой службы, государственного страхового надзора;
функции финансового контроля осуществляют и созданные в 1990 – х. гг.
органы федерального казначейства. Широкое развитие получил контроль в новой
форме – аудиторской деятельности, проводимой независимыми организациями на
платной основе в качестве предпринимательской деятельности.
Преобразование в системе банков и их деятельности применительно к
особенностям рыночных отношений обусловили изменения в контрольных функциях
банков, а также выделение из них на особый уровень Центрального банка РФ с
функциями государственного контроля и надзора.
Впоследствии меры по совершенствованию системы органов, осуществляющих
финансовый контроль, продолжались: Государственная налоговая служба РФ,
преобразованная в Министерство РФ по налогам и сборам, изменена система
органов, осуществляющих государственный страховой надзор. Особое внимание
обращено на необходимость укрепления государственного финансового контроля,
чему призван способствовать намечены к принятию Федеральный закон «О
государственном финансовом контроле в Российской Федерации».
Проблемы, связанные с собиранием и расходованием государственных
финансовых ресурсов обусловили создание Межведомственного совета по
государственному финансовому контролю, обеспечению своевременности и
полноты сбора налогов и других платежей в федеральный бюджет. Целями
деятельности Совета определены координация и усиление контроля за
поступлением и расходованием средств федерального бюджета, федеральных
внебюджетных фондов и других государственных средств. В состав Совета
включены руководители финансово – контрольных и экономических органов, в
том числе министров финансов, Председатель Банка России, руководитель
федерального казначейства и др. Председатель Совета – министр финансов. В
работе Совета могут принимать участие представитель Генеральной Прокуратуры
РФ, МВД России, ФСБ России и др. заинтересованных органов.
К задачам Совета отнесены: формирование тактики и методологии
государственного финансового контроля; определение его основных направлений
и механизма; согласование практических мероприятий по осуществлению
государственного финансового контроля; утверждение программы совместных
ревизий и проверок; подготовка предложений по расширению источников средств
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11